План воспитательной работы (5, 6 классы)
методическая разработка на тему
План воспитательной работы (5, 6 классы) на 2013 – 2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_s_klassom.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Чебаковская основная общеобразовательная школа
Северный район, Новосибирская область
План
воспитательной работы
5, 6 классов
на 2013 – 2014 учебный год
Классный руководитель:
Брацук Н.Р.
Программа воспитательной работы «Я в мире»
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители:
одни нам дарят только жизнь, а другие – добрую жизнь.
Аристотель
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, для его успешной социализации стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.
Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.
Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа «Я в мире» рассчитана на учащихся 5 – 9 классов.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся,
свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их
воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы;
- воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 9 классов.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, социологические исследования);
- через систему дополнительного образования;
- через систему КТД и традиционных дел ОУ;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (библиотекарь, организаторы детского досуга);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения (школа, музей, библиотека, ДК).
Методы:
- научно-исследовательский;
- метод проектов;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- метод креативного мышления;
- метод критического мышления.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
- тренинги, занятия, курсы;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические,
культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
- дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
- встречи с интересными людьми, клубы по интересам.
Приоритетные направления работы
- интеллектуально-познавательная деятельность «Я и школа»
- спортивно-оздоровительная деятельность “Я и здоровье”
- ценностно-ориентированная деятельность “Я и мои нравственные идеалы”
- творческо-эстетическая деятельность “Я и культура”
- гражданско-патриотическая деятельность «Я и мое отечество»
- коммуникативно-социальная деятельность “Я и другие”
1 направление “Я и школа”
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знании.
Фалес
Мудр не тот, кто много знает, а чьи знания полезны.
Эсхил
Цель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- Формирование целостной и научно обоснованной картины мира;
- Развитие познавательных способностей учащихся;
- Формирование у каждого учащегося осознание того, что он является частицей школьного коллектива;
- Формирование уважения к одноклассникам и учителям;
- Воспитание сознательного отношения к учебе.
Формы реализации:
- Классный час
- Беседа
- Игра
- Тренинговое занятие
- Практикум
2 направление «Я и здоровье»
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- Формирование стремления к здоровому образу жизни;
- Осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей
Формы реализации:
- Спортивный праздник
- Беседа
- Классный час
- Игра-викторина
- Выставка рисунков
- Диспут
- Инструктаж по ТБ
- направление “Я и мои нравственные идеалы”
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
Формы реализации:
- Беседа
- Диспут
- Классный час
- Акция милосердия
- Викторина
- Конкурс рисунков
- Игра
- Конкурс сочинений
4 направление “Я и культура”
Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
Марк Твен
Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
- Развитие творческих способностей;
- Выявление и поддержка нестандартности, неординарности, индивидуальности.
Формы реализации:
- Викторина
- Классный час
- Конкурс рисунков, сочинений
- Беседа-практикум
- КТД
- Игра
- Творческий проект
- Оформление классного уголка
5 направление “Я и мое отечество”
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.
Пушкин
Цель работы – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- От воспитания любви к родной школе, семье, отчему краю перейти к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
- Воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Формы реализации:
- Беседа
- Классный час
- Конкурс сочинений, рисунков
- Игра
- Диспут
6 направление «Я и другие»
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В.Г.Белинский
Цели: способствование социализации учащихся.
Задачи:
- Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции.
- Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, спосбности успешно адаптироваться в окружающем мире.
- Формирование умения строить позитивные, дружелюбные отношения с окружающими людьми
Формы реализации:
- Классный час
- Анкетирование
- Игра
- Беседа
- Диспут
План воспитательной работы
на 2013 - 2014 учебный год 5, 6 классы
Направление работы | Наименование деятельности | Формы деятельности | Сотрудничество | Месяц |
«Я и школа» | 1.Мой дневник 2.Знания – мой капитал 3.Что? Где? Когда? 4.Знатоки русского языка 5.Неделя пятерок | Беседа Классный час Игра Викторина Акция | Сентябрь Декабрь Май Ноябрь Неделя русского языка 1 раз в четверть | |
«Я и здоровье» | 1.Здоровое питание 2. В здоровом теле – здоровый дух 3.Гигиена и ее значение 4.Лекарственные растения | Беседа Беседа Классный час Викторина | Родители учитель физкультуры | Сентябрь Ноябрь Сентябрь Февраль Апрель |
«Я и мои нравственные идеалы» | 1. Перед старостью склоним колени 2.Мы в ответе за тех, кого приручили 3. Кто я? Какой я? 4.Пусть всегда будет солнце | Акция милосердия Классный час Беседа Экологическая викторина | Октябрь Ноябрь Апрель Декабрь Март | |
«Я и культура» | 1. Творчество в моей жизни 2.Юные знатоки живописи 3. Наши достижения в спорте и культуре 4.Моя школа | Беседа Викторина Классный час Конкурс рисунков | Учитель ИЗО | Декабрь Январь Март Май |
«Я и мое отечество» | 1.Государственная Символика 2. Мы – граждане России 3.Права и обязанности Ученика 4.Города-герои | Классный час Классный час Беседа Заочное путешествие |
| Декабрь Февраль Апрель Май |
«Я и другие» | 1.Мои права и обязанности 2.Мой сосед по парте 3.По каким правилам мы живем? 4.Здесь живет моя семья | Классный час Беседа Игра Викторина | Октябрь Январь Ноябрь Март Май |
Родительские собрания.
1. Организационное родительское собрание на тему «Проблемы адаптации пятиклассников к школе»
2. Роль семьи в организации здорового образа жизни.
3. Домашние задания и их назначение.
4. Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка.
Посещение детей на дому. Изучение семей и учащихся.
- Жилищные условия
- Взаимоотношения с детьми
- Досуг детей
Работа классного руководителя
Ежедневно:
- встреча детей;
- проверка внешнего вида учащихся;
- физминутки на уроках;
- проверка рабочих тетрадей учащихся;
- работа с опоздавшими, отсутствующими, выявление причин;
- организация питания в школьной столовой;
- дежурство по классу.
Еженедельно:
- проверка дневников учащихся;
- классный час;
- подведение итогов успеваемости;
- индивидуальная работа с родителями и детьми;
- ведение классного журнала;
- работа с активом класса.
Ежемесячно:
- проведение бесед по ТБ
- проведение 5 минуток по ПДД;
1 раз в четверть:
- родительское собрание;
- родительский всеобуч;
- подведение итогов успеваемости;
- подведение итогов заболеваемости;
- генеральная уборка кабинета.
Традиционные мероприятия:
Август: встреча с учащимися и родителями; проверка личных дел; получение учебников.
Сентябрь: День знаний; День здоровья; трудовой десант.
Октябрь: осенний бал.
Ноябрь: День Матери.
Декабрь: новогодний праздник.
Январь: культпоход на каникулах.
Февраль: День защитников Отечества.
Март: праздник 8 Марта
Апрель: юморина.
Май: трудовой десант, праздник по окончанию учебного года, заполнение личных дел учащихся; сдача классных журналов; ремонт кабинета; сдача учебников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы 8 класс
Данный материал представляет собой шаблон плана воспитательной работы на год....
План воспитательной работы в классе
Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в...
План воспитательной работы 5 класс
План работы на 2011-2012 уч.год...
Перспективный план воспитательной работы. 5 класс. 2011-2012 уч.г.
Перспективное планирование включает психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, классное самоуправление, работу с родителями, традиции класса и пр....
План воспитательной работы 5 класс
план воспитательной работы с целью и задачами...
План воспитательной работы. 5 класс.
Тематическое планирование воспитательной работы в 5 классе....
Рабочие программы по физике 7-9 классы, 10-11 классы, план воспитательной работы 6 класс
Рабочие программы по физике для учащихся 7-9 классов ( учебники авт. А.В. Перышкин), для 10-11 классов ( учебники авт. В.А.Касьянов) - базовый уровень (2 ч.в нед.)...