Классный час "Я - гражданин России"
классный час (7 класс) на тему
Данный классный час посвящен понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanin_rossii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Я – гражданин России"
Цели:
- Обучающие:
- повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»;
- овладение технологией работы в группах.
- Развивающие:
- развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
- развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.
- Воспитательные:
- формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
- воспитание и развитие личностных компетенций.
Методы:
- беседа;
- обсуждение;
- словесное рисование;
- интерактивный (проблемная дискуссия);
- творческая интерпретация содержания;
- проживание информации в различных видах деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной);
- рефлексия.
Применяемые технологии:
- коммуникативно-диалоговые технологии;
- технология деловой игры;
- технология творческого развития;
- технология развития критического мышления;
- технология развития рефлексивного мышления.
Оборудование:
- магнитофон, кассеты с записью песен о Родине,
- мульмедиаустановка,
- диск с вопросами анкет, с выписанными из словаря понятиями «гражданин», «патриот», «Родина», с высказываниями о принципах жизни,
- символика РФ, плакат с высказываниями великих людей о гражданственности,
- сборники произведений К.Рылеева, А. Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, Р.Рождественского, В.Распутина, В.Шукшина,
- набор государственных флагов и гербов, карта России.
ЦИТАТЫ:
“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Багратион
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А.Некрасов.
“Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу
“Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди
“Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Учитель: То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне.
– Как вы думаете, что нас объединяет, что у нас общего? (Ответы детей.)
Прочитайте тему нашего разговора. Верно, нас объединяет то, что каждый из нас может про себя сказать «Я – гражданин России». Мне кажется, уместно будет начать классный час с прослушивания Гимна России, т.к. это главная песня страны, её символ.
Звучит гимн России.
Учитель: Тема нашего разговора посвящена понятию гражданственности и тем составляющим, которые входят в это понятие. Необходимость поговорить, об этом вызвана тем, что в ближайшее время в нашей стране отмечались большие народные праздники и проходили политические события. Может быть, вы слышали о том, какие важные мероприятия проходили в нашей стране? (Ответы детей.)
Учитель: Давайте вместе прочитаем календарь знаменательных дат.
(Слайд 1) (Приложение 1.)
Примечание: Строчки слайда появляются последовательно.
Календарь знаменательных дат:
- 20 ноября – Всемирный день ребёнка.
- 26 ноября – День матери России.
- 2 декабря – День выборов в Государственную Думу.
- 10 декабря – День защиты прав человека.
- 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
II. Основная часть
Учитель: В толковом словаре С. И. Ожегова (с. 143) понятие «гражданин» объясняется так: (Слайд 2) (Приложение 1)
Учитель: Прочитайте «про себя», сколько толкований имеет это слово? Прочитайте первое пояснение.
(Появляется пояснение 1)
1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;
2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему.
– Каким словом можно заметить слово «лицо», чтобы смысл фразы не менялся? (Человек)
– Что значит, «постоянное население»? (Те люди, которые живут там всегда.)
– Как по-другому сформулировать словосочетание «наделённое правами и обязанностями»? (Иметь права и обязанности)
– Прочитайте второе пояснение.
(Появляется пояснение 2)
Учитель: Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: «уважаемый», «товарищ», «сударь», в том числе и «гражданин». Всё зависит от ситуации и воспитания.
(Слайд 3) (Приложение 1)
Очень кратко, понятно толкуют слово «гражданин» поэты и писатели. Например:
- «…настоящий гражданин – это отечества достойный сын» Н.А. Некрасов.
«Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже» А.Н. Радищев.
Какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы учащихся высвечиваются на экране).
(Слайд 4) (Приложение 1)
- Патриотизм
- Боль за родную природу
- Высокая нравственность
- Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
– Давайте подробнее поговорим о том, что значит быть гражданином России?
– Как можно истолковать значение этого слова?
– Рассмотрите схему на доске. Аналогичные схемы есть у вас на столе. Прочитайте слова справа.
Дополните до фразы, пользуясь словами для справок (слева)
(Слайд 5) (Приложение 1)
- знать (права)
- выполнять (обязанности)
- любить (свою Родину)
- охранять (территорию)
- беречь (природу)
- гордиться (культурой, языком)
- приумножать (богатства)
Дети работают самостоятельно.
Проверка: (Слайд 6) (Приложение 1)
Вывод: Быть гражданином значит, любить свою Родину, знать права и выполнить обязанности, охранять территорию, беречь природу, гордиться культурой и языком своего народа, приумножать богатства.
– Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны? (Общая территория, единый язык, культура, законы) (Слайд 7) (Приложение 1).
– Посмотрите на доску. Что общего в каждой группе слов?
отец | род |
– Почему слова каждой группы мы называем родственными?
Родина берёт начало с отчего дома.
«Отчий дом» – дом твоего отца.
«Отчество» – величание по имени отца.
«Отечество» – земля наших отцов.
– Есть ли слова-понятия, из первого и второго столбика одинаковые по значению?
– Какой вывод можно сделать?
(Слайд 8) (Приложение 1)
Вывод: Слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению.
(Музыкальная заставка: голоса птиц, на фоне заставки читается стихотворение)
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя!
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя!
Школа, где твои друзья.
Это – Родина твоя!
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в саду смородина –
Это тоже Родина!
Учитель: У граждан одной страны также общие символы. Назовите символы страны. (Гимн, Герб, Флаг.)
Самостоятельная работа:
Возьмите листы, где есть заготовка – рисунок флага. Постарайтесь вспомнить и раскрасить цветные полосы флага РОССИИ, соблюдая последовательность.
Проверка: (Слайд 9) (Приложение 1)
Учитель: В 2005 году Флаг России отмечал своё 300-летие. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России. Вспомните, почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести. Синий – небо, верность, правда. Красный – огонь и отвага)
Учитель: Герб. Центральную часть Герба занимает большой двуглавый орёл. В древности орёл считался самой большой летающей птицей, поэтому образ орла символизирует сильную власть.
– Где можно увидеть изображение символов страны? (На границе, здании правительства, документах, монетах…)
Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, победу добра над злом. Величие русского народа, его силу, мощь и, в тоже время, простоту и открытость можно услышать и понять, в произведениях русских композиторов. Давайте послушаем 1-ю часть II «Богатырской» симфонии русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.
– Какие картины вы рисуете в своём воображении, слушая это произведение? (Высказывания детей.)
Учитель: Настоящие Гимн, Герб, Флаг были приняты и утверждены Государственной Думой 8 декабря 2000 года и одобрены Советом Федерации 20 декабря 2000 года. Что же это за государственная власть, которая принимает законы страны, по которым живут все граждане?
Учитель: Все законы в нашей стране принимает Федеральное собрание. Оно состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федераций. Первоначально закон принимается депутатами Государственной Думы, затем рассматривается Советом Федераций. Потом закон поступает на подпись к Президенту. (Слайд 10)
С момента подписания закон становится обязательным для всех.
Вот почему так важно, чтобы все граждане страны приняли участие в выборах в Государственную Думу. От того, как пройдёт голосование зависит то, по каким законам мы будем жить. Вы ещё маленькие граждане государства и не принимаете участие в Выборах. Ваша судьба сейчас полностью зависит от решения взрослых. Но прийти на избирательный пункт вместе с родителями вы можете.
(Слайд 11) (Приложение 1)
– Принимать участие в выборах (голосовать) можно с 18 лет.
Посчитайте, через сколько лет вы сможете стать избирателями? (Через 5 лет, 2013г.)
III. Заключение
Распределение по группам. Свой «выбор» можно будет сделать сейчас, работая в группах и отвечая на вопросы. Раздать листы с вопросами.
Задание. Принимать законы, по которым будет жить вся страна, – очень ответственно. Прочитайте вопросы. Подумайте, обсудите, зачитайте свой ответ.
– Как вы думаете, какими качествами должен обладать депутат Государственной Думы? (Ответы детей)
– Представьте, что вы уже взрослые и вас выбрали в Государственную Думу. Какие законы вы приняли, чтобы граждане России жили лучше? (Образование, здравоохранение, культура, семья)
Учитель: Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.
Гордитесь ли вы своей страной?
- В последнее время стало модным ругать прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Но я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, я хочу, чтобы она стала лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было зла и насилия. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ (Слайд 12) (Приложение 1)
- Считаете ли вы себя патриотом?
- Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
- Хотели ли вы уехать из России?
- Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
- Вы за или против службы в армии?
- Как вы относитесь к реформе армии?
- Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
- Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
- Есть ли пример для подражания? Кто?
Учитель: Самому достойному из граждан доверяют руководство государством. Давайте с вами составим портрет такого президента. Назовите те, качества, которыми должен обладать президент Идеального государства.
-Выберите принцип, по которому хотели бы построить своё государство. В помощь вам предлагаются высказывания великих людей, выберите одно из них. Если хотите, можете выдвинуть свой принцип, своё правило. Обоснуйте.
(Слайд 13) (Приложение 1)
“НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТО, ЧЕГО НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ” (Конфуций)
“ПРОСЫПАЯСЬ УТРОМ, СПРОСИ СЕБЯ: “ЧТО Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ?” ВЕЧЕРОМ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАСНУТЬ: “ЧТО Я СДЕЛАЛ?” (Пифагор)
“СТАРОСТЬ УВАЖАТЬ - МОЛОДОСТИ ДОЛГ” (пословица)
“ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ” (Монтескье)
“БУДЕМ ИЗМЕРЯТЬ ЖИЗНЬ ПОСТУПКАМИ, А НЕ ВРЕМЕНЕМ” (Сенека).
“ПОСЛЕ МЕНЯ ХОТЬ ПОТОП”
“ЕСЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ НЕ БУДЕШЬ, НИ К ЧЕМУ УМА ПАЛАТА” (Ш.Руставели)
“МОЯ ХАТА С КРАЮ”
“ГОСУДАРСТВО - ЭТО Я” (Людовик XIV)
-Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Скотневского (читает ученик):
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
IV. Итог:
– Какие слова в нашей беседе были главными?
– О чём вы расскажите своим родителям, вспоминая разговор на тему «Я – гражданин России». (Ответы детей).
Учитель: Все понятия, о которых мы с вами сегодня говорили, укладываются сейчас, прежде всего, в то, что называется малой родиной: дом, семья, посёлок, город. Давайте же завершим наш классный час песней о России.
Звучит песня “Любите Россию” (сл. В. Милявского, муз. С. Туликова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час по теме:"Я- гражданин России"
классный час в 7 классе о символике России...
Классный час "Я - гражданин России"
Классный час в форме КВН для 7-8 классов....
Классный час "Я- гражданин России"
Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....
Классный час "Я - гражданин России"
Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...
классный час"Я-гражданин России"
разработка классного часа "Я-гражданин России"...
Классный час с презентацией "Я гражданин - России".
Министерство образования и науки РТМамадышская коррекционная школа – интернат 8 вида...
Классный час «Я – гражданин России»
Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...