Методические рекомендации социальным педагогам для родительских собраний
статья по теме
Методические рекомендации социальным педагогам образовательных учреждений для родительских собраний; и к использованию в работе с детьми группы риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Почему подростки уходят из дома | 76 КБ |
Реализация муниципальной программы "Вектор помощи" | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
«Почему подростки уходят из дома»
По официальной статистике, ежегодно из дома уходят 50 тысяч детей.
От чего же бегут дети?
Рассматривая, Социальные факторы можно выделить два типа «детей улицы»:
- Дети и подростки, которые вынужденно уходят на улицу, чтобы избежать физического и психологического насилия, заработать денег на пропитание.
- Подростки, которых на улице привлекает общение со сверстниками, возможность быть принятым в группу и самоутвердиться; возможность получить свободу и испытать запретные удовольствия.
Дети, которые вынужденно «уходят на улицу» выходцы из неблагополучных малообеспеченных семей.
Причинами ухода из дома могут быть:
- Насилие в семье, которое толкает ребенка к поискам более безопасной среды обитания. Неспособность защитить себя, равнодушие окружающих людей, отсутствие жизненного опыта вынуждает ребенка решиться на отчаянный шаг - уйти на улицу.
- Принуждение со стороны педагогически несостоявшихся родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Фактически, это манипулирование детской психологией в настоящее время довольно часто является причиной проживания ребенка на улице.
- Необходимость заработать себе на жизнь, постоянное недоедание также является одной из причин, «толкнувших» ребенка на улицу.
- Другие дети и подростки, встречаемые на улице, обнадеживают и служат примером.
- Ребенок-беглец знакомится с похожими на себя ребятами. Легко адаптируется в компании, где его принимают вначале на равных. Но, к сожалению, это общение таит в себе опасность, когда первые проявления «демократии» в коллективе постепенно заменяются законом уличных сообществ - подчинением сильному. К тому, же неизбежно приобщение к употреблению алкоголя, токсических веществ.
- Велика вероятность того, что когда ребенок или подросток освоится на улице, он не захочет возвращаться к себе домой - туда, где он испытывает только боль и унижение.
От того, чтобы полностью порвать с семьей, таких детей часто удерживает лишь холодное время года. Зимой в России беспризорнику прожить очень тяжело. Но с приходом тепла они убегают из дома хотя бы на время.
К социальным проблемам надо отнести и проблему «отцов и детей», которая бывает не только в неблагополучных семьях, но может возникнуть и во внешне вполне благополучной семье. Чаще всего эта проблема обостряется в возрасте тринадцати-пятнадцати лет.
Эти подростки «на улице» ищут, прежде всего, общения и понимания. Они не получают его в достаточном количестве в семье. И единственное место, где можно реализовать эту потребность, - улица. Такие подростки подвержены влиянию неформальной группы, очень дорожат мнением сверстников, часто не вполне осознано подражают традициям группы. Они сделают все, только бы остаться в компании. Постепенно сквернословие, хулиганство, вредные привычки становятся для них нормой жизни.
Объединение в неформальные группы происходит по месту жительства или по увлечениям (панки, сатанисты, скинхеды, рокеры, фанаты). Каждая группировка имеет свои отличительные признаки (одежда, прическа), и подросток стремится соответствовать им.
Стоит насторожиться, если ребенок или подросток:
- посещает школу не регулярно;
- не имеет увлечений и постоянных друзей;
- большую часть времени он проводит в кругу себе подобных. В теплое время года - на улице, в холодное - в подвалах и подъездах;
- является заядлым курильщиком и систематически употребляет алкогольные напитки;
- он легко возбудим, агрессивен, для него характерна резкая смена настроений;
- в своих поступках не последователен, лжив, о будущем не задумывается;
В дальнейшем такой подросток может бросить школу или даже уйти из дома.
Если дети уходят из дома, чтобы выжить, важную роль играет неравнодушие окружающих, правовая грамотность населения, своевременное подключение к их судьбе социальных служб. Иначе этих детей и подростков в недалеком будущем ждет или полная деградация, или роль исполнителя в криминальной среде: кражи, вымогательство, угон автомобилей...
ПАМЯТКА в помощь родителям и социальному педагогу:
Ваш ребенок убежал из дома. Раньше вы не могли предположить, что это может произойти в вашей семье, с вами, с вашим сыном или дочерью. А ведь каждый поступок имеет свои причины и повод. Мы не сможем рассмотреть все возможные причины такого поступка вашего ребенка. Причину и повод вам придется искать и обдумывать очень серьезно всей семьей. Но, к счастью, вы вернули ребенка в семью.
Что сделать, как себя вести, какие вопросы вы должны будете себе задать, чтобы это больше не повторилось?
Любовь к ребенку
Каждый родитель утверждает, что он любит свое дитя. Можете ли вы правильно и в нужной степени выражать свою любовь и привязанность? Вам кажется, что да. Тогда храните это чувство и после того, как ваш ребенок вернулся домой. Погасите в себе обиду за неоцененную любовь, заботы, волнения за его судьбу. Ведь если он решился на такой поступок, он тоже пережил не мало.
- Не напоминайте ему без конца о том, сколько вам пришлось пережить, пока его не было.
- Не упрекайте затратами, ушедшими на его воспитание.
- Не устраивайте неуправляемые скандалы.
- Найдите в себе силы простить и постарайтесь понять.
- Вам нужны серьезный, спокойный разговор и чувство любви.
Взаимопонимание
А ведь любовь бывает разная. Не зря говорят: «Любовь слепа». Особенно это случается с материнской любовью. Важно не только любить, важно понимать свое чадо. Ведь перед вами - человек. Сколько бы ему лет не было. Даже не пытайтесь кого-либо убедить, что он еще ничего не понимает. Он понимает так, как смог понять из своего жизненного опыта. И это не преступление. А если чего-то не понял, значит, вы ему не смогли это объяснить. Помогите ему. Сколько можно объяснять??? Столько сколько нужно. Вам придется приложить немало усилий, чтобы находить убедительные, не оскорбительные аргументы. Вам нужны общие разговоры.
Уважение
Если вы научитесь слышать своего ребенка и понимать, то его уважение к вам вырастет. А без должного уважения друг к другу не взаимопониманию. Но фразу: «Ты должен уважать родителей!» - исключите из своего разговорного жанра. Уважения заслуживают достойные, и тогда происходит все естественно. Только тогда можно услышать произнесенные, а лучше, если это сказано с гордостью сказанные слова: «Это мои родители, и я их уважаю».
Требованиями, призывами, а тем более оскорблениями, уважения не добиться.
Доверие
Проявляли вы раньше доверие к своему ребенку? Не оскорбляли его своей подозрительностью и не доверием? Спросите: «Как ему можно доверять?» Так же как и вам. Вы себе доверяете? А это ваш ребенок. Он не может быть хуже вас. Доверие просто необходимо вашему ребенку. Это выражение и любви, и уважения, и взаимопонимания одновременно. Даже если что-то у вас не сложится, вы вместе исправите ситуацию, вы подумаете еще раз вместе…
Когда ваш ребенок подрастет, он всегда с некоторой завистью наблюдает за ровесником, в семье которого родители считаются с его мнением, советуются, доверяют принимать самостоятельные решения. Значит - принимают всерьез. Это важно для самооценки, развития ответственности.
Вам необходимо совместное решение семейных проблем, общие дела и увлечения.
Личный пример
Это главный принцип воспитания. Воспитывает, питает – среда. Вы и есть та среда, которая не только кормит. Ваш пример безупречен? Не случалось ли так, что вы обещали что-то вашему ребенку, но по каким-то причинам не выполняли. И так было не раз?
«Личный пример – 60% успеха»
Создайте в семье доброжелательную обстановку, будьте мудрыми; вспоминайте свое детство, не повторяйте ошибок, которые вам вспоминаются из уроков «вашего» воспитания.
Последовательность: «Кнут и пряник»
Эта фраза достаточна верна. Но не надо все понимать слишком буквально: «Я для тебя – все, все…..! А раз ты такой – вот тебе, вот…» В данном случае: любовь, понимание, уважение – и есть тот самый «пряник». А вот «кнутом» может послужить ваша последовательность. Относитесь со вниманием к просьбам вашего ребенка, к своим обещаниям, к его обязанностям. Если вы будете всегда помнить о его просьбах, о своих обещаниях, о его обещаниях и обязанностях, для него станет естественным принцип: «Обещал – выполни. А если - нет, то жди того же и от меня»
Возвращение домой состоялось, и вам надо помнить:
- Контролируйте эмоции. Будьте сдержаны.
- Не обвиняйте, не упрекайте ребенка. Примите его таким, какой он есть и с родительской любовью.
- Не допускайте жестких выражений, резких оценок. Вы можете высказать свое мнение, но чуть позже и спокойно.
- Не судите друзей вашего ребенка. Постарайтесь узнать все обстоятельства. Будьте объективны.
- Покажите, насколько его мнение важно для вас, дайте ребенку понять, что вы уважаете его мнение.
- Не перебивайте ребенка, старайтесь дослушать его до конца.
- Не увлекайтесь нотациями. Не читайте морали. Постарайтесь узнать как можно больше обстоятельств из происшедшего.
- Если он не хочет о чем-то говорить или вспоминать - не настаивайте. Разберетесь чуть позже.
Не заигрывайте с ребенком. Никогда не угощайте ребенка сигаретами, пивом... Дешевый авторитет вам ни к чему. (Вы хотите, чтобы ребенок жил правильно и хорошо, а где же личный пример?)
- Не курите сами в присутствии ребенка.
- Не ждите быстрого доверия после случившегося. Это потребует времени.
- Признайте свои ошибки.
- Не выдвигайте требований. Старайтесь только предлагать возможные решения выхода из проблемы. Дайте возможность сделать ребенку выбор.
- Поговорите о будущем, об общих планах.
- Завершение разговора должно быть оптимистичным. Решение должно быть озвучено и одинаково понятно: и вам, и ребенку.
После разговора помните о том, что: любовь, взаимопонимание, уважение, доверие, личный ваш пример и ваша последовательность помогут наладить отношения с ребенком.
Как бы ни складывались обстоятельства, родителям предстоит долгая и кропотливая работа на пути понимания своего ребенка, выстраивания новых отношений, прощения обид и принятия ответственности за происходящее. И первый шаг на пути к взаимопониманию - это разговор «по душам». Как же построить диалог с ребенком, какие слова подобрать?
Давайте ребенку возможность
озвучивать его проблему,
а не убегать от безысходности из дома
Терехова Наталья Владимировна, социальный педагог ЦПМСС
При подготовке статьи использованы материалы
ГУ «Областной социально-реабилитационный
и научно-методический центр «Семья»
Предварительный просмотр:
Терехова Н. В.,
социальный педагог
Центра психолого-медико-социального сопровождения
Сопровождение учащихся, состоящих на учете
путем реализации районной профилактической
психолого-педагогической программы «Вектор помощи».
Второй год в Солнечногорском муниципальном районе реализуется программа «Вектор помощи», разработанная специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения – социальным педагогом Тереховой Н.В. и педагогом-психологом Алексеевой С.Н. Работа ведется совместно с образовательными учреждениями, в процессе которой осуществляется сопровождение детей состоящих на учете (КДН и ЗП, внутришкольном, ОДН). Данная программа направлена на профилактику трудностей в обучении, воспитании, социализации учащихся, имеющих отклонения в поведении и развитии.
Программа разработана для сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посещающих образовательные учреждения Солнечногорского муниципального района.
Данная программа является деятельностью, которая позволяет объединить усилия педагогов, психолога и всех других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостное представление индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию.
Исполнители программы:
- Специалисты ЦПМСС (педагог-психолог и социальный педагог центра)
- Руководитель образовательного учреждения
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
- Заместитель директора по воспитательной работе
- Социальный педагог
- Классный руководитель
- Педагог – психолог
- Учителя-предметники
- Родители, законные представители
- Учащиеся
Цели программы:
- Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального).
Задачи:
- Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся образовательных учреждений района;
- Создание условий для социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки учащегося;
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- Осуществление консультативно-профилактической работы среди педагогических работников, родителей;
- Выявление потребностей в различных видах социально-психологической помощи;
- Обеспечение необходимой информацией, консультацией, при необходимости - направление в другие службы, организации, учреждения для более полного удовлетворения запросов семьи.
Данная программа состоит из нескольких блоков:
- Блок I: «Формирование банка данных» (Сроки реализации - сентябрь-октябрь)
- Блок II: «Консультативная работа» (Сроки реализации – октябрь-май)
- Блок III: «Методическая работа» (Сроки реализации - октябрь-май)
За период с ноября 2009 г. по апрель 2011г. по данной программе специалистами центра проведено 19 выездных консилиумов в образовательные учреждения, на которых рассмотрено 71 учащийся района.
В результате системной работы, проведены мероприятия и даны рекомендации:
1. Администрации ОУ (заместителям директора по воспитательной работе, заместителю директора по учебно-воспитательной работе) - координировать систему воспитательной работы, заботится о микроклимате в школе и классах, корректировать обучение и воспитание на уроке посредствам проведения малых педсоветов, осуществлять контроль за посещением занятий учащимися, по необходимости обращаться в управление социальной защиты с ходатайством о возможном помещении несовершеннолетних в реабилитационные учреждения; контроль за организацией внеурочного времени; систематические беседы с родителями;
2. Родителям - посещение педагога-психолога ЦПМСС или ОУ; осуществление контроля над организацией порядка жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня; отдельным родителям рекомендовано посещение консультации врача ПНДО;
3. Социальным психологам, - проведение систематических бесед с учащимися на тему: «Нормы поведения ребенка в обществе, в семье, в группе сверстников», «Влияние вредных привычек на развитие организма несовершеннолетнего»; проведение родительских собраний: «Как помочь ребенку пережить переходный возраст», «Проблемы общения родителей и детей», «Заповеди семейного воспитания», «Родители и дети: противостояние или сотрудничество», сопровождение учащихся в образовательном процессе.
5. Педагогам-психологам ОУ - проведение консультаций с родителями на тему: «Детско-родительские отношения», с учителями и учащимися - «Управление эмоциями»; проведение диагностик агрессивного поведения учащихся, уровня готовности к профессиональному самоопределению; индивидуальная и групповая работа с детьми, состоящими на учете; консультирование родителей на темы: «Возрастные особенности ребенка. Подростковый кризис – пути взаимодействия».
6. Педагогам дополнительного образования рекомендовано активное вовлечение детей данной категории в кружки, секции;
7. Классному руководителю – взять под контроль посещение уроков, вовлечение во внеклассные мероприятия, создать атмосферу доверия и взаимной поддержки в классе, зачисление в пришкольные оздоровительные лагеря.
8. Консилиуму образовательного учреждения – выведение учащихся на прохождение районной психолого-медико-педагогической комиссии, направление к врачам-специалистам.
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
- сокращение роста детской, подростковой и молодежной преступности;
- снижение уровня безнадзорности и беспризорности детей;
- совершенствование гражданско-патриотического воспитания;
- укрепление физического, психологического и духовного здоровья молодого поколения;
- уменьшение группы детей, испытывающих трудности.
Результатами работы является сокращение количества учащихся состоящих на учете. Только за последний год количество учащихся состоящих на учете в КДН и ЗП сократилось на 21%, на учете ОДН – 11%, на внутришкольном контроле – 20%. Работа продолжается. Благодарим всех специалистов образовательных учреждений, которые принимают участие в данной профилактической психолого-педагогической программе, направленной на профилактику трудностей в обучении, воспитании, социализации, отклонений в развитии и поведении учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для успешного проведения родительского собрания(памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю...
Методические рекомендации социального педагога в работе с неблагополучными семьями:
Методические рекомендации социального педагогав работе с неблагополучными семьями:Составление списков детей, которые должны прийти в школу, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изуче...
Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей
Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...
доклад социального педагога на родительском собрании "Нравственный долг родителей."
Воспитание будущих поколений всегда было непростой задачей для общества. Ведь будущее-это новые условия, иная система ценностей, это трансформация традиций и устоявшихся отношений....
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 8 класса по теме: "Возрастные проблемы учащихся 8 класса и пути их решения"
ВОСЬМИКЛАССНИКИ.Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля — это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при ...
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 9 класса по теме: "Проблемы учащихся 9 класса в профессиональном самоопределении и пути их решения"
В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего обра...
Методические рекомендации социального педагога в образовательном учреждении
В данных рекомендациях Вы найдете: задачи и направления в работе социального педагога; роль социального педагога в системе общественного воспитания; планирование работы социального педагога, а также р...