Классный час в 9 классе. Тема: Поведение и культура.
классный час (9 класс) на тему
Содержание занятия, форма его проведения способствуют духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров, уважения и толерантности. Занятие построено на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час.
9 класс.
Чернова Татьяна Александровна,
учитель математики
МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган
высшей квалификационной категории
Классный час для 9-10 классов на тему «Поведение и культура» был представлен в районном конкурсе методических разработок «Мой лучший час общения – 2012».
Содержание занятия, форма его проведения способствуют духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров, уважения и толерантности. Занятие построено на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.
Тема: Поведение и культура.
Цель занятия: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
1.Закрепление навыков бесконфликтного общения на разных уровнях.
2.Мотивировать учащихся на анализ собственных поступков.
3.Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
Методы и формы работы:
-беседа;
-ролевая игра;
-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Прогнозируемые результаты:
-подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;
-разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.
План занятия.
1.Организационный момент. Ролевая игра в группах.
Учащиеся разбиваются на группы. Участники каждой группы выходят по очереди парами к доске и выполняют задание.
Задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками, словами. Это задание позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопонимания.
2.Работа по теме занятия.
Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным?
Учащиеся предлагают свои ответы.
Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура?»
Учащиеся предлагают свои ответы.
Теоретическая часть.
Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.
Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека
Культура поведения и личность
Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.
Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях
Правила культуры поведения
Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того, как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.
Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:
- походка должна быть уверенной и ровной. Сидеть нужно прямо, ни на что не облокачиваясь, и не раскачиваясь на стуле и не расставляя широко ноги. Вставать необходимо без лишнего шума и телодвижений;
- положение рук – проблема многих людей. Пальцы лучше держать в спокойном состоянии, а возможные жесты должны быть четкими и плавными. Категорически неприемлемо держать руки на животе или в карманах;
- выражение лица должно быть естественным и доброжелательным, без гримас и кривляний;
- смех не должен быть оскорбительным и привлекающим внимание. Чихать и кашлять нужно только в носовой платок и желательно в сторону от собеседника. Кстати согласно этикету, принятую в нашей стране фразу: «Будьте здоровы» говорить собеседнику не следует. Это может поставить его в неловкое положение. Зевать в присутствии людей также не следует;
- при посещении различных заведений со зрительными залами, проходить на свое место нужно лицом к сидящим зрителям. Первой садится женщина, затем сопровождающий ее мужчина;
- несмотря на то, что мужчина должен пропускать женщину, исключением в этом случае служат транспорт, лестничные клетки или незнакомые помещения. В этом случае мужчина проходит первым, подавая руку женщине;
- женщина согласно культуре поведения должна всегда находиться справа от мужчины, а мужчина слева от женщины;
- находясь на улице не желательно идти против общего движения и задевать руками людей проходящих мимо. Также за рамки приличия выходит курение на улице, распитие напитков и комментарии об одежде и внешности прохожих;
- в общественный транспорт не желательно заходить с едой и напитками. Также не стоит занимать сидячие места сумками, и желательно уступать свободное место пожилым людям и матерям с детьми.
Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.
Упражнение «Оцени ситуацию».
Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Каждая группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версию правильного поведения.
Ситуация 1. В классе новенький. как будут общаться ученики в классе?
Ситуация 2. При оплате счетов за квартиру стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, о том, что вы отошли. Когда вы пришли и заняли своё место, люди начали возмущаться Ваши действия?
Ситуация3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия?
3. Учащимся предлагается определить степень выраженности нравственных качеств у самих себя. Каждому раздаётся бланк для внесения ответов.
Оценивание идет следующим образом:
В-высокая степень выраженности;
С-средняя степень выраженности;
Н-низкая степень выраженности;
О-отсутствие данного признака.
Нравственное качество | Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности. | Степень сформированности |
ч | 1.Благодарность | |
е | 2.Великодушие | |
л | 3.Вежливость | |
о | 4.Доброжелательность | |
в | 5.Доброта | |
е | 6.Сострадание | |
ч | 7.Милосердие | |
н | 8.Любовь к людям | |
о | 9.Забота о ближних | |
с | 10.Послушание | |
т | 11.Щедрость | |
ь | 12.Внимание | |
13.Умение прощать |
Каждый из вас может сделать вывод-над какие качества личности ему нужно еще развивать.
4.Рефлексия.
Поделитесь впечатлениями о занятии:
-Что понравилось?
-Что бы вы хотели изменить?
-Давайте оценим наше занятие: на счет «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.
Домашнее задание –нарисуйте самого себя.
Спасибо. Занятие окончено. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу (2 класс). Тема: "Сталинград и КУбань"
2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)...
Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"
Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...
Доклад на тему:"Деятельность классного руководителя по профилактике асоциального поведения и вредных привычек у подростков"
Доклад подготовлен для выступления на педагогическом совете....
План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».
Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...
Классное родительское собрание «Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».
Классное родительское собрание«Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах»....