Тренинговые занятия по профориентации "Я выбираю профессию" для 9-11 классов и "Я - это я" для подростков с 10 до 15 лет
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Тренинговое занятие по профориентации "Я выбираю профессию" предназначен для обучающихся с 9 по 11 классы. Занятие поможет формировать ответственное отношение к выбору профессиональногопути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.
Тренинговое занятие для подростков "Я- это я" предназначен для обучающихся с 10 до 15 лет. Также занятие может помочь ребенку повысить компетентность в сфере общения и формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского» педагог - психолог Сергеева Александра Гаврильевна
Тренинговое занятие «Я выбираю профессию»
Тренинговое занятие по профориентации «Я выбираю профессию»
Цель и задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. Развитие психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению.
Методы: мини-лекции, метод мозгового штурма, работа в группах, в парах, упражнения, игра.
Возрастная категория: учащихся 9-11 классов.
Продолжительность занятия: 45-60 минут
Оборудование: листы А-4, тетради, фломастеры, цветная бумага, презентация.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, формирование темы и цели занятия.
- Упражнение
Предлагается взять лит с бумаги А4, руками «вырезать фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:
- на голове – твоя заветная мечта;
-на правой руке – черты характера;
- на левой руке – черта характера, которую ты хочешь сформировать;
- на правой ноге – любимый учебный предмет;
- на левой ноге – где планируешь учиться;
- на туловище – кем хочешь быть.
Презентация работ. Обсуждение.
- Основная часть
Метод мозгового штурма. «Что такое выбор профессии». Обсуждение.
Вывод: Выбор профессии – сложнейщий процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние.
- Информационное сообщение по теме.
По мнению Ф. Парсонса, три основных фактор выбора профессии:
1)правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, желаний, возможностей и ограничений.
2) знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий.
3) умение соотнести результаты самооценки с требованием профессий. Климов Е.А. отмечает, что на ход профессионального самоопределения влияют следующие факторы:
- Позиция родителей;
- Мнение сверстников;
- Позиция учителей, профессионала;
- Способности, склонности, здоровье.
Личные профессиональные планы – система представлений о том, чего и как человек хочет достичь. Осознанный профессиональный выбор должен основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, коммуникативных и др.).
- Упражнение «Кем быть». Цель: выявление интереса к профессиям, мотивов их выбора. Задание. Ребятам предлагается:
- нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;
- написать мини – рассказ «Кем я хочу стать и почему?»;
- Обсуждение. Рефлексия.
6. Игра «Узнай профессию».
На каждой карточке зашифровано название профессии. По опорным словам необходимо отгадать профессию. Участники зачитывают карточки и определяют к какой профессии относится:
а) театр, зрители, сцена, аплодисменты, костюм, грим; (артист)
б) ткань, раскрой, ножницы, ателье; (портной)
в) книга, знания, тишина, читатели; (библиотекарь)
г) кухня, кастрюля, нож, колпак, продукты; (повар)
д) шприц, укол, белый халат, бинт, больной; (врач) и др.
обсуждение.
- Работа в группах. Знакомство с теоретическим блоком по теме. Составление рекомендаций по выбору профессии. Презентация работ. Обсуждение.
Беседа. Профпригодность – это сочетание психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Для ряда профессий существуют медицинские противопоказания. Например, плохое зрение не позволяет работать водителем, летчиком и пр.
- Упражнение «Профессия и профпригодность». Работа в парах.
Задание учащимся: назвать, какие психологические или физиологические особенности необходимы для следующих профессий: врач, учитель, продавец, юрист, певец, летчик, музыкант, экономист и др. Обсуждение.
Вывод: при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания, возможности и способности, но и особенности своего характера, темперамента, здоровья.
- Заключительная часть. Поведение итогов. Рефлексия.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что дало мне сегодняшнее занятие? Повлияло ли оно на мое отношение к выбору профессии?». В завершение занятия учащимся зачитывается притча.
Литература:
1.Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.
2.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.Из. «Первое сентября», 2004.
3.Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб., Питер, 2006.
МБОУ «Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского» педагог - психолог Сергеева Александра Гаврильевна
Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»
Цель: повышать компетентность подростка в сфере общения и формировать позитивное отношение ребенка к самому себе и окружающему миру.
Возрастная категория: 10-15 лет.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, формирование темы и цели занятия.
- Знакомство «Лунтик» (5 минут)
Цель: установление контакта, знакомство с группой.
Инструкция: «Думаю, многие из вас помнят мультфильм про Лунтика, который попадает на Землю с Луны и произносить фразу: «Я родился». Кто помнит? (спрашиваем ребят) Тогда я предлагаю вам рассказать о себе, то есть назвать своё имя и ответить на философский вопрос: «Я родился для того, чтобы…?» (слушаем ответы ребят, затем предлагаем свой ответ). Чтобы жить! Ведь это самое прекрасное! Чтобы быть, я ЕСТЬ в этом замечательном мире!
- Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток» (10 минут)
Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.
Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.
|
Обсуждение:
- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?
- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?
- Какой портрет подростка вам не приятен?
4. Упражнение «Мамино ожерелье» (5-7 минут)
Цель: сплочение группы, двигательная разминка, развитие интерактивной и перцептивной сторон общения.
Инструкция: «Прошу всех образовать круг и взяться за руки. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе, кто у нас будет ювелиром? (выбираем ювелира). Задача ювелира соединить бусинки, то есть поймать одного из участников за руку, второго, не отпуская руки, поймать третьего и т.д., для того, чтобы образовать цепочку.
- Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!»
Обсуждение:
- Понравилось ли упражнение?
- Получилось ли собрать «мамино ожерелье»? Если нет, то почему?
5. Декларация моей самоценности (10 минут)
Цель: формировать позитивное отношение подростка к самому себе в прошлом, настоящем, будущем, развить чувство самоценности.
Инструкция: «Сейчас каждому участнику я раздам по тексту «Декларация моей самоценности» написанная Вирджинией Сатир, прошу прочитать ее медленно про себя (ждем, пока прочтут, потом зачитываем вслух).
«ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ»
Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне:
- мое тело, включая все, что оно делает;
- мое сознание, включая все мои мысли и планы;
- мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
- мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
- мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
- мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.
Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно!
После того когда все прочли, желательно, чтобы каждый по очереди громко произнес последнюю фразу: «Я – это я, и Я – это замечательно!»
Обсуждение
- Какие чувства у вас после прочтения текста и произнесение фразы?
- Что вы думаете, зачем нам декларация?
Хотелось, чтобы вы сохраняли в своей памяти «декларацию самоценности» и помнили, что каждый из вас уникален и индивидуален».
6. Упражнение «Состояния самых» (5 минут)
Цель: соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции, снятие мышечных зажимов.
Инструкция: «Я буду называть состояния, а вы будете полностью ощущать себя этим, всем телом и душой, давайте попробуем:
- я самая агрессивная;
- я самая агрессивная обезьяна;
- я самый умный (всё понятно в этой жизни, вопросы могут быть только ко мне, я один знаю, что и кому нужно);
- я единственный достойный любви на земле;
- я самый богатый человек на планете;
- я люблю всех;
- я самый глупый человек на планете;
- я песчинка, которая никому не нужна, её может запросто сдуть, а никто и не заметит;
- я самый могущественный, я всё могу;
- я это я, такой, какой есть.
Обсуждение
- У кого получилось ощутить себя и телом и душой в соответствии с этими состояниями?
- У кого нет? Почему?
7. Резюме психолога (1 минута)
Сегодня на тренинговом занятии мы с вами познакомились с декларацией самоценности, осознали личностное существования, побывав в различных состояниях, проанализировали качества плохого, современного и идеального подростка, скорее всего у вас появилось или появиться в дальнейшем стремление развивать в себе положительные качества.
8. Упражнение на завершение «Что нового я узнал?» (2 минуты)
Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.
Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:
- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?
- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»
9. Завершение занятия
Всем спасибо за активное участие, мне очень приятно было с Вами работать и общаться (комплимент). До следующей встречи.
Список используемой литературы
- Грецов А.Н. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006 ., - 44 с.
- Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. – М.: «Педагогика-Пресс»,1992. – 190 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2000.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.
цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....
Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения
Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...
КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВ «ГОРОД МАСТЕРОВ - САМОДЕЛКИНО»
Цель:1.Знакомство детей с разнообразием профессий2.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий3.Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих название профессий, орудия труда, трудовых дейс...
"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса
"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса Медведева Ирина Анатольевна, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга, социальный педагог. В данно...
Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»
данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...
Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»
Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»...
Тренинговое занятие по формированию коммуникативных УУД учащихся 5 класса
Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок предназначен дл учащщихся 5 классов, можно использовть материал в период адаптации....