Выступление на педсовете на тему "О классном самоуправлении"
статья (6 класс) на тему

Дробышевская Елена Александровна

Из опыта работы классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

О  классном самоуправлении

( Кл. руководитель Дробышевская Е.А.

Выступление на педсовете)

Когда начинаешь размышлять о самоуправлении в коллективе школы или класса, то сразу почему-то вспоминаются слова А.С. Макаренко: «Я все свои 16 лет советской педагогической работы потратил на решение вопроса о строении коллектива, его органов, о системе полномочий и о системе ответственности». Если А.С. Макаренко, такой выдающийся знаток и умелец построения воспитательных отношений в детском коллективе, относил организацию самоуправления к разряду трудно разрешимых проблем в своей педагогической практике, то становятся более понятными и очевидными затруднения педагогов - современников, направляющих свои усилия на обеспечение развития самодеятельных и самоуправленческих начал в ученических коллективах.

         Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому учителю.

         Поэтому, одной из самых главных для себя, ребят и родителей я всегда определяю задачу – организация самоуправления в классе. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной  (общественной) жизни.

Ученическое самоуправление – это такая форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, когда школьники самостоятельно или совместно с классным руководителем и родителями планируют, организуют и анализируют жизнедеятельность в классе. 

Задачи самоуправления:

– приобрести опыт управленческой деятельности, развить самостоятельности; 

– раскрыть и реализовать свои организаторские и творческие способности; 

– ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем класса и школы. 

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
  2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
  3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

Воспитание достойных творческих лидеров. 

         Систему классного самоуправления начинаю формировать в 5 классе, сразу, как только пятиклашки приходят в среднее звено школы. Обычно, дети ответственно подходят к этому делу, так как понимают значимость этого процесса. Мы проводим классный час «Наш класс – маленькое государство», где вместе решаем все организационные вопросы.

          Далее мы распределяем обязанности, обязательно по интересам. Каждый ученик класса обязательно является участников какого-либо штаба.

         Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав входят члены Большого Совета, староста, члены штаба «Досуг», «Дисциплина и порядок» и  «Трудовые дела». Совет класса, как правило, собирается раз в месяц, для координации деятельности классного коллектива, решения различных вопросов, заслушивания отчётов о проделанной работе ответственных за направления и т.д.

         Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

 Классное самоуправление – это серьезно. Класс имеет название, девиз,  законы.

Законы коллектива

  1. Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
  7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
  11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

         В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия доводим до сведения родителей. Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине.

Правила для учащихся класса:

  • Соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся.
  • Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
  • Принимать активное участие в жизни коллектива.
  • Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
  • Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
  • Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
  • Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
  • Не опаздывать на урок.
  • Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
  • Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.

СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЯЮЩИЙ ОРГАН: Совет класса ( Андрюшин Е., Зыкунова В., Поляченко М., Новиков И., Лобанова М., Зеленская А., кл.рук.).

Собирается 1 раз в месяц.

1. Президент ( член Большого Совета) класса (Зыкунова В.)

Президент замещает классного руководителя в его отсутствие. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией. Является представителем класса в школьных органах.

2. Староста  класса (Поляченко М.)

Староста выполняет функции президента в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.

3. Штабы

Члены штаб «Дисциплина и порядок» следят за посещаемостью и успеваемостью, следит за наличием дневников. Одним из важных направлений работы штаба является формирование команд к участию в викторинах, интеллектуальных марафонах

Штаб «Трудовые дела»  составляет график дежурства по классу, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных. Обеспечивает участие класса в трудовых акциях. В целом обеспечивает работу по озеленению кабинета.

«Пресс –центр» занимается оформлением стендов, класса, оформлением плакатов и выпуском стенгазет.

Штаб «Спорт» занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, занимается формированием команд. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях.

Ответственный за питание  Ведет учет количества питающихся в столовой, делает заказ и следит за возвратом порций заболевших учащихся. Контролирует работу дежурных в столовой.

Штаб «Досуг» занимается организацией классных часов, праздников. Обеспечивает участие класса в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.

Организация самоуправления:

  • Учит ребят умению руководить и подчиняться;
  • Учить быть требовательными, объективными, самостоятельными;
  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма;
  • Вырабатывает правильное  отношение к критике;
  • Создаёт условия для проявления и развития способностей каждого  ученика;
  • Даёт возможность чётко и качественно организовать работу в классах, школе;

  

Сущность самоуправления (по мнению учащихся):

  • управление жизнью класса;
  • организацию дел для своего класса, а значит и для себя;
  • решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
  • школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся. Основная цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Традиции нашего класса


1.  Поздравление от класса каждому ученику в день рождения и проведение дней именинников : летних, осенних, зимних ,весенних.

2. Дружба с Брылевым Марком (ребенок инвалид).

3. Совместно готовить и встречать Новый год, Рождество, День защитника отечества,8 Марта и другие праздники.

Основным контрольным органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым (открытым или тайным) голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Родительский комитет:

  • рассматривает спорные ситуации, возникающие в процессе деятельности классного коллектива;
  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

 Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".

Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....

Выступление на педсовете по теме "Поддерживающий" классный руководитель"

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образов...

Выступление на педсовете по теме "Поддерживающий" классный руководитель"

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образов...

Выступление к педсовету "Ученическое самоуправление"

Доклад к педсовету на тему "Ученическое самоуправление"...

выступление на педсовете ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5 КЛАССЕ В УСЛОВИЯХ ФГОС ООО.

Выступление на педсовете на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ   РАБОТЫ   КЛАССНОГО   РУКОВОДИТЕЛЯПО   РЕАЛИЗАЦИИ    ВНЕУРОЧНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...