Мастер - класс
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогический совет Директор МБОУ «СОШ №23»
Протокол №___ от _____2011г _____________А.З. Шакирзянова
Зам. директора по ВР _____Е.Ф. Никифорова _____ ____________2012г.
ПРОГРАММА
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
7Б класс
НА 2011-2015 г.г.
г. Казань
2011
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Введение.
- Обоснование актуальности Программы.
- Цель и задачи.
- Основные направления Программы.
- Механизм реализации Программы.
- Содержание деятельности.
IV.1. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся МБОУ «СОШ №23»
IV. 2. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию МБОУ Ожидаемые результаты.
- Оценка эффективности Программы.
- Контроль исполнения Программы.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Программа гражданско-патриотического воспитания является составной частью Проекта перспективного развития МБОУ «СОШ №23» на 2011 – 2015 годы.
Понятийный аппарат:
Патриот - это человек, проникнутый патриотизмом.
Патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Таким образом, патриотическое воспитание - это работа с молодежью, направленная на то, чтобы вырастить новое поколение людей знающих историю своего Отечества, гордящихся ею, людей высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, горячо любящих свою Родину.
Обоснование актуальности Программы
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на сознание большинства детей и подростков, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.
В условиях преодоления нашей страной последствий мирового экономического кризиса, изменения условий и уровня жизни населения особую остроту приобретает проблема воспитания детей и подростков. Стремление подрастающего поколения к неформальному общению, к его многообразным формам возрастает. Это признается нашими и международными специалистами как мировая тенденция развития социальной активности молодёжи. Поэтому Организация Объединенных Наций в «Конвенции о правах ребенка» наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права подростков на их активное участие в жизни общества.
Сложившаяся система рыночных отношений потребовала формирования особого типа личности, характеризующегося гражданской культурой, гражданским сознанием и потребностями в гражданской деятельности, чувством гражданского долга, патриотизмом, справедливостью, совестливостью. Воспитание подобных гражданских качеств – одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и дух нации, развить идею государственности, обращенную к каждому человеку.
На сегодняшний день наблюдается пренебрежительное отношение части подрастающего поколения к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей. Это связано с тем, что, во-первых, массово распространена через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу низкопробная информационная продукция, пропагандирующая, в основном, праздный образ жизни, насилие и жестокость, и никак не осуждающая преступность. Во-вторых, отсутствует система в проведении массовых дел, смотров, конкурсов, акций гражданско-патриотической направленности.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение проблем в осуществлении патриотического воспитания, основные направления которого заложены в Конвенции о правах ребенка, Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" 2010 г, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Цель и задачи
Основная цель программы:
Совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в процессе учебно-воспитательной работы
необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать систему духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- повышать качество духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
- развивать традиции патриотического, нравственного и эстетического воспитания обучающихся;
- формировать принципы здорового образа жизни у детей и подростков;
- внедрять инновационные форм и направления воспитательной работы;
- способствовать усилению роли семьи в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей;
- формировать патриотические чувства и сознания обучающихся на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну;
- создавать условия для повышения педагогического мастерства педагогов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
II. Основные направления Программы
- Построение эффективной модели воспитательной системы Центра.
- Совершенствование направлений и форм организационно-массовой работы с детьми и подростками района.
- Создание центра детских инициатив и музейной экспозиции «Я теперь вспоминаю как песню».
- Методическое обеспечение гражданско-патриотического воспитания
Механизм реализации программы.
Программа реализуется классным руководителем МБОУ «СОШ №23» по двум составляющим:
- Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся Центра
- Партнерское сотрудничество школы с Центрами по вопросам гражданско-патриотического воспитания.
В основе системы организации педагогической деятельности классного руководителя лежит проектно-модульный принцип, который позволяет:
- Программировать деятельность с учетом дальней перспективы и зоны ближайшего развития субъекта (либо объекта) деятельности.
- Представлять определенный временной отрезок деятельности как законченный проект, позволяющий планировать и анализировать определенные конкретные результаты.
- Интегрировать деятельность педагогов и детских коллективов для реализации проекта.
- Оперативно реагировать на потребности социального заказа и изменение условий деятельности с целью достижения оптимального положительного результата.
IV. Содержание деятельности.
IV. 1 Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся класса
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся проводится через:
- традиционные, коллективно-творческие дела класса, отраженные в программе воспитания:
- день матери и день пожилого человека,
- конкурс «Вперед мальчишки»,
- Масленица,
- концерты и выставки «Мама – солнышко моё» (К Международному женскому дню),
- выставка «Этот день мы приближали как могли» (9мая),
- месячник защитников Отечества.
- повышение педагогического мастерства классного руководителя, через:
- систему педагогической учебы, круглых столов и мастер - классов,
- внедрению в практику новых педагогических технологий,
- обобщение передового опыта работы по системе воспитательной работы.
- вовлечение родителей в воспитательный процесс класса:
- совместные дела, праздники, выставки, экскурсии и походы;
- родительские собрания «Развитие воспитательного потенциала семьи в формировании гражданственности, патриотизма и общественной активности детей;
- встречи с родителями, дедушками и бабушками обучающихся в процессе создания музейной экспозиции.
- реализацию раздела «Воспитательная работа», составными частями которых являются проекты:
Проект «Я теперь вспоминаю, как песню»
Цель: создание в классе детских инициатив и музейной экспозиции «Я теперь вспоминаю как песню» к 90-летию со дня основания Всесоюзной пионерской организации.
Задачи: содействовать реализации детских самодеятельных инициатив через социальное партнерство с городским отделением Российского Детского фонда и Российским Союзом молодежи.
Содержание деятельности:
- Поисково-краеведческая работа, направленная на создание музейного фонда.
- Встречи с ветеранами пионерского движения.
- Творческие конкурсы «Пионерия в жизни моей семьи» (сочинения, авторские стихи, интервью, фото и видеоматериалы, работы в жанрах эссе).
- Поиск и внедрение эффективных форм активного включения подростков разных групп в социально-значимую деятельность.
- Создание и развитие деятельности детских общественных объединений через систему дополнительного образования.
- Участие детских объединений Центра в 14 Международном фестивале «Детство без границ» Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).
- Участие в программах деятельности Российского союза молодежи, Екатеринбургского отделения Российского детского фонда, городского волонтерского отряда.
Предполагаемые результаты: создание музея, объединяющего детей и подростков на основе интереса к истории детских организаций, общественно-значимой деятельности. Внедрение в деятельность музея инновационного подхода с использованием новейших информационных технологий, в результате чего обучающиеся на основе анализа краеведческого материала, получат возможность сделать его достоянием широкой аудитории детей и молодежи.
Проект «Я и Я»
Цель: формирование гражданского отношения к себе.
Задачи: формирование у обучающихся правосознания и понимания сущности сознательной дисциплины и гражданско–правовой культуры поведения, ответственности, точности при соблюдении правил поведения; формирование потребности к гражданскому самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств; развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала.
Предполагаемые результаты: повышение уровня самосознания, самодисциплины, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, формирование основ гражданского мышления и навыков правопослушного поведения.
Проект «Я и семья»
Цель: формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи: формирование у обучающихся понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены; развитие гражданского отношения к своей семье, уважительных отношений к членам своей семьи; воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Предполагаемые результаты: сформировано представления о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; сформировано представления о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать, сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье, знание родословной своей семьи.
Проект «Я и другие люди»
Цель: развитие потребности в социально-ориентирванной деятельности; поддержка детских инициатив через содействие стремлению обучающихся к социально-ориентированной и общественно-направленной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов окружающих людей.
Задачи: создание условия для саморазвития обучающихся и повышения их социальной активности; организация деятельности обучающихся на общественно-значимую деятельность; предупреждение правонарушений и безнадзорности.
Предполагаемые результаты: развитие навыков самостоятельной работы при организации социально значимых дел, умений общения, выявления проблем в собственном коллективе и ближайшем окружении,
нахождение путей их решения, осуществление рефлексии в оценке поступков и действий; оказание помощи людям.
Проект «Я и Центр»
Цель: формирование гражданского отношения внутри класса.
Задачи: осознание принадлежности к коллективу, студии, секции, объединению, классу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов; к созданию атмосферы товарищества в коллективе; развивать познавательную активность, формировать готовность обучающихся к сознательному выбору профессии; воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; вырабатывать потребность обучающихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья.
Предполагаемые результаты: осознание обучающимися выполнения роли хозяина в классе (Класс - твой дом и ты хозяин в нем), поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Проект «Я – Родина»
Цель: формирование гражданского отношения к малой Родине.
Задачи: развивать любовь к своему родному краю, его прошлому и настоящему; приобщать обучающихся к участию в жизни города; воспитывать любовь к своему городу, уважение к традициям и жителям.
Предполагаемые результаты: обучающиеся должны знать историю родного края, заботиться и принимать участие в жизни своего Кировского района, города, уважать традиции и жителей своего города. Использование в образовательной деятельности произведений искусства и литературы для формирования патриотического сознания обучающихся.
Проект «Я и культура»
Цель: формирование позитивного, творческого отношения к достижениям культуры.
Задачи: воспитать у обучающихся чувство прекрасного, развить их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы и понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемые результаты: развитие умения видеть прекрасное в окружающей жизни, участие в творческих делах Центра, смотрах и конкурсах различных уровней.
Проект «Я и мое здоровье»
Цель: формирование, сохранение и укрепление психологического и физического здоровья обучающихся.
Задачи: формирование у обучающихся представлений о физическом,
психическом и нравственном здоровье; развитие потребности у обучающихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
Предполагаемые результаты: здоровье обучающихся не ухудшается;
большинство обучающихся заинтересованы в поддержании здорового образа жизни; педагоги грамотно и ответственно решают вопросы сохранения здоровья детей.
Проект «Я - Гражданин»
Форма организации проекта: районный фестиваль учащихся 6-х классов ОУ района «Я — Гражданин».
Фестиваль проводится с целью активизации работы по формированию патриотических чувств, гражданского самосознания, общественно необходимой нравственной ориентации и активной жизненной позиции молодежи посредством популяризации знаний об истории родной страны, о государственной символике России, формирования и развития интереса к чтению лучшей отечественной и краеведческой литературы; а так же в целях создания в образовательном пространстве Кировского района благоприятных условий для осуществления совместной творческой деятельности учащихся 6 классов, укрепления их межличностных отношений, формирования навыков творческого сотрудничества в коллективе класса.
Задачи:
1. Создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в классе, ориентированной на становление и развитие личности:
- готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве;
- свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной;
- любящей свою семью, школу, край, Россию;
- личности культурной, нравственной.
2. Поддержка инноваций участников образовательного процесса, способствующих совершенствованию воспитательной работы.
3. Укрепления и развития взаимодействия и сотрудничества с предприятиями, учреждениями и общественными организаций в области патриотического воспитания молодежи;
4. Создание условий для творческой самореализации подростков.
Содержание деятельности:
Регламентируется положением о проведении фестиваля.
Планируемые результаты:
- Развитие творческих способностей и возможностей обучающихся.
- Сплочение классных коллективов.
Проект «Познай себя»
Цель: Создание условий для познаний ребенком себя, мира коммуникаций и взаимоотношений со сверстниками.
Задачи:
- Развитие активности, инициативности, самостоятельности суждений.
- Формирование адекватной самооценки;
- Развитие интереса к самопознанию и интереса к другим людям.
Содержание деятельности:
Проект состоит из 3 блоков: коммуникативный блок, блок эмоциональной сферы, блок принятия себя. Каждый из этих блоков является самоценным. При желании ребенком может быть пройден 1 или 2 из этих блоков, однако наибольшей эффективности в достижении намеченных целей можно достигнуть, пройдя весь комплекс блоков, так как они представляют собой единую систему упражнений, объединенных в тренинг. В конце каждого блока предусмотрен мастер-класс, соответствующий тематике блока и являющийся логическим завершением определенного этапа.
Планируемые результаты:
- Участие в данном проекте поможет ребенку познать свой внутренний мир, больше узнать о своих возможностях, что позитивно скажется на его самооценке. Ребенок научиться слушать других детей, договариваться с ними, оформлять и отстаивать свою точку зрения.
- Проект способствует сплоченности детского коллектива, помогает каждому ребенку найти в коллективе свое место.
Проект «Я могу больше»
Цель: Оказание методической и практической помощи ОУ в подготовке учащихся коррекционных классов к участию в районном фестивале «Мы можем больше».
Задачи:
- Содействие повышению самооценки учащихся за счет удовлетворения потребности в признании и содержательном общении.
- Создание условий для творческого и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Партнеры проекта: Екатеринбургское отделение Российского Детского Фонда.
Содержание деятельности:
- Вовлечение обучающихся коррекционных классов (детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в детские коллективы Центра.
- Организация культурно-просветительской деятельности для данного контингента детей.
- Подготовка к участию в финальных мероприятиях районного фестиваля «Я могу больше» через занятия в детских объединениях, студиях.
- Вовлечение детей данной группы в социально-значимую культурно-просветительскую деятельность.
- Психолого-педагогическое отслеживание уровня развития детей, занимающихся по программам Центра.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня самооценки обучающихся, развитие их творческих способностей.
- Подготовка театрализованного выступления для участия в финальной части районного фестиваля «Я могу больше».
- Установление партнерских взаимодействий с ОУ района, осуществляющих обучение по коррекционным программам.
Направление «Информационно-методическое»
- Проект «Ресурсный центр»
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, классных руководителей на основе современных концепций воспитания.
Задачи:
- Создание условий, способствующих осознанию важности организации воспитательной работы на основе поддержки детской инициативы и сопровождения учащегося.
- Расширение информационно-методологической компетентности педагогов в области современных концепций и технологий воспитания.
Содержание деятельности:
- 1. Организация и проведение регулярной учебы классных руководителей по проблеме: «Организация педагогического взаимодействия в образовательном процессе».
- 2. Проведение теоретических и практических семинаров, мастер-классов по основным направлениям деятельности Центра.
Планируемые результаты:
На уровне педагога:
- активное внедрение в практику проектов педагогической поддержки и
со сопровождения детской инициативы в классе.
На уровне образовательного учреждения:
- создание условий для системного комплексного построения
воспитательного процесса в рамках учебного класса;
- сплочение классных коллективов через участие в социально-значимой творческой деятельности.
де
V. Ожидаемые результаты
Конечным результатом реализации данных проектов, реализуемых в рамках реализации Программы гражданско-патриотического воспитания должно стать:
- развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у обучающихся высокий уровень общей культуры, патриотических чувств и сознания;
- воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, её замечательным людям;
- формирование ответственного понимания обучающимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
- создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребенка;
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации участников Программы:
VI. Оценка эффективности Программы
Важнейшим условием эффективности Программы является постоянный анализ ее состояния.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия.
Они представлены духовно — нравственными количественными параметрами.
Духовно-нравственные параметры:
- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции обучающимися;
- повышение интереса к историческому прошлому города, области и страны;
- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;
- уровень реализации творческого потенциала обучающихся в области патриотического воспитания;
- отсутствие негативных явлений в среде обучающихся, увеличение их социальной активности
Количественные параметры – это:
- процент участия детей в мероприятиях по ПВ;
- отношение детей к реалиям жизни класса, к классу, к педагогу, своему детскому объединению, проводимым делам;
- участие обучающихся и педагогов в делах и конкурсах по гражданско-патриотической тематике различных уровней;
- проведение мероприятий гражданско-патриотической направленности.
VII. Контроль исполнения Программы
− Постоянный контроль за выполнением Программы гражданско-патриотического воспитания осуществляет Педагогический совет школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...