Классный час "Найди себя"
классный час (9 класс) на тему

Курочкина Александра Алексеевна

Данный классный час можно провести в рамках профориентационной работы. Он поможет классным руководителям сориентировать учащихся при выборе своей будущей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час: "Найди себя"33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: НАЙДИ СЕБЯ

(для 9  класса)

Цель: расширить знания учащихся о профессиях и оценка их профессиональных возможностей

Ход классного часа:

Вступительное слово

Классный руководитель: скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал такой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего- в мире более 55 тысяч профессий! В России согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более 7000 названий профессий (слайд 1). Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Классный руководитель: каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Тогда сегодня у вас будет возможность ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Ну а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово “профессия”? (учащиеся дают свои ответы).

Слово “профессия” от латинского слова profetereu (профетерий) – означающий: говорить, объявлять, заявлять дело.

По словарю Ожегова «профессия- основной род занятий, трудовой деятельности» (слайд 2).

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

А чтобы человеку было легче ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предметов труда:

1. «Человек-природа».

2. «Человек-техника».

3. «Человек-человек».

4. «Человек- знаковая система».

5. «Человек- художественный образ».

Сейчас вы будете работать в группах (дети объединяются в группы). Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа. (первая группа- 1 и 2 тип профессий, вторая группа- 3 и 4 тип, третья группа- 5 тип).

Время истекло. Интересно, много ли профессий вы подобрали к каждому типу. Слушаем ответы.

Примерные ответы:

-ветеринар, агроном, зоотехник, эколог, охотовед.

-водитель, слесарь, инженер,  летчик, машинист, сантехник.

-учитель, врач, журналист, продавец, воспитатель, парикмахер.

-бухгалтер,  ученый, экономист,  математик, программист.

-художник, актер,  артист,  дизайнер,  скульптор, поэт.

Классный руководитель: молодцы! А теперь сравниваем ваши ответы с вариантами профессий, показанных на слайде (слайд 3).

Психологический блок «Я и мой тип профессии»

Классный руководитель: а теперь я предлагаю вам выполнить 2 теста: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда и Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова с целью узнать, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.

Каждому учащемуся раздаю методики и листочки. После выполнения методик, проводим вместе обработку своих результатов. Зачем чтение интерпретаций полученных данных.

Для вас также заранее оформлен стенд  о средних и высших учебных заведениях в Республике Коми, в которых мы можете получить образование по интересующей вас профессии.

Заключительная беседа

Классный руководитель: есть в русском языке хорошее выражение- «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы учащихся:

-узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

-узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

-найти применение своих талантов.

-найти свое признание.

Классный руководитель: найти себя- значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (дети высказывают свои мнения).

Действительно, поиски себя- это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь,  чего хочешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.

На этом классный час закончен. Спасибо за внимание!

Приложения

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда:
1. Человек — природа.
2. Человек - техника.
3. Человек — человек.
4. Человек — знаковая система.
5. Человек — художественный образ.
Стимульный материал к опроснику ДДО


Ухаживать за животными


Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)


Помогать больным людям


Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин


Следить за качеством книжных илюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок


Следить за состоянием, развитием растений


Обрабатывать материалы (дерево, металл, пластмассу и.т.п.)


Доводить товары до потребителя (рекомендовать, продавать)


Обсуждать научно-популярные книги, статьи


Обсуждать художественные книги (пъесы, концерты)


Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)


Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий 9трудовых, учебных, спортивных)


Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)


Уплавлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.


Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения ( в справочном бюро, на экскурсии)


Оформлять выставки, витрины или учавствовать в подготовке пьес, концертов 


Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище


Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а
Лечить животных

10б
Выполнять вычисления, расчеты

11а
Выводить новые сорта растений

11б
Консультировать, проэктировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома), продукты питания

12а
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12б
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13б
Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а
Обслуживать, налаживать медецинские приборы, аппараты

14б
Оказывать людям медецинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и.т.п.

15а
Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а
Делать лабораторные анализы в больнице

16б
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечене

17а
Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

17б
Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а
Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, туристические походы и.т.п.)

18б
Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду) строить здания

19б
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20б
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)


Лист ответов ДДО
Фамилия, имя ученика ______________________________________________
Класс ______ Школа __________ Дата _____________________

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

19б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е+ =

Е- =

Е- =

Е- =

Е- =

Е- =

Пе =

Ее =

ЗСе =

ЗСе =

ХОе =

«Профессиональный тип личности» Дж. Голланда

Инструкция к тесту

Из каждой пары профессий выберите одну, наиболее привлекательную для вас и запишите на бланке для ответов: номер вопроса и вариант (А или Б) профессии, которую вы выбрали.

Тестовый материал

Вариант А

Вариант Б

1

Автомеханик

Физиотерапевт

2

Специалист по защите информации

Логистик

3

Оператор связи

Кинооператор

4

Водитель

Продавец

5

Инженер-конструктор

Менеджер по продажам

6

Диспетчер

Дизайнер компьютерных программ

7

Ветеринар

Эколог

8

Биолог-исследователь

Фермер

9

Лаборант

Дрессировщик

10

Агроном

Санитарный врач

11

Селекционер

Заготовитель сельхозпродуктов

12

Микробиолог

Ландшафтный дизайнер

13

Массажист

Воспитатель

14

Преподаватель

Предприниматель

15

Администратор

Режиссер театра и кино

16

Официант

Врач

17

Психолог

Торговый агент

18

Страховой агент

Хореограф

19

Ювелир-гравер

Журналист

20

Искусствовед

Продюсер

21

Редактор

Музыкант

22

Дизайнер интерьера

Экскурсовод

23

Композитор

Арт-директор

24

Музейный работник

Актер театра и кино

25

Верстальщик

Гид-переводчик

26

Лингвист

Антикризисный управляющий

27

Корректор

Художественный редактор

28

Наборщик текстов

Юрисконсульт

29

Программист

Брокер

30

Бухгалтер

Литературный переводчик

Ключ к тесту

Как работать с ключом к тесту?

Каждая профессии в тестовом материале соответствует одному из шести типов личности. В ключе указано, какая именно профессия какому типу личности соответствует. Например, на вопрос №1 респондент выбирает "вариант А". Как видно из ключа, эта профессия соответствует Реалистическому типу личности. Добавляем один балл в пользу Реалистического типа личности. Если бы он выбрал "вариант Б" , то в соответствии с Ключом к тесту, нужно было бы добавить один балл в пользу Социального типа личности.

Обобзначения в ключе соответствуют первой букве типа личности: Р – Реалистический, С- Социальный и т.п.

Обработка результатов теста

  • 8-10 баллов – ярко выраженный тип;
  • 5-7 баллов – средне выраженный тип;
  • 2-4 баллов – слабо выраженный тип.

Наибольшее количество баллов указывает на доминирующий тип. В чистом виде эти профессиональные типы встречаются редко – обычно можно говорить только о преобладающем типе личности. Выбирая профессию, необходимо учитывать свой профессиональный тип. Если профессия не соответствует вашему типу личности, работа будет даваться вам ценой значительного нервно-психического напряжения.

Интерпретация результатов теста

1. Реалистический тип (Р)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощутимы и реальны – их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.

Близкие типы: интеллектуальный и офисный.

Противоположный тип: социальный.

Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать. Шенк

2. Интеллектуальный (И)

Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: реалистический и артистический.

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам. М.Ларни

3. Социальный (С)

Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте.

Близкие типы: артистический и предпринимательский.

Противоположный тип: реалистический.

Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач.В.Бехтерев

4. Офисный (О)

Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений.

Близкие типы: реалистический и предпринимательский.

Противоположный тип: артистический.

Офис может работать без шефа, но не без секретаря. Дж.Фонда

5. Предпринимательский (П)

Люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Близкие типы: офисный и социальный.

Противоположный тип: исследовательский.

Специальность налетчика куда менее заманчива, чем смежные с ней профессии политика или биржевого спекулянта. О.Генри

6. Артистический (А)

Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Сотвори в себе солнце"

Классный час проводится в 4 классе.Цель данного мероприятия: показать детям важность и осмысленность своих поступков, их влияния на окружающих людей, воспитание духовно-нравстенного человека. Мероприя...

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Формирование ответственности у пятиклассника за себя и весь классный коллектив в целом»

"Если  классный руководитель, сделаетвсё от него зависящее для того, чтобы вверенный емукласс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием бу...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"

Эссе классного руководителя о себе на конкурс "Самый классный классный"...

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...