Мониторинг воспитательного процесса.
методическая разработка по теме
Цель: оценить состояние воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_vospitatelnogo_processa.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мониторинг воспитательного процесса»
Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса.
Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:
изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
оценки состояния воспитания;
прогноза развития воспитания;
выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
Следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы школы. организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Перспективная цель школы — формирование реально устойчивой высоконравственной личности, способной в новых социально-экономических условиях вносить вклад в совершенствование и развитие общества.
Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:
Нравственное, гражданское, трудовое, экономическое, физическое.
Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг подразделяется на две группы.
В первую группу входят объективные статистические показатели:
Процент успеваемости и посещаемости.
Количество правонарушений, совершенных учащимися.
Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
Процент охвата учащихся горячим питанием.
Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:
· диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
Социометрия применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая методика используется классными руководителями в каждом отдельном классе и этот метод, занимает одно из мест в ряду аналитических методов, таких как анкетирование, интервью, наблюдение. Социометрический метод ни в коем случае их не заменяет, а наоборот гармонично дополняет. Для изучения малых групп, их структур, внутригрупповых связей, выявления конфликтов в группах и между группами, количественных оценок сплоченности, статуса, неформального лидерства он является оптимальным. Кроме содержательного соответствия метода изучаемой области, он обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами анализа. Во - первых, метод довольно прост в технической реализации. Не требуется проведения предтестовых процедур, проверки валидности методики. Подготовка форм (опросных листов) не вызывает затруднений, даже у неподготовленного человека. Во - вторых, длительность проведения исследовательской процедуры не велика. Опросные листы могут заполняться заочно, а обработка данных занимает всего несколько часов. В- третьих, социометрия позволяет оперировать количественными данными. Качественное описание сплоченности группы менее информативно, а применение социометрии дает довольно точную количественную оценку, например, при целенаправленном командообразовании.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
· уровень воспитания ученика, класса и школы в целом (Уровень воспитанности);
Проблема диагностики воспитанности учащихся всегда была одной из самых актуальных в педагогике. В последнее время она приобрела еще большую остроту в связи с разработкой и принятием критериев качества образования. Что понимать под «воспитанностью»? По каким критериям судить о «воспитанности»? Под воспитанностью традиционно понимают совокупность знаний о нормах поведения в обществе и умение применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поскольку все, что касается поведения человека в социуме, его отношений к людям, характеризует нравственный мир личности, то, когда говорят о воспитанности, подразумевают именно нравственную воспитанность.
Выявлять, тем более измерять воспитательные результаты чрезвычайно сложно. Об этом знают все педагоги - практики, поскольку формирующаяся личность школьника находиться в постоянном развитии.
В тоже время классному руководителю нужно помнить, что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности, и предупреждения отклонений в поведении детей.
Определить уровень воспитанности школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и письменные высказывания школьника, его поведения и реакции в различных жизненных ситуациях. Умный и чуткий педагог любое дело в классе, любую индивидуальную беседу использует как своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием заполнены эти дела.
Для диагностики уровня воспитанности школьников классными руководителями школы и мной используются следующие различные известные методики и методы:
1. «Незаконченный тезис» (Н.Е. Щуркова).
2. Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например
«Нравственные нотки поведения»,
3. Сочинение «Мой идеал».
4. Педагогические характеристики.
5. Педагогическое наблюдение, ситуация выбора, анализ конфликта, ролевые игры.
6. Индивидуальная беседа.
Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:
1 уровень - не знает норм и правил поведения.
2 уровень - знает, но не ведет себя в соответствии с ними.
3 уровень - нормы, правила поведения имеют личностный смысл, но поведение ситуативно, не постоянно.
4 уровень - знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности.
5 уровень - знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности. Постоянное нравственное поведение.
Примерные показатели уровня воспитанности учащихся:
1 Учебная и социальная активность
2 Морально-волевые качества
3 Коммуникативные качества
4 Здоровье. Здоровый образ жизни.
· эмоционального настроя класса.
Это тот благоприятный либо стрессогенный фон, на котором разворачивается основная деятельность ребенка в школе.
Для изучения атмосферы в классе классными руководителями применяются метод наблюдения, бесед, тесты «Психологический климат в классе», «Самоконтроль и общение», «Умеете ли вы общаться» и.т.д,
· а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе («Путь к успеху», «Предпрофильная подготовка и профориентация», «Здоровье», компьютеризации)
В условиях перехода учреждений образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит проблема: как отследить качество работы классного руководителя. На последнем заседании МО классных руководителей в 2008 году была обсуждена и принята программа мониторинга деятельности классных руководителей. Актуальность принятия программы обусловлена сложившимся в школе недостаточно эффективными практиками деятельности классных руководителей и необходимостью мотивировать педагогов-воспитателей на повышение качества профессиональной деятельности. Данная программа позволяет оценивать в цифровом выражение и аналитическую деятельность классных руководителей в начале и в конце учебного года.
В данной программе разработаны следующие критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:
1. Обеспечение жизни и здоровья учащихся
2. Обеспечение позитивных межличностных отношений
Содействие освоению школьниками образовательных программ
Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания
Профилактическая работа
Также критерием эффективности деятельности классных руководителей является личные достижения педагога и его воспитанников:
Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого классного руководителя;
Результативность воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах/;
Участие класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
Работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
Дежурство по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
Соблюдение делового стиля одежды учащимися
Таким образом мониторинг позволяет оценить состояние воспитания в школе, прогнозировать его развитие и выработать предложения и меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов, является одним из стимулов для повышение качества профессиональной деятельности классных руководителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАНА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД I. Контроль за методической и инновационной работойЦель: организация работы педагогического коллектива школы на п...
«Мониторинг учебно-воспитательного процесса как одно из условий повышения качества образования"
Цели: 1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля; 2) получение систематической информации о качестве усвое...
Комплексно-целевой мониторинг воспитательного процесса.
Выступление по организации и проведению воспитательной работы....
Семинар «Мониторинг эффективности воспитательного процесса»
Цель семинара: повышение уровня компетентности классных руководителей в области мониторинга воспитательного процесса.План работы:Теоретические аспекты рассматриваемой темы.Знакомство с диагностическим...
Семинар «Мониторинг воспитательного процесса»
Семинар «Мониторинг воспитательного процесса» Слайд 1. Каждый из нас стремится определить эффективность своего труда и процессов, с которыми связана наша профессиональная деятельность...
Программа мониторинга воспитательного процесса
Программамониторингавоспитательного процесса...
Разработка системы мониторинга воспитательного процесса
попытка обобщить и систематизировать различные подходы с целью создания рациональной и эффективной единой модели мониторинга воспитательного процесса в образовательном учреждении...