ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА №5 ОАО «РЖД»
материал (7 класс) на тему
«Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы». Л.С. Выготский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат №5 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА №5 ОАО «РЖД»
Подготовила учитель математики,
классный руководитель 7 «А» класса
Мязина Г.В.
По утверждению известного психолога Л.С.Выготского:
«Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время, недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».
Ключевая особенность декабрьского 2012 года «Послания Президента Федеральному собранию» – это упор на весь блок вопросов, связанных с патриотизмом, принципиальная задача которых – поддержка институтов – носителей традиционных ценностей, и в первую очередь, общего образования. В своей речи президент РФ В.В. Путин отметил: «Влияние школы на формирование детей и подростков в последние десятилетия ослабло. Между тем фундамент патриотизма должен строиться на самой сильной системе – на системе образования. Патриотическое воспитание в школе обязано стать нормой: дети, и школа, и патриотизм – все должно быть неотделимо. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
В соответствии с положениями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» была определена цель по патриотическому воспитанию подростков лицея-интерната №5 ОАО «РЖД», а именно: сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои. И, как следствие, создать крепкий, дружный классный коллектив. В соответствии с целью определены следующие направления деятельности по патриотическому воспитанию подростков: интеллектуально-краеведческое, героико-патриотическое, гражданское.
Для реализации поставленной цели разработаны задачи:
– изучение истории, природы, культуры своей местности;
– сохранение памяти о героических событиях, подвигах своих земляков и страны в целом;
– формирование гражданского самосознания, гражданской позиции, сознания долга перед семьёй, народом и Родиной.
Как отмечают психологи, предметом деятельности подростка в момент развития его личности становится он сам: в одном он себя сдерживает, другое ломает, третье создаёт заново… он начинает сам создавать себя, ориентируясь на конкретные цели и задачи.
Работа по формированию чувства патриотизма у подростков седьмого «А» класса ведётся мною третий год. За этот период в классном коллективе сформировалась воспитывающая среда, попадая в неё, обучающиеся включаются в деятельность, которая основана на воспитании чувства коллективизма, товарищества, родства. Родина, народ, родители, родственники, природа – не случайно однокоренные слова. По определению профессора А. Н. Вырщикова (основателя научно-исследовательского центра по патр. восп.) – это «своеобразное пространство патриотизма, в его основе лежат чувства Родины, солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо сам человек не выбирает родителей, детей, Родину, место своего рождения».
С целью формирования чувства патриотизма с подростками была организована деятельность по изучению истории, культуры родного края.
В течение учебного года были подготовлены и проведены ряд классных часов, организованы экскурсии по городу. Так, один из классных часов был посвящён образованию Краснокутского района, он прошёл в форме викторины. С целью изучения истории Краснокутской земли и знакомства с родным краем для подростков были организованы экскурсии в районный и областные музеи краеведения, поездки по местам боевой славы, школьники с огромным интересом посетили место приземления космонавта Г.С. Титова.
К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать: воспитывать любовь к Родине, её истории, родной земле.
Во время поездки в саратовский парк Победы ребята узнали о том, как выстояли саратовцы во время Великой Отечественной войны, как горожане помогали фронту, они почтили память погибших и возложили цветы на их могилы. Важно, чтобы дети знали не только историю, обычаи и традиции своего родного края, но традиции и обычаи всей страны, всего народа. Поэтому особое место в патриотическом воспитании подростков занимает знакомство с историей своей страны, воспитание чувства гордости за свой народ, его ратные подвиги. Много впечатлений осталось у детей после посещения столицы нашей Родины, города-героя Москвы. Во время экскурсии по Красной площади мы вспоминали о том, что 7 ноября 1941г. на ней проходил парад, а для сегодняшних подростков важно было понять, что этот парад имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны.
Уже семьдесят лет мы живём в мире, но рядом с нами «поселился» другой «враг», о котором подростки должны знать, имя его – терроризм. Первый классный час учебного года в шестом классе был посвящён теме «Мы помним Беслан». Современным школьникам важно показать на примерах событий в мире, что такое терроризм, каковы его последствия, какие возможные способы защиты от него существуют, что такое взаимопомощь, героизм, и как важно чувство сострадания.
Интересно прошел классный час, посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда. Школьники восхищались стойкостью, мужеством и человечностью людей, которым удалось пережить эти страшные военные годы. Этот классный час оставил глубокий след в душах детей.
В год 70-летия Великой Победы ребята подготовили общешкольный праздник-фестиваль патриотической песни «Салют, Победа!». Это был концерт-спектакль, который не оставил никого равнодушным. Участники праздника вспоминали города-герои, слушали сводки совинформбюро, зачитывали воспоминания очевидцев тех страшных дней, читали стихи, прозу, пели военные песни, танцевали. Все без исключения прониклись гордостью за советский народ-победитель!
Одним из наиболее значимых событий нашей жизни была поездка к ветерану Великой Отечественной войны, «Королеве Бранденбургских ворот» Марии Филипповне Лиманской. В ходе поисковой работы дети познакомились с этой легендарной женщиной, которая прошла всю войну и встретила Победу на посту регулировщицы у Бранденбургских ворот Берлина. Видеоролик об этой поездке был размещен на сайтах УраПобеда.рф. и «Память». Школьники с интересом приняли участие во всероссийском проекте интернет-конкурсе «Навстречу Великой Победе!».
Таким образом, подростки стали активными участниками и инициаторами мероприятий патриотической направленности, участниками и победителями не только общешкольных, но и районных, городских и межрегиональных мероприятий, конкурсов, фестивалей.
В течение учебного года ребята увлечённо готовили плакаты к праздничным государственным датам, принимали участие в дискуссиях, радовались пусть не великим, но своим личным открытиям. Праздник День Матери учреждён в нашей стране сравнительно недавно, в 1998г. В День Матери люди выражают благодарность всем матерям, которые окружают детей любовью, вниманием, нежностью и лаской. Этот День будет праздноваться в нашей школе в конце ноября, и 7 «А» класс предлагает всем классам активное участие в фотоконкурсе «Мамины руки – нет их теплее». А в конкурсе «Открытка для мамы» ребята предлагают изготовить открытку маме и написать собственные стихи.
Наблюдая за детьми, я вижу, что они постоянно делятся впечатлениями о различных событиях, учатся правильно оценивать значения тех, или иных мероприятий. Недавно ребята сами предложили организовать шефскую помощь над ветеранами, или просто пожилыми людьми. А ещё – мы шефы у малышей! И это есть воспитание чувства гражданственности и ответственности. Такая форма работы помогает интересно организовывать деятельность ребят в свободное время, направив её на решение основных задач поставленной цели – формирование в каждом подростке общечеловеческих ценностей, в том числе и чувства патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся
На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...

Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.
Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...

Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.
Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...
Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...