Классный час в 9 классе. Тема: Поведение и культура.
классный час (9 класс) на тему

Чернова Т.А.

Содержание занятия, форма его проведения способствуют духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров, уважения и толерантности. Занятие построено на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Классный час.

                                                                            9 класс.

                                                           Чернова Татьяна Александровна,

учитель математики

 МБОУ «Лицей №1» п.Тюльган

высшей квалификационной категории

Классный час для 9-10 классов на тему «Поведение и культура» был представлен в районном конкурсе методических разработок «Мой лучший час общения – 2012».

     Содержание занятия, форма его проведения способствуют духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его внутренних ресурсов, привитие ценностных ориентиров, уважения и толерантности. Занятие построено на основе следующих принципов: разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребёнка; действенного подхода к обучению; креативности; сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников; принципа обоснованного ответа.

                          Тема: Поведение и культура.

Цель занятия: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1.Закрепление навыков бесконфликтного общения на разных уровнях.

2.Мотивировать учащихся на анализ собственных поступков.

3.Способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Методы и формы работы:

-беседа;

-ролевая игра;

-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Прогнозируемые результаты:

-подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;

-разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать.

                                  План занятия.

1.Организационный момент. Ролевая игра в группах.

Учащиеся разбиваются на группы. Участники каждой группы выходят по очереди парами к доске и выполняют задание.

Задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками, словами. Это задание позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и взаимопонимания.

2.Работа по теме занятия.

Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным?

 Учащиеся предлагают свои ответы.

Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура?»

Учащиеся предлагают свои ответы.

Теоретическая часть.

Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.

Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека

Культура поведения и личность

Понятие культурного поведения и этики существует многие века, и в наше время не утратило своей актуальности. В это понятие входят правила поведения в обществе, поступки и формы общения людей, которые основаны на нравственности, а также внутренней и внешней культуре человека. Нормы поведения являются определяющим фактором правильности, или неправильности поступков человека в обществе. Прежде всего, главным фактором культурного поведения является воспитанность, т.е. готовность человека соблюдать нормы поведения, его доброжелательность и тактичность по отношению к окружающим. Этика и культура поведения – это своего рода эталон, принятая в обществе система правил. Этикет призван служить людям для повседневного общения, являя собой набор из вежливых интонаций разговорной речи.

Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом. Общение намного шире этикета. В любой культурной коммуникации партнеры могут различаться по полу, возрасту, национальности, социальному статусу, а также степени знакомства и родства. Культура поведения выстраивается согласно этим критериям. Например, младший обязан слушать старшего, и не перебивать его, а мужчина в присутствии женщины не имеет права грубо выражаться. В какой-то степени этика является системой культурного сдерживания, чтобы обеспечить позитивный лад общения неравных между собой партнеров. Культура поведения почти всегда рассчитана на двух адресатов – партнера и публику. Таким образом, ее правила и нормы распространяются сразу в двух направлениях

Правила культуры поведения

Правила и нормы культурного поведения начинаются еще далеко до того, как два человека получают возможность познакомиться. В большинстве случаев люди, вступающие в коммуникацию, так и остаются не знакомыми друг с другом. Но это не мешает им быть вежливыми и тактичными.

Основные правила и нормы культуры поведения воспитываются в человеке с детства. Однако если вам по какой-то причине их не привили, или вы забыли некоторые из них, следуйте упрощенному и основному варианту как стать культурным человеком:

  • походка должна быть уверенной и ровной. Сидеть нужно прямо, ни на что не облокачиваясь, и не раскачиваясь на стуле и не расставляя широко ноги. Вставать необходимо без лишнего шума и телодвижений;
  • положение рук – проблема многих людей. Пальцы лучше держать в спокойном состоянии, а возможные жесты должны быть четкими и плавными. Категорически неприемлемо держать руки на животе или в карманах;
  • выражение лица должно быть естественным и доброжелательным, без гримас и кривляний;
  • смех не должен быть оскорбительным и привлекающим внимание. Чихать и кашлять нужно только в носовой платок и желательно в сторону от собеседника. Кстати согласно этикету, принятую в нашей стране фразу: «Будьте здоровы» говорить собеседнику не следует. Это может поставить его в неловкое положение. Зевать в присутствии людей также не следует;
  • при посещении различных заведений со зрительными залами, проходить на свое место нужно лицом к сидящим зрителям. Первой садится женщина, затем сопровождающий ее мужчина;

  • несмотря на то, что мужчина должен пропускать женщину, исключением в этом случае служат транспорт, лестничные клетки или незнакомые помещения. В этом случае мужчина проходит первым, подавая руку женщине;
  • женщина согласно культуре поведения должна всегда находиться справа от мужчины, а мужчина слева от женщины;
  • находясь на улице не желательно идти против общего движения и задевать руками людей проходящих мимо. Также за рамки приличия выходит курение на улице, распитие напитков и комментарии об одежде и внешности прохожих;
  • в общественный транспорт не желательно заходить с едой и напитками. Также не стоит занимать сидячие места сумками, и желательно уступать свободное место пожилым людям и матерям с детьми.

Эти простые правила не только облегчат взаимоотношения с людьми, но и помогут вам стать культурным человеком в лице окружающих, что на сегодняшний день большая редкость.

Упражнение «Оцени ситуацию».

Участники работают в парах. Они получают карточки с указанием ситуации, которую нужно разыграть. Каждая группа высказывает мнение по разыгрываемой ситуации и выдвигает версию правильного поведения.

Ситуация 1. В классе новенький. как будут общаться ученики в классе?

Ситуация 2. При оплате счетов за квартиру стоит очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, о том, что вы отошли. Когда вы пришли и заняли своё место, люди начали возмущаться Ваши действия?

Ситуация3. Ваш лучший друг ведет себя неправильно. Вы это знаете. Ваши действия?

3. Учащимся предлагается определить степень выраженности нравственных качеств у самих себя. Каждому раздаётся бланк для внесения ответов.

Оценивание идет следующим образом:

В-высокая степень выраженности;

С-средняя степень выраженности;

Н-низкая степень выраженности;

О-отсутствие данного признака.

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности.

Степень сформированности

ч

1.Благодарность

е

2.Великодушие

л

3.Вежливость

о

4.Доброжелательность

в

5.Доброта

е

6.Сострадание

ч

7.Милосердие

н

8.Любовь к людям

о

9.Забота о ближних

с

10.Послушание

т

11.Щедрость

ь

12.Внимание

13.Умение прощать

Каждый из вас может сделать вывод-над какие качества личности ему нужно еще развивать.

4.Рефлексия.

Поделитесь впечатлениями о занятии:

-Что понравилось?

-Что бы вы хотели изменить?

-Давайте оценим наше занятие: на счет «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.

Домашнее задание –нарисуйте самого себя.

Спасибо. Занятие окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу (2 класс). Тема: "Сталинград и КУбань"

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)...

Презентация по истории России 11 класс тема "Искусство и культура России в начале ХХI века"

Данная презентация предназначена для учащихся 11 класса по "Истории Отечества ХХ - начала ХХI века", учебник  Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т. – 4-е изд. – М.: «Русское слово», 2006. ...

План конспект интегрированного урока по физической культуре и основам безопасности жизнедеятельности Для 8 класса. Тема: «Поведение человека в экстремальных ситуациях».

Цель: - формировать знания и представления школьников о соблюдении правильного поведения в экстремальных ситуациях на примере двигательных умений и навыков. Систематизировать знания учащихся...

Классное родительское собрание «Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».

Классное родительское собрание«Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах»....