Методическая разработка классного часа "Есть такое чувство-дружба!"
методическая разработка (10 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

В старших классах школы всё чаще присутствуют классные часы с темами о становлении имиджа, о совершенствовании личностных и профессионально-значимых качеств. Считается, что говорить с подростками о дружбе совсем не обязательно, так как данная тема должна быть освящена в более раннем возрасте.

         Я считаю, что в группах нового набора и в старших классах (например, в 10-ом) классный час классный час с целью убедить подростков в значимости дружбы становится необычайно актуальным! Подростки часто страдают от того, что вместо чувства взаимопомощи, дружелюбия, коммуникабельности демонстрируют отстраненность, высокомерие, напыщенную самостоятельность…

         Во вновь образованном коллективе очень важным является его сплочение, что основано на развитии у подростков чувства дружбы.

         Это и является одной из воспитательных задач, которую ставит перед собой классный руководитель в классах и группах нового набора.

         Поэтому я, будучи классным руководителем 8  «Б» класса, сформированного заново в начале учебного года, решила провести классный час на тему «Есть такое чувство – дружба», целью которого было убедить учащихся в значимости дружбы как общечеловеческого чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час66 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бутурлиновская СОШ №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

на тему

«Есть такое чувство - дружба!»

Автор: Искра О.Ю. –классный руководитель 8 класса

Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и педагогов-организаторов. В ней дана методика организации и проведения классного часа по теме «Есть такое чувство – дружба» (для старшеклассников школьного отделения).

Методическое обоснование темы.

В старших классах школы и группах  студентов колледжа всё чаще присутствуют классные часы с темами о становлении имиджа, о совершенствовании личностных и профессионально-значимых качеств. Считается, что говорить с подростками о дружбе совсем не обязательно, так как данная тема должна быть освящена в более раннем возрасте.

        Я считаю, что в группах нового набора и в старших классах (например, в 10-ом) классный час классный час с целью убедить подростков в значимости дружбы становится необычайно актуальным! Подростки часто страдают от того, что вместо чувства взаимопомощи, дружелюбия, коммуникабельности демонстрируют отстраненность, высокомерие, напыщенную самостоятельность…

        Во вновь образованном коллективе очень важным является его сплочение, что основано на развитии у подростков чувства дружбы.

        Это и является одной из воспитательных задач, которую ставит перед собой классный руководитель в классах и группах нового набора.

        Поэтому я, будучи классным руководителем 10  «Б» класса, сформированного заново в начале учебного года, решила провести классный час на тему «Есть такое чувство – дружба», целью которого было убедить учащихся в значимости дружбы как общечеловеческого чувства.

        На открытом классном часе присутствовали:

Якушева Н.В. – педагог-организатор по воспитательной работе в школе;

Вещева М.В. – школьный психолог.

        Классный час прошел очень интересно. Действительно, эта тема оказалась для ребят чрезвычайно важной и трепетной. Они очень искренне отвечали на вопросы, приводили примеры из личной жизни, пели песню «Дружба крепкая не сломается…». К концу классного часа ни одного подростка равнодушного к этой теме не осталось. Хотелось говорить, рассуждать, приводить примеры ещё и ещё.

        Надеюсь, что разработанный мною классный час поможет классным руководителям осуществить задачу по сплочению подросткового коллектива в группах и классах нового набора.

        В приложении привожу текст беседы о юношеской дружбе, который может быть использован классным руководителям на родительском собрании.    

Цель: Убеждать учащихся в значимости дружбы.

Оформление и оборудование: цитаты о дружбе, рисунки, магнитофон с записями песен о дружбе.

Ход мероприятия:

Учитель:

Я отныне требую огромной

дружбы от товарищей моих,

чтобы все,

            и радости,

            и горе,

ничего от дружбы не скрывать,

чтобы дружба сделалась, как море,

научилась небо отражать.

Мне не надо дружбы понемножку.

Раздавать, размениваться? Нет!

Если море зачерпнуть в ладошку,

Даже море потеряет цвет.

Я узнаю друга. Мне не надо

никаких признаний или слов.

Мартовским последним снегопадом

Человеку плечи занесло.

Мы прислушаемся и услышим,

как лопаты зазвенят по крышам,

как она гремит по водостокам,

стаявшая, сильная вода.

Я отныне требую высокой,

Неделимой дружбы навсегда.

        У каждого из нас есть нужда в человеке, которому можно было бы рассказать о самых сокровенных мыслях, доверить свои чувства, поделиться радостью и горем, надеждой и разочарованием.

        «Что такое друг?!» - спрашивает К.Гельвеций, выдающийся представитель французского Просвещения.

И отвечает: «Избранный нами родственник. Мы желаем иметь друга, чтобы, так сказать, жить в нем, чтобы изливать свою душу в его душу и наслаждаться беседой, которую доверие делает всегда восхитительной».

        Может быть, это высокопарные слова, но если в них вслушаться, то истина в них самая настоящая.

Дружба – это тесные взаимоотношения между людьми, бескорыстное чувство уважения, основанное на единстве взглядов.

        Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться какая-то корысть.

Если формула «Ты  - мне, я – тебе» присутствует в мыслях человека, это уже не дружба.

        Когда появляется дружба? Где тот миг, который становится важным для человека, и нужно ли его определять?

К классу.

Как вы думаете?

Ученик.

Дружба может появиться в нескольких случаях. Первый – это знакомство благодаря общему делу. Например, в секции или кружке.

Ученица.

Очень часто дружба возникает во дворе.

Ученик.

В школе ребята тоже находят своих друзей.

Ученица.

А я знаю ребят, которые дружат с детского сада.

 Ученик.

Часто ребята начинают дружить, если дружат их родители.    

Ученица.

Можно познакомиться в театре, музее, кино и тоже потом сохранить дружбу на долгие годы.

Учитель.

Да, не очень важно, где познакомились будущие друзья, важно, что чувство дружбы возникает.

        Дружба – это духовная связь. Духовная связь людей, ничем не заменимая ценность. Нарушение этой связи настолько значительно, что одиночество ложится тяжелым бременем.

Плохо человеку,

 когда он один,

Горе одному…

В.Маяковский

        Дружба не находится и не предлагается. Она рождается, развивается взаимными усилиями. Не надо боятся одиночества. Надо задуматься: если тебе скучно самому с собой, будет ли интересно с тобой другим?

        Сделай себя интереснее духовно, стань добрее, активнее, общительнее, внимательнее к людям, и обязательно найдется человек, который будет тебе другом.

        Знаете, как обозначил почву для дружбы Антуан де Сент-Экзюпери:

«Приобщаешься к думам товарищей и становишься богаче».

К классу.

А что для вас настоящий друг?

Ученик.

Человек, который тебя понимает.

Ученица.

А для меня важно знать, что друг – это тот, кто тебя не предаст.

Ученик.

С ним в разведку не страшно.

Ученица.

Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.

Ученик.

Друг никогда не обманет.

Ученик.

Друг – это тот, кто выручит из любой беды.

Ученик.

Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.

Ученица.

Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.

Ученик.

Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.

Ученица.

Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.

Вспомните песню о дружбе? (звучит музыка).

Учитель:

Как много хороших слов вы наговорили. Подумайте, а каждый из вас может стать тем самым другом, про которого вы мне рассказали? Думаю, сможет.

        Очень важное качество в дружбе  - это доверие. Доверие рождает глубокие чувства.

Вот что написала одна девочка из Риги:

«Трудно жить, трудно общаться с людьми, ели не доверять им, подозревать в нечестности. Как дружить, если одновременно превращаться в шпиона и проверять каждый шаг друга, каждое его слово. Нет, лучше я поверю и ошибусь, чем ошибусь, не поверив. Конечно, из каждой ошибки надо делать выводы, учиться лучше узнавать людей».

        Но ведь человек проявляется не в словах, а в поступках. Твой друг очень скоро станет для тебя открытым, и ты поймешь, этот ли человек тебе нужен.

        Я всегда преклонялась перед людьми, которые смогли пронести дружбу через многие годы.

        Дружба, которая может стать примером, для меня показана в моем любимом фильме «Офицеры».

        Его смотрели многие. Его показывают в День Победы каждый год.

        Его герои пронесли самое святое чувство через всю жизнь. Не сломали их горести и невзгоды. Они прошли не одну войну, но верны остались друг другу. Учиться надо такому.

Ученик.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», - гласит пословица.

Общаясь со своими друзьями, мы стараемся походить на них.

Учитель:

Да. Когда у тебя появляется друг и ты чувствуешь, что это именно тот человек, появляется желание рассказать о себе, о своих переживаниях.

        Результаты духовной, эмоциональной «совместимости» дают радость общения.

        Можно сказать, что без взаимной симпатии, без сочувствующего понимания, без полной самоотдачи дружеские отношения просто не состоятся.

Надо помогать друзьям,

 Вместе с ними вырастая,

                                              И поверьте: сила злая

                                              Не опасна будет вам.

Надо помогать друзьям.

                                              Другу помоги с душой

  И пекись, как бы о брате,

                                              Не для выгоды пустой

                                              Или выигрыша ради.

                                              Другу помоги с душой.

Жить дремуче, как кулак,

         Умереть, как схимник тощий, -

                                             Это же простого проще,

                                             Но не стану жить я так.

Учитель:

Однажды, очень давно, «Комсомольская правда» писала о судьбе одной девочки.

«…Марина за два месяца до выпускных экзаменов вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы: катастрофически ухудшается речь, падает зрение. Сидеть более десяти минут не могла, без помощи посторонних не в состоянии была принимать пищу.

        Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали чувство непреодолимой пропасти между ней, лежачей, и ими стоячими: садиться не садились, были скупы на слова.

        Первым вышел из оцепенения Сережа. Под его руководством юноши посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили или группами, или поодиночке.

        Прошли годы, и дружба сделала свое дело, она исцелила безнадежно больную девушку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина была с ними и смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как семья за обедом».

Каждый мечтает о таких друзьях.

Дружба излечить может, дружба горы может свернуть, дружба реки переплывет и надежду даст.

Чтобы иметь друга, надо быть им!

        

Приложение

«Юношеская дружба»

(беседа для родителей и их детей

на открытом родительском собрании ).

        Юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком является, по-видимому, врожденной. Для формирования личностей юношей и девушек юношеская дружба – обязательное условие. В подростковом и юношеском возрасте неизменно возрастает самостоятельность, подросток все более обосабливается, отходит от родителей и переориентируется на общение со сверстниками. Именно среди ровесников подросток получает недостающую ему информацию, к которой нередко взрослые люди – родители, близкие педагоги – его сознательно не допускают. Здесь он практически осваивает навыки равноправного социального взаимодействия: умение подчиниться требованиям группы, отстаивать собственное мнение, а иногда и независимость, согласовывать собственные действия и поступки с интересами других людей.

        Возрастная динамика дружбы измеряется, прежде всего, степенью ее избирательности, устойчивости и интимности. Чем старше человек, тем меньшее влияние на его дружеские отношения оказывают внешние, ситуативные факторы. Например, если как считает подросток, дружба настоящая, то мнение родителей в отношении друга не имеет никакого значения, напротив, неприятие друга с их стороны может послужить причиной неприязни со стороны подростка к ним. Рост избирательности дружбы сопровождает ее устойчивость. Когда детям разных возрастов с 1-го по 11 класс предлагали через определенные интервалы времени назвать трех своих ближайших друзей, старшие обнаруживали в своем выборе больше устойчивости, чем младшие.

        В отличие от младших школьников, старшеклассники строго разграничивают друзей и «просто приятелей», причем число друзей обычно невелико. Тем важнее родителям тонко и очень осторожно относиться к друзьям своих детей. Когда мы чрезмерно приветливы с друзьями детей и непременно хотим составить им компанию, мы наверняка назойливы. Они пришли к нашим детям, а не к нам, поэтому лучше, чтобы мы побыли в другой комнате. Ведь наверняка им нужно обсудить что-то сокровенное.

        Это элементарные нормы тактичности и хорошего тона для многих родителей кажутся странными.

        Для некоторых родителей детская дружба – явление второстепенное, они не верят в нее и тем самым неразумно осложняют отношения со своими детьми. Такие люди забыли своё отрочество, пору дружбы, они удовлетворяются поверхностными знакомствами, формальным общением с ближними и не ведают других отношений, кроме совершенно случайных или родственных.

        Некоторым взрослым удается систематически игнорировать дружбу детей по двум достойным осуждения причинам: первая – все та же лень, которая заставляет нас стареть, ни на что не реагируя, довольствуясь серым, плоским видением окружающего; вторая – ревность – боязнь потерять привязанность собственных детей. Ревность унижает нас как в глазах детей, так и в наших собственных, бессмысленно терзает всех: и нас, и детей, и их друзей. Боритесь с ней, постарайтесь не разрушить неосторожным словом, едким ироническим замечанием, ибо подростки, когда дело касается дружбы, максималисты.

        Итак, в отношении друзей своих детей примем за норму безукоризненный педагогический такт и искреннюю заинтересованность. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир подростка абсолютно недопустимо. В качестве напутствия хочу предложить вам несколько несложных правил, сформулированных И.Н.Ханкасаевой, автором поучительной книги для родителей подростков.

Правило первое: Не моргнув глазом, принимайте в доме любых друзей вашего ребенка и в любом количестве, когда и ему и им по 7 и по 15 лет. Никакого раздражения – только приветливость и улыбка! Всякий раз при этом успокаивайте себя мыслью: «Они все пришли к моему ребенку. Он здесь, рядом, и с ним все в порядке. Хуже, если он будет с ними где-то, а я буду тревожиться.

Правило второе: В семь, десять, пятнадцать лет ваш ребенок, возвращаясь домой, должен знать, что его встретят с радостью и улыбкой. Он должен хотеть идти домой! А для этого надо уметь встречать его – из школы, секции, с прогулки, со свидания. «Ты вернулся? Как хорошо! Давай ужинать!» Даже когда вам не нравится его прогулка с друзьями или свидание – это другой разговор, не для момента встречи. Встреча – только с улыбкой!

Правило третье: Не создавайте эффект запретного плода. Ситуация простая: чем больше вы будете запрещать вечерние прогулки или воскресные исчезновения, тем привлекательнее они начнут казаться вашему сыну или дочери. Тут уж ничего не поделаешь. Будьте мудрее своего ребенка!

Правило четвертое: не надо скандальности! Не надо криков, упреков, допросов, оскорблений. Их вообще-то никогда не надо. Но если вашему ребенку 14-15 лет – сдерживайте себя любой ценой. Тем более что никакой скандал уже ничему не поможет, только ухудшит ситуацию. Ваша же главная задача – спасти, сохранить то доброе и хорошее, что есть между вами и вашим выросшим ребенком. Ради этого хорошего, ради той ниточки понимания и близости которая еще не порвалась между вами,  - никаких скандалов! Умейте переживать свои беспокойство, и возмущение и обиду молча. Другого выхода нет.

Правило пятое: Никогда, ни при каких условиях не закрывайте перед своим ребенком двери вашего дома! Во сколько бы он не вернулся, как бы горько и тревожно ни было у вас на душе. Ваши сын или дочь должны знать, что у них есть дом. Конечно в час ночи не до улыбки, особенно если дочке всего 15. И недоумение ваше, и упреки, и обиды в этой ситуации неизбежны. Но двери должны быть открыты, как бы ни был велик соблазн попугать, наказать отбившегося от рук подростка.

Правило шестое: Давайте будем помнить, что эти уходы – дело обязательное, почти неизбежное практически для всех подростков. Очень у многих это проходит именно как детская болезнь подросткового возраста: надо переболеть свободой, шатанием по улицам, новым общением… Кого-то эта «ветрянка» задевает больше, кого-то – чуть-чуть… Не паникуйте раньше времени, лучше внимательно и трезво оцените ситуацию: что происходит? Другое дело – затяжные формы этой «болезни». Тот самый случай, когда не знаешь, что и посоветовать. Но хотя бы ради правильного диагноза, ради истины, постарайтесь понять: почему ничегошеньки не держит вашего ребенка дома? Что годами делалось не так? Мало было ласки? Мало в доме тепла? Нет того, что хочется беречь и любить? Думайте! Вдруг результаты этих размышлений подскажут вам какой-то выход. Ни книги, ни учебники, ни телепередачи – только вы сами сможете найти выход в безвыходной ситуации.    

             

 

        

Литература:

  1. Еременко Наталья Ивановна.

Классные часы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

  1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. – М.: Глобус,    

2007.

     3. Елецкая Е.А. 1000 мудрых мыслей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Что такое толерантность?" 10 класс

Президент России Путин В.В., выступая на встрече с участниками Всероссийской конференции преподавателей общественных наук, заявил, что старые стандарты образования не решают проблем формирования лично...

Методическая разработка Классный час на тему «Что такое толерантность?»

Цели:познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления;развивать стремление к самовоспитанию;способствовать социализации учащихся: ...

Методическая разработка классного часа по теме: «Что такое выборы?»

Данный матераил расскажет ребятам о том, что такое выборы....

Методическая разработка классного часа "Была такая война"

Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого празднованию Дня Победы «Была такая война», подготовлена в помощь кураторам и классным руководителям при проведении открытых внеклассных м...

Методическая разработка классного часа по профилактике драк "Что такое драка?" для учащихся 7 класса.

Школьные драки – тревожный феномен, с которым сталкиваются многие семьи. Это не просто мимолетный конфликт между детьми. Это выражение недовольства, непонимания и даже страха. Дети мог...