Выявление лидеров и ведомых в классе
опыты и эксперименты (7, 8, 9 класс) на тему
Для выявления лидеров и «ведомых» детей в 7 А, 8 А, 9 А классе была проведена «социометрия» и диагностика по шкале оценки мотивации одобрения
Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна, состоящей из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить «да» или «нет». Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы), направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.
При социометрии использовалась методика Д. Морено
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2 станицы Медведовской
Педагог-психолог Косолапова Ирина Викторовна
Классный руководитель Козляковская Лидия Сергеевна
2013 г
I. Введение.
Для выявления лидеров и «ведомых» детей в 7 А, 8 А, 9 А классе была проведена «социометрия» и диагностика по шкале оценки мотивации одобрения
Тестирование проводилось с помощью методики диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна, состоящей из 19 утверждений, на которые испытуемый должен был ответить «да» или «нет». Методика измеряет стремление заслужить одобрение значимых окружающих людей (так называемой референтной группы), направлена на диагностику качества взаимоотношений с другими людьми.
При социометрии использовалась методика Д. Морено.
Цель исследования: определить статус каждого члена классного коллектива в структуре межличностных отношений; дать оценку уровня благополучных взаимоотношений.
Опрашиваемым предложены 3 вопроса по следующим критериям:
- деловой критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) сидеть за одной партой?»;
- коммуникативный критерий: «С кем из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) общаться на перемене?»;
- эмоциональный критерий: «Кого из одноклассников ты больше всего хотел бы (+), не хотел бы (-) пригласить на свой день рождения?».
Количество возможных выборов – 3.
По результатам тестирования самооценки мотивации одобрения все испытуемые были разбиты на 3 группы, в зависимости от количества набранных баллов. Первую группу сформировали испытуемые с низким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 0 до 8), вторую – со среднем уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20).
По результатам социометрии опрашиваемые разбиты на 4 группы в соответствии с индексом социального статуса: «Звёзды» - высокий положительный индекс, «Предпочитаемые» - положительный индекс, «Принятые» - отрицательный индекс, «Изолированные» - низкий отрицательный индекс.
Проведённое исследование позволило выявить неформальных лидеров и «ведомых» детей.
II. Анализ полученных результатов.
1. 7 А класс. 2011-2012 учебный год
Анализируя полученные результаты теста в 7а классе, можно сделать вывод, что небольшая часть испытуемых - 4 человека (№ 7,№ 14, № 21,№ 23), это люди с высоким уровнем мотивации одобрения, что говорит об их стремлении выглядеть как можно лучше в глазах окружающих, и о предпочтении соответствовать социально желательным формам поведения.
Средний же уровень мотивации одобрения, обнаруженный у основной части испытуемых - 16 человек, свидетельствует о сбалансированном отношении к мнению о самом себе со стороны окружающих.
В результате проведённых исследований выяснилось, что низкий уровень мотивации одобрения, выявленный у 3 испытуемых (№ 5, № 6, № 12), говорит об отсутствии стремления выглядеть как можно лучше в глазах окружающих
Анализ индекса социального статуса:
- «Звёзды» - 3 человека (№ 12, 5, 9);
- предпочитаемые – 13 человек;
- принятые - 4человек (№ 19, 22, 7, 10)
- изолированные – 3 человека. (№ 1, № 19, № 20)
Соотношение количества человек в группах «Звёзды» и предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о высоком уровне благополучных отношений в классе.
Результаты анализа данных позволяют определить неформальных лидеров – 2 человека (№ 5, 12), «ведомых» - 1 ребенок (№ 7).
1I. 8 А класс. 2012-2013 учебный год
Анализируя результаты теста в 8 А классе, было выявлено, что большее количество испытуемых составили дети со средним (их семь человек) и низким (семь человек - № 1, 6, 7, 8, 9, 12, 15) уровнем мотивации одобрения.
Высокий уровень мотивации одобрения был обнаружен у одного ученика (№22).
Анализ индекса социального статуса:
- «Звёзды» - 4 человека ( № 2, 3, 21,22);
- предпочитаемые – 7 человек;
- принятые -10 человек;
- изолированные – 2 человека. (№ 20,8)
Равенство количества человек в группах «Звёзды» и предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о среднем уровне благополучных отношений.
Результаты анализа данных позволяют определить неформальных лидеров – 2 человека ( № 8, 12), явно выраженных «ведомых» - нет.
III. 9 А класс.
В 9 А классе мы можем наблюдать, что с высоким уровнем мотивации одобрения 1 ученик (№ 22) в то время как со средним показателем - 11 учеников, и 4 ученика с низким уровнем мотивации одобрения (№ 6, 8, 12, 22).
В результате проведённого тестирования было выявлено, что большее количество испытуемых составили люди со среднем уровнем мотивации одобрения.
Анализ индекса социального статуса:
- «Звёзды» - 2 человека (№22, 2);
- предпочитаемые – 17 человек;
- принятые -4 человек;
- изолированные – 2 человека. (№ 17, 9)
Соотношение количества человек в группах «Звёзды» и предпочитаемые с количеством в группах принятые и изолированные говорит о высоком уровне благополучных отношений.
Результаты анализа данных позволяют сделать вывод, что в классном коллективе нет явных неформальных лидеров и явно выраженных «ведомых» детей.
V. Выводы.
Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социализации. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого. Без одобрения или недовольства со стороны окружающих крайне трудно сориентироваться в том, правильно поступаем мы или нет. Действуя тем или иным образом, мы не желаем, чтоб нас наказывали, а наоборот, рассчитываем на поддержку окружающих.
В результате исследования выявлено, что в течение трех лет с 2011 по 2013 год обследованный класс имеет высокий уровень благополучных взаимоотношений в 7 и 9 классе, в 8 классе – средний уровень. Данный факт свидетельствует о том, что явных неформальных лидеров только 4 человека, хотя группа «Звезды» включает 10 человек. Из группы «Изолированные», состоящей из 9 человек, в результате анализа данных только 1 человек является «ведомым».
Повышению уровня социального статуса личности будет способствовать:
- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций;
- групповые тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков, профилактике асоциального поведения, формированию позитивных жизненных целей по программе Г.И. Макартычевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на выявление лидера
Эти игры помогут открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах....

Игры на выявление лидеров
Игры на лидерствоВсюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают пр...
Методики выявления лидеров в детских коллективах
Программа...

Методика выявления лидеров в подростковом возрасте.
Рассмотрены возможности формирования лидеров класса в подростковом возрасте, показаны методы, которые может использовать педагог в своей работе при формировании коллектива класса....

Игры на выявление лидеров в ученическом коллективе
В материале представлены варианты выявления лидеров, состоящий из нескольких игр....