Конспект Поведение в экстремальной ситуации
классный час на тему
Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать детей к выполнению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
Форма: игра-соревнование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_povedenie_v_ekstremalnyh_situatsii.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Поведение в экстремальной ситуации…
Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать детей к выполнению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте; развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
Форма: игра-соревнование.
Подготовительная работа.
1. Работа с детьми:
а) выбрать из учеников класса трех «экспертов», знатоков правил безопасности, которые будут судить соревнования и задавать дополнительные «вредные» вопросы;
б) выбрать из учеников класса трех ведущих (по одному для каждого тура);
б) объединить детей в 4 команды, предложить выбрать капитана, название («Вымпел», «Сигнал», «Сирена», «Ураган», «Вулкан», «Океан», «Град», «Защита» и т.п.).
2. Реквизит:
а) сделать медали «Служба спасения» по количеству членов одной команды (или одну медаль для всей команды);
б) сделать карточки с заданиями для команд (на отдельной полоске бумаги написать текст задания); можно сделать ксерокопию листа с заданиями, разрезать на полоски;
Задания для первого тура
№1.
16.00. Вы находитесь в своей квартире на 7 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.
№2.
16.00. Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.
№3.
Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.
№4.
Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа
Ваши действия.
Задания для второго тура
№1.
Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия
№2.
Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определи, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.
№3.
Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.
№4.
Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.
Задания для третьего тура
№1.
Ваш друг время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.
№2.
Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия.
№3.
В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.
№4.
Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжег руку. Ваши действия.
в) приготовить коробку, из которой капитаны будут доставать карточки с заданиями.
3. Оформление класса:
а) на перемене перед классным часом написать мелом на доске номера телефонов служб:
01 - пожарная охрана
02 - милиция
03 - «Скорая помощь»
04 - газовая служба
б) поставить рядом с учительским столом стол для экспертов, на этот стол положить сценарий, по которому эксперты могут проверить ответы и задать «вредные» вопросы;
в) в коробку положить задания первого тура; задания для второго и третьего тура сложить стопочками на столе экспертов.
План классного часа
- Вступительное слово.
- Соревнование «Экстремальная ситуация»:
а) первый тур – экстремальные ситуации дома;
б) второй тур – экстремальные ситуации на улице;
в) третий тур – первая помощь пострадавшим.
- Подведение итогов.
Ход классного часа
1. Вступительное слово.
Классный руководитель. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название «экстремальных ситуаций». Экстремальный – значить трудный, сложный. Экстремальные ситуации – значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб)
Дети. (Отвечают, глядя на доску)
Классный руководитель. Но сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда готова прийти на помощь. Это Служба спасения!
Служба спасения – это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.
Но в первые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения.
А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.
2. Соревнования команд спасателей «Экстремальная ситуация».
Классный руководитель. Мы решили организовать в нашем классе Службу спасения. В нее должны войти самые опытные и умелые спасатели. Чтобы их отобрать, мы проведем сегодня соревнование «Экстремальная ситуация».
В соревновании принимают участие четыре команды спасателей: (названия, выбранные детьми). Лучшая команда получит медаль и звание «Служба спасения»
Каждая команда получает задание – какую-либо экстремальную ситуацию. Задача команды – найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.
Каждое задание оценивается максимум в 5 баллов.
Судить наши соревнования будет группа экспертов в составе (имена, фамилии).
После того как команда выполнит задание, эксперты задают по три «вредных» вопроса по этой ситуации. Каждый «вредный» вопрос, на который не получен ответ, забирает у команды один балл.
Условия соревнований всем понятны?
Я передаю слово ведущим. (Если ведущие не подготовлены, учитель сам ведет соревнования)
а) первый тур – экстремальные ситуации дома
Ведущий 1. Первый тур. Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома. Приглашаю капитанов команд к доске для получения заданий.
Капитаны выходят к доске, вытягивают из коробки листочки с текстом заданий. Получив задания, капитаны называют их номера ведущему. Первой будет выступать команда, которая вытянула первое задание, второй – второе и т.д.
Ведущий 1. Итак, первой будет отвечать команда (название), второй, команда (название), третьей – команда (название), и последней – команда (название),
Задания получены. На подготовку ответа вам дается 1 минута.
Включается метроном или спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.
Ведущий 1. Минута истекла. Команда (название), слушаем ваш ответ.
Представитель команды зачитывает вопрос и дает ответ, ему помогают другие члены команды.
Ведущий 1. Теперь слушаем «вредные» вопросы наших экспертов.
Эксперты задают вопросы.
Ведущий 1. Теперь эксперты могут оценить действия наших спасателей. Прошу огласить результат.
Эксперт. Действия команды мы оценили на «5» баллов, но наши «вредные» вопросы снизили этот результат. На (количество) вопроса команда не смогла ответить, поэтому ее результат в первом туре – (количество) баллов.
В дальнейшем ведущий дает слово другим командам, представители команд зачитывают вопросы и перечисляют свои действия в той или иной экстремальной ситуации. Затем ведущий предлагает экспертам задать «вредные» вопросы команде, и, наконец, эксперт оглашает результат очередной команды.
Задания для первого тура
№1.
16.00. Вы находитесь в своей квартире на 7 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.
Ответы:
- Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
- Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели и вентиляционные отверстия.
- Набрать воды в ванную.
- Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.
- Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать сигналы.
- Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных
«Вредные» вопросы.
- Можно ли пользоваться лифтом? (Нет)
- Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки, веревки, чтобы выбраться с балкона? (Нельзя)
- Как нужно передвигаться по задымленному помещению? (Ползком или согнувшись)
№2.
16.00. Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.
Ответы:
- Выключить шнур телевизора из розетки.
- Набросить на телевизор плотное одеяло.
- Намочить палаток и дышать через него.
- Плотно закрыть окна
- Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно прикрыв за собой дверь.
- Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
«Вредные» вопросы.
- Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? (Нельзя тушить включенные электроприборы водой – будет удар тока)
- А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону 01)
- Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены)
№3.
Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.
Ответы
- Не зажигать спичек, свечей, зажигалок
- Выключить газовые конфорки
- Немедленно перекрыть газ
- Выключить электроприборы
- Открыть форточки
- Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую службу по телефону 04
«Вредные» вопросы.
- Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки и т.п.? (Нельзя)
- Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке? (Нельзя, может прогреметь взрыв)
- Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом? (Нет, только по назначению врача)
№4.
Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струя горячей воды. Дома больше никого нет. Родители придут с работы примерно через три часа
Ваши действия.
Ответы:
- Сообщить об аварии взрослым или родителям
- Позвонить в ремонтно-эксплуатационное управление и попросить прислать слесаря- водопроводчика
- Отключить электричество
- Перекрыть воду
- Обмотать места протечки тканью
- Поставить в местах протечки ведра, тазы, убирать воду
«Вредные» вопросы.
- Нужно ли отключать газ? (не обязательно)
- Если не знаешь телефона, куда звонить, что делать? (Спросить у соседей)
- Как будешь убирать воду с пола? (Тряпками впитывать и выжимать в ведро)
Ведущий 1. Итак, в первом туре у нас лидирует команда (название). Я передаю слово другому ведущему.
Второй ведущий кладет в коробку карточки с заданиями второго тура.
б) второй тур – экстремальные ситуации на улице
Ведущий 2. Начинаем второй тур. Экстремальные ситуации на улице. Приглашаю капитанов получить задания второго тура.
Капитаны выходят к доске, тянут карточки с заданиями из коробки.
Ведущий 2. Итак, первой будет отвечать команда (название), второй, команда (название), третей – команда (название), и последней – команда (название). Минута на обсуждение – и нужно действовать!
Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.
Ведущий 2. Вызываем на экстремальную ситуацию команду спасателей (название).
Представитель команды зачитывает задание, перечисляет действия в заданной ситуации.
Ведущий 2. Теперь послушайте «вредные» вопросы экспертов.
Эксперты задают вопросы
Ведущий 2. Прошу экспертов дать оценку действиям команды в экстремальной ситуации.
Эксперт. (Объявляет результат команды с учетом «вредных» вопросов)
В дальнейшем ведущий вызывает представителей остальных команд, затем дает слово для вопросов эксперту. Эксперт объявляет результат каждой команды во втором туре.
Задания для второго тура
№1.
Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия
Ответы:
- Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
- Искать своих родителей после окончания сутолоки.
- Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
- Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
- Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.
«Вредные» вопросы.
- Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только усиливаете панику)
- Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя, могут затоптать)
- Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нет, могут раздавить)
№2.
Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определи, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.
Ответы:
- Определить направление ветра и распространения огня
- Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.
- Идти, пригибаясь к земле и не стараясь обогнать пожар.
- Если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.
- Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 01
«Вредные» вопросы.
- Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? (Нельзя тушить включенные электроприборы водой – будет удар тока)
- А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить 01)
- Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть, передвигаться, держась за стены)
№3.
Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.
Ответы
- Отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор);
- Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз;
- Не укрываться в камнях и скалах;
- Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли;
- Отойти подальше от воды (река, озеро, пруд);
«Вредные» вопросы.
- Можно ли спрятаться от молнии под деревом?
- Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас)
- Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет)
№4.
Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.
Ответы:
- Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд («Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»);
- Не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится недалеко);
- Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя движение.
- Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.
- Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти.
- В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
«Вредные» вопросы.
- Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (Нет)
- Можно ли убежать от собаки? (Нет)
- Можно ли закричать на собаку, отгоняя ее клюшкой, бросить в нее сумкой? (Нет)
Ведущий 2. Таким образом, по результатам второго тура у нас лидирует группа спасателей (название).
Третий ведущий кладет в коробку карточки с заданиями третьего тура.
в) третий тур – первая помощь пострадавшим
Ведущий 3. Начинаем последний тур наших состязаний. Первая помощь пострадавшим. Капитаны, получите задания.
Капитаны получают задание.
Ведущий 1. Итак, первой будет отвечать команда (название), второй, команда (название), третей – команда (название), и последней – команда (название). Минута в вашем распоряжении!
Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.
Ведущий 3. Минута истекла. Пора оказывать помощь пострадавшим. Команда спасателей (название) выезжает на вызов первой.
Выходят представители команды, перечисляют (или демонстрируют) действия по оказанию первой помощь пострадавшему.
Ведущий 3. Даю слово для «вредных» вопросов экспертам.
Эксперты задают вопросы
Ведущий 3. Теперь эксперты могут объявить результат команды.
Эксперт. (Объявляет результаты команды)
Затем ведущий вызывает представителей остальных команд, дает слово для вопросов экспертам. Эксперты объявляют результаты каждой команды в третьем туре.
Задания для третьего тура
№1.
Ваш друг время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.
Ответы:
- Крепко прижать пальцем сосуд выше раны
- Наложить жгут на 3—5 см выше раны;
- Наложить давящую повязки на место кровотечения;
- Максимально согнуть ногу
- Поднять ногу выше грудной клетки
«Вредные» вопросы.
- Можно ли накладывать жгут на голую кожу?? (Нет)
- Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник)
- А как узнать, из вены или из артерии идет кровь? (Из вены кровь темная, а из артерии – алая)
№2.
Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия.
Ответы:
- Сесть, наклонив туловище вперед
- Положить на нос лед
- Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 мин
- Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли (1 чайная ложка на стакан воды)
- Если не помогает, обратиться к врачу.
«Вредные» вопросы.
- Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекала в горло? (Нет)
- Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Да)
- Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет)
№3.
В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.
Ответы
- Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше;
- Приложить к ране холодный компресс
- Лечь на спину так, чтобы его ноги были выше головы;
- Облегчить себе дыхание (расстегнуть пояс, ворот)
- Укрыться одеялом;
- Ни пить, ни есть
«Вредные» вопросы.
- А жало осы нужно удалять? (Нет, оса не оставляет жало)?
- А если пчела укусила за язык – это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться)
- Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход)
№4.
Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжег руку. Ваши действия.
Ответы:
- Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5—10 мин
- Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зеленкой или марганцовкой
- Наложить стерильную повязку;
- Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство
- Доставить пострадавшего в больницу
«Вредные» вопросы.
- Можно удалять с места ожога поврежденную кожу, остатки одежды, грязи? (Нет)
- Можно мазать место ожога спиртом, зеленкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (Нет)
- Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет)
Ведущий 3. В третьем туре победу завоевала команда (название).
Классный руководитель. Спасибо ведущим. Наше соревнование подходит к концу. Я прошу экспертов подсчитать, сколько баллов набрала каждая команда во всех трех турах. И мы узнаем победителей наших соревнований. А значит, сможем определить, какая команда станет нашей классной службой спасения.
А пока эксперты подсчитывают окончательный результат, я предлагаю вам узнать, какая команда самая дружная. Для этого нужно выполнить несложное упражнение на сплочение. Я называю имя команды и читаю стихотворение:
«Если к вам придет беда,
Знаем, как помочь всегда.
Да!»
Последнее слово «Да» должны громко сказать все члены команды и хлопнуть в ладоши. Главное требование - это нужно сделать всем одновременно.
Классный руководитель. Внимание, начинаем! Команда (название).
Классный руководитель читает стихотворение, дети громко произносят «Да» и хлопают в ладоши.
То же в порядке очереди делают все команды.
Классный руководитель. Как вы считает, ребята, какая команда оказала самой сплоченной и дружной?
Дети высказывают свои замечания.
Давайте им похлопаем!
Классный руководитель. Ну, а теперь результаты нашего соревнования. Слово экспертам.
Эксперт 3. (Объявляет результаты соревнований)
Классный руководитель. Итак, сегодня у нас был трудный час – час экстремальных ситуаций. И лучше всех действовала в этих ситуациях команда (название). Эта команда получает медаль и звание – «Служба спасения».
Эксперты вручают победителям медали «Служба спасения».
Классный руководитель. Но, как видим, остальные команды совсем немного отстали от победителей, просто у них были более сложные ситуации. Но и они будут накапливать знания и умения, чтобы всегда прийти на помощь. Давайте повторим наше упражнение на сплочение. Только теперь не одна команда, а весь класс дружно скажет «да» и хлопнет в ладоши. Внимание!
Если к вам придет беда
Знаем, как помочь всегда!
Да!
3. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Понравился ли вам наш сегодняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?
– Понравилось чувствовать себя в команде.
– У нас подобралась дружная команда, каждый хотел помочь своими знаниями.
– Понравилось чувствовать себя спасателем, благородным человеком.
– Показалось, что я смогу найти выход из трудной ситуации, укрепилась уверенность в себе.
– Не понравились эксперты, которые вредили своими вопросами. Если бы не они, мы тоже стали бы победителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая папка для педагогов дополнительного образования по теме: «Формирование у детей знаний по противопожарной безопасности и навыков поведения в экстремальных ситуациях, связанных с пожаром».
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, позволяющие организовать работу по изучению правил безопасности....
Правила поведения в экстремальный ситуациях
Правила поведения для учащихся...
Поведение в экстремальной ситуации...
классный час "Поведение в экстремальной ситуации......
Психолого – педагогическая игра «Правильное решение» (профилактика правильного поведения в экстремальных ситуациях учащихся 7-9 классов)
В работе с детьми с ОВЗ очень важно уделять внимание формированию умения владеть своим эмоциональным состоянием в экстремальных ситуациях, выработке правильного поведения в таких ситуациях....
Классный час "Поведение в экстремальной ситуации"
презентация к классному часу-викторине...
План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».
Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...
Классный час «Правила поведения в экстремальных ситуациях»
Классный час «Правила поведения в экстремальных ситуациях»Классный руководитель 8 А класса: Кривогорницына Н.С.2014-2015 учебный год Цели:1.Повторить с учащимися правила п...