С чего начинается Родина?
классный час (5, 6 класс) на тему
Классный час разработан для учащихся 5 - 6 классов. Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«С чего начинается Родина?»
(Символы России)
Классный час в 6 классе
Цель:
определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”.
Задачи:
- Изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории;
- развитие культурного уровня учащихся;
- воспитание патриотизма и гражданственности у детей.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Слайд 1
В 2012 г. исполняется 1150 лет со времени события, которое в отечественной историографии XVIII - XIX вв. получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности». И сегодня пойдёт о символах нашего государства, символах нашей Родины.
Но что такое Родина?
В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли.
Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва.
В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся…
Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Человеком. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к людям, к своему дому, краю, Родине.
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (Муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского). Слайды 2 - 10
Далее ученик читает стихотворение М. Пляцковского “Родина”.
Слайд 11
“Родина” - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
Учитель:
Я думаю, что мы получили исчерпывающий ответ на заданный вопрос. Наша Родина-Россия. У неё есть свои символы. Они олицетворяют систему государственных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития общества, сложившиеся в нём обычаи и традиции. Символы Российской Федерации - Флаг Российской Федерации, Герб Российской Федерации, гимн Российской Федерации.
Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба.
Прежде чем говорить о гербе нашей страны, я расскажу вам ,что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Слайд 12
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знамёнах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Слайд13
Великий Князь Московский Иван III (1462 – 1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения соего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый Орёл Византии олицетворял собой Римско – Византийскую империю, охватывающую Восток и Запад. Более 4 столетий на гербе Российского Государства изображался двуглавый орёл. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III на меновой грамоте. Двуглавый орёл изображался на русских гербах вплоть до 1918 года.
Слайды 14 - 17
В 1918 г. Советское правительство решило порвать с исторической символикой России. Двуглавый Орёл был заменён красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года на щите помещалось сокращённое название государства – РСФСР.
Слайд 18
В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения комиссия, созданная для решения этого вопроса, предложила бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. Они и были утверждены в качестве государственных Указом президента РФ Бориса Ельцина «О Государственном гербе Российской Федерации» от 30 ноября 1993 года.
Золотой двуглавый орел на красном поле ведет свою историю с давних времен. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла, как Государственного герба России, олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
Слайд 19
Учитель:
Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах карточки, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.
Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.
(в течение 5минут учащиеся выполняют задание)
Учитель:
Подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено. (учащиеся высказывают свои предположения)
Ученики:
Двуглавый Орёл – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России.
Всадник, поражающий копьём дракона, - символ победы добра над злом, готовности народа отстаивать свободу и независимость.
Учитель:
Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг.
Слайд 20
Учитель:
Над Большим Кремлевским дворцом ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например:
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)
Учитель:
Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
(выступления учащихся с предположениями)
Учитель:
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.
Слайд 21
Учитель
Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».
Мало кто знает, что в начале Северной войны в 1712 г. утвердился один из красивейших флагов мира_ Андреевский. В 1702г. Пётр1 передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный на коммерческих судах указывали на государственную принадлежность корабля. В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ триколор почти угас. И так было до 1883г., до появления высочайшего повеление царя Александра2.
Революционная Россия начала 20 века. Не сразу отвергла трёхцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Лишь 8-го апреля 1918г. Я.М.Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом. Спустя 73 года, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трёхцветного флага.
А 21 августа 1991 года, после провала так называемого путча, Верховный совет РСФСР постановил « считать исторический флаг России- полотнище из разновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой- официальным флагом Российской Федерации».
Цвет полос государственного флага несет в себе глубокий смысл. Белый всегда означал Свободу, синий – Богородицу, под покровом которой находится Россия, красный – Державность. Есть и другое (неофициальное) толкование символики цветов: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Слайд 22
Учитель:
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?
(следуют ответы учащихся)
Учитель:
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России
(целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории).
Слайды 23 -30
Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. . А теперь давайте проведем небольшую викторину.
Викторина.
- Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
- В каком веке появился герб нашего государства? (В конце XVвека).
- Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).
- Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
- Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
- Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
- Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное).
- Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии).
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. И в заключение послушаем стихотворение.
Ученик:
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
Учитель:
Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"С чего начинается Родина?" Собственные и нарицательные существительные
Тематически урок связан с Родиной...
Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").
Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....
С чего начинается тригонометрия
В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...
Классный час "С чего начинается школа"
http://klassnyy_chas.rar ...
С чего начинается здоровье
Презентация к общешкольному родительскому собранию...
Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"
Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?". Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....
Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"
Тема: «С чего начинается Родина?» (интегрированный урок на основе краеведческого материала; урок сотворчества) Цели:1.Отработ...