Программа развития 10-11 классы "Я - Лидер"
рабочая программа (10 класс) на тему
Создание эффективной системы воспитательной работы в 11 – а естественно – научном классе как неотъемлемой части единого воспитательного пространства школы, главной ценность которой является личность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_naumova_tn_11_klass.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Рассмотрено и одобрено
на заседании методического совета протокол №2
зам. директора по УВР
Коротаева Л.А.________
«12» сентября 2012 г.
«Проверено»
зам. директора по ВР
Себова С.Г._________
«10» сентября 2012 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 5
Гербыш Е.Б._________
«14» сентября 2012 г.
Программа воспитательной работы
«Я- лидер»
для учащихся 10-11 классов
Наумова Татьяна Николаевна
Составлена в соответствии с
программой (название программы с указанием автора и сборника, год издания)
Прошла экспертизу на заседании
методического объединения
классных руководителей
протокол №
Бондаренко Г.Б.__________
«06» сентября 2012 г.
| Программа развития естественно – научного класса. |
| Наумова Т.Н., классный руководитель 11 а естественно – научного класса МБОУ СОШ №5. |
| Себова С.Г., заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ №5. |
| г. Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5». |
| 628383, ХМАО-Югра, г. Пыть-Ях, 5 микрорайон, дом 5 А |
| 8-346-46-25-80 |
| Создание эффективной системы воспитательной работы в 11 – а естественно – научном классе как неотъемлемой части единого воспитательного пространства школы, главной ценность которой является личность ребенка. |
| С 2011 – 2013 учебный год. |
| |
| Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5». |
| Русский литературный язык |
| 25 учащихся естественно – научного класса. |
| г. Пыть-Ях, Тюменская область, ХМАО –Югра. |
| В 2011 году создан 10 а естественно научный класс. |
| Создание условий для реализации личности старшеклассника в естественно научном профиле, как основы подготовки к будущему освоению любой профессии в рамках данного профиля. |
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных, в первую очередь, христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Воспитывать…В самом корне этого слова заложен глубокий и мудрый смысл: питать, подкреплять юное подрастающее существо, заботиться не только о хлебе насущном, но и о пище духовной, впитывая которую дитя взрастет гармоничным и полезным для общества.
Сегодня многие дети большую часть времени проводят в школе. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
Все это особенно важно в 10 классе, когда подростки стоят на пороге взрослой жизни, требующей от них способности к самоопределению, самореализации и саморазвитию.
Мое отношение к личности ученика основывается на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит его дома, на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Отсюда в планировании воспитательной работы я особое место уделяю организации диспутов, бесед за «круглым столом», работе над различными значимыми проектами. Темы диспутов, бесед, проектов определяются результатами анкетирования.
Воспитательная работа концентрируется по видам деятельности: познавательной, ценностно - ориентированной, спортивной и свободному общению, среди которых я отвожу особую роль развитию способности учащегося самостоятельно строить собственную жизнь и самого себя в процессе межличностных отношений.
Принципы Программы
- Принцип природосообразности.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Возрастной подход.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• концепция поликультурного образования (З.М.Малькова, В.В.Макаев, Л.Л.Супрунова);
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
- Воспитание личности ребенка: ответственного отношения к родине, природе, коллективу, семье, труду, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Организация активной и творческой жизнедеятельности;
- Изучение ребенка, создание условий для его самореализации, саморазвития, самоутверждения;
- Совместная работа с родителями направленная на поддержку ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться
многими поколениями.
Кант
Организация воспитывающей и развивающей деятельности – первый объект внимания педагога, одна из основных задач, которую ему нужно решить. И эта задача исходная. Ибо там, где нет организационной деятельности, там нет воспитания, а развитие личности предоставляется случаю и стихийным обстоятельствам.
Организация и развитие коллектива – второй объект внимания и задача классного руководителя.
Помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей – третья задача воспитательных воздействий классного руководителя.
П е р в а я г р у п п а з а д а ч может быть названа социальными задачами. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования ее индивидуальности.
В т о р у ю г р у п п у з а д а ч можно обозначить как задачи диагностическо-этические. Для того чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, проявления, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Т р е т ь я г р у п п а з а д а ч может быть названа нравственными задачами. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Ч е т в е р т а я г р у п п а з а д а ч может быть обозначена как задачи индивидуально-практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
- I этап – подготовительный (2011 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
- II этап – практический (2011/2013 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2013 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 2 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами
Класс сформирован как класс с естественно научным профилем, имеющий цель создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе по следующим направлениям:
Нравственно – эстетическое воспитание
Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Правовое воспитание
Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения. Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
Патриотическое воспитание
Воспитание любви к родной школе, к родному краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России. Воспитание чувства, сопричастности к героической истории Российского государства.
Физкультурно-оздоровительное воспитание
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание физического и духовного здоровья, как одной из главных жизненных ценностей. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Работа с ученическим коллективом
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире, способность сделать правильный нравственный выбор
Работа с родителями
Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Формирование представлений о семейных ценностях.
Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
Направление | Цель направления | Деятельность классного руководителя в этом направлении |
Физкуль турно-оздорови тельное воспитание | Показать ребенку, семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и душевных сил, для профессионального становления |
|
Правовое воспитание | Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения. Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке; |
|
Патриоти ческое воспитание | Воспитание любви к родной школе, к родному краю к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, верности духовным традициям России. Воспитание чувства, сопричастности к героической истории Российского государства. |
|
Нравственно – эстетичес кое воспитание | Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли. |
|
Работа с ученичес ким коллекти вом | Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Необходимость развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности. |
|
Работа с родителями | Просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Использование в работе с родителями так называемую, предваряющую реакцию. |
|
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
- анкетирование
- беседа
- консультации
- информирование
родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Компонент «Деятельность»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Опросник «Мое здоровье в моих руках» | Беседа о профилактике простудных заболеваний | Работа по вовлечению учащихся в спортивные кружки и секции. Спортивные соревнования |
2. | Анкетирование «Моё отношение к ЗОЖ» | Беседа «Как сохранить здоровье» | Туристический поход 5-11 классы «Поход выходного дня. День здоровья» |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся (анкета) | Тематический классный час «Выбор за тобой» | День самоуправления |
4. | Выявление уровня воспитанности | Вечер вопросов и ответов «В человеке должно быть всё прекрасно!» | Классный огонёк «Вечер хороших манер и хорошего настроения» |
5. | Изучение отношения к трудовой деятельности | Разговор-диспут «Честь и хвала рабочим рукам!» | Акция «Сделаем чистой территорию школы» |
Компонент «Среда»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анализ состояния здоровья учащихся (мед. Работник школы) | Изучение санитарных норм и требований к школьной мебели | Подбивка парт и стульев в зависимости от роста |
2. | Изучение санитарного состояния кабинета, территории у школы | Классный час «Чистота - залог здоровья» | -Регулярная проверка внешнего вида; - Оформление буклета «Как уберечься от болезней?» |
Компонент « Управление»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анкетирование учащихся «Отношение к физкультуре и спорту» | Беседа «Здоровый образ жизни залог отличной учебы». | Вовлечение учащихся в спортивные кружки и секции. |
2. | Изучение «Мое отношение к курению» | Беседа «Вред курения» | Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» |
3. | Изучение уровня развития самоуправления в коллективе | Знакомство с Уставом школы | Организация дежурства по школе. |
Компонент «Отношения и взаимоотношения»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Анкетирование «Как я отношусь к людям?» | Нравственно-психологический практикум «Моя дорога к себе и другим» | Проект - концерт «Мама-муза моя» |
2. | Опросник «Моё отношение к наркотикам» | Диспут «Белая смерть стучится в наши двери!..» | Круглый стол с участием специалистов КДН, «Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения». |
3. | Опросник «Кто я?» | Семинар-практикум «Способы тренировки памяти и внимания» Тематический классный час с психологом «Пути получения профессии», «Навыки самопрезентации» | Участие в конкурсе социальных проектов «Я — гражданин России» Вечера - портреты «Человек красит место» |
Компонент «Субъекты»
Изучение | Просвещение | Включение | |
1. | Здоровье | Беседа о службах спасения | Месячник физкультурно-оздоровительной и оборонно-массовой работы |
2. | Опросник «Ценности человеческой жизни» | Просмотр кинофильма о ВОВ Акция «Георгиевская ленточка» | Пополнение музейной экспозиции «Школа вчера, сегодня, завтра» Городской митинг у обелиска славы воинов интернационалистов и участников локальных войн |
3. | Изучение возрастных особенностей подростков | Беседа с врачом «Здоровье подростка» | Конкурсно - игровая программа «Защитники Отечества» |
4. | Выявление взаимоотношений в семье | Классный час «Урок семьи и семейных ценностей. | Выставка фотографий «Наша история в семейном альбоме» |
- Качество образования (участие в предметных олимпиадах, исследовательская деятельность учащихся).
- Разностороннее развитие личности (широкий диапазон занятости кружковой работой, посещение факультативов, участие в различных творческих конкурсах).
- Учебная дисциплина в классе.
- Высокие морально – этические качества: ответственность, обязательность, исполняемость, честь и достоинство, коллективизм, патриотизм.
- Социальная активность (участие в школьной жизни, городских мероприятиях).
- Отсутствие правонарушений.
- Высокие показатели физического развития детей (отсутствие роста динамики заболеваний, участие в спортивных конкурсах)
- Положительные отзывы родителей.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
- Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе;
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Школа лидера"
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «ак...
Программа социально-педагогической направленности "Школа Лидера"
Программа «Школа Лидера» - это социально-образовательная развивающая программа для школьников старшего подросткового и раннего юношеского возраста.Настоящая программа является годичной программой допо...
Программа "Молодежная общественная организация "Перспектива": лидеры и волонтёры"
Цели и задачи программыДеятельность молодежной организации по направлениям.Механизм реализации программыСоциальные партнеры организацииОжидаемые результаты...
«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»
Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...
ПРОГРАММА развития ученического самоуправления «ЛИДЕР» МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска
СодержаниеI. Пояснительная записка1.1.Актуальность1.2. Нормативно- правовая база1.3.Цель программы, задачи1.4.Принципы организации самоуправления1.5.Функции детской организацииII. Базовые подход...
Программа тренинга «Я могу стать лидером!»
В рамках работы с обучающимися с целью профилактики негативных проявленийЗанятия направлены на развитие способностей быть лидером...
"Основы сценического мастерства" Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядов
Рабочая программа внеурочной деятельности в ГОЛ «Лидер» по направлению: общекультурное развитие для 1-7 отрядовОсновы сценического мастерстваКовальчук Ирина Александровна,педагог-орга...