Цикл классных часов "Учись учиться"
классный час по теме
Цикл классных часов для учащихся среднего звена по развитию приёмов и навыков учения. Сценарии 8 занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_organizaciya_uchebnoy_raboty.doc | 28 КБ |
2_kak_nauchitsya_berech_vremya.doc | 32 КБ |
3_kak_vesti_sebya_na_uroke.doc | 35 КБ |
4_kak_vypolnyat_domashnie_zadaniya.doc | 31.5 КБ |
5_kak_rabotat_s_knigoy.doc | 24.5 КБ |
6_kak_rabotat_so_spravochnoy_literaturoy.doc | 23.5 КБ |
7_kak_razvivat_pamyat.doc | 38.5 КБ |
8_trenirovka_vnimaniya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №1 «Организация учебной работы»
Цель: показать учащимся важность знаний и значимость правильной организации учебного труда, познакомить с основными правилами организации учебного труда.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Сообщение о тематике данного цикла классных часов
- Сообщение о целях и задачах цикла «Учись учиться»
- Беседа о важности знаний, необходимости правильного учебного труда
- Для чего надо учиться?
- Для чего людям нужны знания?
- Почему иногда учёба не приносит радость?
- Рассказ о правилах разумной организации учебного труда:
- Держи в порядке своё рабочее место (свет падает слева, настольная лампа 60 Ватт, желателен абажур зеленого цвета. На столе порядок, карандаши и ручки справа. Не рекомендуются тяжёлые и толстые ручки. Перед занятиями проветрить комнату)
- Осознай цель своей работы (для чего ты это делаешь)
- Планируй свою работу
- Осуществляй самоконтроль за своей учебной деятельностью
- Сочетай учебный труд с отдыхом (основа отдыха – сон. Во время занятий каждые 45 минут – отдых, желательно активный. Выполнение домашних заданий – 2,5- 3 часа)
- Домашнее задание – начиная с завтрашнего дня, точно и честно записывать: на что уходит внешкольное время. Заносить данные в таблицу:
Дата | Время | Что делал (а) |
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №2 «Как научиться беречь время»
Цель: показать учащимся важность правильной организации учебного времени, познакомить с примерным режимом дня, научить экономить время.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Сообщение темы и целей занятия
- Знакомство с планом занятия
- Анализ домашнего задания – учитель знакомиться с таблицами детей и констатирует, что не все умеют беречь своё время, многие расходуют его впустую, а не на полезные и интересные дела.
- Беседа о важности экономии времени:
- Зачем надо экономить время (время течет только в одном направлении – к будущему, его нельзя остановить или вернуть)
- Время – ваше бесценное богатство (что можно сделать за минуту, час, день)
- Ваше время – в ваших руках (почему в школе мы успеваем очень многое сделать, а дома за это же время, успеваем сделать гораздо меньше)
- Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт.
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минут
И очень краткие часы.
С. Я. Маршак
- Рассказ о режиме дня:
- Значение режима дня
- Правила составления режима дня
- Правила соблюдения режима дня
- Примерный режим дня для учащихся 2 смены
Пробуждение Зарядка, водные процедуры Завтрак Выполнение домашних заданий Прогулка на воздухе Обед Сборы в школу Дорога в школу Занятия в школе Дорога из школы Ужин Помощь по дому Свободные занятия Приготовления ко сну Сон | 7.30 7.30 – 8.00 8.00 – 8.30 8.30 – 11.30 11.30 – 12.30 12.30 – 13.00 13.00 – 13.30 13.30 – 14.00 14.00 – 18.45 18.45 – 19.00 19.00 – 19.30 19.30 – 20.30 20.30 – 22.00 22.00 – 22.30 22.30 – 7.30 |
- Любимые дела и дополнительные занятия
- Режим выходного дня
- Домашнее задание – провести тайное наблюдение за любым одноклассником в течении 2 – 3 дней и записать следующие данные:
- Подготовил ли всё необходимое для урока до звонка?
- Опоздал ли на урок?
- Выполнил ли домашнее задание?
- Внимательно ли слушал учителя и ответы товарищей?
- Как вёл себя на уроке?
- Понял ли как выполнять домашнее задание?
Собранный материал сдать классному руководителю за 2 дня до
следующего классного часа.
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №3 «Как вести себя на уроке»
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в школе, кодексом чести школьника, правами и обязанностями учащихся, научить правильной организации труда на уроке.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Анализ собранных учениками материалов (подвести к выводу о том, что многие в классе не умеют работать на уроке)
- Сообщение темы и целей занятия
- Беседа «Как вести себя на уроке»:
- Важность правильной организации учебного труда на уроке
- Правила работы на уроке:
- Готовься к каждому уроку
- Мысленно отвечай вместе с вызванным учеником
- Репетируй дома устные ответы
- Если тебя вызвали к доске
- Внимательно слушай учителя
- Активно участвуй в проводимой учителем беседе
- Выполняй все задания
- Спрашивай, если что – то не понятно
- Всегда записывай домашнее задание в дневник
- Знакомство с кодексами на первом этаже:
- Кодекс учащихся
- Кодекс чести школьника
- Права и обязанности ученика
- Правила поведения учащихся – раздаются детям и приклеиваются в дневник:
- Прилежно учись. Внимательно слушай объяснение чителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания. Не опаздывай на занятия.
- Старательно трудись, участвуй в самообслуживании. Старайся больше узнать о людях труда, их профессиях.
- Принимай активное участие в полезных делах своего класса, школы, в работе ученического самоуправления.
- Оберегай родную природу. Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, своим и чужим вещам.
- Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время: занимайся в кружках, рисуй, читай, слушай музыку, играй с друзьями.
- Соблюдай правила личной гигиены. Ежедневно делай утреннюю гимнастику, занимайся физкультурой.
- Слушай родителей и старших, уважай их.
- Примерно веди себя в школе, в общественных местах, на улице. Выполняй требования работников школы, дежурных учащихся.
- Будь честным, правдивым, внимательным, вежливым. Здоровайся с работниками школы и посетителями, знакомыми, товарищами.
- Домашнее задание – начиная с завтрашнего дня, заполнить таблицу по времени выполнения домашних заданий:
День недели | Время выполнения письменных заданий | Время выполнения устных заданий |
За день до классного часа сдать таблицы учебному сектору, который составляет сводную таблицу для учителя:
Коли чество учеников | Не делали домашние задания | Занимаются в среднем | |||||||
Письменно | Устно | ||||||||
1 ч | 1-2 ч | до 3 ч | 3 ч | 1 ч | 1-2 ч | до 3 ч | 3 ч | ||
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №4 «Как выполнять домашние задания»
Цель: выяснить, как выполняют ученики задания дома, познакомить учащихся с правилами выполнения домашних заданий, показать их важность и необходимость.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Анализ таблицы, представленной учебным сектором о выполнении домашних заданий (см. предыдущее занятие)
- Сообщение темы и целей занятия
- Дискуссия «Для чего нужны домашние задания» по вопросам:
- Для чего учителя задают домашние задания?
- Нужно ли делать уроки дома?
- Много ли задают домашних заданий?
- По каким предметам задают больше всего?
- А по каким совсем не задают?
- Всегда ли вы выполняете домашние задания?
- Сколько времени вы тратите на выполнение домашних заданий?
- Когда вы делаете домашние задания?
- Какие уроки вы делаете сначала, а какие – потом?
- Как вы выполняете устные задания?
- Что делать, если не записал или не понял, как выполнять домашние задания?
- Беседа о правилах выполнения домашних заданий (памятки с правилами приклеиваются в дневник)
Как выполнять домашние задания
- Уроки лучше всего делать в одно и то же время, для учащихся 2 смены – с 10 до 13 часов утра
- Время выполнения домашних заданий – 3 часа: 1,5 часа на письменные задания и 1,5 часа – на устные.
- Устные предметы должны сочетаться с письменными; выполнив задания по какому – то предмету, следует переходить к предмету, менее сходным с предыдущим (например, после математики заняться историей, а после истории – русским языком)
- Ни в кое случае нельзя механически заучивать текст заданного на дом параграфа. Помни: основа запоминания – понимание!
- При подготовке устных заданий репетируй ответ у доски перед зеркалом, это поможет тебе справиться с «синдромом боязни доски»
- Полезно составить план заданного на дом параграфа – это поможет тебе запомнить последовательность и структуру параграфа
- Если не можешь решить задачу, отложи ее на некоторое время и займись другим предметом. Возможно, что потом задача решится легче.
- Проверь выполненные домашние задания – это поможет тебе устранить допущенные ошибки.
- Рассказ учителя о необходимости сосредоточенно и внимательно выполнять все заданные на дом задания, нельзя отвлекаться.
Серёжа взял свою тетрадь –
Решил учить уроки:
Озёра начал повторять
И горы на востоке.
Но тут как раз пришёл монтёр,
Серёжа начал разговор
О пробках, о подлодке.
Через минуту знал монтёр,
Как надо прыгать с лодки.
Но вдруг увидел он в окне,
Что двор сухой и частый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.
Он отложил свою тетрадь –
Озёра могут подождать.
Он был, конечно, вратарём,
Пришёл домой не скоро.
Часам, примерно, к четырём
Он вспомнил про озёра.
Но тут Алёша, младший брат,
Сломал Серёжин самокат.
Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И прокатился кстати.
Но вот Серёжина тетрадь
В десятый раз открыта.
– Как много стали задавать! -
вдруг он сказал сердито. –
сижу над книжкой до сих пор
и всё не выучил озёр!
- Домашнее задание – анкетирование учащихся (за 2 – 3 дня до следующего занятия или в конце этого)
- Любишь ли ты читать книги?
- Какие именно книги ты предпочитаешь читать?
- Сколько примерно книг ты прочитываешь за месяц?
- Как ты выбираешь книги для чтения?
- Где берёшь книги для чтения?
- Как быстро ты читаешь?
- Делаешь ли какие – либо записи во время или после чтения?
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №5«Как работать с книгой»
Цель: познакомить учащихся с правилами работы с книгой и учебником, показать значение книг в учёбе.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Анализ анкетирования (см. предыдущее занятие)
- Сообщение темы и целей занятия
- Рассказ классного руководителя о значении книг в жизни человека:
- Книга – главный источник знаний
- Книги бывают разные
- Книги для души и учёбы
- Учебник – главная книга школьника
- Беседа о любимых книгах: несколько учащихся по желанию рассказывают о своей любимой книге.
- Знакомство с правилами работы с книгой – раздача и обсуждение памяток:
Как читать книгу
- Лучше читать немного, но основательно
- Составь план чтения, перечислив в них книги, которые ты хочешь прочитать.
- Для предварительного знакомства с книгой просмотри данные, приведённые на её титульной странице, аннотацию, оглавление, предисловие, заключение.
- Старайся глубже понять содержание книги, для этого выдели главную мысль и следи, как она раскрывается и обосновывается
- В ходе чтения применяй различные приёмы записи: цитаты, выписки, план, тезисы, конспект.
- Встретив в книге незнакомое слово, обязательно узнай, что оно означает; для этого пользуйся словарями, энциклопедиями, справочниками
- Прочитав книгу, подумай, чему новому она тебя научила.
- Домашнее задание – разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана.
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №6 «Как работать со справочной литературой»
(библиотечный урок, проводит Чебыкина П. П.)
Цель: познакомить учащихся с библиотечным фондом школы по справочной литературе, показать многообразие справочников, энциклопедий и словарей, научить работать со справочной литературой.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Сообщение темы и целей занятия
- Представление заведующей школьной библиотеки
- Беседа о справочной литературе (проводит библиотекарь):
- Что такое справочная литература?
- Какие бывают справочники, энциклопедии и словари?
- Многообразие справочников, энциклопедий и словарей.
- Библиотечный фонд школы справочной литературы.
- Знакомство с правилами работы со справочной литературой (проводит библиотекарь).
- Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по работе со справочной литературе между командами (проводит библиотекарь).
- Подведение итогов библиотечного урока, награждение победителей, вручение грамоты.
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №3 «Как развивать память»
Цель: познакомить учащихся с понятием «память» и её основными характеристиками, проверить слуховую и зрительную память, научить основным правилам тренировки памяти.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Сообщение темы и целей занятия
- Беседа «Что такое память»:
- Память – это способность нашего мозга сохранять различные сведения им воспроизводить их.
- Основные характеристики памяти:
- Объём – количество материала, которое способен запомнить человек.
- Точность – способность безошибочно воспроизвести материал.
- Долговременность – длительность сохранения материала в памяти.
- Оперативность – способность вспомнить материал в нужный момент.
- Виды памяти:
- По времени:
- Кратковременная
- Долговременная
- По запоминанию:
- Осмысленная
- Механическая
- По содержанию:
- Образная
- Смысловая
- По органам чувств:
- Зрительная
- Слуховая
- Двигательная
- Проверка зрительной памяти: внимательно прочитай слова на доске в течение 20 секунд. Запиши слова по порядку, в котором ты их запомнил.
- Зима
- Заповедник
- Малина
- Ответ
- Буфет
- Магазин
- Василёк
- Анализ
- Ежевика
- Водопровод
Взаимопроверка результатов:
- Слово записано правильно и по порядку – 10 баллов
- Слово правильное, но записано не по порядку – 5 баллов
- Слово неправильное – 0 баллов
Интерпретация:
- 90 – 100 баллов – отличная память
- 75 – 85 баллов – очень хороша память
- 50 – 70 баллов – хорошая память
- 30 – 45 баллов – удовлетворительная память
- 0 – 25 баллов – плохая память
- Проверка слуховой памяти: аналогично проверке зрительной памяти, но слова произносятся на слух.
- Снег
- Ветер
- Телескоп
- Велосипед
- Химия
- Экскаватор
- Воспитатель
- Дневник
- Ручка
- Автомат
Проверка и интерпретация такие же, как и в проверке зрительной
памяти.
- Правила тренировки памяти – беседа с раздачей памяток:
- Ставь цель запомнить надолго.
- Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.
- Заучивай с желанием знать и помнить.
- Тренируй внимание и наблюдательность.
- Вспоминая предмет, вспоминай его детали.
- Начинай повторять до того, как материал начал забываться.
- Заучивай и повторяй небольшими частями, лучше учить по 1 часу 7 дней, чем 7 часов подряд в 1 день.
- Память любит разнообразие – после математики лучше учить историю, после химии – литературу.
- Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.
- Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
- Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.
- Домашнее задание – выполнение заданий для тренировки памяти:
- Игра с календарём. Закрой глаза и поставь палец на какое-нибудь число прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число и попробуй вспомнить весь этот день в деталях.
- Соверши экскурсию в своё прошлое. Вспомни последнюю неделю и все события в деталях, которые произошли на этой неделе. Затем – последний месяц, а потом – последний год.
- Выучи и запомни дни рождения твоих родных, близких, одноклассников и друзей.
- Повесь в комнате листок с написанными парами слов. Постарайся запомнить слова попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.
- Пилот – посадка
- Мостовая – асфальт
- Гамма – струна
- Бемоль – клавиша
- Пропеллер – тротуар
- Кабан – подметка
- Лиса – каблук
- Рысь – шнурок
- Локомотив – бульдозер
- Шлагбаум – парапет
- Фиалка – пшеница
- Роза – ячмень
- Ландыш – клевер
- Биохимия – алхимия
- Астрономия – звёзды
Предварительный просмотр:
Цикл классных часов «Учись учиться»
Классный час №3 «Тренировка внимания»
Цель: познакомить учащихся с понятием «внимание» и её основными свойствами, показать значение внимания в учебном процессе научить основным правилам тренировки памяти.
Х О Д К Л А С С Н О Г О Ч А С А
- Вступительное слово классного руководителя:
- Приветствие учащихся
- Сообщение темы и целей занятия
- Беседа «Что такое внимание»:
- Внимание – это процесс сознательного, полусознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.
- Основные свойства внимания:
- Объём – количество запоминаемого и воспроизводимого материала.
- Концентрация – свойство, выражающееся полной поглощённостью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека.
- Устойчивость – способность долгое время быть сосредоточенным на определённом предмете или на одном и том же деле.
- Распределение – свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно.
- Переключение – сознательное перемещение с одного предмета на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой.
- Значение внимания в учебном процессе
- Тренировка объёма внимания – задание: внимательно посмотри на какой-либо предмет, дом, лицо и т. д. затем попытайся воспроизвести его в воображении с максимальной точностью. Потом сравни результат с реальным предметом. Тренируйся везде, где только возможно: на улице, в автобусе, на перемене, дома.
- Тренировка концентрации внимания – задание: посмотри на кончик своего пальца очень внимательно в течение 3 – 4 минут подряд. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Выполняй это упражнение ежедневно.
- Тренировка устойчивости внимания – задание: читай заведомо неинтересную книгу, но при этом поставь перед собой задачу – найти в ней что-то интересное.
- Тренировка распределения внимания – задание: считай вслух от 1 до 20 и одновременно пиши числа от 20 до 1 на бумаге и наоборот.
- Тренировка переключения внимания – задание: попробуй одновременно читать 2или даже 3 разные книги (по 15 секунд на каждую). Возьми книги, близкие по содержанию.
- Правилами сосредоточенной работы – беседа с раздачей памяток:
- Необходимо создать соответствующую обстановку. Важную роль играют внешние факторы: хорошее освещение, удобная поза, порядок на рабочем столе и относительная тишина.
- Необходимо делать короткие перерывы на 5 – 10 минут через каждый час любой умственной работы. В это время рекомендуется сделать несколько физических упражнений, зарядку для глаз или просто отдохнуть.
- Не надо работать в полной тишине. Звуковой фон необходим: тихая музыка, пение птицу за окном и даже небольшой шум за окном не только не мешают, а даже способствуют лучшему сосредоточению.
- Использую наиболее благоприятные периоды времени для умственной работы, а именно в 5, 11, 16, 20 и 24 часа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Учитесь на здоровье!" 5-6 класс
Статистика говорит, что почти 90% детей заканчивают школу с целым "букетом" болезней. Инас волнует проблема, как сохранить здоровье....
Интегрированный классный час "Учимся вежливости"
Проводился в рамках недели иностранного языка в 5 классе....
Классный час "Учись учиться"
Классный час "Учись учиться" для 6 класса...
Классный час "Учись учится"
Классный час рассчитан на 5-6-еклассы. Одна из главных задач сосоит в развитии внимания,умственных и творческихспособностей учащихся, проявления интетреса к учебе. Прилагается презентация....
Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"
План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...
Классный час "Учись учиться"
познакомить учащихся класса с понятием НОТ и его значением в жизни школьника; обсудить трудности учебной деятельности и помочь учащимся найти выход из трудных жизненных ситуаций; определить причины не...
Классный час «Учись учиться!» 5 класс
Цель: научить детей рационально распределять свое время, датьрекомендации о том, как научиться учиться; создать условия для формирования интеллектуальных и общекультурных компетенций учащихся, способс...