Рабочая программа факультатива "Мой выбор"
рабочая программа (7 класс) на тему

Полякова Ирина Владимировна

Данная рабочая программа разработана для факультатива в 7 классе. Рабочая программа направлена на формирование  учащихся социальных компетенций человека современного общества.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Факультатив Мой выбор106 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа факультатива «Мой выбор» составлена на основе программы и УМК «Мой выбор» авторов: И.Ф. Ахметовой, Т.Ю. Ивановой, А.Н. Иоффе, А.С. Прутченкова, Г.К. Смирновой, под редакцией П.Г. Положевца; М.: «Ижица», 2005 г.

        Выбор программы и УМК обусловлен тем, что они формируют у учащихся социальные компетенции человека современного общества: терпимость и умение вести диалог; ответственность за свое будущее; социальную активность и творчество, когда каждый должен уметь делать свободный выбор и нести за него ответственность не только внешнюю, но и внутреннюю.

Актуальность курса «Мой выбор» и его использование в учебно-воспитательном процессе школы обусловлены целым рядом причин:

1) Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют к школе совершенно новые требования, выражающиеся в частности в том, что учащимся уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями и навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Они должны быть социально активными и ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.

2) Происходят серьезные и глубокие изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. При стремительном распространении различных информационных систем, включая Интернет, он может искать любую информацию из других источников. Семья и сам школьник все настойчивее требуют внести изменения в работу школы с тем, чтобы помочь ее выпускнику приобрести умения и социальный опыт, которые помогут ему быстрее адаптироваться в условиях формирующегося рыночного общества, получить профессию, найти достойную работу, создать собственную счастливую семью, воспитать своих детей, грамотно отстаивать свои гражданские права и т.д.

Цель курса  «Мой выбор» — формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.

Задачи программы «Мой выбор», предполагающие:

  •  знакомство с основами технологии выбора;
  •  анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за свое решение;
  •  моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
  •  создание условий для отработки умения выстраивать свое поведение в ситуации выбора (в типично жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
  •  приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и др.;
  •  развитие способностей к самоопределению и самореализации.

Принципиальная новизна программы заключается в том, что по завершении изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности: получение социально значимой информации и различных источников, ее осмысление и интерпретация; использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор; оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора; участие в обучающих играх, проектной деятельности, социальной практике; взаимодействие со сверстниками, педагогами, родителями; конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни; совместная деятельность в учебных социальных проектах.

Рабочая программа ориентирована на учащихся 7-го класса средней общеобразовательной школы; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю. Общее количество часов – 34.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

• знания о психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

• представления о способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Оценка достижений учащихся

Оценивание происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и анализу образовательного продукта; результаты заносятся в портфолио учащихся. Программа не только информирует, но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.

Формы деятельности

•        самоанализ;

•        анализ научных и художественных источников, СМИ;

•        анализ практических примеров проблемных ситуаций;

•        групповые дискуссии;

•        индивидуальная работа;

•        индивидуальная и групповая проектная работа;

•        психотренинг;

•        психодиагностические процедуры;

•        ролевые и деловые игры;

•        эвристические задания.

В данной программе используются групповые и интерактивные методы обучения.

В основе содержания данного курса лежит следующий алгоритм:

  1.  «Я – свободный человек».
  2. «У меня как у свободного человека есть право на выбор».
  3. «Я имею право знать все имеющиеся варианты».
  4. «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта».
  5. «Я самостоятельно делаю свой выбор».
  6. «Я несу личную ответственность за свой выбор».

Тематика курса:

  • «Человек свободного общества» (2 часа).
  • «Я выбираю» (2 часа).
  • «Я среди людей» (3 часа).
  • «Моя семья» (3 часа).
  • «Мой выбор - моя малая родина» (3 часа).
  • «Я и мое здоровье» (6 часов)
  • «Я и политика» (2 часа).
  • «Я и средства массовой информации» (5 часов).
  • «Я и закон» (5 часов).
  • «Свобода и ответственность – выбор XXI века»

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Мой выбор» в 7  классе

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1.

Человек свободного общества.

Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Свобода выбора. Право человека на свободу выбора.

1

01.09-05.09

2.

 Человек свободного общества.

Ответственность и гражданская позиция.

1

07.09-12.09

3.

Я выбираю.

Предмет выбора. Факторы выбора.

1

14.09-19.09

4.

Я выбираю.

Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.

1

21.09-26.09

5.

Я среди людей.

Значение общепринятых моральных правил и норм как социальных регуляторов.

1

28.09-03.10

6.

Я среди людей.

Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее.

1

05.10-10.10

7.

Я среди людей.

Договор как результат переговоров. Умение договариваться.

1

12.10-17.10

8.

Моя семья.

Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и человека.

1

19.10-24.10

9.

Моя семья.

Взаимоотношения в семье.

1

26.10-31.10

10.

Моя семья.

Соотношение прав и обязанностей в семье.

1

09.11-14.11

11.

Мой выбор – моя малая родина.

Любовь к Родине и малой родине. Историческая память.

1

16.11-14.11

12.

Мой выбор – моя малая родина.

Патриотизм как ценностная ориентация личности.

1

23.11-28.11

13.

 Мой выбор – моя малая родина.

Патриот малой родины.

1

30.11-05.12

14.

Я и мое здоровье.

Комплексный характер понятия здоровья.

1

07.12-12.12

15.

Я и мое здоровье.

Здоровье – это здорово! Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека.

1

14.12-19.12

16.

Я и мое здоровье.

Кто несет ответственность за здоровый образ жизни?

1

21.12-26.12

17.

Я и мое здоровье.

Влияние двигательной активности на состояние здоровья.

1

11.01-16.01

18.

 Я и мое здоровье.

Полезные привычки и способы их формирования.

18.01-23.01

19.

Я и мое здоровье.

Пути сохранения здоровья.

25.01-30.01

20.

Я и политика.

Роль политики в жизни каждого человека.

Политическая активность: способы проявления и значение.

01.02-06.02

21.

Я и политика.

Моя гражданская позиция.

08.02-13.02

22.

Я и средства массовой информации.

Понятие информации и СМИ.

15.02-20.02

23.

Я и средства массовой информации.

Виды современных СМИ.

22.02-27.02

24.

Я и средства массовой информации.

Социальные сети.

29.02-05.03

25.

Я и средства массовой информации.

Реклама в СМИ.

07.03-12.03

26.

Я и средства массовой информации.

Информация и ответственность.

14.03-19.03

27.

Я и закон.

Понятие права. Значение права в жизни общества и каждого человека.

04.04-09.04

28.

Я и закон.

Правонарушение и преступление.

11.04-16.04

29.

Я и закон.

Правовая ответственность.

18.04-23.04

30.

Я и закон.

Правовая ответственность подростков.

25.04-29.04

31.

Я и закон.

Правовая ответственность школьника.

03.05-06.05

32.

Свобода и ответственность – выбор XXI века.

Взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий курса.

10.05-14.05

33.

Свобода и ответственность – выбор XXI века.

Возможности образовательного учреждения. Профильный выбор.

16-05-21.05

34.

Мой выбор.

Итоговое занятие.

23.05-27.05

ИТОГО:

34

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. И.Ф. Ахметова, Т.Ю. Иванова, А.Н. Иоффе, А.С. Прутченков, Г.К. Смирнова, под редакцией П.Г. Положевца; М.: «Ижица», 2005 г.
  2. И.Ф. Ахметова, Т.Ю. Иванова, А.Н. Иоффе, П.Г. Положевец, А.С. Прутченков, Г.К. Смирнова. Мой выбор: Рабочая тетрадь для учеников средней школы; М.: «Ижица», 2005 г.
  3. Э.Б. Ершова, А.Н. Иоффе, Т.В. Осипова. Мой выбор: Книга методик. -  М.:  «Ижица», 2005.
  4. О.В. Кишенкова, А.Н.Иоффе, Е.В. Держицкая, С.Б. Зудов, Г.М. Махина. Мой выбор: Энциклопедия материалов. – М: «Ижица», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа "Мой выбор"

Пояснительная запискаВ СРЦН поступают дети от 3 до 18 лет: это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, находящиеся в заключении, добровольно ...

Рабочая программа по выбору «Индивидуальный учебный проект»

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 10 класса "Индивидуальный проект" на 68 часов....

Рабочая программа "Мой выбор"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор". Направленность программы: профилактика и предотвращение наркомании среди молодежи....

Рабочая программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор» (программа для учащихся 9-11 классов)

В жизни каждого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, молодые лю...