Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
материал (5 класс) на тему

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели:

1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

3)  привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель.

 Оборудование:

1.  Столы в классе стоят по кругу.

2. Мультимедийная установка.

  • Памятки родителям, анкеты.

Ход собрания.

Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

С точки зрения психолога...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма.  Происходит интенсивный рост тела.

Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних и заканчивая внутренними.

 Представьте себе ситуацию:

«Вы сменили работу и оказались в незнакомом коллективе.

Какие чувства вы испытываете в первое время на новом месте?» 

Представьте себя на месте ребят, пришедших в 5-й класс.

С какими трудностями могут встретиться дети, придя в 5 класс?

Адаптация пятиклассников к предметному обучению

 Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

    Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года.

Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?

  Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Изменения в 5 классе: Смена позиции: «старший» в начальной школе → «самый маленький» в средней школе

Признаки успешной адаптации:

- ребенок легко справляется с программой;

     - удовлетворенность ребенка процессом обучения;

     -  степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителям

Признаки дезадаптации:

- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

    - Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

   - Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

    - Нежелания выполнять домашние задания.

    - Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

    - Беспокойный сон.

    - Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребенка в себя:

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

У тебя это не получится

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Способы преодоления тревожности:

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

     - Доверяйте ребенку.

     - Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

    - Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

   -  Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

   - Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

   - Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

   - Используйте наказание лишь в крайних случаях.

   - Не унижайте ребенка, наказывая его.

   - Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».

   - Помогите ему найти дело по душе.

   - Разговаривайте со своим ребёнком. Постарайтесь услышать ЕГО.

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях.

Подведение итогов собрания.

Решение собрания:

1.   Классному руководителю  продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план родительского собрания и рекомендации для родителей по теме: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Пользуясь данным материалом  можно познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Основн...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Для родителей пятиклассников систематически провожу собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращаетс...

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание по адаптации пятиклассников...

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание  «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Под адаптацией понимается приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Особенности адаптации у пятиклассников  всегда связаны с объективными изменениями и личностными....