Рекомендации социального педагога учителям
учебно-методический материал по теме

Половникова Ирина Александровна

Данный материал был использован для оформления стенда социального педагога в учительской. Здесь изложены рекомендации по работе с замкнутыми , слабоуспевающими,застенчивыми детьми, детьми с низкой устойчивостью внимания. А так же 10 способов цспешного проведения родительского собрания, рекомендации учителям,готовившим детей к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_rabote_s_zamknutymi_detmi.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Этих  детей  характеризует  выраженный  аутизм  (уход в  себя,  боязнь  мира).  Они  склонны  к 

развитию  логического  мышления, но  у  них  отсутствуют широкие  познавательные  интересы. 
У  них  нетипичные  интересы: о  строении  мира,  о  потустороннем  мире.  Эти  дети  любят  много читать,  у  них  развита  речь,  но  часто  она  формально.  Негативные  черты:  эмоциональная  холодность,  эмоциональная  тупость,  не  испытывает  большой  привязанности  к  родителям;  не интересуется  мнением  других,  безразличен  к внешнему  миру.  Эти  дети  способны  на  странные  поступки,  у  них  притуплённое  самосохранение.  У  этих  детей  нет  друзей,  они  подчиняются  другим,  не  смотрят  в  глаза.

 

В  работе  с  такими  детьми  надо  опираться  на  их  сильные  стороны.

Морали  на них  не  действуют  вообще,  ничего  им  не  навязывать,  самим  приспособляться  к  ним. 

1.  Не  призывайте  их  к  совести,  не  читайте  морали.

2.  Учитывайте  наличие  страхов  методом наблюдения,  особенно  анализом  рисунков;  определите  тематику  страхов,  потом  прорисуйте  их:  из  страшного  сделайте  смешное.  Страх  у  этих  детей  сопряжён  с  любопытством—помогите  преодолеть  эту  проблему.

3.  Помогайте  им  в  развитии  речи,  внимания,  моторики,  в  формировании  навыков  ИЗО.

4.  Смягчите  общий  эмоциональный  дискомфорт,  тревожность.

5.  Стимулируйте  психическую  активность,  направленную  на  взаимодействие  со 

сверстниками  и взрослыми.

6.  Учитывайте  их  интерес  к  точным  наукам.

7.  Учитывайте  парадоксальность  и  непредсказуемость  от  мышления  до  чувств  и  поступков.

8.  Выделяйте  его  поведение,  как  отличное от других  и  в  то   же  время  дайте  ему 

почувствовать  принадлежность  к  классному  коллективу.

       
                         

1.    При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа, 
разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.

 2.     Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.

 3.     При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.

 4.     Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.

 5.     В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности.

 

 В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала.

 В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.

          При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

              

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте—ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность.  Им важно,  как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных,  стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают.  Они  склонны к  суицидам.

Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому:

1.     Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности.

2.     Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы.

3.     Включайте  их  в  общественные  посильные  дела.

4.     Хвалите   их  за  самостоятельность.

5.     Стимулируйте  их  личную  ответственность.

6.     Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка.

7.     Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный.

8.     Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться.

 9.     Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное—ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

 

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например:

снимать верхнюю одежду обязательно;

не допускается молчания при обсуждении проблемы;

отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное;

называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт

 наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

                       

    1.  Создайте ребенку спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение.

2. Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой. Начиная от ручки, бумаги и до таблиц, схем, словарей и т.п.

3.  В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

4.  Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы

      Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается         постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ведь ошибки часто не замечаются, если ученик забегает вперед и «узнает» слово.

5.  Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков.

6.   Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

7.  Понаблюдайте, как выполняет ребенок задания. Скорее всего, так: быстренько все написал - и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех «глупых» ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребенка, - проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит.

                               

 •  Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

 •  Помогайте подростку поверить в себя и свои способности

 •  Помогайте избежать ошибок.       

 •  Поддерживайте выпускника при неудачах.

 •  Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить Единый государственный экзамен, что бы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

 •  Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но не были сторонними наблюдателями во время под готовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

 •  Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняют с возрастом и проявляются в скорости протекавщих мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

                                       

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  • в конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
  • требуя что-то от подростка, нельзя торговаться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации социальным педагогам для родительских собраний

Методические рекомендации социальным педагогам образовательных учреждений для родительских собраний; и к использованию в работе с детьми группы риска. ...

Рекомендации социального педагога родителям

Будьте внимательны к своим детям !!!!...

Методические рекомендации социального педагога в работе с неблагополучными семьями:

Методические рекомендации социального педагогав работе с неблагополучными семьями:Составление списков детей, которые должны прийти в школу, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изуче...

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Рекомендации социального педагога классным руководителям и учителям - предметникам 5-х классов в период адаптации.

Рекомендации социального педагога классным руководителям и учителям - предметникам  5-х классов в период адаптации....


 

Комментарии

Улыбышева Ирина Александровна

Очень интересный материал, можно использовать не только для педагогов, но и для родителей

Ивлиева Наталия Алексеевна

Спасибо за материал. Берём в "копилку!"