Классное родительское собрание «Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».
консультация (5 класс)

Власова Алёна Олеговна

Классное родительское собрание

«Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sob.no4_.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Тираспольская средняя школа№11»

Классное родительское собрание

«Формирование у детей правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах».  

Классный руководитель 5 «б» класса

Власова Алёна Олеговна

г. Тирасполь, 2013

Родительское собрание

5 класс

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах

        Форма проведения: беседа; мозговой штурм.

        Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Это связано в первую очередь с противоречивостью тех бурно протекающих социальных процессов, которые вызывают непредвиденное, подчас негативное воздействие на состояние нравственных отношений, вступают в противоречие с правом. Насилие, жестокость, агрессивность, тягчайшие преступления, вандализм захлестнули в последнее годы нашу страну. В волну преступности все чаще оказываются втянутыми несовершеннолетние, действия которых поражают цинизмом, дерзостью, глумлением над жертвами. В последние три года в России отмечается существенный рост детской преступности.  Число неработающих и не учащихся трудоспособных подростков, совершивших преступления, возросло почти в два раза. В подростковой среде растет чувство агрессивности, равнодушия, неуверенности в завтрашнем дне.

Давно забыты «кодексы чести» подростка:

  • лежачего не бьют,
  • в поединке участвуют один на один,
  •  девочки не дерутся и т.п.

        Конечно же, эти кодексы не являются образцом нравственных норм или вершиной юношеской чести. Однако они хоть как-то сдерживали несовершеннолетних, придавали извечной мальчишеской драчливости нравственную упорядоченность, а девочек выделяли, как хрупкие и нежные создания. Что происходит сейчас? Насилие и преступность подростков – не абстрактные цифры и проценты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок, которые в детстве были в основном  добрыми и сострадательными, а, подрастая, превратились в маленьких садистов, хладнокровно уничтожающих кошек и собак, придающих мучительной смерти своих друзей, близких, знакомых и незнакомых, безжалостно насилуя тех, с кем недавно сидели за одной партой, кого дергали за косички, кому предлагали мальчишечью дружбу.         Откуда берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений? Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражения семей алкоголизмом и наркоманией ежегодно около 60 тыс. отцов и матерей лишены родительских прав, более 50 тыс. ограничены в дееспособности. Исходя из данных исследований – среди осужденных за изнасилование подростков около 48% - дети из неполноценных семей. Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые уже с малых лет лишены всего того, что делает человека человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не осознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют такие, как болезнь, занятость. Трудные дети вырастают и в тех внешне благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру своих детей (термином «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг подростков с теми или иными отклонениями в поведении).

        Таким образом, решающим в воспитании является не состав семьи, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами.

        Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность  здесь постоянно  ущемляется. И агрессивность подростков возникает за частую как своеобразная форма самозащиты. К числу причин, порождающих трудных подростков, относятся такие типы семейного воспитания, как:

  • чрезмерная опека,
  • отсутствие системы последовательных требований по отношению к ребенку;
  • воспитание, характеризующееся явным эмоциональным отражением его (по типу Золушки).

Существуют также семьи с не явно выраженным эмоциональным отторжением ребенка.

        Имеется ряд причин, обуславливающих черствое отношение родителей к своим детям. Эмоциональная холодность родителей и их эгоизм превалирует над всем остальным в семье. Бывает, что родители исходят из неправильных педагогических посылок, когда считают, что, чем меньше они будут выражать свои чувства по отношению к своим детям, тем меньше избалованными они вырастут, тем больше они будут их любить. Эти люди не понимают, что выражение чувств и баловство детей – вещи разные.

        Часто у родителей отсутствует настоящая любовь по отношению к ребенку, поскольку он появился на свет не тогда, когда они этого хотели. Нередко эмоционально отвергаются дети, если их пол не соответствует желанию родителей. Иногда мать перестает любить своих детей по причине сходства с мужем, оставившим ее. Некоторые отцы и матери не испытывают теплых чувств к своим детям, если они не соответствуют их представлению о том, как должен выглядеть и как должен вести себя ребенок «приличных» семей.

        Одной из причин правонарушений подростков является бездуховность жизни семьи. На не добрые поступки детей толкает и зависть.

         Можно выделить несколько типов трудных подростков:

                Первая группа.

Ее  характеризует устойчивый комплекс антиобщественных взглядов. У подростков этой группы искажено представление о товариществе, смелости. Они циничны, грубы, агрессивны, озлоблены. Их типичные  особенности: иждивенчество, стяжательство, стремление к потребительству, эгоизм. Ключом к перевоспитанию их является опора на личностные качества, такие как энергичность, упорство, стремление к первенству и престижу.

                

                Вторая группа.

Составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, взгляды которых отличаются  антиобщественной направленностью. В данной ситуации необходимо включить подростков в работу, выражающую умение и командовать, и подчиняться.

                Третья группа.

Характерно противоречие между деформированными и  позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Их отличает осознание недостаточности совершения поступков. Однако это не является их убеждением, что приводит к накоплению опыта аморального поведения.

                Четвертая группа.

Составляют подростки, для которых характерно безволие, легкая внушаемость, легкомыслие, неверие в свои силы.

                Пятая группа.

Входят подростки, легко поддающиеся различным влияниям.

        Часто у значительной части детей правонарушения являются следствием притязаний на взрослость, превратного сознания своих прав, стремление добиться их признания со стороны взрослых.

Прежде всего речь идет об обретении прав в сфере общения со взрослыми и тем, составляет собственно детскую жизнь:

  • быть защищенным перед взрослыми,
  • не зависеть от них,
  • иметь право спорить,
  • осуждать взрослых,
  • право на решение вопросов, касающихся детей.

         Противоречие между ранними пробуждениями чувства собственного достоинства юного человека и противостоящим ему косным, консервативным педагогическим мышлением взрослых – одна из наиболее явных причин напряженности в подростковой среде. Ситуация усугубляется еще и низким уровнем демократической и правовой культуры ребят, а также отсутствием механизма психологического правового разрешения их конфликтов со взрослыми. Необходим правовой всеобуч молодежи, связанный, может быть, даже не столько с будущей, сколько с настоящей гражданской позицией юного человека, его участием в политической жизни общества. Подросток должен мыслить широкими моральными понятиями. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть.

        В общении с подростками мы должны стремиться к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестие, но и переживали  непримиримость , ненависть к социальному злу, бесчестью, несправедливости. Такое отношение можно формировать в процессе бесед с подростками в семье, во время совместных попыток с ним разобраться в происходящих событиях. Во время обсуждения с детьми книг, статей, радио и телепередач, посвященных правовым вопросам, необходимо формировать чувство долга и ответственности. Внушать мысли о том, что человек, который не знает границ своим  желаниям и не умеет соотносить их с интересами других людей, никогда не станет хорошим гражданином. Ответственность – это значит ответственность перед кем – то и за кого – то. 

        «Не знал», «не думал», «не хотел»… - этот лепет можно слышать от подростков-правонарушителей, но это – не оправдание и даже не объяснение содеянного. Поэтому задача родителей также состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом.

        Социальная ответственность служит показателем социальной зрелости личности, начиная с детства. Но наиболее чувствительным и восприимчивым к нормам социального поведения, социально направленной деятельности периодом является подростковый возраст.

        В подростковом возрасте интенсивно формируется личность, ее интеллектуальные и нравственные ценности. Внешний мир, поведение других людей также находятся в сфере интересов подростков. Особенно важным для них становится оценка своего собственного поведения, сравнение себя с окружающими людьми.

         В связи с этим подростка не сложно вовлечь в процесс самовоспитания. Но жизненные цели еще не сформированы, личный опыт ограничен, чувство самоконтроля выражается слабо, поэтому важно в этом возрасте помочь подростку разобраться в себе и , вовлекая его в общественно значимую деятельность, учитывать особенности данного возраста.

                Очень важно, чтобы ребенок в какой-то области имел непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому – либо делу, где бы проявились его способности, одаренность.

Методические рекомендации

        В ходе проведения беседы используются следующие вопросы:

  1. Помните ли вы, когда ваш ребенок оставался надолго один?
  2. Чувствовал ли ваш ребенок когда-либо отвержение со стороны любого из родителей?
  3. Насколько эмоционально близкими друг к другу чувствуют себя члены вашей семьи?
  4. Насколько активно вы учувствуете в жизни друг друга?
  5. Проводите ли вы время вместе, когда это возможно, или предпочитаете заниматься своими делами?
  6. Знаете ли вы друзей своего ребенка?
  7. Есть ли у вас общие интересы?
  8. Что обычно происходит в семье вечером или в выходные?
  9. Как происходит обсуждение  разногласий в семье?
  10. Часто ли ваша семья кажется дезорганизованной?

                

Далее возможна организация мозгового штурма, в процессе которого решаются две проблемы:

  1. Какие условия семейного воспитания мы можем отнести к неблагополучным?
  2. Пути улучшения условий семейного воспитания трудных подростков.

Проведение «мозгового штурма» возможно в два этапа:

        1 этап – генерация идей. На этом этапе создается атмосфера свободного высказывания различных идей и мнений:

  • исключается критика, можно высказать любую идею;
  • поощряется самое необузданное фантазирование, чем более дикой окажется идея, тем лучше;
  • количество предлагаемых идей должно быть как можно большим;
  • предложенные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их;
  • каждый участник может комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать», и совершенствовать.

2 этап – критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов, когда происходит оценка идей самими участниками.

  • родители разрабатывают критерии оценки идей и все идеи записываются на доске;
  • идеи тестируются методом «от противного»: почему данная идея, если ее реализовать, провалится;
  • группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и обосновывает важность реализации;
  • группа родителей обсуждает вместе с учителем итоги работы, включающие в себя оценку эффективности, рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Формирование жизнестойкости детей и подростков»

С ноября 2014-2015 учебного года в районе и в нашей школе реализуется программа «Формирование жизнестойкости детей и подростков»Целью д...

Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».

Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...

Родительское собрание в 9-м классе " Как научиться быть ответственным за свои поступки"

Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов,...

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых."

Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых." 9 класс...

Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»

Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Как научиться быть ответственным за свои поступки»

Задачи собрания:  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взг...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Формирование жизнестойкости детей и подростков»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ«Формирование жизнестойкости детей и подростков»...