Классные часы
классный час на тему

Бубеева Марина Викторовна

      Классный час был и остаётся основной формой общения классного руководителя со своими  ребятами. Во время его проведения обучающиеся принимают участие в специально организованной воспитателем деятельности, которая призвана способоствовать формированию ценностной системы отношения к окружающему миру.

     Разнообразны формы классного часа.  Большое значение играет актуальность тематики, а также участие в подготовке детей.  Содержание и методика проведения классного часа зависит от возраста и уровня сформированности коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Класс- 9

Классный час.

Форма- беседа,с использованием ИКТ

Тема- «Секреты выбора профессии»

Цель: 

  • создание условий для осознанного выбора будущей профессии,
  • помочь учащимся выявить свои склонности к различным видам человеческой деятельности,
  • знакомство с новыми профессиями

Задачи: актуализировать процесс профессионального самоопределения

учащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Наглядность: медиаресурс  (слайдовая презентация).

Раздаточный материал: тест, карточки.

Время проведения мероприятия -60 мин.

Ход классного часа

1.   Организационный момент (5 мин.)

Ребята! Сегодня у нас с вами очень важный классный час. На классном часе  мы ещё раз отправимся с вами в удивительный мир профессий, и вы попробуете  сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной  практики.                                                                                                              

(слайд №1)

(Слова читает учитель)

                                           Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

                                           для него ни один ветер

                                                               не будет попутным.

 Сенека

Древнеримский философ.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова древнего философа?

(Рассуждение уч-ся 2 -4).

 Учитель. Действительно, жизнь человека — череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин — запеканку или овощное рагу).   Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Тема нашего классного часа звучит так  (слайд №2)

«Секреты выбора профессии»

Учитель( классный руководитель). О чем наш классный час. (Слайд №3)

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию?

А с другой — взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

  Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии.  

(Слайд №4-7 – факторы)

     2. Знания о профессиях и их  востребованность. (10 мин)

     Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Один из возможных способов обзорного ознакомления- изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

           Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией. (Слайды №8-11)

3. Педагог-психолог.« Влияние темперамента на выбор профессии» (25мин)

(Слайд№12)

Беседа психолога с учащимися.

Каждый из вас не раз думал кем он станет, когда вырастет, где будет работать. Пройдёт немного времени и вам предстоит занять рабочие места за компьютером, на строительной площадке, в суде или магазине.

-А, как вы считаете, от чего зависит выбор профессии? (от интереса, способностей, востребованности на рынке труда, но самое главное, нельзя забывать, что каждая профессия предъявляет определённые требования).

Ещё в глубокой древности учёные, наблюдая за поведением людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом направлении. Одни очень подвижные, эмоционально возбудимые, энергичные. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые. Одни общительные, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостные, другие замкнутые, скрытные. При этом имелись в виду чисто внешние проявления, не принимая во внимание умён человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т.д.

Например, два человека делают одну и ту же работу и делают её одинаково хорошо, но один трудится увлечённо, со страстью, нетерпеливо, проявляет инициативу, а другой – неторопливо, методично, основательно, деловито, строго по инструкции, кропотливо, тщательно.

-Как вы думаете от чего это зависит? (От характера человека, от заинтересованности в работе, от личных особенностей самого человека) Верно. Всё, что вы назвали относится к определённым свойствам личности, а точнее к темпераменту человека. (слайд №13)

Подлинно научное объяснение темперамента даёт учение Ивана Петровича Павлова о типах высшей нервной деятельности. (слайд №14)

Один из типов нервной системы характеризуется:

  • сильный, т.е., способный выдерживать очень сильные раздражители, работоспособен;
  • уравновешенный – его трудно вывести из себя;
  • подвижный – быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента сангвиника. Основные черты характера сангвиника: общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный, любящий удобства, инициативный.

Другой тип нервной системы характеризуется как:

  • сильный;
  • неуравновешенный, т.е его легко вывести из себя;
  • подвижный.

Этот тип составляет основу темперамента холерика. Основные черты его характера: раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный, импульсивный, оптимистический, лидирующий, активный.

Следующий тип нервной системы:

  • сильный;
  • уравновешенный;
  • инертный, т.е. тяжело переключается с одного вида деятельности на другой.

Этот тип составляет основу темперамента флегматика. Основные черты характера: пассивный, старательный, вдумчивый, миролюбивый, надёжный, размеренный, спокойный.

И последний тип нервной системы представлен как:

  • слабый - чувствительный, восприимчивый, плохо переносит большие нагрузки и при сильных раздражителях (стрессах) склонен впадать в «запредельное торможение» (н/с не выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать);
  • неуравновешенный;
  • инертный.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.

Итак, психологи условно выделили 4 основных типа темпераментов:

  1. Сангвиник.
  2. Холерик.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

(Слайд №15) Определите на рисунках.

        Мы с вами на предыдущем занятии провели тестирование (приложение 1) , где определили к какому типу темперамента вы относитесь.

Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента    (Слайды №16-19)   (дети читают с места рекомендации)

Смешанный темперамент.

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов. (Слайд №20)

        Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

        Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов. (Слайд №21)

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина. (Слайд № 22)

        Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

Викторина. Какие утверждения верны?  (Слайд № 23-25)

Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.

        Рассмотрите рисунки.  (Слайд № 26-29).  Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)

И  закончу словами Вильгельма  Вундта  (Слайд №30)

« В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком».

    4.  Учитель. Рекомендации по выбору профессии.(15 мин)

       Зачастую выбирая профессию ,не знают с чего нужно начать. Прежде всего, вы должны знать, что выбор профессии – это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Если твоя цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и состояния рынка труда, то задай себе следующие вопросы  (Слайд №31,32)

Запросы общества.

Этот фактор нужно обязательно учитывать в выборе будущей профессии. Можно получить профессию, но не найти работы. В настоящее время большинство ребят хотят быть юристами, но в данный момент времени эта профессия менее востребованная.

 А знаете ли вы ребята какие профессии нужны государству, а какие нет? (выступление от уч-ся 2-3 человек)

(Слайд №33,34)

А сейчас поговорим о наиболее распространенных ошибках при выборе профессии. (Учитель зачитывает слайд №35)

        За последнее десятилетие научный прогресс развивается очень быстро, порою мы не успеваем следить за развитием новых профессий, а иногда и не знаем ,что означает та или другая профессия. Сейчас проверим ,а знаете ли вы о некоторых из них.(учитель зачитывает, а уч-ся определяют чем занят человек в этой профессии) (Слайд№36-39)

        Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента.

        Маркетолог должен выяснить: почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Его отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижение товара на рынке. Он участвует в создании рекламы и обеспечении рекламы.

Работа бренд-менеджера: он должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой.

Логистик. От них зависит финансовое благополучие многих компаний. Они экономят деньги, а не зарабатывают их. Сфера деятельности: разнообразные торговые, складские и транспортные операции.

  5.Заключение (учитель 5 мин)

В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё

достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение  по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

         Виктор Гюго писал: (Слайд №40)

«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».

Рефлексия (Слайд №41-42) Карточки

Краткие тезисы к классному часу

        На тему «Секреты выбора профессии» отводится 60 минут. Перед проведением этого классного часа следует провести классный час с педагогом - психологом по теме «Определи свой темперамент». При составлении плана классного часа использовала главную цель: Обеспечение готовности девятиклассников к профессиональному      самоопределению.  При этом использовала следующие задачи : актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся; расширить знания учащихся о мире  профессионального труда, создать положительную мотивацию  выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся. В этом мне помогала совместная работа с педагогом-психологом. Такая совместная деятельность приводит к верному решению, прочному усвоению материала- и, самое главное, происходит осмысление и понимание решаемой задачи. Используемые технологии на классном часе:

  • личностно-ориентированный подход;
  • игровая технология;
  • ИКТ.

      В течение всего классного часа развивала у учащихся умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность , использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания.

     Планировала приемы и формы работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций). Использовала самые различные  методы (фронтальная беседа, индивидуально-дифференцированная работа и др. ) , постановка дополнительных вопросов, работа с педагогом -психологом.

  • выдерживает нагрузки и предохраняет сама себя – как бы временно отключается, перестаёт реагировать);
  • неуравновешенный;
  • инертный.

Этот тип нервной системы составляет основу темперамента меланхолика. Основные черты характера меланхолика: обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический, необщительный, сдержанный.

Итак, психологи условно выделили 4 основных типа темпераментов:

  1. Сангвиник.
  2. Холерик.
  3. Флегматик.
  4. Меланхолик.

(Слайд №15) Определите на рисунках.

        Мы с вами на предыдущем занятии провели тестирование (приложение 1) , где определили к какому типу темперамента вы относитесь.

Я хочу дать рекомендации каждому представителю определённого типа темперамента. Как нужно выбирать профессию с учётом вашего темперамента    (Слайды №16-19)   (дети читают с места рекомендации)

Смешанный темперамент.

Хорошо выраженным холерическим темпераментом обладал великий русский полководец А.В. Суворов. (Слайд №20)

        Вместе с тем у него проявлялись и некоторые черты сангвиника. Он отличался высокой подвижностью, а его действия – стремительностью и внезапностью. Вспомним знаменитые суворовские переходы, когда он неожиданно для врага менял направление движения своих и внезапно появлялся в тех местах, где его не ждали. Суворов был весьма решителен и не останавливался перед риском. В то же время в трудные минуты он был уравновешенным, что позволяло ему просчитывать все этапы любой военной операции.

        Внешней противоположностью Суворову был выдающийся полководец Отечественной войны 1812 г. М.И. Кутузов. (Слайд №21)

Медлительный, спокойный, уравновешенный, неторопливый в решениях, Кутузов был ярким представителем флегматического темперамента. Особенно его темперамент проявился на военном совете в Филях 1 сентября 1812 г., созванном фельдмаршалом после Бородинского сражения. Кутузов, спокойно и внимательно выслушав всех генералов, принял трудное для себя решение – оставить Москву без боя.

В русской литературе мы встречаем холерика А.С.Пушкина. (Слайд № 22)

        Биографии выдающихся людей науки, техники, литературы и искусства убеждают в том, что исключительных результатов в каждой из этих областей творчества достигали люди разных темпераментов.

Викторина. Какие утверждения верны?  (Слайд № 23-25)

Верные утверждения: 1в; 2б; 3в.

        Рассмотрите рисунки.  (Слайд № 26-29).  Укажите, где какой темперамент изобразил художник. Своё решение обоснуйте. (1-холерик, 2-флегматик, 3-меланхолик, 4-сангвиник)

И  закончу словами Вильгельма  Вундта  (Слайд №30)

« В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком».

    4.  Учитель. Рекомендации по выбору профессии.(15 мин)

       Зачастую выбирая профессию ,не знают с чего нужно начать. Прежде всего, вы должны знать, что выбор профессии – это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Если твоя цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и состояния рынка труда, то задай себе следующие вопросы  (Слайд №31,32)

Запросы общества.

Этот фактор нужно обязательно учитывать в выборе будущей профессии. Можно получить профессию, но не найти работы. В настоящее время большинство ребят хотят быть юристами, но в данный момент времени эта профессия менее востребованная.

 А знаете ли вы ребята какие профессии нужны государству, а какие нет? (выступление от уч-ся 2-3 человек)

(Слайд №33,34)

А сейчас поговорим о наиболее распространенных ошибках при выборе профессии. (Учитель зачитывает слайд №35)

        За последнее десятилетие научный прогресс развивается очень быстро, порою мы не успеваем следить за развитием новых профессий, а иногда и не знаем ,что означает та или другая профессия. Сейчас проверим ,а знаете ли вы о некоторых из них.(учитель зачитывает, а уч-ся определяют чем занят человек в этой профессии) (Слайд№36-39)

        Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента.

        Маркетолог должен выяснить: почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Его отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижение товара на рынке. Он участвует в создании рекламы и обеспечении рекламы.

Работа бренд-менеджера: он должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой.

Логистик. От них зависит финансовое благополучие многих компаний. Они экономят деньги, а не зарабатывают их. Сфера деятельности: разнообразные торговые, складские и транспортные операции.

  5.Заключение (учитель 5 мин)

В средних классах школы окончательно определиться с выбором ещё

достаточно сложно, да и не нужно. Многое может измениться, возникнут и новые интересы, и новая информация о профессиях. После девятого класса появляется возможность продолжить обучение  по выбранной специальности в техникуме или колледже. Решение окончить 11 классов даёт некоторое дополнительное время для размышления о выборе профессии. Однако откладывать этот вопрос до получения аттестата не стоит. Ведь необходимо оставить время для подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

         Виктор Гюго писал: (Слайд №40)

«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».

Рефлексия (Слайд №41-42) Карточки

Карточки

       

                                                     

Тест

  1. , быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
  2. Сохраняет самообладание в неожиданной,  сложной обстановке.
  3. Обладает всегда бодрым настроением.

Быстро засыпает и пробуждаетсяПриложение

Определи свой темперамент

Прочитай утверждения, соответствующие четырём типам темпераментов. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у тебя под этим номером ты ставишь знак «+». Если считаешь, что названное качество у тебя отсутствует, то никакого знака ставить не надо. Отвечать надо объективно и честно, учитывая, что чистый  тип темперамента встречается очень редко: у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента определяется так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ранжируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который окажется на первом и втором местах.

Паспорт сангвиника

  1. Весёлый и жизнерадостный.
  2. Деловитый.
  3. Часто не доводит дело до конца.
  4. Склонен переоценивать себя, свои возможности.
  5. Способен быстро схватывать новое.
  6. Неустойчив в интересах и склонностях.
  7. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.
  8. Легко переживает неудачи и неприятности.
  9. С увлечением берётся за любое дело.
  10. Быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать.
  11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.
  12. Тяготится однообразием будничной кропотливой работы.
  13. Общительный и отзывчивый, не чувствует скованности в общении с новыми людьми.
  14. работает быстро, увлечённо, ровно, нуждается в перерывах реже других.
  15. Вынослив и работоспособен.
  16. Обладает громкой.
  17. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.

Паспорт холерика

  1. Неусидчив, суетлив.
  2. Невыдержан, вспыльчив.
  3. Нетерпелив, реактивен.
  4. Резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми.
  5. решителен и инициативен.
  6. Энергичен.
  7. Находчив в споре.
  8. Работает рывками.
  9. Склонен к риску.
  10. Злопамятен и обидчив.
  11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
  12. Неуравновешен и склонен к горячности.
  13. Агрессивен.
  14. Нетерпим к недостаткам.
  15. Обладает выразительной мимикой.
  16. Способен быстро действовать и решать жизненные задачи.
  17. Неустанно стремиться к новому.
  18. Обладает резкими порывистыми движениями.
  19. Неустойчив в достижении поставленной цели.
  20. Склонен к резким сменам настроений.

Паспорт флегматика

  1. Спокоен и хладнокровен.
  2. Последователен и обстоятелен в делах.
  3. Осторожен и рассудителен.
  4. Работает спокойно, медленно, редко отдыхает.
  5. Молчалив, не любит попусту болтать.
  6. Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
  7. Сдержан и терпелив.
  8. Как правило, доводит начатое дело до конца.
  9.  Не тратит попусту сил.
  10. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.
  11. Легко сдерживает свои желания.
  12. Мало восприимчив к одобрению и порицанию.
  13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение  к колкостям в свой адрес.
  14. Постоянен в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими.
  15. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.
  16. Ровен в отношениях со всеми.
  17. Любит аккуратность и порядок во всём.
  18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.
  19. Инертен,  малоподвижен,  вял.
  20. Обладает выдержкой.

Паспорт меланхолика

  1. Стеснителен и застенчив.
  2. Теряется в новой обстановке.
  3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.
  4. Легко переносит одиночество.
  5. Не верит в сои силы, падает духом при невзгодах.
  6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
  7. Склонен уходить в себя.
  8. Быстро утомляется, нуждается в более частых  для отдыха перерывах.
  9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шёпота.
  10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
  11. Впечатлителен до слезливости, тревожен.
  12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
  13. Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим.
  14. Склонен к подозрительности, мнительности.
  15. Болезненно чувствителен и легко раним.
  16. Чрезвычайно обидчив.
  17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.
  18. Малоактивен в работе.
  19. Безропотно покорён.
  20. Стремится вызывать сочувствие и помощь у окружающих.



Предварительный просмотр:

Открытый классный час по правам ребенка

МБОУ «Улюнханская СОШ»

Тема: «Твои права»

Учитель: Бубеева М.В.

Класс: 8 классы

Цель классного часа:

  1. познакомить учащихся с основными документами о правах ребенка;
  2. учить анализировать предложенный материал; Научить соотносить полученные знания с конкретными жизненными ситуациями.
  3. видеть правовую ситуацию и реагировать на нее;
  4. Учащиеся развивают умения самостоятельно работать с предложенным материалом и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное, участвовать в эвристической беседе, переносить полученные знания на новые обстоятельства, сравнивать, анализировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Ход классного часа:

I.        Орг. момент:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемы гости. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

Учитель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учит оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов. Я предлагаю всем детям сесть на свои места и продолжить знакомство с данными документами.

1 ученик:

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.

2 ученик:

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Ученики зачитывают права детей: 

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;
  • дети имеют право жить с родителями;
  • дети имеют право на медицинскую помощь;
  • дети имеют право на обучение;
  • дети имеют право на отдых;
  • дети имеют право на охрану и защиту.

1 ученик:

Учитель: На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.

Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.

Работа в парах.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

Обязанности:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

Сценки

Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Учитель: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу выйти всех ребят на сцену.

Ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий ( в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

Сформулируйте по картинкам статью Конвенции. (приложение2)

Психотренинг

Все встают в круг. Глядя соседу в глаза, первый игрок должен сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...». И т. д.



Предварительный просмотр:

Открытый классный час по правам ребенка

МБОУ «Улюнханская СОШ»

Тема: «Знаем ли мы свои права»

Учитель: Бубеева М.В.

Класс: 8-9 классы

Цель классного часа:

  1. познакомить учащихся с основными документами о правах ребенка;
  2. учить анализировать предложенный материал; Научить соотносить полученные знания с конкретными жизненными ситуациями.
  3. видеть правовую ситуацию и реагировать на нее;
  4. Учащиеся развивают умения самостоятельно работать с предложенным материалом и предъявлять результаты своей деятельности, выделять главное, участвовать в эвристической беседе, переносить полученные знания на новые обстоятельства, сравнивать, анализировать, аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Форма организации работы класса – групповая (2 группы).

        Ход классного часа:        

  1. Орг. момент:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!  Сегодня у нас открытый классный час. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь.

Учитель: Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…»,     « У меня есть право…»

- Как вы думаете, о чем будет наш классный час?

 - Сегодня мы с вами узнаем о том, что такое права, какие они бывают и для чего они нужны. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права.

  1.  Этап осмысления причин нарушения прав человека и гражданина.

Учитель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для его осуществления мне необходимо 5  человек. Я прошу желающих выйди к доске.

(Обучающиеся выходят на небольшое пространство).

Учитель: Участвующим в эксперименте я ставлю задачу – в течение одной минуты крутить гимнастический обруч. Обучающимся выдаются обручи. Засекается время. По сигналу дети начинают пытаться вращать обручи, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Педагог не должен ничего объяснять до того момента, пока дети не начнут выполнять задание. Необходимо так организовать эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.

Учитель: Почему вам, ребята, не удалось крутить обручи?

( Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу.)

Учитель: Хорошо, я изменю условие эксперимента. Вы можете отойти в ту часть кабинета, какая вам необходима для выполнения задания.

( дети расходятся в разные места. Засекается время и обучающиеся вращают обручи (возможно это получится не у всех, но, скорее всего, у большинства.) По команде педагога упражнение прекращается.

Учитель: Почему теперь задание удалось выполнить? (Дети ответят, что никто никому не мешал, было свободно, просторно, не боялись задеть кого-либо.)

  Учитель: благодарю за участие, садитесь.

Учитель:  А теперь представьте, что вместо обручей - ваши права, которые вы хотите реализовывать постоянно. Что же получится? В первом случае, когда было мало места, ваши права ущемлялись. Вы мешали друг другу.

В общем обсуждении дети должны прийти  к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется каким-либо правам без оглядки на других людей, то он нарушает их права.

III. Объяснение материала

- Каждый человек, живущий на планете Земля, имеет свои права, которые должны неукоснительно соблюдаться и защищаться.

     Ребенок, разумеется тоже человек, но человек особый, наиболее уязвимый, которого легко обидеть, унизить, который в большей степени нуждается в защите и помощи, особой правовой защите.

   - так скажите, Кого мы считаем РЕБЕНОК?  (РЕБЕНОК – это каждое человеческое существо, до достижения 18 летнего возраста).

- А теперь ответьте на вопрос: Зачем нужно изучать права ребенка?

-необходимо для защиты от тех людей, которые хотели бы причинить вам вред или обидеть вас. А ещё эти права нужны для того, чтобы мы могли ладить друг с другом и жить в мире.

Когда люди плохо знают свои права, они могут столкнуться со злоупотреблениями, например, с нетерпимостью, подавлением….

И чтобы  наша жизнь не превратилась  в сплошной кошмар и неразбериху были созданы основные документы о правах человека, о правах ребенка.

- какие же эти документы? Кто знает?

  • «Всеобщая декларация прав человека» (10 декабря 1948)
  • «Конвенция о правах ребенка» (1989)
  • «Конституция РФ» (12 декабря 1993)
  • «Конституция РБ»  (24 декабря 1993)

- Вы должны знать эти документы, ведь современный культурный человек должен быть образованным во всем.

- И ещё у вас на столах есть ватманы, вы можете в ходе урока заполнять их полученными знаниями.

- Первым документом, защищающим  права детей, является Декларация о правах ребенка.

- Следующим вашим основным документом, защищающим права ребенка является Конвенция о правах ребенка. Эти документы есть у вас на столах.

- Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что: каждый ребенок имеет право (дети по очереди говорят права):

•        Каждый ребенок имеет право на жизнь.

  • ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.

•        дети имеют право жить с родителями;

•        дети имеют право на медицинскую помощь;

•        дети имеют право на обучение;

•        дети имеют право на отдых;

•        дети имеют право на охрану и защиту.

-        Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.

-        Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии.

-        Ребенок имеет право на образование.

 -        Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

Но помните!

Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же.

IV. Закрепление

Учитель: Давайте посмотрим ситуации из жизни, когда кто-то нарушает права других людей. Каждой группе – ситуация. (или 1 минута на подготовку сценки)

1 группа: Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Вика: А ты не пойдешь на физкультуру?

Лена: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Лены. Она садится и начинает рисовать.)

Лена: Ой,у меня калькулятора нет. У кого же взять?  У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Вика: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Лена: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела? Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? Имела ли право Ира читать письмо Нины?

Какие права она нарушила? Посмотрите в Конвенции, какая статья? (нарушила право на …) – Статья 16. Защита прав на личную жизнь: Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет право вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

  1. группа: Ситуация «Громкая музыка»

Тихим воскресным утром Степа пришел в гости к своему приятелю Коле.

Коля: Заходи! Мне папа подарил новый музыкальный диск, песни классные! Давай послушаем.

Степа: А давай лучше поставим колонки на подоконник и включим погромче - пусть все послушают!

Мальчики ставят магнитофон на подоконник и включают его погромче.

Коля: Ой, я совсем забыл, ведь папа мне еще и игру новую подарил. Пойдем в другую комнату, поиграем.

Ребята уходят, забыв выключить магнитофон.

-Я хочу услышать ваше мнение: имеет ли право Коля включать так громко музыку, даже если он считает, что таким образом он проводит свой досуг?

   -     Согласны ли вы с тем, как мальчики организовали свой досуг? Имеет ли право мальчик включать громко музыку, даже если он считает, что таким образом проводит свой досуг?

Слово учителя:

-Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. В многих статьях есть высказывание, что если только это не навредит другим людям.

А теперь НЕМНОГО ЮМОРА.

Наверное, все вы любите сказки. Давайте посмотрим на сказочных персонажей с другой стороны, с точки зрения нарушения прав и реализации их.

  1. В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Лягушка, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на (свободное передвижение)
  2. Колобок. Лиса съела колобка и нарушила его право на ( жизнь)
  3. А.Толстой «Приключения Буратино». Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на (неприкосновенность личности)
  4. А.С.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде». Балда, нанявшись на работу  к попу, воспользовался своим правом на (труд) 

5. «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич, украв жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (частную собственность)

6. А.Толстой «Буратино». Буратино отказался от уроков, которые ему предложила Мальвина, не хотел учиться. Он нарушил право на (образование). (статья 28) (принцип 7)

Давайте посмотрим иллюстрацию сказки  «Гадкий утенок»

-  Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски?

- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом и почему?

- Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

 - Должны ли все герои иметь равные права независимо от своего происхождения?

Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?                

                он был всем не похож на других;

- поступают ли ребята нашего класса  как обитатели двора?

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который непохож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

-Найдите в конвенции статью. Статья 2- недопущение и предотвращение дискриминации.

Статья 19.

Учитель: «А вы, ребята, сталкивались ли в жизни с нарушением ваших прав?»  (Обучающиеся приводят примеры жизненных ситуаций). Как хорошо, что никто у нас никогда не на нарушают права ребенка.

   

2). Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были насильно разлучены с родными.

(«Гуси-лебеди», «Маша и Медведи», «Снежная королева».

Учитель. Кто героям наших сказок помог вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда?

- Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. (статья 9)

5. Заключительный этап 

Учитель: В заключение нашего классного часа я прошу команды переделать песню на тему соблюдения прав человека. За 5 минут вы должны некоторые слова переделать,  выйти и спеть. (Две песни для двух команд)

Рефлексия:

- Что вы поняли на этом уроке?

Какие документы существуют по правам ребенка?

- А теперь  для каждого из вас сейчас прозвенит звонок об окончании нашего классного часа. Но он у нас будет необычным. Вы сами должны подать звонок.  (учитель показывает колокольчик). Но перед тем как подать, должны озвучить одно право. Желательно  назвать все права, которые вы  сегодня узнали. Кто первым хочет подать звонок?  (подают и садятся на место).

Вывод учителя:

- Спасибо вам за работу, я уверена, что вы сумеете воспользоваться своими правами, не нарушая прав других людей. Помни, в любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон. Именно, правые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям. До свидание.



Предварительный просмотр:

Классный час "Конфликты в нашей жизни".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия "конфликт", "конфликтная ситуация", осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание классного часа.

Цели:

  • познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов;
  • способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
  • побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта было то, что ……..", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение".

1.                   Организационный момент

Мотивация: в начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

- Вам понравилась такая игра?

Уч-ся после выполнения задания расстроены.

- Почему?

- Что произошло в данной ситуации? (конфликт)

- Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д)

- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

- Можно было избежать конфликта? (можно)

- Как? (ответы уч-ся)

 

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни»

 

2. Беседа по теме.

Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это заключалось?

Примерные ответы детей: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т.д.

Кл.рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь". О ком так говорят?

Дети: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Кл.рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Кл.рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

- А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: "Причиной конфликта было то, что……"

Ответы детей:

Мы с подругой обе хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные характеры. Мне не понравилось его поведение. Мы стали болеть за разные футбольные команды. И т.п.

Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

А что же такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

 Структура конфликта

                    К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)

                    К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта

                    И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

                    К – конфликт

Виды конфликтов: политические, семейные (супружеские), юридические, военные, среди животных.

 

3.  Индийская сказка

 

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

 

Мудрецы и слон.

     Давным  -  давно  в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 

1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?

Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.

У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 

2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 

3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

 

 

 

 

 

4. Разновидности конфликтов.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

95&n=a6b04c4dВ чём же вред таких конфликтов?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
  • В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты.

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!"

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

5. Предупреждение конфликтов

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Примерные фразы:

Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может попросишь у родителей такую.

Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Приведите примеры предупреждения конфликта: примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Микросценки: 

         Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

  • Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

         Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.

5. Разрешение конфликтов

 Но если конфликт уже возник, вопрос 1 группе «Что происходит, если конфликт разрешается неправильно?» (ответы уч-ся)

Вот как схематически можно отразить 

«Нарастание конфликта» :

 

6. Разрыв

  5. Агрессия

     4. Унижение

       3. Противодействие

         2. Недовольство

           1. Несогласие

Снижается уважение друг к другу, возрастает мера напряженности.

 

 

 

Вопрос 2 группе: «Что происходит, если конфликт разрешается правильно?» (ответы уч-ся)

А вот какова схема

«Разрешение и предотвращение конфликта»:

 

8. Временный разрыв

 7. Согласие

   6. Понимание

    5. Умение слушать

      4. Анализ своих действий

        3. Компромисс

          2. Юмор

            1. Нежность (признание достоинств)

Общение – основа разрешения конфликта.

6. Разбор ситуаций

1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.

Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.

Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?

Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила  на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?

2)  Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

                    Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

 

                    Два 9-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 9 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 9 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 9 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

 

                    Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

 

 

 

         Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот,  передо мной конфликт».

Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

 

                       Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Конфликт разрешен или нет?

 

7. Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

 

Пожелания

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.

10. Будь обаятелен и добр.

11.Извинись, если ты не прав.

12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

 

 

Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание: Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны  найти различную  информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:

- газетные и журнальные статьи о конфликтах,

- поэзия о конфликте, войне и мире,

- картинки,

- сообщения об улаженных конфликтах,

- придумайте сами и добавьте.

Кл. рук. Наш классный час мне  хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...