Классный час "Я- гражданин России"
классный час (5 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                  Классный час « Я – ГРАЖДАНИН России».

Цель : воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

Оборудование : плакаты с государственной символикой России; эмблемы команд; памятка гражданину России; компьютер или проектор; экран, диск с записью гимнов.

Ход классного часа :

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь : каждый взрослый человек в нашей стране для удостоверения своей личности имеет паспорт -  паспорт гражданина Российской Федерации. А что значит быть гражданином своей страны? Я думаю, в первую очередь, это осознавать свою ответственность за судьбу Родины, её будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать её государственные символы.

Сегодня мы поговорим именно об отличительных знаках нашего государства

1-й в е д у щ и й : Гражданственность, патриотизм – важные чувства для каждого человека. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства её культурных ценностей и традиций иргает огромную роль в становлении личности человека.

2-й в е д у щ и й : Чувство собственного достоинства и уверенность в себе невозможны без уважения к истории своего Отечества. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

I Сообщение команд.

1. О гербе России.

1-й у ч е н и к : В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

а) красный цвет – неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото – сила, богатство, могущество, справедливость;

в) двуглавый орёл – охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

г) орёл – власть, прозорливость, великодушие;

д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России) ,  сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр – это символ защиты суверенитета;

ж) держава – символ единства, целостности государства;

з) на груди орла – древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.

2-й у ч е н и к : Использование герба не может быть произвольным. Он помещается на паспортах граждан России или на документах, заменяющих паспорт; на основных пограничных столбах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на знамёнах и флагах, на форменной одежде, на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

3-й у ч е н и к : Впервые двуглавый орёл появился на российском гербе в ХY

веке, когда Московский князь Иван III Васильевич, женившись на византийской царевне, племяннице последнего византийского императора, Софье Палеолог, принял этот символ как знак преемственности религиозных и государственных ценностей Великого Рима и Византии. Именно в это время произошло объединение русских земель вокруг Москвы, присоединение к великому Московскому княжеству Новгородского, Владимирского, Тверского и других русских княжеств, а также было свергнуто татаро-монгольское иго. Независимость, силу и мощь нового государства и символизировал новый герб – черный двуглавый орел.

4-й у ч е н и к : Детали герба со временем изменялись. При Иване IY Грозном на гербе была одна корона с православным крестом, а на груди орла появился древний московский герб – всадник, поражающий копьем змея. При первом царе династии Романовых, Михаиле Федоровиче, в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче орел расправил крылья, а в его лапах появились символы власти – скипетр и держава. При Петре I  на красном фоне был помещён золотой орел. При Екатерине I орел снова стал черного цвета, но помещен на золотом фоне. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель. После Февральской революции символом России был размещенный в круге белый орел с опущенными крыльями. После Октябрьской революции двуглавый орел как государственный герб был отменен и появился снова уже в 90-е годы.

5-й у ч е н и к :  В июле 1918 года была принята Конституция РСФСР, в которой было записано: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотого серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом колосьев с надписями: а) РСФСР; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».  Первый государственный герб СССР был принят в 1923 году, вот его описание: « Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик : «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На верху герба имеется пятиконечная звезда».

2. О Государственном флаге Российской Федерации.

1-й у ч е н и к : В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос : верхней -  белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3».

Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология.

Геральдические значения цветов флага таковы: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.

 

1-й у ч е н и к: Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Государственный флаг Р.Ф.может быть поднят в знак траура, в этом случае в верхней части древка крепится черная лента, а сам флаг может быть приспущен. Лица, виновные в осквернении Государственного флага, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Р.Ф.

3-й у ч е н и к: В древности флаги или стяги использовались, чтобы объединять (стягивать) войско в бою, а поверженный вражеский стяг означал победу. В Оружейной палате Московского Кремля хранится стяг «Всемилостивейшего Спаса», с которым русское войско в 1552 году предприняло поход на Казань, а после захвата Казани Иван Грозный повелел на месте, где во время осады находился этот стяг, возвести церковь. В Оружейной палате хранятся и Великий стяг Ивана Грозного, и гербовое знамя царя Алексея Михайловича.

4-й у ч е н и к: Именно при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в XYII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году ПетрI издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.

5-й у ч е н и к: В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Р,Ф,

3. О Государственном гимне Российской Федерации.

1-й у ч е н и к :

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В.Александрова и стихи С.В Михалкова.

(звучит гимн Р.Ф.)

Государственный гимн Р.Ф. исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления; при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.

При официальном исполнении Государственного гимна Р.Ф. присутствующие выслушивают его стоя, мужчины- без головных уборов.

II Вопросы для закрепления:

  1. Что означает слово «Гимн»?
  2. Как называется наука о гербах?
  3. Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?
  4. Что держит орел в своих лапах на гербе России?
  5. Как называется наука о флагах?
  6. Когда впервые появился на Руси бело-сине-красный флаг?

III Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня мы поговорили о трех государственных символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти- это Конституция Р.Ф.

Надеюсь, что всем присутствующим запомнятся факты отечественной истории, которые связаны с государственными символами нашего государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час по теме:"Я- гражданин России"

классный час в 7 классе о символике России...

Классный час "Я - гражданин России"

Классный час в форме КВН для 7-8 классов....

Классный час "Я - гражданин России"

Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...

классный час"Я-гражданин России"

разработка классного часа "Я-гражданин России"...

Классный час с презентацией "Я гражданин - России".

Министерство образования и науки РТМамадышская коррекционная школа – интернат 8 вида...

Классный час «Я – гражданин России»

Классный  час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.Тематика данного мероприятия соо...

Тематический классный час Гражданин России

Очень важная тема для обсуждения с детьми, так как воспитание гражданственности и патриотизма являлось особенностью российской системы Образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Цел...