Мастер - класс
опыты и эксперименты на тему

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.rar743.3 КБ

Предварительный просмотр:

   

      СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

Педагогический совет                                                         Директор МБОУ «СОШ №23»

Протокол №___ от _____2011г                                           _____________А.З. Шакирзянова

Зам. директора по ВР _____Е.Ф. Никифорова                  _____          ____________2012г.

                                                                                     

ПРОГРАММА  

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

7Б класс

НА 2011-2015 г.г.


г. Казань

2011

Содержание:

  1. Пояснительная записка.

- Введение.

- Обоснование актуальности Программы.

          - Цель и задачи.

  1. Основные направления Программы.
  2. Механизм реализации Программы.
  3. Содержание деятельности.

IV.1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №23»

IV. 2. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию МБОУ Ожидаемые результаты.

  1. Оценка эффективности Программы.
  2. Контроль исполнения Программы.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Введение

Программа гражданско-патриотического воспитания является составной частью Проекта перспективного развития МБОУ «СОШ №23» на 2011 – 2015 годы.

Понятийный аппарат:

Патриот - это человек, проникнутый патриотизмом.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Таким образом, патриотическое воспитание - это работа с молодежью, направленная на то, чтобы вырастить новое поколение людей знающих историю своего Отечества, гордящихся ею, людей  высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, горячо любящих свою Родину.

 Обоснование актуальности Программы

«Важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

  События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на  сознание большинства детей и подростков,  снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

В условиях преодоления нашей страной последствий мирового экономического кризиса, изменения условий и уровня жизни населения особую остроту приобретает проблема воспитания детей и подростков.   Стремление подрастающего поколения к неформальному общению, к его многообразным формам возрастает. Это признается нашими и международными специалистами как мировая тенденция развития социальной активности молодёжи. Поэтому Организация Объединенных Наций в «Конвенции о правах ребенка» наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права подростков на их активное участие в жизни общества.

Сложившаяся система рыночных отношений потребовала формирования особого типа личности, характеризующегося гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью. Воспитание подобных  гражданских качеств – одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к каждому человеку.  

На сегодняшний день наблюдается пренебрежительное отношение части подрастающего поколения  к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Это связано с тем, что, во-первых, массово распространена через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу низкопробная информационная продукция, пропагандирующая, в основном, праздный образ жизни, насилие и жестокость, и никак не осуждающая преступность. Во-вторых, отсутствует система в проведении массовых дел, смотров, конкурсов, акций гражданско-патриотической направленности.

        Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в осуществлении патриотического воспитания, основные направления которого  заложены в Конвенции о правах ребенка, Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" 2010 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программе  «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».

Цель и задачи

Основная цель программы: 

 Совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения этой цели в процессе учебно-воспитательной работы

необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствовать систему духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • повышать качество духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • развивать традиции патриотического, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;
  • формировать принципы здорового образа жизни у детей и подростков;
  • внедрять инновационные форм и направления воспитательной работы;
  • способствовать усилению роли семьи в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей;
  • формировать патриотические чувства и сознания обучающихся на основе  сохранения и развития чувства гордости за свою страну;
  • создавать условия для повышения педагогического мастерства педагогов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;

II.  Основные направления  Программы

  • Построение  эффективной модели воспитательной системы Центра.
  • Совершенствование  направлений и форм организационно-массовой работы с детьми и подростками района.
  • Создание центра детских инициатив и музейной экспозиции «Я теперь вспоминаю как песню».
  • Методическое обеспечение гражданско-патриотического воспитания

Механизм реализации программы.

Программа реализуется классным руководителем  МБОУ «СОШ №23» по двум составляющим:

  • Гражданско-патриотическое  воспитание обучающихся Центра
  • Партнерское сотрудничество школы с Центрами  по вопросам гражданско-патриотического  воспитания.

В  основе системы организации педагогической деятельности классного руководителя лежит проектно-модульный принцип, который позволяет:

  1. Программировать деятельность с учетом дальней перспективы и зоны ближайшего развития субъекта (либо объекта) деятельности.
  2. Представлять определенный временной отрезок деятельности как законченный проект, позволяющий планировать и анализировать определенные конкретные результаты.
  3. Интегрировать деятельность педагогов и  детских коллективов для реализации проекта.
  4. Оперативно реагировать на потребности социального заказа и изменение условий деятельности с целью достижения оптимального положительного результата.

IV. Содержание деятельности.

IV. 1 Гражданско-патриотическое  воспитание обучающихся класса

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся проводится через:

  • традиционные, коллективно-творческие  дела класса, отраженные в программе воспитания:
  • день матери и день пожилого человека,
  • конкурс «Вперед мальчишки»,
  • Масленица,  
  • концерты и выставки «Мама – солнышко моё» (К Международному женскому дню),
  • выставка «Этот день мы приближали  как могли» (9мая),
  • месячник защитников Отечества.
  • повышение педагогического мастерства классного руководителя, через:
  • систему педагогической учебы, круглых столов и мастер - классов,
  • внедрению в практику новых педагогических технологий,
  • обобщение передового опыта работы по системе воспитательной работы.
  • вовлечение родителей в воспитательный процесс класса:
  • совместные дела, праздники, выставки, экскурсии и походы;
  • родительские собрания «Развитие воспитательного потенциала семьи в формировании гражданственности, патриотизма и общественной активности детей;
  • встречи с родителями, дедушками и бабушками обучающихся в процессе создания музейной экспозиции.
  • реализацию раздела  «Воспитательная работа», составными частями которых являются проекты:

 

Проект «Я теперь вспоминаю, как песню»

         Цель:  создание в классе детских инициатив и музейной экспозиции «Я теперь вспоминаю  как песню» к 90-летию со дня основания Всесоюзной пионерской организации.

         Задачи: содействовать реализации детских самодеятельных инициатив через социальное партнерство с городским отделением Российского Детского фонда и Российским Союзом молодежи.

            Содержание деятельности:

  • Поисково-краеведческая работа, направленная на создание музейного фонда.
  • Встречи с ветеранами пионерского движения.
  • Творческие конкурсы  «Пионерия в жизни моей семьи» (сочинения, авторские стихи, интервью, фото и видеоматериалы, работы в жанрах эссе).
  • Поиск и внедрение эффективных форм активного включения подростков  разных групп в  социально-значимую деятельность.
  • Создание и развитие деятельности детских общественных объединений через систему дополнительного образования.
  • Участие детских объединений Центра в 14 Международном фестивале «Детство без границ»  Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).
  • Участие в программах деятельности Российского союза молодежи, Екатеринбургского отделения Российского детского фонда, городского волонтерского отряда.

     Предполагаемые результаты: создание музея, объединяющего детей и подростков на основе интереса к истории детских  организаций, общественно-значимой деятельности.  Внедрение в деятельность музея инновационного подхода с использованием новейших информационных технологий, в результате чего обучающиеся на основе анализа краеведческого материала,  получат возможность сделать его достоянием широкой аудитории детей и молодежи.

Проект «Я и Я»

 Цель: формирование гражданского отношения к себе.

Задачи: формирование у обучающихся правосознания и понимания сущности сознательной дисциплины и гражданско–правовой культуры поведения, ответственности, точности при соблюдении правил поведения; формирование потребности к гражданскому самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств; развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала.

Предполагаемые результаты: повышение уровня самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия,  доброжелательности, способности к сопереживанию,  формирование основ гражданского мышления и навыков правопослушного поведения.

Проект «Я и семья»

Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи: формирование у обучающихся понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; развитие гражданского отношения к своей семье, уважительных отношений к членам своей семьи;  воспитание семьянина, любящего своих родителей.

Предполагаемые результаты: сформировано представления о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представления о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать, сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье, знание родословной своей семьи.

Проект «Я и другие люди»

       Цель:  развитие потребности в социально-ориентирванной деятельности; поддержка детских инициатив через содействие стремлению обучающихся к социально-ориентированной и общественно-направленной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов окружающих людей.

Задачи: создание условия для саморазвития обучающихся и повышения их социальной активности; организация  деятельности обучающихся на общественно-значимую деятельность;  предупреждение правонарушений и безнадзорности.        

Предполагаемые результаты:  развитие навыков самостоятельной работы при организации социально значимых дел, умений общения, выявления   проблем   в   собственном   коллективе и ближайшем окружении,

нахождение путей их решения, осуществление рефлексии в оценке поступков и действий;  оказание помощи людям.

Проект «Я и Центр»

Цель: формирование гражданского отношения внутри класса.

Задачи: осознание принадлежности к коллективу, студии, секции, объединению, классу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; к созданию атмосферы товарищества в коллективе; развивать познавательную активность, формировать готовность обучающихся к сознательному выбору профессии; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность обучающихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.

Предполагаемые результаты: осознание обучающимися выполнения роли хозяина в классе (Класс - твой дом и ты хозяин в нем), поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Проект «Я – Родина»

Цель: формирование гражданского отношения к малой Родине.

Задачи: развивать любовь к своему родному краю, его прошлому и настоящему; приобщать обучающихся к участию в жизни города; воспитывать любовь к своему городу, уважение к традициям и жителям.

Предполагаемые результаты: обучающиеся должны знать историю родного края, заботиться и принимать участие в жизни своего Кировского района, города, уважать традиции и жителей своего города. Использование в образовательной деятельности произведений искусства и литературы для формирования патриотического сознания обучающихся.

Проект «Я и культура»

Цель: формирование позитивного, творческого отношения к достижениям культуры.

Задачи: воспитать у обучающихся чувство прекрасного, развить их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы и понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемые результаты: развитие умения видеть прекрасное в окружающей жизни,  участие в творческих делах Центра, смотрах и конкурсах различных уровней.

Проект   «Я и мое здоровье»

       Цель:  формирование, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся.

Задачи: формирование у обучающихся представлений о физическом,  

психическом  и нравственном здоровье; развитие потребности у обучающихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Предполагаемые результаты: здоровье обучающихся не ухудшается;

большинство обучающихся заинтересованы в поддержании  здорового  образа жизни; педагоги грамотно и ответственно решают вопросы  сохранения здоровья детей.

Проект «Я - Гражданин»

Форма организации проекта: районный фестиваль учащихся 6-х классов ОУ района «Я — Гражданин».

Фестиваль проводится с целью   активизации работы по формированию патриотических чувств, гражданского самосознания, общественно необходимой нравственной ориентации и активной жизненной позиции молодежи посредством популяризации знаний об истории родной страны, о государственной символике России, формирования и развития интереса к чтению лучшей отечественной и краеведческой литературы; а так же в целях создания в образовательном пространстве Кировского района благоприятных условий для осуществления совместной творческой деятельности учащихся 6 классов, укрепления их межличностных отношений, формирования навыков творческого сотрудничества в коллективе класса.

Задачи:

1. Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в классе, ориентированной на становление и развитие личности:

  • готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
  • свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
  • любящей свою семью, школу, край, Россию;
  • личности культурной, нравственной.

2. Поддержка  инноваций участников образовательного процесса, способствующих совершенствованию воспитательной работы.

3. Укрепления и развития взаимодействия и сотрудничества с предприятиями, учреждениями и   общественными организаций в области патриотического воспитания молодежи;

4. Создание условий для творческой самореализации подростков.

Содержание деятельности:

        Регламентируется положением о проведении фестиваля.

Планируемые результаты:

  • Развитие творческих способностей и возможностей обучающихся.
  • Сплочение классных коллективов.

   

Проект «Познай себя»

Цель: Создание условий для познаний ребенком себя, мира коммуникаций и взаимоотношений со сверстниками.

Задачи:

  1. Развитие активности, инициативности, самостоятельности суждений.
  2. Формирование адекватной самооценки;
  3. Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.

Содержание деятельности:

Проект состоит из 3 блоков: коммуникативный блок, блок эмоциональной сферы, блок принятия себя. Каждый из этих блоков является самоценным. При желании ребенком может быть пройден 1 или 2 из этих блоков, однако наибольшей эффективности в достижении намеченных целей можно достигнуть, пройдя весь комплекс блоков, так как они представляют собой единую систему упражнений, объединенных в тренинг. В конце каждого блока предусмотрен мастер-класс, соответствующий тематике блока и являющийся логическим завершением определенного этапа.

Планируемые результаты:

  1. Участие в данном проекте поможет ребенку познать свой внутренний мир, больше узнать о своих возможностях, что позитивно скажется на его самооценке. Ребенок научиться слушать других детей, договариваться с ними, оформлять и отстаивать свою точку зрения.
  2. Проект способствует сплоченности детского коллектива, помогает каждому ребенку найти в коллективе свое место.

Проект «Я могу больше»

Цель: Оказание методической и практической помощи ОУ в подготовке учащихся коррекционных классов к участию в районном фестивале «Мы можем больше».

Задачи:

  • Содействие повышению самооценки учащихся за счет удовлетворения потребности в признании и содержательном общении.
  • Создание условий для творческого и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Партнеры проекта: Екатеринбургское  отделение Российского Детского Фонда.

Содержание деятельности:

  • Вовлечение обучающихся коррекционных классов (детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации)  в детские коллективы Центра.
  • Организация культурно-просветительской деятельности для данного контингента детей.
  • Подготовка к участию в финальных мероприятиях районного фестиваля «Я могу больше»  через занятия в  детских объединениях, студиях.
  • Вовлечение детей данной группы в социально-значимую культурно-просветительскую деятельность.
  • Психолого-педагогическое отслеживание уровня развития детей, занимающихся по программам Центра.

Планируемые результаты:

  • Повышение уровня самооценки обучающихся, развитие их творческих способностей.
  • Подготовка театрализованного выступления для участия в финальной части районного фестиваля «Я могу больше».
  • Установление партнерских взаимодействий с ОУ района, осуществляющих обучение по коррекционным программам.

  Направление «Информационно-методическое»

  1.  Проект «Ресурсный центр»

Цель:  повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, классных руководителей  на основе современных концепций воспитания.

Задачи:

  1. Создание условий, способствующих осознанию важности организации воспитательной работы на основе поддержки детской инициативы и сопровождения учащегося.
  2. Расширение информационно-методологической компетентности педагогов в области современных концепций и технологий воспитания.

Содержание деятельности:

  1.  1. Организация и проведение регулярной учебы классных руководителей по проблеме: «Организация педагогического взаимодействия в образовательном процессе».
  2.  2. Проведение теоретических и практических семинаров, мастер-классов по основным направлениям деятельности Центра.

Планируемые результаты:

На уровне педагога:

                             - активное внедрение в практику проектов педагогической поддержки и

со                        сопровождения детской инициативы в классе.

         На уровне образовательного учреждения:

- создание условий для системного комплексного построения

воспитательного процесса в  рамках учебного класса;

- сплочение классных коллективов  через участие в социально-значимой творческой   деятельности.

де                

V. Ожидаемые результаты

Конечным результатом реализации данных проектов, реализуемых в рамках реализации Программы гражданско-патриотического воспитания  должно стать:

  • развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания;
  • воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;
  • формирование ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка;
  • повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации участников Программы:

VI. Оценка эффективности Программы

Важнейшим условием эффективности Программы является постоянный анализ ее состояния.

        Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе  использования системы объективных критериев, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.

Они представлены духовно — нравственными количественными параметрами.

Духовно-нравственные параметры:

  • повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающимися;
  • повышение интереса к историческому прошлому города, области и страны;
  • утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
  • уровень реализации творческого потенциала  обучающихся  в области патриотического воспитания;
  • отсутствие негативных явлений в среде обучающихся, увеличение их социальной активности

Количественные параметры – это:

  • процент участия детей  в мероприятиях по ПВ;
  • отношение детей к реалиям жизни класса, к классу, к педагогу, своему детскому объединению, проводимым делам;
  • участие обучающихся и педагогов в делах и конкурсах по гражданско-патриотической тематике различных уровней;
  • проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.

VII. Контроль исполнения Программы

 − Постоянный контроль  за выполнением Программы гражданско-патриотического  воспитания  осуществляет Педагогический совет  школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...