Цикл классных часов для подростков
классный час (9 класс) на тему

Губанова Любовь Анатольевна

В помошь классному руководителю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Общительность»

Цель: изучение уровня общительности каждого ученика, повышение тонуса и групповой сплоченности.

Форма: тестирование, игровая деятельность.

Подготовительная работа.

Для этого занятия потребуется бумага и ручка для заполнения теста.

Ход занятия.

1. Психологический настрой:  Для  этого занятия более всего подойдет игра «Комплимент». Перед игрой учитель должен сделать комплимент всему классу и сообщить, что по итогам игр на взаимопонимание он заметил, как изменились отношения в классе. По еле заметным, почти неуловимым проявлениям он судит об улучшении отношения учащихся друг к другу, о возникшей в классе атмосфере доброжелательности и взаимопомощи, стремлении понять друг друга и т.п. После такого комплимента выражается надежда на то, что все ученики доросли до того, чтобы поиграть в игру «Комплимент». Она заключается в том, что все по кругу (для этого не обязательно рассаживаться в круг) говорят своему соседу приятные слова (комплимент). Учитель начинает и задает Итон. Последний комплимент адресуется учителю.

  1. Основная диагностическая часть.  С помощью предлагаемой анкеты можно

определить способности к общению (коммуникативные способности). Анкета взята из книги Е.Н. Прощицкой «Практикум по выбору профессии».

        Инструкция: «Вам предлагается ответить на 20 вопросов. Если ваш ответ будет утвердительным (да), то против соответствующего номера поставьте знак «+». Если ответ отрицательный (нет), то поставьте знак «–».  Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая.

Анкета – стр.147 – 148

  1. Игры на взаимопонимание.

Игра «Путаница»

        Все игроки встают в тесный круг и вытягивают вперед правую руку. По сигналу ведущего каждый находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Сцепившись правыми руками, все вытягивают вперед левую руку. Снова надо найти «партнера по рукопожатию», но ни в коем случае не того же самого, кому была протянута правая рука.

        Когда все руки соединились, образовалась путаница, и теперь группе предлагается ее распутать, не разъединяя рук и никому не причиняя боли. Конечная цель – снова выстроиться в круг. Этой игре можно придать  статус теста на групповую сплоченность. Тогда определяется время, которое потребовалось группе на выход из сложной ситуации без потерь, то есть, не потеряв ни кого из группы и никому не причинив боли или неудобства. Можно усложнить игру, запретив словесное общение. Если класс слишком большой, можно, разбив его на команды, проводить соревнование на сплоченность команд. Тогда рекомендуется разбивать учащихся на команды по случайному признаку. Например, нарезать и перемешать бумагу двух или трех цветов по числу учащихся в классе. Следует помнить, что количество учащихся в команде должно быть четным и одинаковым.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Особенности личности»

Цель: познакомить подростков с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении, выяснить уровень сплоченности данной группы.

Форма: тестирование, практикум, игра.

Подготовительная работа.

Для этого занятия потребуется для каждого ученика чистый лист бумаги. Педагогу необходимо уяснить сущность следующих понятий: экстраверсия  –  интроверсия, нейротизм.

Ход занятия.

1. Психологический настрой:  На этом занятии для осуществления настроя можно использовать игру, предложенную Н.Е. Щурковой «Волшебный стул». Предлагается вариант игры, используемый автором на занятиях со школьниками.

        Перед классом ставится стул и предлагается кому-нибудь сесть на него. Лучше на первый раз посадить подростка, о котором в классе сложилось общее положительное мнение. Предположим, посадили всеми любимую и уважаемую Машу. Затем о стуле сообщается следующая информация: «Этот стул волшебный. У человека, сидящего на этом стуле, нет недостатков. Все смотрящие на него видят в нем только положительное, только прекрасное. Посмотрите на Машу. Стул замечательно работает, и я вижу, что Маша очень приятный человек, потом она замечательно выглядит сегодня. А что видите вы?» Когда педагог убедился, что стул «работает» верно, можно сажать на стул всех желающих. Понаблюдайте, кто смело садится на такой стул, кто с опаской, кто не решается садиться совсем.

  1. Основная диагностическая часть.  Подростковый опросник Айзенко

предназначен для выявления личностных особенностей, которые оказывают значительное влияние на стиль общения между людьми, даже стиль жизни в целом. Знание своих личностных особенностей и особенностей других людей позволяет понимать, объяснять поступки людей.

Инструкция испытуемым:

        «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника -  стр. 134 – 138

  1. Игры на взаимопонимание.

 Игра «Ассоциации» - стр. 137 – 138



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Особенности мышления»

Цель: изучить особенности мышления учащихся, изучить в процессе игровой деятельности положение в группе каждого школьника.

Форма: практикум, игровая деятельность, рефлексия.

Подготовительная работа.

Для диагностики мышления предлагается краткий ориентировочный тест, который должен быть распечатан для каждого ученика. Если такой возможности нет, то тест  нужно использовать индивидуально.

Ход занятия.

  1. Психологический настрой:  игра «Муха»

На доске рисуется большой квадрат, который разделен на девять равных квадратов. Нужно представить себе муху, которая сидит в центральном квадрате. По команде «вверх» муха перемещается на одно деление вверх, по команде «влево»  –  на одно деление влево,    по команде «вправо»  –  на одно деление вправо,  по команде «вниз» муха перемещается на одно деление вниз. Попробуйте наглядно перемещать муху так, чтобы она ни в коем случае не выпала из основного квадрата. Когда все поймут условия игры, квадрат стирается и начинается настоящая игра. Все по очереди дают команду мухе, а кто-то один следит за ее перемещениями на бумаге. Если муха выходит из квадрата, то игра начинается заново. Эта игра поможет все сосредоточиться и настроиться на выполнение теста по мышлению.

  1. Основная диагностическая часть. 

 Для диагностики интеллектуального развития школьников подросткового возраста можно использовать тест «КОТ» (см.: Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника).

Инструкция: вам предлагается несколько простых заданий.

Образцы заданий и правильные ответы на них:

  1. Слово БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 – тяжелый, 2- упругий, 3 – скорый, 4 – легкий, 5 – медленный.

Ответ: 5.

  1. МИНЕР и МИНОР. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными.

Ответ: 3.

  1. Бензин стоит 1500 рублей. Сколько стоят 2,5 литра бензина?

Ответ: 3750 рублей.

Все ответы следует писать на выданном бланке для ответов.

Все вопросы следует задавать перед началом работ. Во вреимя выполнения теста на вопросы испытуемых отвечать нельзя.

После команды необходимо сразу же приступить к работе.

Через 15 минут по команде  сразу же прекратить выполнять задание, положить ручки.

Необходимо сосредоточиться. В бланке для ответов записать имя и фамилию.

Задания теста – стр. 139 – 145.

  1. Игры на взаимопонимание.  На этом занятии можно предложить поиграть в

игру «Живая скульптура». Игра состоит из нескольких этапов. Одному из учащихся предлагается стать «скульптором», который из членов группы по своему усмотрению может выбрать себе «материал». Дается задание вылепить то, что вам представляется. Грубые прикосновения запрещены, можно использовать только легкие прикосновения. Живой «скульптурный материал» не может говорить, но может сопротивляться «скульптору», если тот поведет себя слишком бесцеремонно. Группа затем пытается угадать замысел «скульптора» и выбирает наиболее удачную «скульптуру».

На втором этапе каждому участнику поочередно дается задание изобразить самого себя в той позе, которая отражает, по его мнению, наиболее характерную личностную черту или типичное состояние. Группа пытается охарактеризовать то, что изобразил каждый.

На третьем этапе учитель или группа выбирает «скульптора», которому поручается выполнить большой «скульптурный портрет», а вернее создать скульптурную группу. Все являются «живым материалом», из которого эта группа будет создана.

После игры проводится рефлексия и «самооценка включенности» в групповой процесс. Рефлексия предполагает анализ каждым участником своего отношения к той роли, которая была отведена ему в «скульптуре». Учитель наблюдает и анализирует, кого и как видит «скульптор» в группе, какие роли он задал учащимся, как он расставил учащихся в пространстве площадки, как учел отношения между учениками.



Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Типологические свойства и темперамент»

Цель: составить у школьников представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.

Форма: практикум, игровая деятельность.

Подготовительная работа.

Для проведения занятия каждому ученику можно выдать чистый лист бумаги для проведения психологического настроя. С целью диагностики темперамента можно сделать для каждого распечатку паспорта темперамента или продиктовать его прямо на занятии, можно читать характеристики вслух сразу для всех школьников, а они должны в тетрадях ставить значок против соответствующего номера.

Ход занятия.

  1. Психологический настрой:  игра «Рисуем портрет»

Каждый ученик на листочке рисует чей-нибудь портрет. Листочки собираем и

пускаем по кругу. На обороте все пишут свои версии, чей это портрет,  только на своих листочках никто не пишет имя нарисованного. Затем листочки возвращаются, и авторы считают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник.

  1. Основная диагностическая часть.  Для изучения темперамента можно использовать следующую методику.

Читаются утверждения, соответствующие четырем типам темперамента.

Паспорт каждого темперамента состоит из 20 характеристик. Если названное качество характерно для школьника, то под соответствующим номером он ставит знак «+». После этого подсчитывается количество плюсов в каждом паспорте. Результаты ранжируются. Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Тип темперамента школьника тот, который окажется на первом и втором месте.

ПАСПОРТ САНГВИНИКА -  стр. 128

ПАСПОРТ ХОЛЕРИКА       -  стр. 128

ПАСПОРТ ФЛЕГМАТИКА – стр. 129

ПАСПОРТ МЕЛАНХОЛИКА – стр. 129 – 130

Краткая характеристика темпераментов – стр. 130 – 131

  1. Игры на взаимопонимание.

Игра «Построиться по росту» - стр. 132

Игра «Поворот» - стр. 132

Игра «Дни рождения» - стр. 133


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл классных часов "Учись учиться"

Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий...

Цикл классных часов "По страницам истории школы"

Пояснительная записка Всем известно, что патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства вер...

Презентация к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом"

В сентябре 2012 года исполняется 75 лет Алтайскому краю, в котором я живу, поэтому я подготовила для своих учеников презентацию к циклу классных часов на тему "Алтай - наш общий дом". В данной презент...

методический материал для проведения цикла классных часов "Моя Малая Родина"

Данная работа представляет собой рекомендации по проведению цикла классных часов по изучению родного города....

Цикл классных часов ЗОЖ

Классные часы о здоровом образе жизни....

Цикл классных часов по теме "Психология общения"

Цикл внеклассных занятий «Психология общения» призван облегчить социализацию подростка, помочь ему разобраться в себе, окружающих, найти ответы на волнующие вопросы. Предлагаемый материал поможет сфор...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...