Рабочая программа "Мой выбор"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой выбор". Направленность программы: профилактика и предотвращение наркомании среди молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_vybor.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ среди молодёжи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровью подрастающего поколения угрожает аддиктивное поведение — поведение, зависимое от потребления определённой группы психоактивных веществ. Вовлечение молодёжи в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выступает фактором риска развития неизлечимых, по сути, заболеваний — алкоголизма, наркомании, ВИЧ, туберкулёза, а также сопутствующих соматических заболеваний.
Цели и задачи курса
Цели
Образовательные:
- формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»;
- ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ;
- изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Воспитательные:
- формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Развивающие:
- развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности;
- формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения;
- создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни;
- формирование внутренних защит от употребления ПАВ.
Задачи
1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. 3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные разрешения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.
6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов. В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
— знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;
— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
— готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
— устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства
— чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
— готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молодёжных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ; — готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;
— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
— умение конструктивно разрешать конфликты;
— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
— потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;
— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;
— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента выпускник получит возможность для формирования:
— готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;
— адекватной позитивной самооценки и Я-концепции как условий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— компетентности в реализации основ здорового образа жизни в поступках и деятельности;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной неопределённости и ситуациях, сопряжённых с риском употребления ПАВ;
— устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия. Метапредметные результаты будут достигнуты путём формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— планировать пути достижения названных целей;
— устанавливать целевые приоритеты;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ;
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.
Выпускник получит возможность научиться:
— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;
— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;
— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;
— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
— основам саморегуляции эмоциональных состояний;
— прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;
— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;
— выражать уверенный отказ, не требующий оправданий, в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;
— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;
— работать в группе
— устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— владеть основами коммуникативной рефлексии.
Выпускник получит возможность научиться:
— учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;
— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
— устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике здорового образа жизни и рисков употребления ПАВ;
— в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ;
— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;
— строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.
Выпускник получит возможность научиться:
— основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;
— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;
— организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;
— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации по проблематике здорового образа жизни и ПАВ.
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | даты |
1. | Я и мир вокруг меня | ||
1 | Введение в курс. | 1 | |
2 | Я и мои поступки. | 2 | |
3 | Я и мое окружение. | 2 | |
Что такое осознанное поведение? | 2 | ||
4 | Ответственность. | 2 | |
5 | Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. | 2 | |
2. | Что из себя представляет наркомания | ||
6 | Наркомания: болезнь или порок? | 2 | |
7 | Правда и ложь о наркотиках. | 2 | |
8 | Что такое психоактивное вещество? | 2 | |
9 | Кто и почему употребляет психоактивные вещества? | 2 | |
10 | Депрессия и стресс – спутники наркомании. | 2 | |
3. | Наркотики или здоровье? | ||
11 | Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности. | 2 | |
12 | От чего зависит продолжительность жизни? | 2 | |
13 | Моё здоровье. | 2 | |
14 | Главные враги твоего здоровья. | 2 | |
15 | Здоровый образ жизни — для меня! | 2 | |
16 | Шаги к здоровью: “Это мой выбор!” | 2 | |
4. | СМИ и наркотики | ||
17 | Роль рекламы в формировании вредных привычек. | 2 | |
18 | Роль Интернета в распространении наркотиков. | 2 | |
19 | Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности. | 2 | |
20 | Как обеспечить свою безопасность в интернет-пространстве? | 2 | |
5. | Умей говорить «нет» | ||
21 | Учитесь властвовать собой. | 2 | |
22 | Учусь говорить «нет». | 2 | |
23 | Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ. | 2 | |
24 | Правила безопасного поведения. | 2 | |
25 | «Дают – бери…» - всегда ли это правильно? | 2 | |
26 | Давление, влияние, ситуации… | 2 | |
27 | Зависимость или свобода. | 2 | |
28 | Конфликты как фактор, провоцирующий начало употребления ПАВ. | 2 | |
29 | Развитие критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ. | 2 | |
30 | Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха. | 2 | |
31 | Употребление ПАВ — риск для здоровья и жизни: моя личная позиция. | 2 | |
6. | Говорить о проблеме – важно | ||
32 | Просить о помощи – не страшно. | 2 | |
33 | Сообщи, где торгуют смертью. | 2 | |
34 | Пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления ПАВ. | 1 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование программы «Мой выбор»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"
Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...
Рабочая программа курса по выбору "Создание занимательных задач на компьютере"
Курс по выбору в 7 классе Рассчитан на 17 часов.1735 ...
Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....
Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»
Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...
Рабочая программа курса по выбору по математике
Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного о...