Формирование и сплочение классного коллектива
статья на тему

Платонова Ольга Юрьевна

Выступление на педагогисеском совете - представление собственного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете 

Классный руководитель: Платонова Ольга Юрьевна

Формирование и сплочение классного коллектива.

 

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

 Классный руководитель – организатор.

Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

 Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен классный руководитель.

В 2014 году я взяла классное руководство в 8 в классе. И первым вопросами с ними были для меня следующие: «Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня они были знакомые дети, я с ними занималась на уроках физкультуры с 3 класса и знала о них по рассказам учителя начальных классов и бывшего классного руководителя, и по своим наблюдениям за детьми в учебной и вне учебной деятельности. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику). 30 учеников: 17 мальчиков и 13 девочек 1999-2001 годов рождения. В целом класс хороший, активный, достаточно работоспособный. Но были выявлены трудности в обучении у некоторых ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Я выявила следующие проблемы:

 Проблема:1. Чрезмерная эмоциональность, неумение организовать дело;

3. Небольшая разрозненность класса; 4. Недисциплинированность.

Какое же решение этой проблемы? Нужна система воспитания, в основе которой лежит формирование здорового классного коллектива. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои ребята, каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: «Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

 Я определила свою цель: 3 Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, который умеет жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

В результате были поставлены следующие задачи и задачи: 1.Формирование и сплочение классного коллектива; 2.Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим; 3. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов; 4. Улучшение успеваемости и поведения учащихся; 5. Совместно со всеми работниками школы и родителями сохранять здоровье учащихся; 6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям; 7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой. Стадии формирования классного коллектива:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2.  Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
  3.   Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Обязанности были строго распределены.

1. учебный сектор

2. спортивный сектор

 3. трудовой сектор

 4. художественно- музыкальный сектор.

 5. информационный сектор

Выбран староста класса и его заместитель.

 В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникали межличностные мелкие конфликты, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса находил поддержку у одноклассников и на этой стадии укреплялись межличностные взаимоотношения. Особую роль имеет в этом возрасте возможность самовыражения и самореализации. И поэтому ребята охотно выполняют классные дела и вполне успешно. Моя забота – помочь ученикам в этом и научить их работать, постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

В нашем доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Первым нашим совместным делом стал дежурство по школе. Я постаралась продумать дежурство так, чтобы дети почувствовали себя хозяевами в школе, которые заботятся и берегут ее. Мы придумали на переменах развлекать маленьких детей начальной школы, играми.  А потом еще придумали видеоотчет дежурства. Это сплотило класс и помогло мне на деле увидеть кто ответственнее, кто полукавее, на кого можно положиться, а кого еще нужно научить.

С удовольствием ребята занимались шефством. Интересные классные часы проводили с детьми начальной школы.

 На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Я старалась поощрять не только тех ребят, которые получали хорошие отметки, а и тех, кто значимо улучшил свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. С 8 класса велась работа по созданию атмосферы дружбы, взаимопомощи, общей заботы. Прививалось умение уважать мнение каждого, умение вести спор.

 (классные часы: «Толерантность и мы», «Я не такой как все», «Модные тенденции»). Также ведётся работа по формированию представления учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

Надо сказать –ученики очень активны, с классом мы принимаем участие во всех общешкольных мероприятиях. Ребята с удовольствием готовятся, все дети задействованы в сценариях школьных праздников: поют, пляшут, читают стихи. В 10 классе теперь уже учебная мотивация сильнее. Поэтому участие на различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях стоит на первом месте. Но несмотря на это ученики 10 класса не потеряли своей живости, и с удовольствием участвуют в мероприятиях

 

Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении всего учебного года вела работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Для лучшего изучения классного коллектива использую различные диагностические методики: в частности, блиц-опрос, анкетирование. Индивидуальные беседы уже в старшем классе проводятся чаще, чем в 8-9 классах. Теперь они уже взрослеют.

 Понятие здорового образа в жизни прочно вошло в сознание учеников. С этой целью не раз проводились классные часы, анкетирование, беседы. Класс очень спортивный, у нас победы в соревнованиях «А, ну-ка мальчики», «А, не-ка девочки», ребята с удовольствием играют в баскетбол, волейбол между классами. Самый активный класс по участию в городских соревнованиях за честь лицея, по участию в городской олимпиаде по физической культуре.

Большое внимание в классе уделяется нравственному и духовному воспитанию. С удовольствием принимали участие в мероприятии на военно-патриотическую тему «Песни военных лет». Ходили на экскурсию в городской музей «Герои Афганской и чеченской войны», особенно понравился ребятам музейный урок «Мы из Ленинграда». Активно участвовали в помощи ветеранам, дружим с ветераном труда Анной Александровной, приглашаем ее на праздники в лицей. Ребята сами написали статью о жизни этой замечательной труженице. Успешное участие в военно-патриотической игре «Орленок». Поездка в город герой Волгоград накануне праздника 9 мая.

   Многие обучающиеся участвовали на городских и областных всероссийских конкурсах, и фестивалях: «Ушаковский Фестиваль», «Игры которые мы заслужили вместе с тобой», агидбригада по профориентации «Любимые профессии» и многие другие.

Традиционными стали такие мероприятия как поздравления мам в «День Матери», чаепитие в честь 8 марта и 23 февраля, с интересной программой, поздравлениями, играми, которые дети придумывают сами, поездки на базу отдыха в конце учебного года, поездка на каток в город Ростов (уже 2 года подряд), эти мероприятия сплачивают коллектив и приучают детей к ответственности.

 С 8 класса и по сегодняшний день мы обсуждаем вопросы о роли норм и правил в жизни человека и общества («Для чего нужно знать правила для учащихся»). Также много внимания уделяю формированию у детей нравственного опыта, развитию системы справедливых оценочных суждений.

 И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты. Каждый ребенок должен находит свое место в классном коллективе и реализовывает себя в различных внеклассных мероприятиях.

На протяжении всей своей педагогической деятельности стараюсь следовать заповедям:

1. Никогда не унижать, не оскорблять детей.

2.  Стараюсь как можно больше времени проводить с классом.

3.  Стараюсь отталкиваться от положительных черт характера конкретного ребенка, отмечать положительные сдвиги в учебе.

4.  Не брать на себя больше, чем в состоянии сделать.

5.  Работать в тесном сотрудничестве с родителями учащихся.

6. Поощрять детскую самостоятельность с умом, учить их этой самостоятельности.

7.  Быть гибкой в отношениях с ребятами.

8.  Учусь определять, где нужно быть строгой, а где можно посмеяться.

9.  Стремлюсь быть справедливой ко всем и во всем, никогда не доводить ситуацию до конфликта.

10.  Любить детей, защищать их любовью и правдой!

11.     Никогда не предпринимать воспитательные воздействия в плохом настроении.

12. Стараюсь оценивать поступок, а не личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива в условиях ученического самоуправления

Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых ц...

Формы и методы работы по формированию классного коллектива

Изменившиеся условия жиз­ни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснова­нию и обеспечению нравственного воспи­тания учащихся. Формирование у детей отношение к своему пов...

Презентация к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива"

Данная презентация является дополнением к работе "Роль классного руководителя в сплочении и формировании ученического коллектива".  При составлении презентации были использованы фотографии учащих...

Роль мастера производственного обучения в формировании ученического коллектива

В статье обобщён опыт работы мастера производственного обучения по управлению воспитательным процессом в группе....

Выступление "Формирование детского коллектива в системе специального обучения."

Материал предназначен для коррекционных школ 8 вида....