Программа мониторинга воспитательного процесса
материал на тему
Программа
мониторинга
воспитательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_vospitatelnogo_protsessa.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
мониторинга
воспитательного процесса
I. Пояснительная записка
В современных условиях развития школы как воспитательной системы с особой актуальностью встаёт задача создания рациональной единой системы мониторинга воспитательного процесса. Именно она позволила бы коллективу педагогов –практиков разного уровня по возрастающей выстраивать логику воспитательного процесса с неуклонным повышением его качества и эффективности.
Основными составляющими единой системы мониторинга воспитания являются:
Критерии | Диагностические методики | Периодичность |
Мониторинг наличия и состояния воспитательной системы школы | Изучение ВС методом КОС (заполнение опросника) | Один раз в год |
Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя (5-11 кл.) | Анкетирование | Один раз в год |
Мониторинг оценки уровня воспитанности учащихся (5-11 кл.) | Методика Капустина | Один раз в год |
Мониторинг оценки уровня личностного роста учащихся (5-11 кл.) | Анкетирование | Один раз в год |
Мониторинг охвата учащихся внеурочной и внешкольной деятельностью | Анализ занятости учащихся (заполнение матриц) | В течении года |
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. | Методика Ю.В.Науменко | Один раз в год |
При этом все составляющие не складываются и не накладываются друг на друга, а представляют диалектическое единство: количественное и качественное изменение одной из составляющих обязательно приводит к неизбежному изменению других. Изменения в содержании и организации воспитательного процесса, в профессиональной компетентности педагогов и так далее влекут за собой изменения в уровне воспитанности учащихся, в степени развития ученического коллектива.
Для создания рациональной и эффективной единой модели мониторинга воспитательного процесса в образовательном учреждении необходимо выработать алгоритм действий всех субъектов мониторинга – взрослых и детей. Его можно представить таким образом:
- Определение цели и задач (стратегических и тактических) всей системы и отдельных компонентов единого мониторинга с учетом основных идей концепции развития образовательного учреждения.
- Выбор критериев и показателей для определения уровня развития отдельных компонентов воспитательного процесса: уровня развития ученического коллектива и воспитанности отдельных учащихся, уровня развития профессионально –педагогического мастерства учителей, повышение качества воспитательной работы и, разумеется, продуктивности развития всей воспитательной системы в целом. Очевидно, что для каждого компонента системы это будут свои показатели и критерии.
- Тщательный подбор методик исследования и подготовка диагностического инструментария (необходимого и достаточного «пакета школьных методик» исследования, бланков и протоколов для фиксации результатов изучения, специального оборудования).
- Выработка общей позиции, обучение и инструктаж всех участников мониторинга воспитательного процесса.
- Собственно процесс исследования учащихся, ученического коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Очень важно при мониторинге воспитания соотнесение содержания и методики. Условий исследования на настоящем и предыдущих этапах для получении результатов, позволяющих выявить динамику развития и принять адекватные правленческие решения по корректировке воспитательного процесса.
- Обработка полученных результатов исследования, их интерпретация, соотнесение с предыдущими этапами исследования; педагогический анализ и оценка, подведение общих итогов на основе коллегиального обсуждения результатов.
- Принятие управленческих решений по корректировке воспитательного процесса на всех уровнях (от личности каждого педагога и воспитанника до общешкольного коллектива детей и взрослых, субъектов окружающей социокулькурной среды). Нельзя забывать также и о проектировании дальнейших этапов мониторинга, и о корректировке используемых конкретных методик исследования.
Актуальность разработки программы мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом школьного воспитания в общественном сознании.
В последнее время педагоги нашей страны стали получать небольшие денежные надбавки за классное руководство. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию: с одной страны, повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой – размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем объёмом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Возникает необходимость содействовать урегулированию возникающих противоречий и. с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой – мотивировать педагогов на повышение качества их профессиональной деятельности.
Нормативной базой программы мониторинга являются следующие документы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями);
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 3 июля 1998 года;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ №1756 –р от 29.12.01 г.;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 годы. Утверждённая постановлением Правительства РФ от 23.12.05.г.№803;
- Постановление Правительства РФ от 30.12.05 г. №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных школ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.06 г. №21 « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений».Программа призвана содействовать повышению эффективности работы классных руководителей путём нормирования их деятельности и формирования общественно –государственного механизма оценивания. Программа разработана на основе следующих принципов:
Принцип первый. «Не навреди»
Принцип второй. «Определение профессиональной ответственности»
Принцип третий. «Сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя»
Принцип четвёртый. «Оценка целесообразности и адекватности процесса деятельности классного руководителя»
Принцип пятый. «Несравнимость результатов воспитательной деятельности разных педагогов»
Принцип шестой. «Не проверять, а помогать»
Принцип седьмой. «Вооружить новым инструментом»
Принцип восьмой. «Просто, быстро, эффективно»
Принцип девятый. «Общественно –административная экспертиза»
Принцип десятый . « Постепенной совершенствование методики мониторинга»
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1)обеспечение жизни и здоровья учащихся;
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
3)содействию усвоению школьниками общеобразовательных программ;
4) осуществление патриотического, гражданско–правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.
Вариативный компонент деятельности классного руководителя включает:
5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учёта возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планирование работы с классом;
6)определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности.
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:
- Деятельность педагогов, педагогических коллективов, образовательных учреждений;
- Программы воспитания, методики воспитания, методическое обеспечение воспитательной деятельности;
- Сотрудничество с родителями учащихся;
- СМИ, деятельность социальных организаций, учреждения культуры;
- Социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
II. Мониторинг наличия и состояния воспитательной системы школы
Мониторинг ВСГ направлен на установление самого факта её наличия, на характеристику её состояния. Однако, при любых оценках следует помнить, что в жизни далеко не всё поддаётся точной оценке или прогнозированию. Технически центральной частью изучения ВСГ является сбор описаний.
направления развития, о неготовности к инновационной деятельности, нежелании тратить на это время и силы, об отсутствии стремления к самореализации. В таком коллективе доминирует мнение, что проблемы школы от них не зависят, и в их решении они надеются на посторонние силы. В данном случае на первый план в деятельности руководителя выдвигается разъяснение ведущих концептуальных идей и основных положений теории воспитательных систем, изложение перспектив развития, повышение общепедагогической культуры коллектива и создание мотивации.
Сопоставление ответов по разным блокам показывает целостность позиции учителя, её внутреннюю логику. Самое главное, чтобы полученные результаты не остались без внимания, а вместе с информацией, полученной по другим каналам, легли в основу аналитической части программы развития школы, направленной на развитие воспитательной системы.
В отработке анкет по всем методикам принимает участие психолог школы. Результатом может стать и такая рекомендация, как администрация должна направить свою деятельность на усиление положительной мотивации, желания работать. Снижения усталости, создание благоприятного климата в коллективе; работа на основе принципа управления успехом (поиск достижений в работе учителя, подчеркивание его достоинств, согласованная, осторожная, не ранящая система поддержки педагога, позволяющая наращивать компетентность, опыт, желание работать и достигать).
III. Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя
Определение результативности воспитательной деятельности классного руководителя относится к числу наиболее сложных педагогических проблем. Мониторинг воспитательной деятельности классного руководителя- это непрерывное научно обоснованное, диагностико –прогностическое, планово –деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.(А.С.Белкин)
Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя. Мониторинг должен определять моменты перехода одного её
качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции.
Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное наблюдения, которое исключает житейско-бытовой подход к оценке деятельности классного руководителя, но соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико- прогностическую направленность, так как полученная информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определённой, заранее описанной, нормативной картой деятельности классного руководителя. Результаты мониторинга должны стать основой для планирования педагогической деятельности и принятия управленческих решений.
Мониторинг - довольно сложный и серьёзный управленческий инструмент, и применять его нужно тогда, когда сам руководитель и все образовательное учреждение достигли в своем развитии определённого уровня стабильности и нуждаются в' научно обоснованной обратной связи для выработки дальнейшей стратегии и тактики своего развития. Таким образом, говоря о месте и времени применения мониторинга, отметим, что до его применения должен пройти период становления и стабилизации системы школьного управления, когда руководитель и его команда естественным образом дорастут до понимания необходимости научно обоснованной и долгосрочной обратной связи.
Концептуальная модель мониторинга результативности воспитательной деятельности классного руководителя
Содержательные компоненты модели | Необходимые пояснения |
Понятие мониторинга | Мониторинг - это научное обоснование, диагностико-прогностическое, плановое отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса |
Цель | Получение объективной и достоверной информации о деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса для повышения эффективности воспитания |
Принципы |
|
Этапы |
|
Функции (назначение) |
|
Организационно- методические требования |
|
1. Нормативно-установочный этап
Отбор показателей результативности воспитательной деятельности классного руководителя, выбор инструментария.
Показатели | Диагностические средства | Уровень проявления |
|
| Очень низкий - недопустимый Низкий - критический Средний - допустимый, достаточный Высокий – опти мальный |
2. Диагностический этап
Проведены следующие технологические операции:
- отбор информации о состоянии и результатах воспитательного процесса, полученной в результате применения диагностических методик.
- качественная и количественная обработка полученных результатов.
- педагогический анализ результатов диагностики и выявления проблем (организационных, содержательных, методических).
Анкета для экспертной оценки учителя
(5-11 классы)
Предлагаем тебе высказать свое мнение о твоем классном руководителе.
Если ты полностью согласен с утверждением из левого столбца, обведи цифру «5».
Если ты не вполне уверен, т.е. считаешь, что это «скорее всего так», обведи цифру «4».
Если ты полностью согласен с утверждением из правого столбца, обведи цифру «1».
Если ты не вполне уверен, обведи цифру «2».
Если ты затрудняешься с ответом, обведи цифру «3».
1 | Классный руководитель является для тебя авторитетом. | 5 4 3 2 1 | Классный руководитель не является для тебя авторитетом. |
2 | Классный руководитель доброжелателен, тактичен и внимателен к тебе. | 5 4 3 2 1 | Классный руководитель не доброжелателен, может быть невнимателен или бестактен. |
3 | Ты охотно общаешься с классным руководителем помимо уроков. | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы общаться с классным руководителем помимо уроков. |
4 | Ты мог бы поделиться с классным руководителем своими личными проблемами. | 5 4 3 2 1 | Ты не можешь доверить классному руководителю то, что касается только тебя лично. |
5 | Классный руководитель может отстаивать твои интересы перед коллективом учащихся, родителей или учителей. | 5 4 3 2 1 | Классный руководитель не возьмет на себя роль адвоката, даже если знает, что ты прав. |
6 | Ты чувствуешь поддержку со стороны классного руководителя, его уважение к тебе. | 5 4 3 2 1 | Ты не чувствуешь поддержки со стороны классного руководителя, он может проявить неуважение. |
7 | Классный руководитель справедлив ко всем ученикам без исключения. | 5 4 3 2 1 | Классный руководитель может быть несправедлив к отдельным ученикам. |
8 | Классный руководитель подает пример оптимизма и жизнелюбия. | 5 43 2 1 | Классный руководитель часто бывает желчен, раздражителен, может срывать на классе свое плохое настроение. |
9 | Ты бы охотно принял участие в подготовке вечера, концерта или экскурсии под руководством классного руководителя. | 5 4 3 2 1 | Тебе не хотелось бы принимать участие в подготовке внеклассного мероприятия под руководством классного руководителя. |
10 | Классный руководитель умеет заинтересовать, увлечь внеурочной деятельностью тебя и других ребят. | 5 4 3 2 1 | Классный руководитель не умеет заинтересовать внеурочной деятельностью тебя и твоих одноклассников. |
11 | Классный руководитель может быстро организовать класс для решения какой-нибудь срочной проблемы. | 5 43 2 1 | Классному руководителю приходится уговаривать и заставлять класс взяться за дело. |
12 | Если бы классный руководитель был твоим ровесником, он был бы лидером в вашем классе. | 5 4 3 2 1 | Если бы классный руководитель был твоим ровесником, он не был бы заметной фигурой в классе. |
Полученную в результате диагностики информацию классифицируем по четырём основаниям в соответствии с показателями воспитанности, определяющими эффективность деятельности классного руководителя.
Провели качественную и количественную обработку результатов, педагогический анализ и выявили проблемы.
3. Итогово-аналитический этап.
Из анализа полученных результатов выявляется уровень проявления показателей воспитательной деятельности данного классного руководителя.
__________________________________________________________________________
Апробированная система критериев и показателей используется практически в деятельности руководителей, педагогов, классных руководителей для эффективной организации и отслеживания воспитательной деятельности классного руководителя.
IV. Мониторинг оценки уровня воспитанности
Методика Н.П. Капустина
Анкета предназначена для использования классными руководителями 1-4 классов и включает для оценки 5 качеств личности:
- Любознательность
- Прилежание
- Бережное отношение к природе
- Отношение к школе
- Отношение к себе
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик и получает 5 оценок, которые затем складываются и делятся на 5. средний балл и являет условным определением уровня воспитанности.
Я оцениваю себя вместе с родителями | Меня оценивает учитель | Итоговые оценки | |
- мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | |||
- я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | |||
- я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | |||
- я выполняю правила для учащихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | |||
- я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Любознательность | Прилежание | Бережное отношение к природе | Отношение к школе | Отношение к себе | Средний балл | Уровень воспитанности | |||||||
сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | сам | учитель | ||
В классе ________ учащихся
______ имеют высокий уровень воспитанности
______ имеют хороший уровень воспитанности
______ имеют средний уровень воспитанности
______ имеют низкий уровень воспитанности
Анкета предназначена для использования классными руководителями 5-11 классов и включает для оценки 6 качеств личности:
- Отношение к учебе
- Трудолюбие
- Экологическое воспитание
- Отношение к школе
- Культура поведения и внешнего вида
- Отношение к себе
Нормы оценок:
5 - 4,5 - высокий уровень
4,4 - 4 - хороший уровень
3,9 - 2,9 - средний уровень
2,8 - 2 - низкий уровень
По каждому качеству ребенку ставится оценка. В результате каждый ученик и получает 6 оценок, которые затем складываются и делятся на 6. Средний балл и являет условным определением уровня воспитанности.
1 шкала. Отношение к учебе
5б. Учится с интересом. Мечтательный. С интересом находит ответы на непонятные вопросы. Всегда выполняет домашние задания. Большое стремление получать хорошие отметки.
4б. На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются. Домашние задания не всегда выполняет в полном объеме.
3б. Интерес к учебе проявляет редко. Редко старается находить ответы на непонятные вопросы. Часто приходит с невыполненным домашним заданием.
2б. интереса к учебе не проявляет. Не пытается найти ответы на непонятные вопросы. Редко выполняет домашние задания. К оценкам проявляет безразличие.
1б. Учиться не хочет. Оценками не интересуется.
2 шкала. Трудолюбие
5б. Старателен в учебе, внимателен. Помогает другим в делах и сам обращает за помощью. Ответственно относится к дежурству по школе.
4б. Старается быть внимательным, часто помогает другим в делах. Иногда обращается за помощью. Чаще ответственно относится к дежурству по школе.
3б. Редко проявляет старание в учебе. На уроках бывает невнимателен. На призыв о помощи откликается с трудом, сам за помощью обращается лишь в экстренны случаях. Часто проявляет безответственное отношение к дежурству по школе.
2б. учиться не старается, внимание на уроках рассеянное. От общих дел отстраняется. дежурства по школе избегает.
1б. Учиться не хочет. В общих делах не участвует. Дежурит по школе только под присмотром учителя.
3 шкала. Экологическое воспитание
5б. С удовольствием ухаживает за комнатными растениями, интересуется природой, любит животных. Активен в походах на природу.
4б. Любит ухаживать за комнатными растениями и животными. Участвует в походах на природу.
3б. К растениям и животным подходит только по необходимости. В походы ходит редко. Природу не любит.
2б. За растениями и животными не ухаживает. В походы не ходит. Проявляет варварское отношение к природе.
lб. Проявляет негативное отношение ко всему живому.
4 шкала. Отношение к школе
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. в отношениях с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми непостоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивный, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
lб. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Культура поведения и внешнего вида
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
Зб. Чаще небрежен в делах, неопрятен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть незаметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1 б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работ грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хаоса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой - умыт, причесан. Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, непричесан.
2б. Редко управляет собой, несдержан. Часто приходит в школу неумытый и непричесанный.
1 б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
VI. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения
Методика Ю.В.Науменко
Мы используем базовую модель мониторинга, которая включает в себя следующие направления и параметры:
‐ системность и последовательность здоровьесберегающей деятельности (эффективность и общественно‐профессиональное признание здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения);
‐ психофизиологическая комфортность образовательного процесса (коэффициент
утомляемости для групп учащихся; напряженность функционального состояния организма и эмоциональной сферы учащихся; напряженность адаптации учащихся начальной школы; коэффициент привлекательности коллектива класса для учащихся; удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении);
‐ физкультурно‐оздоровительная работа в школе (коэффициент заболеваемости группы учащихся за прошедший учебный год или период; эффективность организации физкультурно‐оздоровительной работы в классе; эффективность медицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников; спортивно‐оздоровительная активность учащихся класса; мотивация учащихся к занятиям физической культурой;
‐ просветительно‐воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (организация просветительно‐воспитательной работы с учащимися; ценность здоровья и здорового образа жизни впредставлениях учащихся; экспресс‐диагностика ценностных представлений о здоровье учащихся 5‐11‐х классов).
Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности
образовательного учреждения
Результатом оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является причисление образовательного учреждения к одной из групп:
‐ образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
‐ образовательное учреждение организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность;
‐ минимально достаточный уровень организации здоровьсберегающей деятельности образовательного учреждения;
‐ высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;
Инструкция: каждый показатель оценивается по трехбалльной системе:
0 ‐ показатель отсутствует;
1 ‐ школой ведется определенная работа по данному критерию;
2 ‐ школой полностью выполняются требования критерия.
1. Материально‐технические условия школы
1.1. Здание и оборудование школы соответствуют требованиям СанПиН, включая классные помещения, рекреации, туалеты, школьную мебель и т.д.
Спортивные залы оборудованы минимально необходимым спортивным инвентарем в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса по учебному предмету "Физическая культура".
1.2. Количество спортивных залов обеспечивает возможность проведения занятий 3 часа в неделю для каждого класса. В школе есть дополнительное физкультурное оборудование (тренажеры, станки для хореографии, другое).
1.3.На пришкольном участке оборудована спортивная площадка для занятий на свежем воздухе.Школьная столовая соответствует требованиям СанПиН и обеспечивает для всех учеников возможность получения горячих завтраков и обедов.
1.4. Школьное здание и школьная территория, учебные кабинеты соответствуют требованиям техники безопасности.
2. Кадровое обеспечение школы
2.1. В школе есть медико‐психолого‐педагогичсская служба, объединяющая усилия специалистов (медики, педагог‐психолог, социальный педагог, учитель‐логопед) и педагогов (учитель физкультуры,преподаватель ОБЖ, педагог‐opганизатор) и действующая всоответствии с примерным положением о центре "Здоровье" образовательного учреждения.
2.2. В администрации школы есть специалист, непосредственно отвечающий за организацию здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
2.3. Педагог‐психолог и социальный педагог прошли обучение и имеют сертификат на проведение тренинговой работы с учащимися (коммуникативные тренинги, тренинги личностного роста, антинаркотические тренинги, другие).
2.4. Учитель физкультуры или медицинский работник имеют сертификат на организацию с учащимися занятий по ЛФК.
2.5. Не менее 50% педагогов школы прошли курсы повышения квалификации, включая охрану здоровья школьников в процессе обучения.
3. Медицинское обслуживание в школе
3.1. В школе есть медицинский кабинет, оснащенный стандартным комплектом оборудования.
3.2. В медицинском кабинете есть дополнительное оборудование, позволяющее проводить профилактические и лечебные процедуры (ингалятор, офтальмотренажер или другие).
3.3. В школе есть постоянная медицинская сестра.
3.4. К школе прикреплен постоянный врач.
3.5. На каждого ребенка заведена медицинская карта.
3.6. В школе проводятся регулярные профилактические осмотры в соответствии с декретированными сроками.
3.7. В школе существует картотека детей, подлежащих диспансерному наблюдению.
3.8. В школе проводятся мероприятия по профилактике острых заболеваний.
3.9. Уровень острых заболеваний в школе снизился по сравнению .с данными предыдущего года.
3.10. Уровень острых заболеваний в школе ниже среднестатистического по району.3.13.11. В школе проводятся мероприятия по профилактике обострений хронических заболеваний.
3.12. Число обострений хронических заболеваний за текущий год (ниже, чем за предыдущий год.
3.13. Число обострений хронических заболеваний за текущий год ниже среднестатистического по району.
3.14. Процент школьников, состоящих на диспансерном учете в связи с наличием хронического заболевания, ниже среднестатистического по району.
3.15. В школе организована работа по санации полости рта у детей.
3.16. Школа организовала работу по профилактике кариеса у детей.
3.17. В школе проводятся систематические мероприятия по коррекции нарушений опорно‐двигательного аппарата.
3.18. Число школьников с нарушениями опорно‐двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушения осанки) снизилось по сравнению с показателями предыдущего года .
3.19. Процент школьников с нарушениями опорно‐двигательного аппарата (уплощение свода стопы, плоскостопие, нарушение осанки) ниже среднестатистического по району.
3.20. В школе проводятся мероприятия по профилактике близорукости в рамках уроков (физкультминутки, гимнастика для глаз или другие).
3.21. В школе проводятся занятия для детей, страдающих близорукостью и дальнозоркостью.
3.22. В школе число детей, страдающих близорукостью или дальнозоркостью, остается на стабильном уровне.
3.23. Процент детей, страдающих близорукостью средней и высокой степени или
дальнозоркостью, ниже среднестатистического по району.
3.24. В школе проводятся мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний (гигиенические, санитарно‐просветительские или другие).
3.25. В школе всем детям обеспечена возможность получения профилактических прививок в соответствии с декретированными возрастами.
3.26. Частота инфекционных заболеваний в количестве случаев на 100 детей по школе ниже, чем среднее статистическая по району.
3.27. Индекс здоровья (число детей, не болевших ни разу в году, к общему числу детей в школе в %) выше, чем в предыдущем году.
3.28. Школьный врач (медицинская сестра) регулярно выступает перед педагогическим коллективом по вопросам здоровья школьников.
3.29. Школьная медицинская сестра регулярно контролирует соблюдение правил техники безопасности на территории, в здании и на занятиях.
4. Двигательная активность и физическое развитие детей
4.1.В школе введен спортивно‐оздоровительный час (не менее 1 раза в месяц для начальной школы,для учащихся 5‐7‐х классов, 8‐9‐х и 10‐11‐х классов).
4.2. В школе разработана программа проведения спортивно‐оздоровительного часа. В школе проводятся динамические перемены на свежем воздухе
(после 3‐го урока).
4.3. Во время уроков проводятся динамические паузы. В школе работают спортивные секции. Не менее 60% школьников имеют возможность посещать спортивные секции в школе. Процент школьников, занимающихся в спортивных секциях, вырос по сравнению с данными предыдущего года.
4.4. В школе отсутствуют пропуски уроков физкультуры без уважительной причины.
4.5. В школе организованы занятия лечебной физкультурой для детей, освобожденных от основного урока физкультуры по медицинским показателям.
4.6. Число детей с уровнем физического развития ниже сред него (не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) уменьшилось за учебный год.
4.7. Процент детей с физическим развитием ниже среднего не связанным с наличием врожденной патологии или хронического заболевания) меньше, чем среднестатистический показатель по району.
4.8. Число детей с дисгармоничным развитием уменьшилось за учебный год.
4.9.Процент детей с дисгармоничным развитием ниже, чем среднестатистический показатель по району.
4.10. В школе организованы команды по различным видам спорта, которые участвуют в районных (городских) соревнованиях.
5. Организация питания в школе
5.1. Все учащиеся в школе получают горячие завтраки.
5.2. Все учащиеся, посещающие группы продленного дня, получают горячие обеды.
5.3. В школе обеспечена возможность получения диетического питания.
5.4. В школьном буфете продаются только те продукты, которые имеют сертификат качества.
5.5. В школьной столовой организована сезонная дотация витаминов (пищевые добавки,регулярно присутствуют свежие овощи, другое).
6. Политика содействия здоровью в школе
6.1.Содействие здоровью в школе включает в себя все виды активности, направленные наукрепление здоровья школьников и персонала школ. Составной частью понятия "содействие здоровью"является понятие "обучение здоровью" ‐ комплекс педагогических мероприятий, проводимых в виде уроков, лекций, бесед, тренингов, которые направлены на трансляцию знаний о здоровье, изменение отношения к собственному здоровью, приобретение поведенческих навыков, содействующих здоровью.
6.2. Учебные нагрузки в школе не превышают возрастных нормативов, оговоренных в СанПиН.
6.3. В образовательном учреждении разработана программа "Здоровье", включающая следующие разделы:
а) охрана и совершенствование физического здоровья школьников;
б) охрана психического здоровья школьников и профилактика аддитивных форм поведения;
в) формирование социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика
употребления ПАВ и наркотиков;
г) взаимодействие образовательного учреждения с другими учреждениями и организациями по формированию здоровья школьников во всех его проявлениях;
д) просветительно‐информационная работа с родителями и в окружающем социуме по пропаганде здорового образа жизни.
6.4. В школе существует долгосрочный план (не менее чем на 2 года) по реализации стратегии содействия здоровью школьников.
6.5. Опыт работы школы тиражируется средствами массовой информации (не менее 3публикаций в год).
7. Обучение здоровью в школе
7.1. В школе в рамках учебной программы ведется курс обучения здоровью (в виде отдельного
предмета или интегрированного курса) ‐ не менее 1 часа в неделю в каждой параллели.
7.2. Во внеурочное время проводятся факультативы (другие формы занятий) для девочек,мальчиков по половому просвещению, профилактике ВИЧ/СПИД и ИППП.
7.3. Проводятся тренинговые занятия для детей групп риска по профилактике наркомании,табакокурения, алкоголизма или другим актуальным для территории проблемам.
7.4. В школе действует группа волонтеров из старшеклассников, которая проводит занятия с учащимися по предупреждению рискованных для здоровья форм поведенияи активно пропагандирует среди жителей района здоровый образ жизни.
7.5. В образовательном учреждении не реже одного раза в месяц проводятся встречи учащихся и их родителей со специалистами, посвященные различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.
7.6. Образовательное учреждение систематически участвует в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни и профилактики наркомании и ВИЧ‐инфекции среди молодежи на уровне района(города) и области.
8. Превентивные меры в школе
8.1. В школе запрещено курение для учащихся, педагогов и посетителей.
8.2.На территории школы, включая пришкольный участок, не курят.
8.3. В районе школы (не менее 200 м от пришкольного участей) нет торговых точек, продающих табак и спиртное.
8.4. Учащихся не выгоняют с уроков.
8.5. Все случаи пропусков занятий контролируются школой.
8.6. В школе существует специальный орган для обсуждения конфликтов (конфликтная
комиссия), в котором представлены педагоги, учащиеся и родители.
8.7. За истекший год из школы не отчислены ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.8. За последние 3 года из школы не отчислялись ученики по причине пропусков занятий или отклоняющегося поведения.
8.9. За истекший год в школе не было драк, повлекших за собой обращение за медицинской помощью.
8.10. В школе нет учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (с учетом выбывших из школы за последние 3 года).
8.11. В школе нет учеников, привлекавшихся к уголовной ответственности (за последние 3 года с учетом выбывших из школы).
8.12. В школе есть наглядная информация по безопасности детей на дорогах.
8.13 .3а последние 3 года ни один ребенок из школы не стал виновником дорожно‐транспортного происшествия.
8.14. За последние 3 года ни один ребенок из школы не попал в дорожно‐транспортное происшествие по собственной неосмотрительности.
8.15. На территории школы нет случаев продажи наркотических веществ.
9. Сотрудники школы
9.1. Все сотрудники школы регулярно проходят профилактические осмотры (1 раз в год).
9.2. Сотрудники школы получают медицинскую помощь наравне с учащимися.
9.3. Сотрудники школы проходят все оздоровительные мероприятия наравне с учащимися.
9.4. Каждый сотрудник школы участвует хотя бы в одном мероприятии, запланированном школой по линии содействия здоровью.
9.5. Для сотрудников школы организованы систематические занятия физической культурой.
9.6. В школе есть спортивная команда, которая состоит из сотрудников.
10. Взаимоотношения школы с родителями
10.1. В школе в системе проводятся занятия с родителями, посвященные проблеме охраны и укрепления здоровья детей.
10.2. Родители участвуют в реализации планов школы по содействию здоровью школьников
10.3. По инициативе родителей в школе проходят мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
10.4. В школе регулярно проходят совместные с родителями мероприятия, направленные на содействие здоровью школьников.
11. Внешние связи школы
11.1. Школа активно сотрудничает с другими школами территории по вопросам содействия здоровью.
11.2. Школа принимает участие в территориальных программах содействия здоровью.
11.3. В школе регулярно проводятся семинары и открытые уроки, посвященные охране и укреплению здоровья школьников.
11.4. Школа ‐ организатор территориальных акций, посвященных вопросам содействия Здоровью.
Интерпретация результатов: максимальная сумма баллов, которую может набрать
образовательное учреждение ‐ 214.
До 107 баллов ‐ образовательное учреждение в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
От 107 до 139 баллов ‐ образовательное учреждение организyeт здоровьесберегающую деятельность, в которое отсутствуют системность и последовательность.
От 139 до 161 балла ‐ минимально достаточный уровень оргаанизации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
От 161 до 182 баллов ‐ высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
VII. Мониторинг охвата учащихся внеурочной
и внешкольной деятельностью
Цель: получение информации о занятости учащихся во внеурочной и внешкольной деятельности.
Классные руководители в течении года заполняют матрицы занятости учащихся во внеурочной и внешкольной деятельности. Анализируя данные матрицы можно выявить охват учащихся общественной деятельностью, активность классного коллектива, активность учащихся в КТД, занятость в гимназических и городских объединениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I. Контроль за методической и инновационной работойЦель: организация работы педагогического коллектива школы на п...
«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"
Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля; 2) получение систематической информации о качестве усвое...
Мониторинг воспитательного процесса.
Цель: оценить состояние воспитания в школе....
Программа анализа воспитательного процесса в классе
В конце учебного года каждый классный руководитель проводит анализ воспитательной работы в классе. Предоставляю вашему вниманию план , который поможет проанализировать работу, выявить положитель...
Комплексно-целевой мониторинг воспитательного процесса.
Выступление по организации и проведению воспитательной работы....
Семинар «Мониторинг воспитательного процесса»
Семинар «Мониторинг воспитательного процесса» Слайд 1. Каждый из нас стремится определить эффективность своего труда и процессов, с которыми связана наша профессиональная деятельность...
Разработка системы мониторинга воспитательного процесса
попытка обобщить и систематизировать различные подходы с целью создания рациональной и эффективной единой модели мониторинга воспитательного процесса в образовательном учреждении...