Классный час "Чистая совесть"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Чистая совесть – хорошая жизнь.
Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.
Ход классного часа.
Классный руководитель. Сегодня мы с вами поговорим о понятиях, которые, по моему мнению, являются основой человеческой морали. Но прежде чем начать разговор, я предлагаю послушать текст. (Слайд 1)
Мама протянула мне несколько рублей со словами: «Сходи в магазин, купи буханку хлеба и килограмм соли». Поручение я выполнил и остаток денег, как полагается, вернул. Мама же, доставая из сумки хлеба и соль, вздохнула:
- Я же тебе лишних денег не давала! Неужели продавец ошибся?
- Разве продавцы ошибаются? Может быть, ты сама? – сказал я с глубокой верой в свои слова.
- Возможно, - ответила мама, все еще задумавшись, - иногда и конь на четырех ногах спотыкается. Все же давай-ка вместе сходим в магазин и уточним.
- Может завтра? – предложил я. – Сейчас мне надо в библиотеку.
- Если продавец ошибься и нам отдала лишние деньги, то у нее выйдет недостача, - начала объяснять мне мама, - если мы не вернем деньги обратно, на всю жизнь останемся грешными.
- Перед кем?
- И перед Богом, и перед продавцом, прежде всего перед своей совестью. Если это не сделаем сегодня, то ночь я проведу в муках. Поспешим, сынок. В библиотеку еще успеешь. И мама стала одеваться.
И в самом деле, продавец ошиблась. Она чрезмерно была благодарна нам, даже дала мне конфетку.
Когда мы вышли из магазина, мама свободно вздохнула, словно гора с ее плеч свалилась.
- Вот теперь, сынок, совесть очистилась.
- Разве в этом есть наша вина? Мы же никого не обманули, - ответил я, все еще до конца не догадываясь, что хотела сказать мама.
- Пусть, а куда денешь свою совесть? Рано или поздно продавец обнаружит недостачу денег и очень обидится на того, кто не вернул лишние деньги. Нет больше греха, чем вызвать обиду человека. А вот теперь и твоя и моя совесть чиста.
-Назовите ключевое слово данного текста.
- О чем будем говорить сегодня на уроке?
Чистая совесть – хорошая жизнь.(слайд 2)
-Наша учебна задача – определение что такое совесть, какого человека можно назвать совестливым?
Решение учебной задачи
1. Как вы понимаете смысл слова совесть?
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка
2.Как вы понимаете поледние слова текста?
- Пусть, а куда денешь свою совесть? Рано или поздно продавец обнаружит недостачу денег и очень обидится на того, кто не вернул лишние деньги. Нет больше греха, чем вызвать обиду человека. А вот теперь и твоя и моя совесть чиста.
Как вы понимаете высказывание люди с чистой совестью?
Знаете ли вы таких людей, по прочитанным книгам или из близкого окружения. Почему вы их считаете совестливыми?
- Дайте синоним слову чистая совесть
Спокойная совесть
Совестливый
Добросовестный
- А как называют людей у которых нет совести?
- Напишите противоположные понятия словосочетаниям
- Чистая совесть нечистая совесть
- Добросовестный безответственный
- Совестливый бессовестный
- Спокойная совесть угрызения совести.
4.Как вы понимаете выражение угрызения совести?
- Пришлось ли вам испытывать это чувство?
- Нужно ли это чувство человеку?
Чтобы подчеркнуть важность и силу этих двух понятий, я предлагаю вам вспомнить, какие выражения употребляют с этими словами?
С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью».
Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «умереть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
Можно сказать в пословицах отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести:
- Как ни мудри, а совести не перемудришь.
- Совесть без зубов загрызет.
- От человека утаишь, от совести не утаишь
- Жизнь дана на добрые дела.
- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
- Правда как оса - лезет в глаза.
Проблемная ситуация. Видеоролик «Осколки в сердце»
Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
Когда у него у него появились муки совести?
Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести?
Как можно озаглавить этот рассказ?
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
– Нужно устроить общественный суд.
Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
- Проблемная ситуация. Как бы вы поступили?
А) Ситуация первая
Вы покупаете в магазине хлеб, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Б) Ситуация вторая
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы контрольную списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
В) Ситуация третья (слайд №6)
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести? А еще, какие мнения по этому поводу? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)
- Не было ли таких случаев в нашем классе?
7. Трудно ли в нашей жизни поступать по совести?
Что надо делать чтобы поступить правильно?
На каждом шагу мы делаем выбор между злом и добром. Но люди иногда ошибаються. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Упражнение совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего и что плохого сделал за день, мысленно ставить себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых не уважает.
8 Рефлексия.
Веренемся к тексту. Прочитайте пословицу. ,
- иногда и конь на четырех ногах спотыкается.
- Как понимаете?
Классный руководитель. Все люди ошибаються, но лишь сильные люди сознаюттся в ошибках. Прислушайтесь к своей совести,подумайте и решите.Выбор за вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "О совести"
Разработка классного часа "О совести"...
Классный час "Как совесть Незнайку мучила..."
Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…». Ребята вместе с классным руководителем попытаются помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответст...
Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"
Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....
Классный час "Совесть – внутренний судья человека»
Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....
Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»
Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»
Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...