Тренинговые занятия по профориентации "Я выбираю профессию" для 9-11 классов и "Я - это я" для подростков с 10 до 15 лет
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Тренинговое занятие по профориентации "Я выбираю профессию" предназначен для обучающихся с 9 по 11 классы. Занятие поможет  формировать ответственное отношение к выбору профессиональногопути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. 

Тренинговое занятие для подростков "Я- это я" предназначен для обучающихся с 10 до 15 лет. Также занятие может помочь ребенку повысить компетентность в сфере общения и формировать позитивное отношение к самому себе и окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского»  педагог - психолог Сергеева Александра Гаврильевна

Тренинговое занятие «Я выбираю профессию»

Тренинговое занятие по профориентации «Я выбираю профессию»

Цель и задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий. Развитие психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Методы: мини-лекции, метод мозгового штурма, работа в группах, в парах, упражнения, игра.

Возрастная категория: учащихся 9-11 классов.

Продолжительность занятия: 45-60 минут

Оборудование: листы А-4, тетради, фломастеры, цветная  бумага, презентация.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, формирование темы и цели занятия.
  2. Упражнение

Предлагается взять лит с бумаги А4, руками «вырезать фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на  обратной стороне написать:

- на голове – твоя заветная мечта;

-на правой руке – черты характера;

- на левой руке – черта характера, которую ты хочешь сформировать;

- на правой ноге – любимый учебный предмет;

- на левой ноге – где планируешь учиться;

- на туловище – кем хочешь быть.

Презентация работ. Обсуждение.

  1. Основная часть

Метод мозгового штурма. «Что такое выбор профессии». Обсуждение.

Вывод: Выбор профессии – сложнейщий процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние.

  1. Информационное сообщение по теме.

По мнению Ф. Парсонса, три основных фактор выбора профессии:

1)правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, желаний, возможностей и ограничений.

2) знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий.

3) умение соотнести результаты самооценки с требованием профессий. Климов Е.А. отмечает, что на ход профессионального самоопределения влияют следующие факторы:

  • Позиция родителей;
  • Мнение сверстников;
  • Позиция учителей, профессионала;
  • Способности, склонности, здоровье.

      Личные профессиональные планы – система представлений о том, чего и как человек хочет достичь. Осознанный профессиональный выбор должен основываться на знании своих способностей и возможностей (интеллектуальных, коммуникативных и др.).

  1. Упражнение «Кем быть». Цель: выявление интереса к профессиям, мотивов их выбора. Задание. Ребятам предлагается:

- нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись;

- написать мини – рассказ «Кем я хочу стать и почему?»;

- Обсуждение. Рефлексия.

     6. Игра «Узнай профессию».

На каждой карточке зашифровано название профессии. По опорным словам необходимо отгадать профессию. Участники зачитывают карточки и определяют к какой профессии относится:

а) театр, зрители, сцена, аплодисменты, костюм, грим; (артист)

б) ткань, раскрой, ножницы, ателье; (портной)

в) книга, знания, тишина, читатели; (библиотекарь)

г) кухня, кастрюля, нож, колпак, продукты; (повар)

д) шприц, укол, белый халат, бинт, больной; (врач) и др.

обсуждение.

  1. Работа в группах. Знакомство с теоретическим блоком по теме. Составление рекомендаций по выбору профессии. Презентация работ. Обсуждение.

Беседа. Профпригодность – это сочетание психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. Для ряда профессий существуют медицинские противопоказания. Например, плохое зрение не позволяет работать водителем, летчиком и пр.

  1. Упражнение «Профессия и профпригодность». Работа в парах.

Задание учащимся: назвать, какие психологические или физиологические особенности необходимы для следующих профессий: врач, учитель, продавец, юрист, певец, летчик, музыкант, экономист и др. Обсуждение.

Вывод: при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания, возможности и способности, но и особенности своего характера, темперамента, здоровья.

  1. Заключительная часть. Поведение итогов. Рефлексия.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что дало мне сегодняшнее занятие? Повлияло ли оно на мое отношение к выбору профессии?». В завершение занятия учащимся зачитывается притча.

Литература:

1.Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2006.

2.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.Из. «Первое сентября», 2004.

3.Грецов А.Г. Тренинг для подростков. – СПб., Питер, 2006.

МБОУ «Харбалахская СОШ им. Н.Г.Золотарева – Якутского»  педагог - психолог Сергеева Александра Гаврильевна

Тренинговое занятие с подростками на тему «Я – это Я»

Цель: повышать компетентность подростка в сфере общения и формировать позитивное отношение ребенка к самому себе и окружающему миру.

Возрастная категория: 10-15 лет.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент. Приветствие, формирование темы и цели занятия.
  2.  Знакомство «Лунтик» (5 минут)

Цель: установление контакта, знакомство с группой.

Инструкция: «Думаю, многие из вас помнят мультфильм про Лунтика, который попадает на Землю с Луны и произносить фразу: «Я родился». Кто помнит? (спрашиваем ребят) Тогда я предлагаю вам рассказать о себе, то есть назвать своё имя и ответить на философский вопрос: «Я родился для того, чтобы…?» (слушаем ответы ребят, затем предлагаем свой ответ). Чтобы жить! Ведь это самое прекрасное! Чтобы быть, я ЕСТЬ в этом замечательном мире!

  1.   Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток» (10 минут)

Цель: проанализировать качества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.

Инструкция: «Прошу всех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качеств личности (показываем список качеств личности, приложение 1). У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могут проявляться в различных ситуациях. Прошу одного из участников подгруппы вытянут из «волшебной шляпы» задание и прочитать его своей группе.

  • Задание первой подгруппе.
  • Составьте портрет идеального подростка.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.
  • Задание второй подгруппе.
  • Составьте портрет современного подростка.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.
  • Задание третьей подгруппе.
  • Составьте портрет «плохого» подростка.
  • Напишите качества, какими он должен обладать.

Обсуждение:

- Как выдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иному портрету?

- Какие качества можно было бы дописать (дополнить портрет) и почему?

- Какой портрет подростка вам не приятен?

                 4.  Упражнение «Мамино ожерелье» (5-7 минут)

Цель: сплочение группы, двигательная разминка, развитие интерактивной и перцептивной сторон общения.

Инструкция: «Прошу всех образовать круг и взяться за руки. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на шее мамы, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (подростки ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе, кто у нас будет ювелиром? (выбираем ювелира). Задача ювелира соединить бусинки, то есть поймать одного из участников за руку, второго, не отпуская руки, поймать третьего и т.д., для того, чтобы образовать цепочку.

- Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!»

Обсуждение:

- Понравилось ли упражнение?

- Получилось ли собрать «мамино ожерелье»? Если нет, то почему? 

                5. Декларация моей самоценности (10 минут)

Цель: формировать позитивное отношение подростка к самому себе в прошлом, настоящем, будущем, развить чувство самоценности.

Инструкция: «Сейчас каждому участнику я раздам по тексту «Декларация моей самоценности» написанная Вирджинией Сатир, прошу прочитать ее медленно про себя (ждем, пока прочтут, потом зачитываем вслух).

«ДЕКЛАРАЦИЯ МОЕЙ САМОЦЕННОСТИ»

Я — это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что происходит от меня, — это подлинно мое, потому что именно Я выбрал(а) это. Мне принадлежит все, что есть во мне:

  • мое тело, включая все, что оно делает;
  • мое сознание, включая все мои мысли и планы;
  • мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
  • мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;
  • мой рот и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;
  • мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать.

Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я — это Я, и Я — это замечательно!

После того когда все прочли, желательно, чтобы каждый по очереди громко произнес последнюю фразу: «Я – это я, и Я – это замечательно!»

Обсуждение

- Какие чувства у вас после прочтения текста и произнесение фразы?

- Что вы думаете, зачем нам декларация?

Хотелось, чтобы вы сохраняли в своей памяти «декларацию самоценности» и помнили, что каждый из вас уникален и индивидуален».

              6.  Упражнение «Состояния самых» (5 минут)

Цель: соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции, снятие мышечных зажимов.

Инструкция: «Я буду называть состояния, а вы будете полностью ощущать себя этим, всем телом и душой, давайте попробуем:

- я самая агрессивная;

- я самая агрессивная обезьяна;

- я самый умный (всё понятно в этой жизни, вопросы могут быть только ко мне, я один знаю, что и кому нужно);

- я единственный достойный любви на земле;

- я самый богатый человек на планете;

- я люблю всех;

- я самый глупый человек на планете;

- я песчинка, которая никому не нужна, её может запросто сдуть, а никто и не заметит;

- я самый могущественный, я всё могу;

- я это я, такой, какой есть.

Обсуждение

- У кого получилось ощутить себя и телом и душой в соответствии с этими состояниями?

- У кого нет? Почему?

           7. Резюме психолога (1 минута)

Сегодня на тренинговом занятии мы с вами познакомились с декларацией самоценности, осознали личностное существования, побывав в различных состояниях, проанализировали качества плохого, современного и идеального подростка, скорее всего у вас появилось или появиться в дальнейшем стремление развивать в себе положительные качества.

          8. Упражнение на завершение «Что нового я узнал?» (2 минуты)

Цель: выявление эмоционально-смыслового состояния участников группы по окончанию тренинговой работы.

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:

- Что Вам понравилось из сегодняшнего занятия?

- Как Вы думаете, занятие Вам было полезно? И почему?»

            9. Завершение занятия

Всем спасибо за активное участие, мне очень приятно было с Вами работать и общаться (комплимент). До следующей встречи.

Список используемой литературы

  1. Грецов А.Н. Лучшие упражнения для сплочения команды. / Учебно-методическое пособие. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006 ., - 44 с.
  2. Сатир Вирджиния. Как строить себя и свою семью. – М.: «Педагогика-Пресс»,1992. – 190 с.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2000.
  4. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-х КЛАССОВ «ГОРОД МАСТЕРОВ - САМОДЕЛКИНО»

Цель:1.Знакомство детей с разнообразием профессий2.Вызвать интерес к труду взрослых разных профессий3.Закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих название профессий, орудия труда, трудовых дейс...

"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса

"У меня растут года..." Занятие по профориентации для учащихся 5-го класса Медведева Ирина Анатольевна, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 96 Калининского района Санкт-Петербурга, социальный педагог. В данно...

Тренинговое занятие по профориентации «Выбор профессии - сложный выбор»

    данный материал будет интересен школьным психологам, организаторам по профориентационной работе, классным руководителям.Выбор темы не случаен, так как для детей выпускных 9-х клас...

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»

Тренинговое занятие для учащихся 9-х, 11-х классов  «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ»...

Тренинговое занятие по формированию коммуникативных УУД учащихся 5 класса

Тренинг по формированию коммуникативных УУД и позитивных жизненных установок предназначен дл учащщихся 5 классов, можно использовть материал  в период адаптации....