Классный час "Дети войны: соло для детского голоса"
классный час (6 класс) на тему
Разработка классного часа, посвященного 70-летию победы в ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k_70_letiyu_vov.zip | 100.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети блокадного Ленинграда.
Цель: Расширить знания учащихся о детях блокадного Ленинграда, их жизни и подвиге.
- Посмотреть фильмы о блокаде Ленинграда (на выбор):
- «Голоса» (http://filmodok.ru/publ/tv_peredachi/voennye/golosa_pro_blokadnyj_leningrad_2014/11-1-0-3218 ),
- «Жила-была девочка» (http://voenhronika.ru/news/zhila_byla_devochka_1944/2014-02-11-476 ),
- «Ленинград» ( http://dimspace.ru/film/leningrad-8#video) .
Изучить дополнительную информацию:
http://www.bibliotekar.ru/informburo/30.htm - Дети блокадного Ленинграда. А. Фадеев
http://city.tambov.gov.ru/it/65let/sait_info/st/det.htm - Дети блокадного Ленинграда.
http://www.e-reading.link/bookreader.php/1032991/Shkola_zhizni._Vospominaniya_detey_blokadnogo_Leningrada.html - сборник "Школа жизни. Воспоминания детей блокадного Ленинграда".
- Кратко рассказать сюжет просмотренного фильма и описать детей фильма, какими вы их запомнили.
- Изучить дополнительный материал по данной теме, используя дополнительные источники информации (Интернет, книги, воспоминания).
- Оформить плакат «Дети блокадного Ленинграда» или распечатать картинку из интернета, иллюстрирующую, по вашему мнению, наиболее ярко эту тему.
Дополнительный материал.
8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже подростки - бойцами фронта Великой Отечественной. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи.
Когда в сентябре 1941 года замкнулось кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.
У детей блокады было особое опалённое войной детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.
Ты помнишь, ты помнишь, товарищ
Пусть память о том тяжела
Как вьюга сквозь отсвет пожарищ
По улицам мертвым мела
Мы насмерть умели сражаться
Мы горе испили до дна
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.
Ты помнишь: руины дымятся
И чей-то оборванный крик...
Но каждый здесь был ленинградцем-
Ребенок, солдат и старик.
Ленинградские дети… Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Они разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Они были такими же блокадниками, как и взрослые. И погибали так же. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но, тем не менее, для них делалось всё, что возможно.
(Воспоминания воспитателей детского дома в Ленинграде)
«Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину»
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Ю. Воронов. Ленинград.
Несмотря на суровые блокадные условия было принято решение о необходимости продолжить обучение детей.
Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.
Учителя стремились проводить занятия с учащимися как можно более интересно и содержательно. «К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 года в своем дневнике учительница истории 239-й школы Ксения Владимировна Ползикова-Рубец. «Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжёлого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».
Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».
Дополнительно к скудному пайку дети получали в школе суп, за который не вырезались талоны из продовольственной карточки. В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были опять организованы новогодние ёлки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником.
А весной у школьников началась "огородная жизнь".
Тогда же в 1942 году в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки.
Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: "Не уйду, пока не выполню норму!"
В рабочем посёлке Шатки, Горьковской области, в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была Таня Савичева, имя которой известно всему миру. Дневник Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все".
Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.
Дневник Тани Савичевой сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища. И до сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова.
Лондонское радио в 1945 г. признало: "Защитники Ленинграда вписали самую замечательную страницу в историю мировой войны, ибо они больше, чем кто бы то ни было, помогли грядущей окончательной победе над Германией"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я рада этим детским голосам.
Горжусь,что я учитель технологии! Ведь именно на моих уроках формируется экономическое мышление и культура труда,профессиональная компетентность и мобильность,ведется морально -психологическая подгото...
«Особенности детского голоса. Мутация»
Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос- это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация.Особенности занятия пением с детьми младшего возраста и в...
Проект Вокально-хоровой абонемент "Композиторы классики детскими голосами"
Хоровое пение- наиболее доступный для большинства людей (не только детей) вид творчества и идеальное средство воплощения того пласту культуры, который несет в себе глубокие нравственные и эстетические...
Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.
Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
Консультация "Как охранять детский голос, детские голосовые связки?" Декабрь 2015год
Почему нужно охранять детский голос?...
Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»
Внеклассное мероприятие: классный часФорма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной ...