Система воспитательной работы.
статья на тему

Неудахина Наталья Михайловна

Краткое описание системы воспитательной работы в рамках презентации опыта в конкурсе педагогического мастерства "Современный классный руководитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnoy_raboty.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Неудахина Наталья Михайловна

Система воспитательной работы

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года формулирует приоритетную задачу Российской Федерации как формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины.

«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». В.В.Путин.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, концепция "Воспитание петербуржца XXI века" в системе образования Санкт-Петербурга.

Приняты важные законы и документы, определены цели, поставлены задачи – все это инструментарий учителя и классного руководителя.

Воспитание – неотъемлемая часть обучения.

Принимая класс в руководство, необходимо, прежде всего, «увидеть» какого человека мы хотим выпустить в «большой» мир – пусть это и будет наша цель, которая определит конкретные задачи, решая их, мы будем поэтапно двигаться к нашему идеалу. Рука об руку с семьей, в тесном и непрерывном сотрудничестве, обсуждая и согласуя все шаги, учитывая особенности и пожелания. Важным элементом воспитательной и организационной работы с классом является взаимодействие классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса: учителями, социальным педагогом, психологом, логопедом, библиотекарем, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования,  администрацией.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса, это будет мой второй выпуск, предыдущий класс выпустился в 2007 году. 7 лет «совместной» жизни – долгий срок, дети и их семьи становятся родными, но «своими» детьми они становятся при первом знакомстве. Отношения выстраиваются, исходя из того, что это мои дети.

Какими я хочу их увидеть через несколько лет? Чему они должны научиться? Как они будут выглядеть и общаться? Чем интересоваться, увлекаться? Они – это мое будущее, моя старость. Я хочу уверенности в завтрашнем дне, мира, стабильности, возможности гордиться своей страной, чистоты вокруг, заботы и вежливости, хочу, чтобы меня окружали счастливые, увлеченные своим делом люди, профессионалы в своей области, читающие, сострадающие.

Поэтому работа с классом ведется в системе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Комфортный морально-психологический климат.

Создать условия для развития и самореализации обучающихся очень важно. С этого стоит начать и постоянно держать под контролем состояние «климата» в классе, привлекая к работе специалистов: психолога, социального педагога.

Анкетирование по различным методикам самостоятельно и с помощью психолога необходимо проводить регулярно, это позволит учесть особенности коллектива при работе с классом; беседы-лекции и тренинги (например, при подготовке к экзаменам) лучше доверить специалисту.

Организация и проведение праздничных мероприятий позволяет детям раскрыться в новом качестве, примерить разные образы, получить свою порцию признания и оваций. Конечно, все готовим вместе.

  1. Контакт с родителями.

Контакт с родителями должен быть максимальным, обратная связь – постоянной. На родительские собрания приглашаются не только учителя-предметники, но и психолог,  педагоги дополнительного образования,  представители колледжей и ВУЗов. Принцип «Чем больше ребенок занят, тем больше он успевает» работает. Надо только занять ребенка правильно, если родители затрудняются с выбором, классный руководитель предложит варианты. Также приглашаем родителей к сотрудничеству: в музеи, на экскурсии, на мероприятия – вместе. «Нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей». П.П.Яблонский.

  1. Культура, искусство, литература.

Мы живем в Петербурге. У нас уникальные возможности. Весь город – воспитательная площадка. Музеи, театры, экскурсии. ВУЗы, фестивали, конкурсы, олимпиады. Стараемся максимально знакомиться с городом (абонементы в Эрмитаж, Русский музей, экскурсии), участвуем в творческих фестивалях и конкурсах.

  1. Патриотическое воспитание.

Сложно переоценить важность патриотического воспитания, и где, как не в школе закладывать его основы. Темы ВОВ, блокады Ленинграда, ветеранов, героев войны и тыла, ликвидаторов аварий предоставляет возможность вести эту работу для детей любого возраста. Красной линией мы выбрали для себя тему Победы. Ежегодно класс готовит и проводит мероприятия, посвященные Дню Победы и/или блокаде Ленинграда. Ребята занимаются в воено-патриотическом клубе «Невская гвардия», несут вахту Памяти как в Санкт-Петербурге, так и в других городах-героях.

Участвовали в слетах городов-героев, а в марте 2015 выступали в качестве принимающей слет стороны и были задействованы во всех мероприятиях слета.

Тема Героев особенно нас заинтересовала, и в 7 и 8 классах мы заняли 2 место в районном конкурсе «Герои среди нас», выступив с работами о наших учителях ОБЖ (которые оказались настоящими героями).

  1. Воспитание гражданина.

В школе действует Музей ликвидации последствий техногенных катастроф. Конечно, мы не смогли остаться просто наблюдателями и стали первыми экскурсоводами в школьном музее, а в 2012 году стали лауреатами конкурса экскурсоводов школьных музеев.

        Считаю, что необходимо научить ребят грамотно выражать и отстаивать свою точку зрения по любым вопросам. В качестве формы ведения дискуссии нам очень понравились дебаты. С 7 класса мы осваиваем эту технику и в прошлом учебном году выступали на дебатах в районе, а сейчас готовимся к показательному мероприятию для школьников района.

  1. Социальная солидарность.

Россия – страна равных возможностей, многонациональное государство, - необходимо учиться жить в социуме, сочувствовать, сострадать, сопереживать, уважать особенности окружающих. На протяжении нескольких лет мы регулярно были участниками акций в поддержку детей из Детского дома №13. Провели с воспитанниками детского дома совместные мероприятия ко Дню Победы на их площадке.

  1. Самореализация и саморазвитие, профессиональное самоопределение.

Самореализацию и саморазвитие помимо внеурочной деятельности возможно стимулировать средствами урочной деятельности, поэтому мы стараемся участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах разного уровня и форм проведения. Активно участвуем в школьных мероприятиях – от выступлений на праздничных концертах и театрализованных постановок, до проведения Дней самоуправления, тематических конкурсов и статей в школьную газету.

Профподготовка ведется путем тестирования и посещений ярмарок профессий - с одной стороны, встречами с представителями ВУЗов и экскурсиями на предприятия – с другой.

  1. Экологическое воспитание.

Субботники, сборы макулатуры, посадка деревьев и благоустройство территории – рядовые, но значимые мероприятия, приучающие детей к бережному отношению к окружающей среде.

  1. Физическое развитие и культура здоровья.

Физкультура и спорт – приоритеты государственной воспитательной программы. Общешкольные соревнования и «олимпийские игры» всегда проходят с большим энтузиазмом. А еще нам нравится участвовать в туристических слетах, где даже самые неспортивные дети стараются внести свой вклад в командный зачет.

        Разумеется классные часы затрагивают все аспекты воспитательной работы, с каждым ребенком ведется индивидуальная работа. Воспитательная работа - кропотливый ежедневный труд. Но очень трудно сформировать у детей представления о «хорошо-плохо», если не подтверждать свои слова личным примером. Выступать? Играть в КВН? Писать статью? Пройти ночной маршрут на турслете? Конечно, вместе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ» (из опыта работы)

География – единственный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и общественных наук. Она охватывает всю систему «природа – человек – хозяйство». Кроме собственно географи...

Описание системы воспитательной работы (из опыта работы)

Школьный учитель выступает в основном в двух ролях – преподавателя и классного руководителя. В традиционной педагогике разделение этих функций очень условно. Оно связано с представлением о ведущей рол...

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы школы по работе с родителями как средство повышения воспитанности школьников"

"Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.СухомлинскийАктуальность проблемы заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество...

Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья: "Профориентационное воспитание и профильное обучение в системе воспитательной работы школы (из опыта работы гимназии)"

В статье описан опыт создания постоянно развивающейся учебно-воспитательной среды, которая ставит своими задачами помочь каждому учащемуся подойти к осознанному и взвешенному решению о выборе будущей ...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...