Разработка классного часа в рамках Урока Победы «Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»
классный час (7 класс)

Малюгина Анастасия Анатольевна

Внеклассное мероприятие: классный час

Форма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.

Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Цель: Формирование исторических представлений о деятельности корреспондентов в годы Великой Отечественной воны 1941-1945 годов.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, региона, города;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые  решения;
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Ожидаемые результаты:

  • Личностные результаты: знают основные моральные нормы.
  • УУД (метапредметные):
  • Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
  • Познавательные: работают с информацией, используя различные методы и способы                  поиска; сравнивают, сопоставляют,обобщают,классифицируют.
  • Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Продолжают формировать коммуникативные навыки на основе работы в малых группах.

Оборудование: Ноутбуки с выходом в интернет, мультимедийный презентационный материал;

                           аудио материал: Евгений Дятлов «Нам нужна одна победа»;

                          литературные произведения Ю. Чернов «Военные корреспонденты»;

                          элементы костюмов военной поры;

                          музыкальный инструмент: гитара.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_klassnogo_chasa.docx48.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

7 класс

ФИО педагога: Малюгина Анастасия Анатольевна

Учитель истории, обществознания

Учебное заведение: «МАОУ СОШ № 16 имени В. П. Неймышева»

Внеклассное мероприятие: классный час

Форма: Путешествие в прошлое по страницам газет военной поры 1941 – 1945 гг.

Тема:«Голоса войны: знаменитые корреспонденты времен Великой Отечественной войны»

Цель: Формирование исторических представлений о деятельности корреспондентов в годы Великой Отечественной воны 1941-1945 годов.

Задачи:

  1. Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину, региона, города;
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые  решения;
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные результаты: знают основные моральные нормы.
  • УУД (метапредметные):
  • Регулятивные: оценивают результаты деятельности своей, чужой.
  • Познавательные: работают с информацией, используя различные методы и способы                  поиска; сравнивают, сопоставляют,обобщают,классифицируют.
  • Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Продолжают формировать коммуникативные навыки на основе работы в малых группах.

Оборудование: Ноутбуки с выходом в интернет, мультимедийный презентационный материал;

                           аудио материал: Евгений Дятлов «Нам нужна одна победа»;

                          литературные произведения Ю. Чернов «Военные корреспонденты»;

                          элементы костюмов военной поры;

                          музыкальный инструмент: гитара.

Ход классного часа

Этапы  классного часа

Деятельность  учителя

Деятельность  ученика

УУД

Прогнозируемые  результаты

1.

Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Аудио материал: Евгений Дятлов «Нам нужна одна победа»;

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения во внеклассную деятельность. В ходе эвристической беседы учитель подводит учащихся к тематике внеклассного мероприятия.

-Уважаемые ребята, добрый день! В наступающем 2020 году мы отмечаем юбилейную дату – 75 лет с момента окончания Великой Отечественной Войны(Слайд 1). В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистскими захватчиками, советские солдаты   поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равными которым нет в мире (Слайд 2).

-Ребята, благодаря кому мы имеем сегодня  достоверные данные о событиях военной поры, чьими глазами мы видим прошедшую войну ?(Слайд 3)

Дети рассаживаются в аудитории. Учителем заранее была проведена подготовительная работа с обучающимися. Класс на добровольной основе делится на три группы: «Фотокорреспонденты периода Великой Отечественной войны»- первая группа, «Кинооператоры периода Великой отечественной войны»- вторая группа», «Карикатуристы периода Великой Отечественной войны»- третья группа. За две недели до мероприятия в группах объявляется акция «Корреспонденты военной поры». В ходе этой акции обучающиеся проводят поисковую работу. Первой группе предлагается найти информацию о фотокорреспондентах периода Великой Отечественной войны. Второй группе предлагается найти информацию о кинооператорах периода Великой Отечественной войны.  Третьей группе предлагается найти информацию о карикатуристах периода Великой Отечественной войны. По материалам поиска ребята готовят выступление  с использованием мультимедийной презентации «Журналисты на войне». Эти выступления  прозвучат в ходе классного часа.

Чтобы облегчить обучающимся поисковую работу, предлагается примерный план рассказа:

1. Биографические данные журналистов.

2. Жизненный путь.

3. Демонстрация итогов деятельности журналистов в годы Великой Отечественной войны.

Итогом предварительной подготовки будет являться мультимедийная презентация, представленная группами в ходе мероприятия.

Учащиеся слушают речь учителя.

Устанавливают границу знаний и незнаний.

Эталон ответа учащихся: Военные корреспонденты, очевидцы того времени, солдаты.

Личностные:устанавливают связь между целью мероприятия, его мотивом и его  результатом

Создать эмоциональный настрой на мероприятие, мотивировать учащихся на работу.

2.

Актуализация знаний

Учитель организовывает работу учащихся на данном мероприятии.

-Ребята, я предлагаю вашему вниманию отрывок из произведения Юрия Чернова. Прослушав, попробуйте сформулировать тему классного часа.

Организовывает работу учащихся по постановке цели, которая должна быть достигнута на уроке.

 - О ком это произведение?

-Кто такие военные корреспонденты?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего мероприятия, поставить цель и выдвинуть задачи.

-Военные корреспонденты всегда были востребованы в своей специальности. Однако особенно популярной профессия стала во времена Великой Отечественной войны. Именно тогда многие корреспонденты, фотографы, кинооператоры записывались добровольцами и шли на фронт, чтобы рассказать и показать людям, каким трудом достается каждая пядь отвоеванной земли. И именно этим людям посвящено данное мероприятие.

Ученица читает отрывок стихотворения Ю. Чернова «Военные корреспонденты»

(Слайд 4).

Мы спешили в танке громыхающем, 
На машине с ящиками мин 
На передний край, где дым пожарища 
Стлался среди вздыбленных равнин.
От КП ползли мы под разрывами. 
В полумраке тесных блиндажей 
Чувствовали мы себя счастливыми 
Средь героев будущих статей.
В дерзких поединках минометчиков,
В поисках разведчиков ночных 
Находили мы сюжеты очерков: 
Жаль, тогда нам было не до книг.
Но ответ один был:
- Нам пора! Нам пора!
Расстанемся до встречи мы. 
Нам редактор дал короткий срок: 
«Быть на месте не позднее вечера. 
В номер - гвоздевых сто сорок строк!..»

Эталон ответа учащихся:

Это произведение о деятельности военных о корреспондентах.

Эталон ответа учащихся:

журналисты, освещающие события войны в прессе.  Военные корреспонденты сохранили летопись ВОВ для потомков  (Слайд 5).

Военные корреспонденты – это герои, благодаря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождение страны, а затем и всей Европы от фашистских захватчиков. Тема урока: «Военные корреспонденты».

Строят осознанно и произвольно речевое высказывание. Формулируют тему, цель, выдвигают задачи.

Эталон ответа учащихся:

Цель: деятельность корреспондентов в годы Великой Отечественной воны 1941-1945 годов (Слайд 6).

Задачи: определить и показать роль военных корреспондентов в годы Великой Отечественной войны через поисковую работу в малых группах (Слайд 7,8).

Слушают речь учителя..

Личностные:

мотивация к творческому труду, работе на результат, развивать  этические чувства, эмоционально нравственную ответственность.

Регулятивные:

умение определять  промежуточные цели с учётом конечного результата.

Познавательные:

умение находить ответы, на вопросы, используя информационные ресурсы.

Коммуникативные:

умение планировать совместное сотрудничество,

умение воспринимать информацию на слух, умение выражать свои мысли.

Учащиеся приобретут опыт  участия  в диалоге при обсуждении темы и целей;

Научатся  ориентироваться в окружающем мире.

3.

Открытие нового

-На службу Родине были поставлены лучшие журналистские и писательские силы, они талантливо, горячо и искренне писали о подвигах и геройстве солдат, о трудностях и мужестве людей, об их стойкости и любви к Родине. И сами журналисты часто рисковали жизнью, особенно фотокорреспонденты и кинооператоры, чтобы выполнить задание редакции(Слайд 9).

-А известны ли вам имена военных корреспондентов?

Организовывает работу творческих групп.

-Давайте познакомимся с некоторыми из тех героев, чьими глазами мы сегодня можем увидеть всю правду о войне.

Заблаговременно ваш класс на добровольной основе был разделен на три творческие группы:

«Фотокорреспонденты периода Великой Отечественной войны»- первая группа,

«Кинооператоры периода Великой отечественной войны»- вторая группа»,

«Карикатуристы периода Великой Отечественной войны»- третья группа. (слайд 10)

За две недели до мероприятия в группах была объявлена акция «Корреспонденты военной поры 1941- 1945 гг.» В ходе этой акции вы провели поисковую работу. Первой группе предлагалось найти информацию о фотокорреспондентах периода Великой Отечественной войны. Второй группе было предложено найти информацию о кинооператорах периода Великой Отечественной войны.  Третьей группе было предложен найти информацию о карикатуристах периода Великой Отечественной войны.

Для демонстрации итогов поисковой работы я предоставляю слово первой группе.

Учитель организовывает реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

-Вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры(Слайд 19). Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны — летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую в самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, с воды и воздуха.
Находясь на передовой вместе с солдатами, фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и советские аналоги «КС-4» и «КС-5».

Предоставляю слово второй группе.

- Сатира в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. так же играла большую роль не только в искусстве, но и в жизни страны. Как вы думаете почему?    

Предоставляю слово третьей группе «Карикатуристы периода Великой Отечественной войны». (Слайд 36)

Организовывает фиксацию новых знаний.

-Как вы считаете, какова роль военных корреспондентов, какое значение имела их деятельность во время Великой Отечественной войны?

Учащиеся слушают речь учителя. Устанавливают границу знаний и незнаний.

Формулируют ответы на поставленный вопрос.

Эталон ответа учащихся:

На фронтах Великой Отечественной войны погибло около 1500 военных корреспондентов.

1. Среди них Герои Советского Союза - Муса Джалиль, известный поэт, журналист.

2. Цезарь Куников, московский журналист (командир отряда десантников, погиб в бою за Новороссийск в феврале 1943 года).

3. Петр Назаренко, корреспондент газеты «Красная звезда» и многие другие.

Учащиеся слушают речь учителя. Участвуют в групповой работе.

Учащиеся представляют итоги своей поисковой деятельности первая группа «Фотокорреспонденты периода Великой Отечественной войны»(Слайд 11). Остальные учащиеся фиксируют в чек лист воспринятую информацию. (см. приложение 1)

Борис Ярославцев ( Слайд 12,13, 14.)

Коренной москвич Борис Николаевич Ярославцев со школьных лет увлекался фотографией. В 1931 году пятнадцатилетним подростком стал учеником в фотолаборатории газеты «Московская правда», затем фотокорреспондентом этой газеты, где и проработал более полувека. Уже в 1937 году работы молодого фоторепортера были представлены на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства. В годы Великой Отечественной войны он — военный фотокорреспондент армейской, затем фронтовой газеты «За Родину». Прошел путь от Москвы до Берлина, участвуя в боях на Южном, Западном и 2-ом Белорусском фронтах. После демобилизации вернулся в родную газету, где продолжал трудиться до ухода на пенсию. Награжден орденами и медалями.

Михаил Савин (Слайд 15,16, 17,18.)

Михаил Иванович Савин родился в 1915 году. С 1939 года работал в Фотохронике ТАСС. В действующей армии с июня 1941 года. Военный фотокорреспондент, старший лейтенант. В качестве фронтового фотокорреспондента прошел всю войну с первого до последнего дня. Во время войны награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией». С 1946 по 1992 год один из ведущих фотокорреспондентов журнала «Огонек».

Автор фотоальбомов, участник многих выставок фотографий, особенно посвященных Великой Отечественной войне. Увлекался живописью. Живет в Москве. с марта 1941 года работал в газете Западного военного округа «Красноармейская правда».

Снимал отступление в Белоруссии, бои под Смоленском, битву за Москву, на Курской дуге, освобождение Литвы, наступление в Восточной Пруссии. Снимал капитуляцию немецких войск в Восточной Пруссии и на Балтике. С 1945 года Михаил Савин работал фотокорреспондентом в журнале «Огонек».

Учащиеся слушают речь учителя.

Представляет итоги поисковой деятельности группа «Кинооператоры периода Великой Отечественной войны». Остальные учащиеся фиксируют в чек лист воспринятую информацию. (см. приложение 1)

Сергей Гусев(Слайды 20-28) родился 2 (14) октября 1897 года.

В кино с 1913 года. В 1920 году окончил Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. Член РКП(б) с 1918 года.

Руководил съёмками похорон В. И. Ленина. С 1926 года — оператор кинохроники. Снимал боевые действия на Халхин-Голе. В годы Великой Отечественной войныруководил работой фронтовых киногрупп, снимал боевые эпизоды и события.

Съёмки мастера вошли в фильмы о первомайских парадах 1947—1949 годов.

С. Е. Гусев умер 25 сентября 1984 года.

Левитан Аркадий Юлианович(никита)(Слайд 29- 35)

Родился в 1911 году.

Трудовую деятельность начал в 1929 году помощником оператора в Юго-западном отделении «Совкино» в г. Орле, там же в течение двух лет овладевал искусством кинооператора.

В 1931 году стал ассистентом оператора на киностудии «Мосфильм». Здесь же в 1933 году снял самостоятельно свой первый документальный фильм «На берегах Чукотского моря».

Работая с 1936 по 1941 год оператором Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для кинохроники и специальных выпусков. Здесь же принимал участие в съёмках первого своего крупного фильма «День нового мира», вышедшем в свет в 1940 году.

В годы войны, с 1941 по 1945 год, был оператором фронтовых киногрупп на Южном, Северо-Кавказском, 1-м Белорусском фронтах и Черноморской группы войск. Снимал совместно с другими фронтовыми кинооператорами многие фильмы и специальные выпуски, от «Освобождение Ростова» (1941) до фильма «Берлин» (1945).

В 1944 году как оператор входил в состав Специальной комиссии по установлению и расследованию обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками в Катынском лесу (близ Смоленска) военнопленных польских офицеров.

Нередко снимал скрытой камерой, успевая «подсмотреть» и запечатлеть людей в выразительных кадрах. Так, например, было с фильмом «Катюша» режиссёра Виктора Лисаковича, повествующем о легендарной разведчице, Герое Советского Союза Екатерине Михайловой (Дёминой). Этот фильм получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, а потом и Золотую медаль на Международном кинофестивале в Лейпциге.

В послевоенные годы выступал как оператор-режиссёр и автор документальных фильмов. Среди наиболее известных снятых им фильмов — короткометражная картина 1970 года «Возьмите нас с собой, туристы» — фильм-путешествие по красивейшим местам Советского Союза.

Скончался в 2006 году в Москве в возрасте 94 лет.

Эталон ответа учащихся:Она воодушевляла наших людей на фронте и в тылу, укрепляла веру в Победу.

Учащиеся представляют итоги поисковой работы  группа«Карикатуристы периода Великой Отечественной войны». Остальные учащиеся фиксируют в чек лист воспринятую информацию. (см. приложение 1)

Александр Вязников (Слайд 37-41)

В августе 1941 года Вязников ушел на фронт и вплоть до окончания Великой Отечественной войны находился в действующей армии. Вначале - в строевых частях, а с апреля 1942 года - художником военных газет.
Пройдя вместе с армией весь путь войны: от первых тяжелых и трагических ее лет до блистательного триумфа - Дня Победы, А. Вязников глубоко понял жизнь советского солдата и офицера, нелегкие будни тружеников войны, всем сердцем пережил потери близких друзей, горе разлук и радость встреч. Вот почему его рисунки так многообразны по сюжетам и настроениям, по запечатленным в них человеческим чувствам и характерам.
С карандашами и альбомами, заполненными набросками, беглыми, как стенографические записи, то рисунками, более проработанными, он появлялся в частях, сам принимал участие в жарких и тяжелых боя.
Был ранен. Каждая поездка в часть обогащала его новыми оставшимися на всю жизнь впечатлениями. Предельная нервная напряженность, буквально бешеный темп работы, в сравнении с которым меркла былая газетная суета, повышали творческую восприимчивость художника, заставляли работать быстро, почти мгновенно схватывать главное.
Казалось бы Вязников не вел специального фронтового дневника, как многие известные художники. Но все же теперь, когда смотришь на все, сделанное за годы войны, раскладываешь рисунки по определенным темам, сюжетам, годам, создается широкая картина фронтовой жизни. Каждый рисунок вносит свою черточку в летопись войны, созданную художником. Все вместе они стали его фронтовым дневником, родившимся постепенно, как результат большой работы.

Плакат Вязникова «Бешеной собаке - штык в живот! Раздавит фашистов советский народ!» (1941 год) показывал смелый натиск советского бойца, штыком преграждающего «наполеоновское» нашествие Гитлера на страну социализма. Лаконичный и выразительный плакат вселял уверенность в победу над фашизмом, в торжество советского народа. В плакатах А.Вязникова отразились различные темы и этапы войны. Если в начале им присущи чувство трагического, призыв к мести, задача воспитать в бойце ненависть к фашистским захватчикам, то в плакатах, созданных накануне окончательного разгрома врага, стали характерными иные качества, прежде всего прославление нерушимой мощи Советской Армии и победная тема Советской Армии-освободительницы.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска. Умение осознанно строить речевое высказывание. Постановка и решение проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Опыт работы в малых группах.

4.

Творческая работа

Организовывает самостоятельную работу по созданию группового проекта Виртуальная газета, посвященная 75-летию победы в Великой Отечественной войны.

-Сегодня я предлагаю вам побывать в роли военных журналистов, используя интернет ресурсы и ноутбук создать виртуальную газету. Первая группа освещает события на передовых рубежах.

Вторая группа освещает деятельность тыла в годы войны. Третья группа освещает деятельность тоболяков в годы ВОВ.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по алгоритму.

Учащиеся участвуют в групповой работе, работают с системой поиска через интернет- ресурс. Оформляют и презентуют свою работу.

5.

Заключительный этап

Учитель подводит итог мероприятия.

- Неоценим и подвиг журналистов, воевавших пером и фотоаппаратом и также внесших свой вклад в нашу Победу.

Учащиеся исполняют песню автора К. Симонова, композитора М. Блантера «Песенка военных корреспондентов»

Рефлексия

Организовывает фиксацию новых знаний, рефлексивный анализ учебной деятельности.

Организовывает оценочную деятельность с использованием методики незаконченного предложения.

Фиксируют степень соответствия поставленных задач и решенных.

Оценивают свою деятельность.

Познавательные: общеучебные: умение  структурировать знания;

оценка процесса и результата деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка выделения и осознания учащимися того, что они усвоили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме «Герои Великой Отечественной войны»

В предверии 70-летия Победы  над фашистской Германией необходимо проводить классные часы по патриотическому воспитаниюТема: Герои Великой Отечественной войныЦель: формировать уважительное отношен...

Методическая разработка классного часа, посвященного 71-годовщине Великой Победы «Война, священная, навеки в памяти людской»

Цели:Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя ...

Информационно-методический материал по военно-патриотической тематике для проведения классных часов: 1. «Древний Рыльск в истории страны и в годы Великой Отечественной войны» 2. «Нет в России семьи такой, где б не памятен свой герой»

О войне еще не всё сказано... Для студентов, молодежи история войны, подвиги предков всегда будут интеренсны и  необходимой для обсуждения темой. Особый интерес к великим событиям, проходившим на...

Методическая разработка классного часа, посвященного Году памяти и славы- 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов для обучающихся 10-11 классов

Цель : формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов учащихся, ветеранов и ...

Методические рекомендации по подготовке единого урока ( классного часа) " Победный май", приуроченного к празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг

Работа составлена с учетом подготовки учащихся  к Единому уроку " Победный май" трёх уровней обучения: начальная школа, основная , средняя школа....

Всероссийский Урок Победы, Посвященный 79-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Кто сказал, что надо бросить песни на войне…»

Данное мероприятие направлено на формирование патриотизма, воспитание российской идентичности школьников; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого дедов и прадедов у...