Программа по профилактике суицидов "Я выбираю жизнь"
методическая разработка

Левина Екатерина Станиславовна

Программа по профилактике суицидальных действий предназначенная для подростков и педагогов, работающих с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство социальной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка»

«Шатковского района»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНА

на социальном консилиуме приказом директора

протокол от __.__.2022 г. № __ от __.__.2022 г. № __

Программа «Я выбираю жизнь»

по профилактике суицидального поведения детей и подростков

(Срок реализации программы 2 месяца)

Автор-составитель:

Левина Екатерина Станиславовна

педагог-психолог

п. Светлогорск

2022 год


Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………

3

2. Концептуальные основы…………………................................................

4

3. Нормативно-правовое обеспечение программы…………………………

6

4. Механизм реализации программы………………………………………..

7

5. Тематический план………………………………………………………...

8

6.Календарный учебный график…………………………………………….

9

7. Содержание программы…………………………………………………...

10

8. Ожидаемый результат……………………………………………………..

14

9. Список используемой литературы………………………………………..

15

Приложение 1…………………………………………………………...

16

Приложение 2…………………………………………………………….

18

Приложение 3…………………………………………………………….

22


1. Пояснительная записка

За последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств, среди детей и подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.

Несовершеннолетние совершают самоубийство из-за боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. Но чаще всего дети и подростки решаются на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Идут на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни дети и подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих детей и подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Это подчеркивает необходимость целесообразного своевременного воздействия на эмоциональное развитие несовершеннолетних. Тем самым определяется актуальность данной программы по профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она создана на основе элементов тренинга.

Новизна программы в том, что в ней предусматриваются различные формы работы как с воспитанниками, так и с педагогами, работающими с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.


2. Концептуальные (теоретические) основы

Концептуальная (теоретическая) основа программы ориентируется на теорию суицидального поведения З. Фрейда, Э. Дюркгейма, К. Меннингера, согласно которой суицидальное поведение является компенсацией нарциссического кризиса за счет регрессии к гармоничному первоначальному состоянию.

Наряду с этим, в основу программы были положены когнитивная теория социально-психологической дезадаптации личности А. Г. Амбрумовой, Тихоненко В. А., и исследования в сфере отклоняющегося поведения, общей психологии, конфликтологии, девиантной психологии и суицидологии А. Е. Личко.

Направленность общеобразовательной программы

Программа под названием «Я выбираю жизнь» имеет социально-гуманитарную направленность и общеразвивающий характер.

Программа включает в себя занятия с элементами тренинга. Она направлена на профилактику суицидального поведения детей и подростков.

Педагогическая целесообразность программы

В процессе реализации данной программы у воспитанников повысится социальная адаптированность. При помощи занятий с элементами тренинга дети научатся быть уверенными в себе, у них стабилизируется уровень самооценки, воспитанники научатся укреплять и сохранять свое здоровье, разовьют навыки стрессоустойчивости и жизнестойкого поведения.

Целью программы является: первичная профилактика суицидального поведения воспитанников через повышение их социальной адаптированности, сохранение и укрепление психического здоровья.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

Развивающие задачи:

- развивать навыки стрессоустойчивости;

- способствовать развитию умения снимать свое эмоциональное и мышечное напряжение;

- способствовать формированию коммуникативные навыки.

Информирующие задачи:

- информировать детей о способах укрепления и сохранения своего здоровья;

- информировать детей о способах выхода из стрессовой ситуации.

- информировать педагогов об особенностях суициального поведения детей и подростков.

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность и безопасное обращение с оборудованием на занятии;

- воспитывать умение работать в парах, в команде.

Формы и методы работы

Участниками общеобразовательной программы «Я выбираю жизнь» являются дети с 10 до 18 лет. Максимальное количество детей в группе 8 человек. Учебная группа формируется из детей, находящихся на социальном стационарном обслуживании в Центре. Состав учебной группы может меняться в связи с разными периодами пребывания детей в Учреждении.

Реализация программы проводится в двух направлениях: работа с детьми и подростками, работа с педагогами.

1. Работа с детьми и подростками включает в себя:

1) групповые и индивидуальные занятия с элементами тренинга, релаксации;

2) групповые и индивидуальные консультации воспитанников;

3) групповые и индивидуальные беседы с воспитанниками.

2. Работа с педагогами:

1) групповые и индивидуальные консультации специалистов учреждения;

2) групповые и индивидуальные беседы со специалистами учреждения.


3. Нормативно-правовое обеспечение программы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

4. Устав ГБУ «СРЦН «Ласточка» Шатковского района».


4. Механизм реализации программы

Срок реализации программы составляет 2 месяца.

Этапы реализации программы:

I этап - Диагностический

II этап - Основной

1-й блок – Занятия по профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

2-й блок – Занятия для педагогов по профилактике суицида и суицидальных попыток у воспитанников.

III этап – Итоговый. На данном этапе проводится итоговое диагностическое обследование.

Формы организации деятельности детей на занятии:

- групповые,

- индивидуальные.

Формы подведения итогов реализации программы

Программа является вариативной. Педагог-психолог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Для достижения основной цели проводится вводная, итоговая диагностика.

Диагностика направлена на:

- выявление уровня депрессивных проявлений у воспитанников (шкала депрессии Т.И. Балашовой) (приложение 1);

- выявление суицидального проявления у несовершеннолетних (опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой) (приложение 2);

- определение уровня тревожности (цветовой тест М. Люшера) (приложение 3).

Программа считается успешно реализованной при условии положительной динамики развития эмоциональной и личностной сферы хотя бы у одного участника.


5. Учебно-тематический план

Название блока

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

1

I блок

Занятия по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

0

8

(240 мин)

8

(240 мин)

2

II блок

Занятия для педагогов по профилактике суицида и суицидальных попыток у воспитанников

1

(30 мин)

1

(30 мин)

2

(60 мин)

Итого: 10 занятий (300 мин)

Наименование тем

Всего занятий

Количество занятий

теоретические

практические

Диагностический этап

Основной этап

I блок

Занятия по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

1

Мы – команда

1

-

1

(30 мин)

2

Жизнестойкость

1

-

1

(30 мин)

3

Образ Я

1

-

1

(30 мин)

4

Саморегуляция

1

-

1

(30 мин)

5

Наши чувства

1

-

1

(30 мин)

6

Безопасность в современном городе

1

-

1

(30 мин)

7

Безопасность в интернете

1

-

1

(30 мин)

8

Стресс-имуннитет

1

-

1

(30 мин)

II блок

Занятия для педагогов по профилактике суицида и суицидальных попыток у воспитанников

1

Классификация суицидальных проявлений

1

1

-

2

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

1

0,5

0,5

Этап контрольной диагностики

Итого:

10

1

(30 мин)

9

(270 мин)

6. Календарно-учебный график

Название блока

1 месяц

2 месяц

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

1 н.

2 н.

3 н.

4 н.

1

I блок

Занятия по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

1

1

1

1

1

1

1

1

2

II блок

Занятия для педагогов по профилактике суицида и суицидальных попыток у воспитанников

1

1

-

-

-

-

-

-

Итого:

6 занятий

4 занятия

Всего: 10 занятий


7. Содержание программы

Программа состоит из двух блоков, которые реализуются параллельно.

I блок. Занятия по профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

Цель: профилактика суицидальных проявлений у несовершеннолетних, в том числе у детей, пострадавших от жестокого обращения.

Занятия данного блока имеют единую структуру:

  1. Вводная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

Занятие 1.1. Мы – команда

Цель: Сплочение коллектива и построение эффективного командного

взаимодействия.

Оборудование: цветные карандаши и бумага, газеты, листы А4 с названием эмоций.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Ритуал начала занятия «Передай улыбку».

2. Основная часть:

- упражнение «Снежный ком»;

- упражнение «Групповой рисунок»;

- упражнение «Мое настроение».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.2. Жизнестойкость

Цель: развитие навыков стрессоустойчивости и жизнестойкого поведения.

Оборудование: листы, ручки, ватман, лист А4 с изображением герба.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Ритуал начала занятия «Передай улыбку».

2. Основная часть:

- упражнение «Социальная реклама»;

- упражнение «Девиз жизни»;

- упражнение «Чемодан».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.3. Образ Я

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: альбом, краски, музыка.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Игра-разминка «Фруктовый салат».

2. Основная часть:

- упражнение «Мои проблемы»;

- упражнение «Мой портрет в лучах солнца»;

- упражнение «Минута молчания»;

- упражнение « Я не такой, как все, и все мы разные».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.4. Саморегуляция

Цель: Формирование и развитие навыков саморегуляции и релаксации

Оборудование: карточки с предложениями, корзинка, карандаши, листы А4, ручки.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Разминка «Доброе животное».

2. Основная часть:

- упражнение «Рыба для обсуждения»;

- упражнение «Аукцион»;

- упражнение «Солнце полное ладошек».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.5. Наши чувства

Цель: обучение способам регуляции психоэмоционального состояния.

Оборудование: листы А4, краски, цветные карандаши, мягкая игрушка, мяч.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Упражнение «Пойми меня!».

2. Основная часть:

- беседа «Как справиться с отрицательными эмоциями»;

- игра «Угадай настроение»;

- упражнение «Мой хороший попугай».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.6. Безопасность в современном городе

Цель: развитие навыков стрессоустойчивости и жизнестойкого поведения

Оборудование: записи классической ритмичной музыки, акустические

колонки, запись релаксационной музыки, карандаши, листы А4.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Разминка « Нетрадиционный способ приветствия».

2. Основная часть:

- беседа на тему: «Эмоции. Какие бывают эмоции. Кто может вызвать эмоции?»;

- упражнение «Рисование собственной эмоции»;

- упражнение «Угадай - ка».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.7. Безопасность в интернете

Цель: знакомство с правилами безопасной работы в сети Интернет; отработка навыков конструктивного взаимодействия в коллективе (формирование групповой сплоченности).

Оборудование: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками, листы А4.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Упражнение «Поезд».

2. Основная часть:

- сказка о золотых правилах безопасности в Интернет;

- упражнение «Собери рукопожатия»;

- упражнение «Счет».

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Занятие 1.8. Стресс-иммунитет

Цель: актуализация внешних и внутренних ресурсов личности, формирование жизнестойкого поведения и навыков стрессоустойчивости.

Оборудование: бумага А4, краски, кисти, фломастеры, воздушные шары (по количеству участников), запись релаксационной музыки, кресло - трансформер.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Упражнение «Больше цвета!».

2. Основная часть:

- информация для ознакомления;

- упражнение «Я и стресс»;

- упражнение: «Где взять силы, чтобы жить»;

- упражнение « Воздушные шары».

3. Заключительная часть. Упражнение – визуализация «Храм тишины» Рефлексия занятия.

II блок - Занятия для педагогов по профилактике суицида и суицидальных попыток у воспитанников

Цель: знакомство педагогов с понятием «суицид»; выявление особенностей проявления суицидального поведения среди детей и подростков; выработка рекомендаций и осуществлению профилактической работы.

Занятие 2.1. Классификация суицидальных проявлений

Цель: сформировать представление о классификации суицидальных проявлений у воспитанников.

Содержание занятия:

1. Вводная часть.

2. Основная часть:

- беседа по теме.

3. Заключительная часть. Раздача информационного материалы. Рефлексия занятия.

Занятие 2.2. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков

Цель: изучение суицидального поведения.

Содержание занятия:

1. Вводная часть.

2. Основная часть:

- беседа по теме;

- упражнение «Проигрывание ситуаций».

3. Заключительная часть. Раздача информационного материалы. Рефлексия занятия.


8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

К концу реализации программы дети:

- разовьют навыки стрессоустойчивости;

- приобретут элементарные навыки снятия эмоциональное и мышечное напряжение;

- разовьют навыки межличностного общения;

- научаться укреплять и сохранять свое здоровье;

- узнают о способах выхода из стрессовой ситуации;

- будут более сплоченными.

К концу реализации программы педагоги:

- познакомятся с мотивами суицидального поведения;

- узнают об особенностях суицидального поведения детей и подростков.


9. Список использованной литературы:

  1. Ананьев, А. С. 50 возможностей не допустить самоубийства / А. С. Ананьев. – М. : АСТ, 2016. – 29 с. – URL: s://monster-book/50-vozmozhnostey-ne-dopustit-samoubiystva
  2. Погодин, И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты / И. А. Погодин. – М : Флинта, 2016. – 45 с. – URL: s://monster-book/suicidalnoe-povedenie-psihologicheskie-aspekty
  3. Семеник, Д. Г. Выход есть всегда: как не совершить непоправимое / Д. Г. Семеник. – М. : АСТ, 2017. – 45 с. – URL: s://monster-book/vyhod-est-vsegda
  4. Семеник, Д. Г. Как быть, если не хочется жить / Д. Г. Семеник. – М. : Автор, 2010. – 39 с. – URL: s://monster-book/kak-byt-esli-ne-hochetsya-zhit
  5. Старшенбаум, Г. В. Суицитология и кризисная психотерапия / Г. В. Старшенбаум. – М. : Когито-Центр, 2005. – 78 с. – URL: s://monster-book/suicidologiya-i-krizisnaya-psihologiya


Приложение 1

Шкала депрессии (Т. И. Балашова)

Цель: диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.

Инструкция к тесту

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

• А (1) – никогда или изредка

• В (2) – иногда

• С (3) – часто

• D (4) – почти всегда или постоянно

Тест

1. Я чувствую подавленность.

2. Утром я чувствую себя лучше всего.

3. У меня бывают периоды плача или близости к слезам.

4. У меня плохой ночной сон.

5. Аппетит у меня не хуже обычного.

6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом.

7. Я замечаю, что теряю вес.

8. Меня беспокоят запоры.

9. Сердце бьется быстрее, чем обычно.

10. Я устаю без всяких причин.

11. Я мыслю так же ясно, как всегда.

12. Мне легко делать то, что я умею.

13. Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте.

14. У меня есть надежды на будущее.

15. Я более раздражителен, чем обычно.

16. Мне легко принимать решения.

17. Я чувствую, что полезен и необходим.

18. Я живу достаточно полной жизнью.

19. Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру.

20. Меня до сих пор радует то, что радовало всегда.

Обработка и

Обработка и интерпритация результатов теста

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

УД = Σпр. + Σобр.; где

Σпр. – сумма зачеркнутых цифр к "прямым" высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

Σобр. – сумма цифр, "обратных" зачеркнутым, к высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20.

Например:

• у высказывания №2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла;

• у высказывания №5 зачеркнут ответ 2 – ставим в сумму 3 балла;

• у высказывания №6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла;

• у высказывания №11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т.д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

• Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

• Если УД от 50 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.

• Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

• Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов.


Приложение 2

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Обработка результатов

По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Таблица №1 (ключ)

Субшкальный диагностическийкоэффициент

Номера суждений

Индекс

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

1, 2

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

1, 1

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

1, 2

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

1, 5

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

1

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

2, 3

Максимализм

4, 16

3, 2

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

1, 1

Антисуицидальный фактор

19, 21

3, 2

Cодержание субшкальных диагностических концептов

  1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
  2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
  6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
  8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
  9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Бланк ответов

Номер утверждения

+ / –

Номер утверждения

+ / –

1

16

2

17

3

18

4

19

5

20

6

21

7

22

8

23

9

24

10

25

11

26

12

27

13

28

14

29

15


Приложение 3

Цветовой тест М. Люшера

Цель: выявление эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; определение внутриличностных конфликтов, склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Стимульный материал: восемь различных по цвету карточек.

Ход обследования: Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды

Инструкция: Перед тобой лежат карточки разных цветов. Выбери ту, цвет которой тебе нравится больше остальных цветов (продолжать говорить это, до тех пор, пока не останется 1 карточка). Методику необходимо повторить через некоторое время.

Обработка результатов: по компьютерной программе.

test_lusher_area_intervento.png

Рисунок 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!

Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя  отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...

"Я выбираю жизнь"- игровая программа для детей 10-16 лет по профилактике употребления наркотических веществ.

Цель: Помочь детям осознать проблему наркозависимости и выработать у них навыки защитного поведения. Задачи: - формирование и укрепление антинаркотических установок у детей;- развивать навыки без...

ПРОГРАММА профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних «Мы выбираем жизнь!»

                 ПРОГРАММАпрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних«Мы выбираем жизнь!»...

Программа по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь!"

Программа "Мы выбираем жизнь!" основана на нормативных  документах РФ и Красноярского края, способствует эффективной работе социальных педагогов в деле профилактики наркомании, токсикомании ...

Программа профилактики суицидального поведения детей и подростков "Мы выбираем жизнь!"

Программа разработана с учетом рекомендаций Типовой модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихсЦель:...