Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
методическая разработка на тему
Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/
Карта семьи.
Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)
Акт обследования семьи обучащегося
Социальный паспорт обучащегося
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа № 549 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга
Социальный педагог: Васильева Марина Анатольевна
Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выявление детей и подростков «группы риска», находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации одна из основных задач социального педагога школы.
Всю деятельность по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся проходит в тесном контакте с классными руководителями и учителями-предметниками.
Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Для эффективности решения поставленных задач взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и всеми службами сопровождения в районе. Использовать при этом различные методы, способы, приемы и формы работы.
Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации:
- индивидуальные беседы с учащимися;
- анкетирование, тестирование, диагностическая работа, анализирование;
- наблюдение за семьей и подростком.
- беседы с педагогами, родителями, классным руководителем;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций для учащихся и родителей;
- выступления на педагогических советах, классных часах, родительских собраниях;
- связь с учреждениями системы профилактики;
- вовлечение учащихся в кружки, секции, факультативы;
- посещение семей несовершеннолетних учащихся.
В работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся взаимодействую в контакте с другими государственными структурами:
- комиссия по делам несовершеннолетних;
- органы управления социальной защиты населения;
- органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи;
- органы службы занятости;
- органы здравоохранения;
- ОДН, РУВД, прокуратура
На каждую из обследуемых семей составляется карта семьи.
Карта семьи
- Фамилия, имя, отчество ребенка.
- Класс
- Возраст.
- Домашний адрес (по прописке и фактический).
- Родители: мать:
отец:
- Возраст родителей.
- Образование родителей.
- Род занятий родителей и их профессия.
- Сколько лет существует семья.
- Тип семьи (подробно охарактеризовать).
- Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать степень родства).
- Жилищные условия:
- нормальные (благоустроенная квартира, дом);
- неблагоустроенная квартира, комната, общежитие;
- подробно описать все особенности.
- Отношения в семье.
- Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется).
- Наследственные болезни.
- Психолого-педагогическая культура: матери:
отца:
- Знание интересов детей.
- Забота родителей о детях.
- Суть конфликтов родителей с детьми.
- Анализ ситуации в семье.
- Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы ее результаты).
- В каких видах помощи нуждается семья.
- Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной семьей и ее отдельными членами.
- Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении.
- Какова помощь образовательного учреждения ребенку.
- Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование ребенка в семье.
- Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение, родственники и
т.д.
- Какие ошибки имеют место в оказании помощи семье и ребенку.
- Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, другие причины).
- Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям (равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности и т.д.).
- Цели работы с семьей.
- Основные направления работы для составления программы.
Посещение неблагополучной семьи
Цель: определить необходимость и возможность работы с семьей, создание информационной платформы.
По результатам посещения семьи мы выделили особенности семейного воспитания.
- Родители не создают условия для нормального развития детей: отсутствуют нормальные жилищно-бытовые условия (санитарно-гигиеническая запущенность, неорганизованный быт; отсутствие домашней библиотеки и игровых уголков; отсутствие контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий, режима дня).
- Родители не развивают познавательные интересы детей: не слушают вместе с детьми радиопередачи и не обсуждают их; не читают книги, не ходят с детьми в кино, на совместные прогулки и т.д.
- Родители показывают своим детям пример злоупотребления алкоголем.
- Родители не оказывают помощи в организации домашнего полезного труда.
- Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (покупают при наличии средств продукты питания, иногда производят уборку в квартире и т.д.).
- Родители не видят недостатков в воспитании своих детей.
Акт обследования семьи обучащегося
ФИО__________________________________________Дата 201 г.
Мы, нижеподписавшиеся,
посетили семью
проживающую по адресу:
с целью __________________________________
Состав семьи человек
Семья занимает ___________
В момент посещения дома находились_________________________________
Санитарное состояние жилья на момент проверки
Ребенок имеет место для занятий, отдыха
Место для сна
Ребенок ложиться спать
Загруженность домашними делами
Ребенок занят в свободное время
Родители контролируют выполнение домашних заданий
Контакт осуществляется со школой
Результат проверки (рекомендации, заключения)
ФИО проверяющих Подписи
Социальный паспорт обучащегося
- Общие сведения:
Фамилия
Имя_______________________________________________
Отчество___________________________________________
Дата рождения
Класс_______________
Домашний адрес____________________________________________
Телефон
- Сведения о семье:
Отец | Мать | Брат | Сестра | |
Фамилия | ||||
Имя | ||||
Отчество | ||||
Г од рождения | ||||
Образование | ||||
Специальность | ||||
Место учебы, работы | ||||
Состояние здоровья |
- Характеристика бытовых и материальных условий семьи (жилищные условия, материальная обеспеченность, санитарная культура):
Квартира
Количество комнат
Санитарное состояние
С кем в комнате проживает ребенок
Наличие соседей и взаимоотношения с ними __________________________________
Материальное обеспечение семьи ____________________________________________
- Взаимоотношения в семье (отношение к ребенку (характеристика приемов воспитательного воздействия на ребенка)______________________________
- Взаимоотношения ребенка с педагогами_______________________________
- Характеристика ребенка_____________________________________________
- Факторы риска_____________________________________________________
- Наблюдения_______________________________________________________
- План социально-педагогической поддержки____________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации
Описание опыта работы по решению данной проблемы....
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...
Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...