Рабочая программа по курсу "Час общения" для 7 класса
рабочая программа (7 класс) на тему
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Час общения" для 7 класса | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
"Принято" на заседании Педагогического Совета Протокол № _1_ от _30.08.2014 г._ Председатель __________ Воликов Ю.В. | "Утверждаю" Директор МБОУ Красновской СОШ № ______ Приказ от _____________________ № ________ ____________ Воликов Ю.В. |
Уровень общего образования, класс: основное общее, 7 класс
Количество часов: 1 час
Педагог-психолог Галат О.А.
Категория:
Программа разработана на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа подготовлена в соответствии с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) в социальном направлении внеучебной деятельности.
…… Цель изучения курса - формирование целостного образа творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни; созидание личности самой себя, своих отношений с другими людьми, мира.
Основные задачи курса:
1. Познание и воспитание собственной личности ребёнка посредством межличностного общения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. …………………………………………………………………………………………………………….
3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
4. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
5. Воспитание сознательного овладения детей речевыми средствами общения, формирование умений и навыков практического владения выразительными (неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
6. Развитие творческих способностей и воображения в процессе общения. ……………………………………..
7. Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
Общая характеристика курса………………………….
. Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека — во взаимодействии с другими. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости. Программа клуба «Час общения» призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. Учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.…………………………………………………………………
……..Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом.
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
- на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого;
Критериями анализа становления потребности ребёнка в общении являются:
- внимание к партнёру;
- эмоциональное отношение к его воздействиям;
- стремление продемонстрировать себя;
- чувствительность к отношению партнёра;
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. ………………………………………………………………………………………
. Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. ………………………………………………………………………………………………….
. В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Место предмета
Программа рассчитана на 1 год и составлена из расчета 1 час в неделю, итого 31 часов за учебный год, согласно годовому календарному учебному графику.
Распределение учебных часов по разделам программы
1 этап – Самопознание – 11 часов
2 этап – Позитивное общение- 7 часов
3 этап – Проблем общения -8 часов
4 этап – Культура поведения – 5 часов
Основные методы:
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Этюды и импровизации.
8. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
9. Сочинения на этические темы.
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа:
1 этап – развитие самопознания и рефлексии;
2 этап – обучение навыкам позитивного общения;
3 этап – разрешение проблем общения;
4 этап – обучение навыкам культуры поведения.
Тематическое планирование учебного материала
Клуб «Час общения» | ||
№ п/п | Тема | Количество часов |
Самопознание | ||
1 | Вот и стали мы на год взрослее. | 1 |
2 | Что такое «Я» | 1 |
3 | Путь к себе | 1 |
4 | Каким мне быть? | 1 |
5 | Я оцениваю, меня оценивают | 1 |
6 | Мои качества. | 1 |
7 | Совесть. | 1 |
8 | Как победить неуверенность в себе. | 1 |
9 | Каждый человек уникален и ценен | 1 |
10 | Я, ты, он, она – вместе дружная семья. | 1 |
11 | «Я» как части общего «Мы». | 1 |
Позитивное общение | ||
12 | В мире общения. | 1 |
13 | Слушаю, говорю, понимаю. | 1 |
14 | Как мы говорим? | 1 |
15 | Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. | 1 |
16 | Роскошь человеческого общения. | 1 |
17 | Плюсы и минусы виртуального общения. | 1 |
18 | Поговорим о дружбе, о друзьях. | 1 |
Проблемы общения | ||
19 | Умеем ли мы общаться друг с другом? | 1 |
20 | Человеческая бестактность. | 1 |
21 | Равнодушие – болезнь 21 века. | 1 |
22 | Умеем ли мы прощать? | 1 |
23 | Умей сказать нет. | 1 |
24 | Ссоры и как их избежать? | 1 |
25 | Кого называют конфликтным человеком? | 1 |
26 | Как я веду себя в конфликтной ситуации? | 1 |
Культура поведения | ||
27 | Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть. | 1 |
28 | Культура поведения на переменах. | 1 |
29 | Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль. | 1 |
30 | Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. | 1 |
31 | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Клуб «Час общения» | ||||
№ п/п | Дата | Тема | Форма проведения | |
Самопознание | ||||
1 | 1.09 | Вот и стали мы на год взрослее. | Беседа | |
2 | 8.09 | Что такое «Я» | Беседа | |
3 | 15.09 | Путь к себе. | Тренинг . Анкетирование | |
4 | 22.09 | Каким мне быть? | Анкетирование, тренинг | |
5 | 29.09 | Я оцениваю, меня оценивают. | Беседа. Подготовительная работа. | |
6 | 6.10 | Мои качества. | Беседа | |
7 | 13.10 | Совесть. | Беседа, игра | |
8 | 20.10 | Как победить неуверенность в себе. | Беседа, игра | |
9 | 27.10 | Каждый человек уникален и ценен | Беседа | |
10 | 10.11 | Я, ты, он, она – вместе дружная семь. | Беседа, игра, защита проекта | |
11 | 17.11 | «Я» как части общего «Мы». | Дискуссия, защита проекта | |
Позитивное общение | ||||
12 | 24.11 | В мире общения. | Беседа | |
13 | 1.12 | Слушаю, говорю, понимаю. | Тренинг | |
14 | 8.12 | Как мы говорим? | Беседа, игра | |
15 | 15.12 | Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. | Беседа, игра | |
16 | 22.12 | Роскошь человеческого общения. | Беседа | |
17 | 12.01 | Плюсы и минусы виртуального общения. | Беседа, игра | |
18 | 19.01 | Поговорим о дружбе, о друзьях. | Беседа, игра | |
Проблемы общения | ||||
19 | 26.01 | Беседа, игра, защита проекта | ||
20 | 2.02 | Человеческая бестактность. | Беседа | |
21 | 9.02 | Равнодушие – болезнь 21 века. | Беседа | |
22 | 16.02 | Умеем ли мы прощать? | Беседа | |
23 | 2.03 | Умей сказать нет. | Беседа | |
24 | 16.03 | Ссоры и как их избежать? | Беседа | |
25 | 6.04 | Кого называют конфликтным человеком? | Беседа | |
26 | 13.04 | Как я веду себя в конфликтной ситуации? | круглый стол, анкетирование | |
Культура поведения | ||||
27 | 20.04 | Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть. | Беседа | |
28 | 27.04 | Культура поведения на переменах. | Беседа, игра | |
29 | 4.05 | Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль. | Беседа, игра | |
30 | 18.05 | Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. | Беседа | |
31 | 25.05 | Итоговое занятие. | беседа, анкетирование |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 2007.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 2008.
- Дорохов А, Это стоит запомнить, М., Детская литература, 2002.
- Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 2003.
- Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. М., Советский спорт, 2013.
- Воспитание культуры поведения учащихся, М., 2006-
- Справочник, Правила этикета. М., Дельта-леке, 2012.
- Стернин И.А. Культура общения. Воронеж, 2007г.
- Стернин И.А. Общение в современном мире. Воронеж, 2002 г.
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? М. 1999 г.
- Каган М.С. Мир общения. М, 2008 г.
- Карнеги д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М, 1999 г.
- Школа этикета. Екатеринбург, 1998. 10- Энциклопедия этикета. Петербург, 1996. 11. Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983
- Технические средства обучения (компьютер, проектор, экран)
Результаты освоения курса «Час общения»
Личностными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития;
- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Метапредметными результатами изучения курса «Час общения» выступают:
- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;
- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;
- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.
- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО классных руководителей от 22.08. 2014 года № ____1_____ Руководитель МО __________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________. _______ _________________ 2014 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...