Программа по профилактике суицида.
методическая разработка (9 класс) на тему
Данная программа предназначена и рекомендована классным руководителям для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pravovomu_prosveshcheniyu.docx | 53.56 КБ |
programma_sutsid.docx | 28.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»
с. Приуральское
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ Чапина В.И.
«02» сентября 2014г.
ПРОГРАММА
по правовому просвещению
на 2014-2015 учебный год.
Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна
I. Основные положения программы.
1.1. Пояснительная записка.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы .
Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- защита прав и интересов обучающихся;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
1.2. Цель и задачи программы.
Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.
Задачи:
1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.
II. Общая характеристика содержания работы
Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.
Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.
Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.
Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).
III. План действий по реализации программы
№ | мероприятия | сроки | Ответственные исполнители |
1. | Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:
| сентябрь 2014г. | Учитель обществознания, классные руководители |
2. | Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):
| сентябрь - октябрь 2014года | Учитель обществознания, классные руководители |
3. | Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних (инспектор Пальшина Т.П), с участковым уполномоченным Рочевым М.И. с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов. | сентябрь 2014года | заместитель директора по воспитательной работе |
4. | Проведение правовых дней с привлечением работника правоохранительных органов (участковый уполномоченный Рочев М.И.), специалиста по социальным вопросам (Букреева М.Г.). Организация классных часов, лекций, бесед на темы:
| ноябрь – декабрь 2014года | Учитель обществознания, классные руководители |
5. | Участие в профилактических операциях | в соответствии со сроками проведения | Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
6. | Проведение викторин, дискуссий, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения с участием участкового уполномоченного, работников Дома Культуры :
| январь - февраль 2015 года | Учитель обществознания, классные руководители |
8. | Проведение школьных конкурсов:
| март 2015 года | заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя русского языка и литературы |
9. | Проведение историко - правовых часов, приуроченных ко Дню Конституции РФ: - «Учусь быть гражданином»; - «Символы и атрибуты государства Российского» -конкурс сочинений на темы «Конституция РФ», «РФ-правовое государство» и др. -создание презентаций. | К 12 декабря 2014г. | учитель истории и обществознания, классные руководители |
10. | Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов:
| апрель – май 2015г. | Учитель обществознания, классные руководители |
11. | Проведение общешкольных родительских собраний - «Законопослушное поведение несовершеннолетних», - «Права детей и обязанности взрослых» с участием работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов. Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних, приглашение на Совет Профилактики (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ст. 5.35 Административного Кодекса) | февраль - март 2015г. | заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания, классные руководители |
12. | Разработка и создание предупреждающего плаката «Безопасность в интернете»; работа над буклетом о рекомендованных и не рекомендованных для посещения молодежью сайтах | май 2015г. | Учитель обществознания, классные руководители |
IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
- быть толерантными во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
V. Координация и контроль реализации программы.
Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который
- осуществляет организационное и информационное обеспечение программы;
- координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.
По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.
Наименование.
Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса:
«Я - член общества»
Основание для разработки.
Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Необходимость профилактики правонарушений
- Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.
Цели и задачи программы.
Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Задачи:
1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;
2. правовое просвещение родителей и учащихся
- создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления
Целевые группы.
Программа предназначена для учащихся 9-10 классов и их родителей.
Концепция деятельности.
Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»
- Срок реализации.
Программа рассчитана на два года
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Актуальность проблемы: Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.
Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.
Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.
Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума .
Нормативно-правовая основа:
Конституция РФ, Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Консультант», а также к правовой литературе, Интернет-ресурсам.
Структура и содержание деятельности:
Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.
Работа с учащимися
Задачи:
- формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);
-воспитание толерантной личности;
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;
- формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;
- умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);
- получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;
Тематический план:
№ | Тема | Содержание |
1 | Мои первые документы | Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов? |
2 | Как не стать жертвой преступления | Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности. |
3 | Моя семья | Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака». |
4 | Как не оступиться | Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка. Ответственность за приём ПАВ. Терроризм, заведомо ложные вызовы. Водитель и его возраст. Иногда достаточно и одной рюмки. |
Конкурсы:
- Конкурс плакатов – «Я знаю свои права», «Я имею право на…», «Мы за безопасность…», «Мое право на образование»
- Конкурс сочинений – «Мое будущее …», «Я- полноправный член общества»
Викторина:
1. «Имею право»
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»
И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;
- понимание необходимости здорового образа жизни и адекватного поведения.
- выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
- приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
- воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
- оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения.
- Профессиональная ориентация и самоопределение.
- Культурно-творческая деятельность.
- Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях
- Просветительская деятельность.
- Работа с родителями.
СОДЕРЖАНИЕ
Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.
- :
- Работа по профилактике правонарушений;
- сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- организация правовой информированности учащихся, родителей;
- посещение учащихся на дому;
- Профессиональная ориентация и самоопределение (по программе профориентационной работы):
- проф. диагностика (анкетирование);
- проф. просвещение (беседы «Многообразие профессий», «Память, внимание и профессиональная успешность»…
- Культурно-творческая деятельность:
- участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; в интегрированной декаде
- каникулярный отдых;
- Блок дополнительного образования:
- привлечение учащихся группы риска» в кружки, секции
- Просветительская деятельность:
- формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
- проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением фельдшера Забоеву М.Ю.
- Работа с родителями:
- сбор и накопление информации о детях из разных семей;
- консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
- родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».
Тематический план родительского лектория:
№ | Тема | Содержание |
1 | Основы семейного законодательства | Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей. |
2 | Типы семейного воспитания | Гиперсоциальное, эгоцентричное, тревожно-мнительное и без любви. |
3 | Ошибки воспитания | Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей. |
4 | Положение ребенка в семье и отношения с родителями | Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы. |
5. | Типы конфликтов и способы их преодоления. | Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;
- выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;
- знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;
- обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;
- - приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);
- умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;
- формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.
Тематический план:
№ | Тема | Содержание |
1 | Правовые нормы | Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МОУ «СОШ» с. Приуральское |
2 | Права и обязанности детей и родителей. | Конституция РФ, Конституция Республики Коми, Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям. |
3 | Преступление и наказание. | Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей. |
На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.
Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.
Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.
Планируемые результаты:
-разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;
-углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;
-сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;
-Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.
Информационные ресурсы:
- Административный кодекс РФ.
- Всеобщая декларация прав человека .
- Гражданский кодекс РФ.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ.
- Конституция Республики Коми.
11) http://school-sector.relarn.ru/prava - Программа «Права и дети в Интернете»
12)http://www.hro.org - Сайт правозащитных организаций
13)http://www.ombudsman.gov.ru - Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в России
14)http://www.ipclub.ru/femida/potrebitel - Проект «Защита прав потребителей в Интернете»
15)http://www.tvoyopravo.narod.ru - Сайт «Твое право»
17)http://www.ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)
18)http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»
19)http://www.dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр»
20)http://www.kid.ru- ребенок
Литература:
- Конституция РФ.
- Конституция Республики Коми.
- Всеобщая декларация прав человека .
- Гражданский кодекс РФ.
- Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
- В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека»
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
- Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
- Конвенция о правах ребенка . «Каждый имеет право…»
г. Сыктывкар,2012 г. (Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н.Л. Струтинскяя)
- Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
- Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. — М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
- Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
- Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
- Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2002
- Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2003
- Трудовой кодекс РФ.
- Уголовный кодекс РФ.
- Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
- Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
- Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.
Предварительный просмотр:
«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»
с. Приуральское
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ.
Классный руководитель: Степаненко Т.Л.
г. Печора, 2012 г.
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- Содержание основных понятий.
- Принцип реализации программы.
- Система программных мероприятий.
- Ожидаемый результат.
- Список литературы.
Данная программа предназначена и рекомендована классным руководителям для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков .
1. Пояснительная записка.
- Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е. представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьёй отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребёнка, снятие стрессового состояния.
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы, так и в период трудной жизненной ситуации.
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребёнка.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
- Основные направления деятельности.
- Работа с обучающимися, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с обучающимися , нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с семьями СОП, «социального риска»
Сроки реализации программы: 2012-2015 гг.
2. Содержание программы.
Исходя из цели и задач программы работа проводится по двум блокам:
- Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
- создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
- проведение профилактических мероприятий , направленных на снижение суицидального поведения.
- Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в МОУ «СОШ» с.Приуральское:
- организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
- организация и проведение школьных мероприятий по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия.
3. Содержание основных понятий.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
- Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
- Суицидальная попытка – это целенаправленное действие по лишению себя жизни, не закончившееся смертью.
- Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
- Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
- Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
- Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребёнка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
- Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
4.Принципы реализации программы
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребёнка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребёнка.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребёнка.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
5. Система программных мероприятий.
Реализация программы: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрами.
Просветительско-профилактическая деятельность проводится в трёх направлениях:
5.1. Работа с обучающимися МОУ «СОШ» с.Приуральское. Психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние подростков:
- Исследование социального статуса;
- Исследование уровня адаптации;
- Исследование уровня тревожности;
- Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации.
Классные часы в рамках антинаркотической акции «Пропаганда здорового образа жизни», «Здоровье детей- неприкосновенный запас нации» в рамках Всероссийской антинаркотической профилактической акции «За здоровье и безопасность наших детей», межведомственной профилактической операции «Подросток»
5.2. Работа с педагогами. Методические объединения для классных руководителей:
- «Влияние тревожности на статусное положение подростка в классе».
- «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».
- «Проблема правонарушений. Социально-педагогическая деятельность в работе с безнадзорными детьми».
- «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
Обучающие семинары для участников образовательного процесса:
- «Технология работы с суицидом».
- «Социально-педагогическая помощь при суицидальном поведении».
- Круглый стол для классных руководителей.
- Составление и издание памяток по предупреждению суицидальных попыток среди подростков. Выпуск газет, буклетов, брошюр.
5.3. Работа с родителями.
Выступления на родительских собраниях по темам:
- «Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации».
- «Это должен знать каждый родитель».
- «Негативные стили воспитания в семье».
- «Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации».
- Раздача буклетов.
6. Ожидаемый результат: в случае успешной реализации программы будет:
- Создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении;
- Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений с. Приуральское, служб, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних;
- Расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.
Достоинства настоящей программы отмечаются :
- В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения обучающихся, для формирования навыков и приёмов, способствующих самовыражению каждого ученика.
- В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся.
- В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации образовательно-воспитательного процесса.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребёнка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
7. Список литературы.
7.1. А.Г.Абрумова. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980г.
7.2. В.Н.Иванов. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал.-1995 г. №2
7.3. Ожегов С.И. Словарь русского языка./под ред.Н.Ю.Шведовой.1984.-797
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это только сблизит вас.
- Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
- Будьте примером для ребёнка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, как и к вам будут относиться к старости.
- Чаще бывайте в школе.
- Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ (по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)
Сигналы суицидального риска.
Ситуационные сигналы:
- Смерть любимого человека.
- Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства).
- Сексуальное насилие.
- Нежелательная беременность.
- «Потеря лица» (позор, унижения).
Поведенческие сигналы:
- Наркотическая и алкогольная зависимость.
- Уход из дома.
- Самоизоляция от других людей и жизни.
- Резкое снижение поведенческой активности.
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.
- Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами.
- Частое прослушивание траурной или печальной музыки.
- «Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).
Эмоциональные сигналы:
- Поиск пути к смерти и нежелание жить одновременно.
- Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.
- Переживание горя.
Коммуникативные сигналы:
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.
Ресурсы.
Внутренние ресурсы:
- Инстинкт самосохранения.
- Интеллект.
- Социальный опыт.
- Коммуникативный потенциал (общительность).
- Позитивный опыт решения проблем.
Внешние ресурсы:
- Поддержка семьи и друзей.
- Стабильная работа.
- Религиозность.
- Устойчивое материальное положение.
- Медицинская помощь.
- Индивидуальная психотерапевтическая помощь.
Помощь при потенциальном суициде.
Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь. Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, всё не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снижает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы. Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Скажите, что вы принимаете всерьёз. Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Профилактика суицида"+презентации, родительские собрания, рекомендации родителям, буклеты, методические разработки.
Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся общеобразовательной школы....
Программа по профилактике суицидов "Ты не один"
Данный материал содержит разработанную программу "Ты не ОДИН" по профилактике суицидов.Цель программы: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, раз...
Программа родительского всеобуча по профилактике суицида
Школьная программа родительского всеобуча «Импульс» МБОУ – Средней школы №2 г. Мценска Орловской области на 2012 –2014г.г является организационно...
Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.
Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....
программа по профилактике суицида "Сила твоего Я"
Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным ...
Программа по профилактике суицидов "Я выбираю жизнь"
Программа по профилактике суицидальных действий предназначенная для подростков и педагогов, работающих с подростками....
Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.
Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....