Конспект занятия по профориентации "Я и мир профессий"
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Занятие по профориентации "Я и мир профессий" разработано длля проведения со старшими школьниками и направлено на формирование осознанного выбора профессии. В течение всего занятия используются разные формы и методы: игровые ситуации, художественное слово, беседа, упражнения, практические задания, что позволяет детям увлеченно работать на протяжении всего мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Я и мир професий | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по профориентации "Я и мир профессий"
Автор: Жмакина Маргарита Васильевна, социальный педагог отделения по предоставлению временного приюта КУ "СРЦН Тарского района".
Цели: формировать актуальное для подростков "информационное поле" при выборе профессии;
формировать реальное представление о возможностях своих профессиональных намерений (профессиональном самоопределении обучающихся);
информировать о качествах, присущих людям тех или иных профессий;
воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
1. Введение в тему занятия.
- Ребята, не далеко тот час, когда вы получите аттестаты об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас была учеба в школе, которую вы и дальше продолжите в учебных заведениях нашей области, где вы будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. И именно сейчас мы с вами серьезно задумываемся о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом выборе воспитатели, психолог, социальные педагоги, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
При выборе профессии существует множество нюансов. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из способов - житейским, определим ваш мотив выбора профессии. А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся).
2. "Игровая разминка".
Игра первая: К, Р, О, П ( представитель команды вытягивает незаполненные карточки с заданием)
Задание: надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности.
О К Р П
Окулист Контролер Разведчик Проводник
Орнитолог Киноартист Рыбак Плотник
Ортопед Крановщик Редактор Пилот
Оператор ЭВМ Кочегар Радиоведущий Пожарный
Опер. машин. Кондуктор Репортер Портной
доения Киномеханик Рентгенолог Полицейский
Оператор связи Космонавт Радист Повар Каменщик Пограничник
Кутюрье Печник
Кондитер Пекарь
3. Игра: "САМАЯ-САМАЯ ".
- А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)
4. Беседа.
- Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вам уже, наверное, известно о том, что в мире насчитывается более 10 000 профессий (по некоторым данным более 40.тыс.). Сейчас, если еще кто-то не определился с выбором, изучайте профессии. Для ознакомления возьмите более близкие - те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Не обманывайтесь и внешней стороной профессии. У некоторых ребят сложилось представление об отдельных профессиях как о легких и романтичных. О профессиях врача, летчика они судят по успехам, операциям, открытиям, виртуозным полетам, которые видели в кино или о которых читали. Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен.
Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда дело доходит до смешного: "Хочу стать кинематографом"; "Решили с подругой всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях"; "Решила уехать из поселка. Хочу стать горным инженером" Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым – профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефонистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть.
Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем знакомстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и организации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше трудиться. Недаром еще В.Г.Белинский писал, "…. что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца".
Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Конечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способностям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответствие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительностью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетическим вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (особенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать быстрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нерешительность и излишняя застенчивость помешают стать отличным работником прилавка.
5. Художественное слово.
"В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго - это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной - близкий человек, которому надо помочь, для второго только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй - разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник".
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником, космонавтом или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию. Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
4. Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).
Список мотивов включает 16 фраз. Дается задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание - зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
- Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается педагогом исходя из ответов детей.
5. Беседа.
- Кроме мотива, как мы уже говорили, существует подходы к выбору профессии. Таких подходов много, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – "житейским". Само слово "житейский" говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей. Итак, что же мы учитываем при выборе профессии, следуя этому способу?
• Востребованность на рынке труда.
• Доходность.
• Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
• Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
• Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
• Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
• Положительное влияние на семейную жизнь.
• Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
• Возможность карьерного роста (важно или не важно).
- В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день. Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями. А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.
6. Практическое задание "Профессиональные качества”.
- Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы – будущие выпускники школы. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках).
Водитель | Учитель | Повар | Бухгалтер |
Самообладание Дисциплина Ответственность Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания Быстрота реакции Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений… | Любовь к детям Гуманность Образованность Терпение Находчивость Самосовершенствование Эрудированность Интуиция Воспитанность Информированность Коммуникабельность Милосердие… | Самосовершенствование Образованность Ответственность Хороший глазомер Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная. Твердость руки, устойчивость кистей рук Хорошая координация движений; Оперативность … | Терпение Собранность Информированность Коммуникабельность Точность Образованность Находчивость Тактичность Интуиция Ответственность Порядочность Умение оперировать цифрами, информацией… |
- Какая картина вырисовывается перед нами?
- Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
Не раз мы с вами говорили, что именно "труд человека кормит, а лень портит". Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд.
7. Упражнение "Закончи пословицу".
- Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
"Пашню пашут, руками не машут".
"С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся".
"Усердная мышь и доску прогрызет".
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать.
- Уменье и труд все … (перетрут).
- Не стыдно не знать, стыдно не … (учиться).
- Дело мастера … (боится).
- За всякое дело берись … (умело).
- Умение везде найдет … (примененье)
- Птицу узнают в полете, а человека в …. (работе).
- Маленькое дело лучше большого … (безделья).
- Без труда не выловишь рыбку из … (пруда).
- На работу он сзади последних, а на еду — впереди … (первых).
- Больше дела – меньше …. (слов).
- Не откладывай на завтра то, что можно сделать … (сегодня).
- Кончил дело — гуляй … (смело).
8. Подведение итогов.
Заключительное слово педагога:
Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой", а известный советский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал: "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком, в том числе и перед вами. И я вам желаю правильного выбора профессии, которая станет вашей судьбой.
Не откладывайте решение вопроса "кем быть?" на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться "за компанию", устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д. Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Если хотите стать механизатором - поработайте на комбайне или тракторе, шофером - его помощником, врачом - санитаром в больнице, геологом - поработайте летом в экспедиции.
Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером.
Спасибо всем за внимание, активное участие на занятии! До свидания!
Использованная литература:
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. - М.: ВАКО, 2008.
- Источник интернета.
- Лобачева С.И. Календарь школьных праздников. – М.: 5 за знания, 2006.
- Педагогические технологии: учебное пособие. / Автор-составитель Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Приложение.
Мотивы выбора профессии:
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
Водитель | Учитель | Повар | Бухгалтер |
Водитель | Учитель | Повар | Бухгалтер |
О | К |
Р | П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по профориентации "Есть такая профессия - Родину защищать!"
Формирование профессиональной ориентации у младших школьников, через ознакомление с военными профессиями....
Интегрированный урок английского языка и занятие по профориентации. Тема: «Выбор профессии» « Choosing a career»
Интегрированный урок английского языка и занятие по профориентации.Тема: «Выбор профессии» « Choosing a career»...
Конспекты занятий по профориентации
Данные конспекты разрабртаны с учетом специфики психофизического развития детей, проживающих в школах-интернатах и детских домах...
Занятие по профориентации «Шаг к профессию»
Создание условий для профессионального самоопределения подростков – одно из важных направлений в работе классного руководителя. Этот классный час – продолжение разговора с девятиклассникам...
Тренинговые занятия по профориентации "Я выбираю профессию" для 9-11 классов и "Я - это я" для подростков с 10 до 15 лет
Тренинговое занятие по профориентации "Я выбираю профессию" предназначен для обучающихся с 9 по 11 классы. Занятие поможет формировать ответственное отношение к выбору профессиональног...
Конспект беседы по профориентации «Чудесный мир профессий»
Тема: «Чудесный мир профессий»Цель: создание условий для ознакомления детей с разными видами профессий, для развития познавательного интереса и творческой деятельности детей.Планируе...
Конспект занятия по профориентации Профессия - озеленитель
Конспект занятия по профориентации Профессия - озеленитель. Знакомство с профессиями озеленитель, цветовод, садовник, с их инструментами, с их работой....