Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы
методическая разработка по естествознанию (10, 11 класс)
Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы
(для учащихся 8-9-го класса)
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I 1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) получения образования;
б) поступления в вуз;
в) будущей профессии;
г) ориентировки в жизни;
д) того, чтобы устроиться на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не жил в России;
в) не воля родителей;
г) не получал знания;
д) не жил.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) хорошие отметки;
б) успехи в учебе;
в) приложенные усилия;
г) мои способности;
д) выполнение домашнего задания;
е) мои личные качества.
II 4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) работать, жить и наслаждаться жизнью;
б) закончить школу;
в) доставлять пользу людям;
г) обучение.
5. Моя цель на уроке...
а) усвоить что-то новое;
б) пообщаться с друзьями;
в) слушать учителя;
г) получить хорошую оценку;
д) никому не мешать.
6. При планировании своей работы я...
а) тщательно обдумываю ее;
б) сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;
в) сначала стараюсь понять ее суть;
г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была полностью;
д) обращаюсь за помощью к старшим;
е) сначала отдыхаю.
Ill 7. Самое интересное на уроке — это...
а) общение с друзьями;
б) общение с учителем;
в) изучение новой темы;
г) объяснения учителем нового материала;
д) получать хорошие отметки;
е) отвечать устно.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он для меня интересен;
б) у меня хорошее настроение;
в) меня заставляют;
г) мне не дают списать;
д) мне надо исправить плохую отметку;
е) я его хорошо понимаю.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) ничто меня не отвлекает;
б) они несложные;
в) остается много свободного времени, чтобы погулять;
г) я хорошо понимаю тему;
д) нет возможности списать;
е) всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.
IV 10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) деньги, которые я заработаю в будущем;
б) родители и(или) учителя;
в) чувство долга;
г) низкие отметки;
д) желание получать знания;
е) общение.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна высокая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтобы на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моей упорной работы;
б) заискивания перед учителем;
в) подготовленности и внимания на уроках;
г) моего везения;
д) получения качественных знаний;
е) помощи родителей или друзей.
V 13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения;
б) трудности заданий;
в) моих способностей;
г) приложенных усилий и старания;
д) моего везения;
е) внимания к объяснению учебного материала учителем.
14. Я буду активным на уроке, если...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) я уверен, что отвечу хорошо;
е) иногда мне так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня) я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи сделанные на уроке.
VI 16. Ошибившись при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнении.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) письменные;
г) не требуют сообразительности;
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).
Таблица 14
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предло- жений и баллы, им соответст- вующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | Д | е | ||
1 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | - | I |
2 | 0 | 3 | 0 | 5 | 4 | - | |
3 | 2 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | |
4 | 3 | 0 | 4 | 5 | - | - | II |
5 | 5 | 1 | 3 | 2 | 0 | - | |
6 | 5 | 3 | 5 | 3 | 0 | 1 | |
7 | 1 | 3 | 5 | 4 | 2 | 3 | III |
8 | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 5 | |
9 | 0 | 3 | 1 | 3 | 0 | 5 |
Таблица 15
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26—28 | 24—27 | 22—25 | 70—80 |
II | 22—25 | 20—23 | 17—21 | 57—69 |
III | 18—21 | 15—19 | 13—16 | 44—56 |
IV | 15—17 | 9—14 | 7—12 | 29-3 |
V | до 14 | до 8 | ДО 6 | до 28 |
Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов Таблица 16
Варианты ответов | Номера предложений | ||
7 | 8 | 9 | |
а б в г д е | И П У С О П | П И В В О У | О П И П В У |
Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.
Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.
Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина. Обработка с помощью Excel
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьник...
Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"
Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....
Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"
Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....
Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходеиз начальных классов в средние...
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние
В помощь учителю...
Методика изучения мотивации обучения подростков Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
Методика изучения мотивации обучения подростков Калинина Н.В., Лукьянова М.И....