Классный час "Пищевые добавки - полезные, вкусные и запрещенные"
классный час (10 класс) на тему
Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни; формировать умение заботиться о своём питании.
Задачи : расширить знания учащихся по проблеме питания; изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения; привлечь внимание учащихся к составу покупаемых в магазине продуктов, вызвать желание контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья; развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Материалы и оборудование:
этикетки различных продуктов; проектор, презентация;
Предварительное задание: Исследовать дома этикетки продуктов питания, которые вы любите и часто употребляете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пищевые добавки - полезные, вкусные и запрещенные | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ
Классный час в 10 классе: Пищевые добавки - полезные, вкусные и запрещенные.
Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни; формировать умение заботиться о своём питании.
Задачи : расширить знания учащихся по проблеме питания; изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения; привлечь внимание учащихся к составу покупаемых в магазине продуктов, вызвать желание контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья; развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Материалы и оборудование:
этикетки различных продуктов; проектор, презентация;
Предварительное задание: Исследовать дома этикетки продуктов питания, которые вы любите и часто употребляете.
Проблема питания - это обширная и очень важная тема как для человечества в целом, так и для каждого отдельного человека. Сегодня мы поговорим о пищевых добавках.
«Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу?»
Человек - существо странное.
Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это очень трудно. Посудите сами. Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: он заточает себя в “каменный мешок”, служащий ему жильём, окружает ненужными вещами, употребляет те продукты питания, которые, по большей части, не просто вредны, но и опасны для здоровья. Люди создали мощную индустрию, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять всё то, что человек вырастил сам или взял у природы. А именно: консервировать и рафинировать, вялить и сушить, стерилизовать и разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, коптить, жарить, замораживать, подкрашивать, насыщать углекислым газом. Человек может смешивать пищевые продукты в самых невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях. Создается впечатление, что человек патологически ненавидит не только всех, кто его окружает, но и самого себя, поскольку одержим идеей произвести как можно больше несъедобных продуктов и накормить ими весь мир, а взамен получить деньги и ... болезни.
Товары с опасными добавками не предназначены для продажи на внутреннем рынке стран-производителей, хотя они и очень дешевы. Вот почему в наших магазинах часто можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она изготовлена из второсортного сырья, содержит патогенную микрофлору, личинки, токсины, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Кроме того, поставщиков не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Наши производители тоже научились насыщать продукты всевозможными добавками. Предполагается, что покупатель сам решает, приобретать ему данный продукт или нет. Как же в такой ситуации обезопасить себя?
Что нужно знать каждому, кто идёт в магазин за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, привезенные к нам из-за рубежа? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение, а о каких следует забыть навсегда?
Информация к сведению. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке (прочитайте состав продукта). Обратите внимание на букву Е с индексом, означающим вид пищевой добавки (слайд №5)
Добавки классифицируют, согласно Европейской цифровой системе, буквой Е и трёхзначным кодом: Е100 - 182 (красители), Е200 - 299 (консерванты), Е300 - 399 (антиокислители), Е400 - 499 (стабилизаторы), Е500 - 599 (эмульгаторы), Е600 - 699 (усилители вкуса и аромата), Е900 - 999 (пеногасители). (Приложение 1.)
В России список официально запрещённых пищевых добавок гораздо короче, чем в других странах.
Пищевые добавки | |||
Опасны | Запрещены | Повышают риск раковых заболеваний | Могут привести к аллергическим реакциям и кишечным расстройствам |
Е- 102, 110, 120, 124, 127, 155, 180, 201, 220, 222, 501-503, 620, 636 | Е- 103, 105, 111, 121, 123, 125, 126, 130, 152, 240, 924а, 924b, 952, 510, 513, 527 | Е- 131, 142, 153, 210-219, 230, 249, 252, 280, 281, 283, 330, 926, 954 | Е- 103, 104, 264, 622, 626, 627-630, 633, 634 |
При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах пищевых добавок. При необходимости их могут запретить. Известны коды некоторых опасных пищевых добавок. Они внесены в таблицу 1, которую вы видите перед собой.
Недавно английские учёные из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что некоторые красители и пищевые добавки могут негативно влиять на настроение и поведение детей. Трёхлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных красителей и 40 мг консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. При кормлении “химией” дети хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Многие из “гиперактивных” добавок не только влияют на психику, но и вызывают аллергические реакции. По данным тех же учёных, почти все газировки содержат бензоат натрия (Е 211). Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов. Задумайтесь: нужны ли вам эти продукты? Или следует заменить их безвредными?
Каждый ученик расшифровывает коды пищевых добавок (с индексом Е) на этикетках и делает вывод о целесообразности употребления данного продукта.
Приложение 1 .Коды некоторых пищевых добавок
Как обезопасить себя от вредных веществ в обычной жизни.
Обратите особое внимание на обеззараживание поверхности фруктов, некоторых овощей, которые проходят особую обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте фрукты и овощи водой из-под крана, затем опустите на 0,5-1 мин в воду, содержащую 2-3 капли настойки йода. Для полной безопасности добавьте в воду в качестве сорбента одну чайную ложку крахмала. Потом снова ополосните фрукты водой (лучше кипячёной).
Активным противоядием от тяжёлых металлов служат витамины А, С, Е и группы В.
Важно знать, какие продукты препятствуют образованию злокачественных
опухолей или способны выводить токсины из организма. Постоянное употребление витаминов А, Е, С, а также овощей семейства крестоцветных (капуста белокочанная, брюссельская) в значительной степени снижает риск заболевания раком. Все жёлтые и зелёные фрукты и овощи обогащены каротином (предшественник витамина А), витаминами С и Е и хорошо выводят токсины из организма. Источником витамина Е служат растительное масло, капуста, зёрна злаков, салат, печёнка, яйца, отруби.
Надеюсь, эта информация будет полезна для вас, ведь здоровье - самое главное богатство человека. Позаботьтесь о себе и своих близких и будьте здоровы!
Часто задаваемые вопросы:
№1 «Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья. Права ли мама?
Ответ: Бульонные кубики - не более чем пищевая добавка:
вкус им придает глутамат натрия - аминокислота, содержащаяся во
многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в них
входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие
на организм. Так, в состав большинства из них включено пальмовое
масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск разви-
тия атеросклероза. И вообще, бульонные кубики - это не еда, а,
скорее, приправа. Лучше потратить 20 минут и сварить вкусный и
питательный овощной суп.
№2. «Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? Ведь её пьют маленькие дети»
Ответ: Спортсмены не любят кока-колу из-за кофеина, который до 1 января 2004 г. считался допингом. Спортсменов действительно снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация лёгкой атлетики отобрала золотую медаль у Натальи Садовой, чемпионки по метанию диска. Уровень кофеина в её моче соответствовал трём чашкам кофе или литру кока-колы. По данным института питания, чрезмерное увлечение кока-колой повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка.
№3 «Как отличить настоящий шоколад?»
Ответ: Дорогие девочки! Ищите на этикетке три основных компонента - какао тёртое, какао-порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, то перед вами ненастоящий шоколад; в составе настоящего шоколада могут присутствовать: сахар, лецитин в качестве эмульгатора (некоторые источники утверждают, что добавка Е 322, как ни странно, полезна), ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки; настоящий шоколад тает во рту - температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После такого шоколада во рту остаётся привкус растительного жира. Многие люди любят сладкое, и особенно шоколад. Возможно, вам пригодятся наши советы.
№4 « Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, ведь овощи и фрукты иногда могут принести не пользу, а вред»
Ответ: Опасность отравления нитратами действительно существует. Но её не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах уменьшается на 30-50%. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке - 40-70%. Уменьшить вредное воздействие нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты. Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами. Если за один прием съесть 2 кг тепличных огурцов, можно вызвать опасное для жизни отравление. Часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа. Известно, что в разных частях растений содержание нитратов различно.
А теперь игра для любителей кроссвордов.
Задание: отгадайте слова по вертикали и дайте определение понятию “витамины”.
Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека его около 65% и более. (Вода.)
Эти вещества - природные полимеры, во всех живых организмах они играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, дыхательными пигментами, защитными веществами и др. Также это важнейшие компоненты пищи человека. (Белки.)
Химический элемент. Содержится в белках, несправедливо назван «безжизненным». (Азот.)
Углевод, полисахарид, основная часть продуктов питания (в муке его содержится 75-80%, в картофеле - 25%). (Крахмал.)
Биологические катализаторы. (Ферменты.)
Очень полезный кисломолочный напиток. (Кефир.)
Кислота, которая вырабатывается в желудке человека. (Соляная.)
Питательные вещества, источник энергии в организме. Их калорийность составляет 3770 кДж на 100 г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры.)
Приложение 1
Таблица 1. Коды некоторых пищевых добавок
(классификация согласно «Codex Alimentarius»)
Е | Значение |
100-182 | Красители. Усиливают или восстанавливают цвет продукта. |
200-299 | Консерванты. Повышают срок хранения продуктов, защищают их от микробов, грибков, бактериофагов. Химически стерилизующие добавки при созревании вин, дезинфектанты. |
300-399 | Антиокислители. Защищают от окисления, например, от прогоркания жиров и изменения цвета. |
400-499 | Стабилизаторы. Сохраняют заданную консистенцию. Загустители, повышающие вязкость. |
500-599 | Эмульгаторы. Создают однородную смесь несмешиваемых продуктов, например, воды и масла. |
600-699 | Усилители вкуса и аромата. |
900-999 | Пеногасители. Предупреждают или снижают образование пены. |
Запрещенные | |
Е – 103, 105, 111, 121 (краситель цитрусовый красный 2), 123 (красный амарат), 125,126, 130, 152, 240 (консервант формальдегид) | |
Опасные додавки | |
Опасные: Е-102, 110, 120, 124, (понсо 4R), 127 | |
Вызывающие злокачественные опухоли: Е-103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 131, 142, 152, 210, 211 (бензоат натрия), 213-217, 240, 330 (лимонная кислота), 447 | |
Вызывающие заболевания желудочно-кишечного тракта: Е-221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466 | |
Аллергены: Е-230, 231, 232, 239, 311-331 | |
Вызывающие болезни печени и почек: Е- 338,-341, 407, 450, 461-466 | |
Повышающие холестерин: Е- 320, 321 | |
Особенно опасен эмульгатор Е 330 !!! |
№ | Название продукта | Производитель | Пищевые добавки | Опасное воздействие на организм |
Выводы: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: "Самые полезные продукты"
Полноценное и правильно организованное питание- необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний....
Классный час ."Привычки: полезные и вредные"
Выявление уровня знаний о полезных и вредных привычках.Показ альтернативы вредным привычкам.Воспитание умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки...
Классный час «Вкусно и полезно.Рациональное питание»
Рациональное питание представляет собой максимально сбалансированное сочетание в рационе человека жиров, углеводов, белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов и других веществ. Подобный правильный...
классный час "Конфликты полезные и бесполезные" для учащихся 6-8 классов.
Классный час «Конфликты полезные и бесполезные» разработан на основе пособия «Утверждай себя», автор Г.К.Селевко, которое...
Классный час Молоко-полезный продукт
Классный час о пользе правильного питания. О пользе молока. Классный час с примененим наглядных лабораторных опытов....
Пищевые добавки «Е-коды их классификация и характеристика, запрещенные добавки в РФ, польза и вред.
презентация для внеурочной деятельности по биологии...
Классный час 6 класс «Вкусная профессия»
Цель: формирование представления обучающихся о профессии повар.Задачи:Уточнение и закрепление знаний обучающихся о понятии «профессия», о том, какую работу выполняют люди различных пр...