Рабочая программа "Мой выбор"
рабочая программа на тему

Авдошина Наталья Федоровна

Пояснительная записка

В СРЦН поступают дети от 3 до 18 лет: это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, находящиеся в заключении, добровольно отказавшиеся от ребёнка или уклоняющиеся от воспитания.

Дети поступают в Центр, как правило, из асоциальных семей с низким моральным и культурным уровнем жизни, кроме того, наследственность таких детей в большинстве случаев отягощена алкоголизмом, наркоманией. В таких семьях, где родители были заняты собой, а дети предоставлены сами себе, нет положительного примера воспитания. На протяжении трех-четырех поколений труд в таких асоциальных семьях не является жизненной ценностью. В психологии существует понятие “повторение жизненного сценария”, следовательно, есть большая вероятность того, что ребёнок повторит семейный сценарий, если примет жизненную позицию родителей, т.е. для ребёнка из асоциальной семьи труд не является жизненной ценностью. Сложность воспитания таких детей заключается в формировании у них потребности в трудовой деятельности. В родительских семьях воспитанников СРЦН такая направленность не была сформирована. Источником существования асоциальных семей является не труд, а иждивенчество, воровство, попрошайничество. Родительский пример – самый действенный воспитательный метод, и чаще всего и у таких детей в будущем, во взрослой жизни, потребности удовлетворяются такими же асоциальными методами. Поэтому, важно показать воспитанникам, что зарабатывать деньги собственным трудом более выгодно, чем получать их незаконными способами. Ведь кроме финансового аспекта включаются такие важные факторы как сохранение здоровья и жизни, признание общества.

Развитие ребёнка, как известно, происходит при взаимодействии трёх факторов: биологического (наследственность и здоровье), социальной среды, собственной позиции. Формирование личности воспитанника СРЦН происходит в специфических условиях утраты семейного окружения, что ведет к нарушению адаптации на физиологическом уровне, так и в социальной сфере.

Опыт работы показывает, что меняя социальную среду, создавая социально – полезную жизненную перспективу для ребенка, и собственная позиция ребёнка меняется в положительную сторону.

Обоснование актуальности

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_16_g.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

ГУСО «Тарбагатайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Рабочая воспитательная программа

«Мой выбор»

Воспитатель:  Авдошина Н.Ф.

2017 г.

Пояснительная записка

В СРЦН поступают дети от 3 до 18 лет: это сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, родители которых лишены родительских прав, находящиеся в заключении, добровольно отказавшиеся от ребёнка или уклоняющиеся от воспитания.

Дети поступают в Центр, как правило, из асоциальных семей с низким моральным и культурным уровнем жизни, кроме того, наследственность таких детей в большинстве случаев отягощена алкоголизмом, наркоманией. В таких семьях, где родители были заняты собой, а дети предоставлены сами себе, нет положительного примера воспитания. На протяжении трех-четырех поколений труд в таких асоциальных семьях не является жизненной ценностью. В психологии существует понятие “повторение жизненного сценария”, следовательно, есть большая вероятность того, что ребёнок повторит семейный сценарий, если примет жизненную позицию родителей, т.е. для ребёнка из асоциальной семьи труд не является жизненной ценностью. Сложность воспитания таких детей заключается в формировании у них потребности в трудовой деятельности. В родительских семьях воспитанников СРЦН такая направленность не была сформирована. Источником существования асоциальных семей является не труд, а иждивенчество, воровство, попрошайничество. Родительский пример – самый действенный воспитательный метод, и чаще всего и у таких детей в будущем, во взрослой жизни, потребности удовлетворяются такими же асоциальными методами. Поэтому, важно показать воспитанникам, что зарабатывать деньги собственным трудом более выгодно, чем получать их незаконными способами. Ведь кроме финансового аспекта включаются такие важные факторы как сохранение здоровья и жизни, признание общества.

Развитие ребёнка, как известно, происходит при взаимодействии трёх факторов: биологического (наследственность и здоровье), социальной среды, собственной позиции. Формирование личности воспитанника СРЦН происходит в специфических условиях утраты семейного окружения, что ведет к нарушению адаптации на физиологическом уровне, так и в социальной сфере.

Опыт работы показывает, что меняя социальную среду, создавая социально – полезную жизненную перспективу для ребенка, и собственная позиция ребёнка меняется в положительную сторону.

Обоснование актуальности

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна.

 Дети реабилитационных центров оторваны от реалий современного мира, зачастую у них завышена самооценка. Некоторые профессии воспринимаются ими только по внешнему виду. Проводя анкетирование по профессиональному самоопределению, большинство девочек видит себя визажистами, модельерами, мальчики — автомеханиками.

 Помочь воспитанникам  ориентироваться в сложном мире труда призвана активизирующая профориентационная программа «Мой выбор». Данная программа  направлена на оказание помощи ребенку в поиске своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Необходимо отметить, что программа затрагивает лишь тот период профессиональной ориентации воспитанников, когда они находятся в ТСРЦН, и не включает сопровождение после выпуска из него. В связи с этим, невозможно оценить реальный эффект проведенных профориентационных работ. Однако даже простое повышение уровня знаний воспитанников о выбранной профессии и собственно выбор конкретной профессии уже свидетельствует об эффективности предложенной программы.

Программа разработана в соответствии:

  • Конвенция о правах ребёнка.
  • Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ” № 124-ФЗ от 24.07.98 г.
  • Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” 120 – ФЗ от 24.06.99 г.
  • Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” № 159 – ФЗ от 21.12.96 г.

Данная программа разработана для детей старшего школьного возраста, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Программа рассчитана на один календарный год.

Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:

Цель:

создание условий для формирования  у воспитанников конкретно-наглядных представлений о существующих профессиях.

 

Задачи:

- формирование и закрепление первых умений и навыков общего труда.

-формирование культуры труда,

-расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике,

- воспитание уважения к людям труда,

- формирование понимания значения труда в жизни человека.

-воспитание  любви к труду,

- расширение и углубление представления о различных профессиях.

- способствование осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда.

-ознакомление учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута.

- изучение интересов, потребностей и склонностей воспитанников.

- формирование положительного отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

- Способствование формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения

 Планируемые результаты:

Воспитанники должны знать/понимать:

  • Необходимость профессионального образования и самообразования;
  • Определения основных понятий;
  • Основные сферы профессиональной деятельности;
  • Виды современных профессий и способы их приобретения;
  • Основные профессионально важные качества (ПВК) профессий рассматриваемого типа;
  •  Возможности Российского и регионального рынков труда;
  • Основные пути трудоустройства;
  • Навыки делового общения;
  • Основные способы разрешения конфликтов;

Воспитанники должны уметь:

  • Соотносить внутренние склонности и интересы со своими способностями и требованиями рынка труда;
  • Определять цели собственной предполагаемой карьеры;
  • Формировать опыт профессиональной деятельности;
  • Называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • Не допускать возможных ошибок при выборе профессии;
  • Применять знания и умения при организации кампании;
  • Использовать приемы делового общения, способы решения конфликтов;
  • Избегать конфликтов в процессе трудовой деятельности, формировать положительное мнение коллектива о себе;  
  • Пополнять и обновлять знания, умения и навыки.

 Содержание программы.

Реализация  программы предполагает обеспечение детей средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию, формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Дети получат сведения о различных профессиях, особое место займут профориентационные  игры, упражнения с элементами тренинга на внимание, память, которые нужны при приобретении той или иной профессии, а так же разыгрывание различных ситуаций, экскурсии на предприятия села.

Все формы работы направлены на формирование представлений воспитанников о разнообразии профессий и значимости их труда, на расширение знаний детей о  мире профессий и профессиональных качествах; показывание  детям важностии ценность их труда; выявление уровня знаний детей  о профессиях.

Программа содержит девять разделов:

Раздел «Мир профессий»

Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Тренинговые упражнения на знакомство с профессиями. Помощь в осознании труда как человеческой и общественной ценности в форме проф. игры. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Классификация профессий»

Знакомство с понятием профессия. Классификация профессий Климова. Научить ориентироваться в сложном мире профессий, выделяя пять предметных областей профессиональной деятельности.   Дискуссия по теме. Тренинговые упражнения. Знакомство с типом профессии человек-техника,    человек-человек,  человек-знак на практике - экскурсия по ТСРЦН. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Значение и темперамента и характера в профессиональном определении»

Знакомство с понятием темперамент. Влияние темперамента на профессиональное самоопределение. Определение типа темперамента. Основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)

Раздел «Здоровье и выбор профессии»

Рассматриваются ограничения при выборе профессии, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским показаниям. Здоровье и профессионализм. Тренинговые упражнения. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Типичные ошибки при выборе профессии»

Осознание привлекательности и непривлекательности сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий. Знакомство с правилами грамотного выбора профессии. Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. Тренинговые упражнения. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Рынок образовательных услуг»

Знакомство  подростков с учебными заведениями города Улан - Удэ.

Экскурсия в ГБПОУ «БКТиС». Основные понятия: техникум, профессиональное училище, колледж, институт, университет.  Порядок приема в учебные заведения. Спрос на рынке труда. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Я и мои интересы, склонности в выборе произведений»

Определение  профессиональной направленности, осознание своих профессиональных предпочтений. Расширение знаний о мире профессий. Знакомство с профессиями по календарю. Тренинговые упражнения.

Раздел «Мое видение будущей профессии»

Обобщение навыков адекватной оценки своих возможностей, формирование умений делать рациональный выбор своего  будущего. Знакомство с профессиями по календарю.

Раздел «Моя карьера»

Личный профессиональный план - составляющая часть личных профессиональных и жизненных целей.  Условия планирования профессионального будущего. Принятие и планирование достижения цели. Схема построения профессионального плана. Тренинговые упражнения.  Знакомство с профессиями по календарю. Итоговое занятие:  анализ уровня усвоения курса.

Календарно-тематическое планирование на 2017 год

№ п/п

Название разделов и тем, форма проведения

Сроки

1

2

3

4

Раздел «Мир профессий»

январь

Тренинг «Я в мире профессий».

Тест об осведомленности профессий.

Беседа «Профессии: журналист, писатель, ювелир, ученый, военнослужащий».

Профориентационная игра «Пришельцы».

5

6

7

8

9

Раздел «Классификация профессий»

февраль

Дифференциально-диагностический опросник Климова.

Тренинг «Классификация профессий».

Экскурсия по ТСРЦН

Беседа «Профессии: артист, геолог, пожарный».

Викторина «Все работы хороши – выбирай на вкус».

10

11

12

13

14

Раздел «Значение и темперамента и характера в профессиональном определении»

март

Диагностика  «Характеристики человека  значимые при  устройстве на работу»

Беседа «Темперамент и характер»

Профориентационная игра «Три судьбы»

Раздел «Здоровье и выбор профессии»

Анкетирование «Я и мое здоровье»

Беседа «Профессии: работник Радио, библиотекарь, музейный работник, врач, инженер, кинологог»

 

Тренинг «Профессия — медицинские противопоказания»

15

16

17

18

19

апрель

Раздел «Типичные ошибки при выборе профессии»

Беседа «Кот в мешке или типичные ошибки при выборе профессии»

Тренинг «Ошибки и затруднения при выборе профессии»

Профориентационная  игра «Азбука профориентации»

Беседа «Профессии: работники торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, металлург, почтальон, космонавт»

20

21

22

23

24

Раздел «Рынок образовательных услуг»

май

Диагностика «Осведомленность о  рынке труда»

Тренинг «Учебные заведения»

Экскурсия в ГБПОУ «БКТиС» Где можно приобрести профессию»

Беседа «Профессии: строитель, монтажник, сварщик, шахтер, железнодорожник, машиностроитель лесник»

Профориентационная игра «Путешествие на воздушном шаре»

25

26

27

Раздел «Я и мои интересы, склонности в выборе произведений»

октябрь

Тренинг «Карта интересов»

Диагностика «Диагностика осознанности интересов и склонностей»

Беседа «Профессии: учитель, водитель, композитор, архитектор»

28

29

30

31

Раздел «Мое видение будущей профессии»

ноябрь

Диагностика «осведомленность будущей профессии»

Конкурс сочинений «Моя будущая профессия»

Профориентационная  игра «Эпитафия»

Беседа «Профессии: полицейский, фермер»

32

33

34

35

36

Раздел «Моя карьера»

декабрь

Анкета «Самоанализ возможного будущего»

Тренинг «Схема построения профессионального плана»

Игра «Профитайм»

Беседа «Профессии: энергетик, банковский служащий»

Викторина «Все профессии важны – все профессии нужны»

Список использованной литературы

1. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. -159с.

3. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.

 4. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.

5. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1974, 312с.

 6. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с.

7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.

 8. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса по выбору "Профилактика синтаксических ошибок"

Занятия по этой программе помогут учащимся избежать синтаксических ошибок при написании собственных текстов...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Рабочая программа курса по выбору по математике

Рабочая программа элективного кура "Решение неравенств, содержащих модуль"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Адаптированная рабочая программа «Выбор профессии» для детей с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа "Выбор профессии" для детей с задержкой психического развития составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)основного о...