Методика выявления лидеров в подростковом возрасте.
статья (7 класс) на тему
Рассмотрены возможности формирования лидеров класса в подростковом возрасте, показаны методы, которые может использовать педагог в своей работе при формировании коллектива класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lider.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы выявления лидеров в подростковом возрасте.
В 7 как и в большинстве ученических коллективов существует своеобразная иерархия, на верхушке которой находится несколько лидеров. Их слушают, им подражают остальные дети. Для педагога очень важно в этот момент не допустить бесконтрольное развитие ситуации. Лидера (любого типа) необходимо превратить в своего помощника и друга.
Если в младшем школьном возрасте дети больше всего ценили в сверстниках качества, характеризующие их как примерных учеников, которых чаще хвалит учитель, то в подростковом возрасте на первый план выходят нравственные качества товарищей: умение дружить, смелость, доброта, отзывчивость.
С 12 до 14 лет продолжается возраст активизации способностей. Подростки в этом возрасте очень активны, энергичны, живы. Авторитет родителей падает почти до нуля, а авторитет сверстников становится чрезвычайно значимым. В этом возрасте дети с удовольствием формируются во множественные группы.
Детские психологи давно обратили внимание на то, что вожаки в детских коллективах определяются структурой коллектива. Педагог П.П. Блонский отмечал, что если коллектив состоит из умственно хорошо развитых детей, то вожак обычно умный, инициативный и ловкий ребенок. В менее развитом коллективе интеллект отходит на задний план и его место занимает физическая сила. Вожак обладает теми качествами, которые для данного коллектива являются идеальными. То есть, плохих лидеров не существует. Проблема педагогов вовремя определить реальных лидеров, понять их цели.
Лидер всегда отражает потребности своей группы. В каждой группе, когда она сформирована, появляется такой тип людей, который может влиять на настроение группы, отношения внутри группы, на психологический климат. Эти люди — лидеры. Очень важно понять, кто будет лидером в вашем коллективе. От того, каким будет этот лидер, во многом зависит, каким будет и все окружающие вас общество.
У мальчиков лидерами обычно становятся самые сильные физически, быстрые на расправу школьники. Среди девочек лидируют либо наиболее популярные у мальчиков, либо самые сообразительные и общительные. Но это не всегда в таком определенном виде. Можно выделить также деловых и эмоциональных лидеров. Деловые – проявляют свои организаторские способности, когда нужно заниматься делами класса, в то время как эмоциональные (досуговые) лидеры больше тяготеют к общению, улаживанию конфликтов, с такими дети часто советуются и делятся своими переживаниями.
Среди лидеров выделяют следующие группы:
– лидеры, готовые разрабатывать свои планы действия уже сейчас (обычно экстраверты);
– лидеры-коммуникаторы, готовые быть правой рукой, организаторы, обеспечивающие общение в команде;
– «баба-яга против!» - лидеры, не желающие жить по стандарту, заданному кем-то, но они могут быть генераторами идей;
– лидеры-аналитики, прогнозирующие ситуацию.
Влияние таких лидеров на коллектив сверстников может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное выражается в давлении, навязывании своих ценностей; положительное влияние проявляется, когда лидер призывает одноклассников участвовать в жизни школы, подаёт хороший пример и т.п. Заметив негативное влияние лидера на класс, учитель должен принять меры. Унижать такого ученика нельзя, чтобы не настроить против себя класс, желательно дискредитировать его с помощью педагогической ситуации, можно поставить его в положение, требующее проявления лучших человеческих качеств, и обратить внимание одноклассников на его поведение в щекотливой ситуации.
С положительным лидером учителю необходимо налаживать конструктивные взаимоотношения, с помощью такого ученика, который имеет реальное влияние на своих одноклассников, можно добиться отличных результатов в воспитательной работе.
Одной из задач педагога, воспитателя, классного руководителя является выявление лидеров в коллективе. Можно выявить лидера с помощью тестов, а можно с помощью игр. Такая работа планируется в начале года, строится с учетом особенностей классного коллектива. И даже если в классе нет коллектива, работа с лидерами способствует его организации.
В начале работы с коллективом, и затем постоянно, желательно провести
традиционный классный час на тему «Мы выбираем, нас выбирают». Классный час проводится в середине сентября, когда классный руководитель уже присмотрелся к детям, определил круг их общения, выделил детей, которые нуждаются в особом внимании. Задача этого классного часа - выявить устойчивые группы, лидеров, распределить поручения между учениками, привлечь к активному участию в коллективной жизни класса всех детей.
План классного часа
1. Вступительное слово «Что такое коллектив?»
2. Игра «Мозговой штурм».
3. Игра «Чемпион», «Слон», Веревка» или «Семейная фотография» (выявление лидера класса).
4. Подведение итогов (рефлексия).
Материалы по диагностике лидерских качеств. (Приложение).
1. Тест. Составьте изображение человека из 10 геометрических фигур. Квадрат – наиболее устойчивый среди них. Лидерские качества обнаруживает тот, у кого на изображении человека помещено наибольшее количество квадратов.
2. Наблюдение. Если к классу (группе) обратиться с вопросом или предложением, требующим однозначного ответа («Выключить здесь свет?»; «Может, мне открыть форточку?»), — ответит первым лидер.
3. Мозаика лидера. Задание: наклеить каждому участнику команды на чистый лист бумаги свой набор полученных разноцветных карточек. Анализ мозаики лидера. Преобладание определенного цвета карточек выявляет следующее: 1) красный – эмоциональный лидер; 2) синий – генератор идей; 3) зеленый – организатор КТД; 4) желтый – резерв, наблюдатель; 5) черный – дезорганизатор; 6) белый – исполнитель.
4.Тест на лидерские качества:
Что для вас важнее в игре? а) победа, б) развлечение.
Что вы предпочитаете в общем разговоре? а) проявлять инициативу, предлагать что-либо; б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.
Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частный спор, не оправдываться? а) да; б) нет.
Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно? а) да; б) нет.
Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас? а) да; б) нет.
В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой. Придумываете что-то такое, что интересно другим? а) да; б) нет.
Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих? а) да; б) нет.
Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие? а) да; б) нет.
Удается ли вам в разговоре, в дискуссии убедить. Привлечь на свою сторону тех. Кто раньше был с вами не согласен? а) да; б) нет.
Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, давать советы) других? а) да; б) нет.
Выводы: Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а», то вы действующий лидер. Ответы «б» свидетельствуют о наличии качеств, препятствующих лидерской позиции; их необходимо корректировать.
5. Для подростков в качестве определения лидеров предлагается заполнить небольшую анкету, состоящую из трех вопросов: кого бы я пригласил к себе на день рождения, с кем бы пошел в поход и с кем бы хотел вместе написать проект, реферат. Каждый ответ состоит из трех фамилий учеников класса. На каждый вопрос составляется учителем матрица ответов. Т.о. выявляется эмоциональный, деловой и учебный лидер в коллективе. Перед проведением исследования ученикам сообщается, что исследование носит тайный (конфиденциальный) характер. Никто не будет знать, кто кого выбрал, но анкеты должны быть обязательно подписаны. Учитель берет на себя ответственность за соблюдение тайны. Дети узнают только результат – кто является лидером в коллективе, что и так для них чаще всего не является секретом.
Игры:
- Социоадаптивные игры позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе.
Цель: в игровой форме научить подростков быть гармоничными и свободными в социальном пространстве, уметь видеть свои особенности, плюсы и минусы, осознавать себя личностью, стремящейся к развитию, способной самостоятельно мыслить и действовать, грамотно выстраивать отношения с окружающими людьми.
По итогам игры «Знакомство» ребятам, которые отличились в представлении соседа, дают жетоны определенного цвета.
- Вот мы познакомились, у некоторых из вас в руках появились жетоны. Во время всей игры вам будут выдаваться жетоны разных цветов, не потеряйте их, они вам пригодятся.
- Следующая игра имеет название " Большая семейная фотография".
Предлагается, чтобы ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Нео6ходимо выбрать "фотографа". Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается "дедушка". Он тоже может участвовать в расстановке членов "семьи". Больше никаких установок детям не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый может только наблюдать за этой занимательной картиной. Роль "фотографа" и "дедушек" обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Однако, не исключены элементы руководства и других "членов семьи". Взрослым будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.
Эта игра, проведенная в середине года, может открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трех. На счет "три!" все дружно и очень громко кричат слово "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.
Лидер-организатор
Выявлению склонности к организаторской деятельности способствует коллективная игра «Слон» (из спичек в течение минуты выложить «слона»), игра «паутина» (пройти с предметом сооруженным из веток) и т.п.
После того, как проведена серия подобных игр, лидеры выявляются всем коллективом. Форма оценки может быть различна. Самой простой является голосование. Набравшие большее количество голосов, считаются победителями конкурса.
Литература:
- Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /
Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с
- Тимонин А.И. Школа лидера (Серия «Хочу быть лидером», 2008, Кострома.
- Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
- Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. – М.: АО Издат. «Прогресс», 1993.
- Побережная Л. Игротека. «Лидер ХХ1 века», Нижний Новгород, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» - РОДИТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА
Проблема отцов и детей- актуально вечно...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Методика обучения гребле на ялах с учетом особенностей подросткового возраста в первый год обучения
Задачи:Адаптировать методику обучения гребле к возможностям и интересам воспитанников определенной возрастной категорииПовысить качество успешного проведения тренировокПовысить уровень учебной мотивац...
Методики выявления лидеров в детских коллективах
Программа...
Первые проблемы подросткового возраста. Ранний подростковый возраст.
Выступление на родительском собрании....
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...
ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению
Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...