Классный час «Я – гражданин России»
классный час (7 класс) по теме
Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.
Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды.ж
Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klassnogo_chasa_ya-grazhdanin_rossii.baskakova.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Возраст детей:13 лет (7 класс)
Классный час «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и самовоспитания.
Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.
Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.
Педагогическая ценность также в том, что дети получили возможность высказать свою точку зрения по данной проблеме, проявить свои творческие способности, задать вопросы.
Если говорить о приемах, используемых на мероприятии, то это и соревновательные элементы, а также элементы дискуссии.
Мероприятие рассчитано на активное участие ребят: 2 команды.ж
Мероприятие «Я – гражданин России носит интегративный характер. Оно охватывает материалы по обществознанию, истории, литературе, музыке.
Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.
Цели и задачи:
-ознакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России;
- -воспитывать чувство гордости за свою страну.
- -определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;
- -затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;
- -формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству;
- -воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности;
- -раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия;
Форма:
Коллективное творческое дело, работа в группах.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникативные технологии.
Оформление:
- Школьная доска с темой урока;
- Установка мультимедиа;
- Презентация к уроку;
- Раздаточный материал;
- Магнитофон кассетный, дисковый;
- Приложения №1-3.
Предварительная работа:
1. Проведение социологического опроса среди учащихся 7 класса по теме классного часа.
2. Подбор сценария и музыкального оформления.
3. Оказание помощи учащимся в написании сочинения.
4. Создание презентации к уроку.
Предполагаемые результаты.
1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.
2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.
3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.
4. Сформированность навыков работы в команде.
5. Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.
Ход занятия
На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н.А.Некрасов.
Вступительное слово учителя:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
Ученики: Я - гражданин…
Учитель: Что интересного заметили?
Ученики: Пропущенное слово.
Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
Ученики:…России.
Учитель: Тема нашего классного часа « Я- гражданин России»
Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.
Игра «Камушки».
Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.
-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?
Ученики: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.
Учитель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране.
Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?
Выступление учащегося с сообщением кто такой гражданин.
Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.
( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).
Учитель: Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности. Сегодня нашу встречу освещает солнышко. И это не случайно.
Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей страны?
Ученики: Солнце дает жизнь всему живому.
Учитель: И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
Беседа о ценностях человека
Учитель: Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
Ответы детей.
(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)
Учитель: А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?
( Звучит в записи 1 куплет песни М. Блантера « С чего начинается Родина»).
Учитель: Дети, а с чего для вас начинается Родина?
( Ответы детей ).
-Послушайте одну историю:
Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут как хотят», мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
-Давайте подумаем: когда так говорят?
(дети отвечают)
-Почему же человек заскучал?
(выслушиваются ответы детей)
-Человека замучила тоска по родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина».
Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине.
-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?
(дети отвечают)
Выступление ученика- рассказ «Русь» (Приложение №1).
Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Какие?
Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.
Учитель: Есть реки – большие, многоводные?
Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.
Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?
Ученики: Каспийское.
Учитель: А самое глубокое?
Ученики: Байкал.
В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.
Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины».
Кого же называют гражданином? (Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.):
1. гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.
2. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровым смыслом.
3. Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
(ответы детей)
-Почему 3 вариант ответа не выбрали?
(Обсуждение учащихся).
Учитель: у каждого гражданина есть свои права и обязанности, их много. Все права и обязанности записаны основном законе нашего государства. Как он называется? На слайде из рассыпавшися букв соберите слово:
ЯНСТИЦУТИО (конституция) (Слайд на экране).
Выступление ученика –понятие Конституции РФ
Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?
Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.
Учитель :Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?
Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.
Учитель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?
Ученики: кончно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.
Учитель: Совершенно верно. Ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет ) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
Учитель: А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. у какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш.Перро).
Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей)
-А какова ваша главная обязанность?
Ученики: Хорошо учиться.
Учитель: А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Ученики: Для того, чтобы получить в будущем среднее специальное и высшее образование. А потом работать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
Учитель: А мы продолжаем наш разговор о государственных символах .Поговорим о гербах. История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками геральдики-науки об изучении гербов. А вот вместо флага много веков назад люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это СТЯГОМ. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, деревни.
Выступление учащегося с сообщением о гербе и флаге( На экране -СЛАЙД).
-Наш класс это тоже наше маленькое государство. Я вам предлагаю придумать герб и флаг своего класса
Работа в группах. Одна группа придумывает герб класса, другая - флаг
Защита работ групп
Учитель: Теперь поговорим о гимне. ( На экране - СЛАЙД). Попрошу продолжить пословицу: « Человек без Родины-соловей…
Ученики: ..Без песни.
Учитель: Слово «ГИМН» образовано от греческого «ГИМНОС», что означает «вдохновение, торжественная песня». А в каких случаях используется гимн?
Ученики: Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах.
Учитель: Музыкальной основой гимна РФ стал государственный гимн СССР, созданный муз. А.Александровым на слова Михалкова в 1943г., новый утвержден Указом Президента 30 декабря 2000 года.
Ученик дополняет своим сообщением о гимне
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Вы все помните сказку В.Катаева о девочке Жене, которой старушка подарила цветик - семицветик, исполняющий желания. Давайте представим, что такой цветочек есть у вас. Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей, для страны.
Ученики записывают свои желания, затем сдают.
- Пока все ваши желания мы зачитывать не станем, а поместим их в капсулу на хранение директору нашей школы Т.С.Собровиной и прочтем их только через 5 лет, в 11 классе, надеюсь будет интересно.
Ученица зачитывает стихотворение Л. Бродского.
Учитель: А теперь я предлагаю прослушать голоса известных людей, великих ГРАЖДАН своей эпохи и определить кто они.
( В записи звучат голоса И.Сталина, Левитана, Н. Хрущева с демонстрацией их портретов на экране).
Учитель: Ребята, на предыдущем классном часе я попросила написать вам « Письмо в будущее» - небольшое мини - сочинение, кто готов прочитать его?
Несколько учеников зачитывают свои сочинении
Подведение итогов
Учитель: Молодцы! Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатство. Будьте достойны нашей великой страны. Итак, подходит к концу классный час, какой же знак вы поставите в названии нашей темы? (Ответы учащихся, каждый из них ставит или утвердительную точку, либо восклицательный знак).
Учащиеся высказывают свое мнение о классном часе
Учитель: А теперь, Внимание, сейчас вы произнесете КЛЯТВУ ШКОЛЬНИКА КОНДИНСКОГО РАЙОНА.
Дети вместе с учителем КЛЯТВУ
-Хотелось бы закончить классный час и сделать акцент в словах поэта Некрасова «Поэтом можешь ты не быть,… НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН!»
Растите достойными людьми!
До свиданья!
Приложение№ 1.
РУСЬ
Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!
Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия... Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.
На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.
Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора... Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!
С. Романовский, "Марфа и Мария"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - гражданин России"
Классный час в форме КВН для 7-8 классов....
Классный час "Я- гражданин России"
Классный час подробно знакомит с символикой Российской Федерации: историей и значением герба, флага, гимна нашей страны....
Классный час "Я - гражданин России"
Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн»; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за сво...
классный час"Я-гражданин России"
разработка классного часа "Я-гражданин России"...
Классный час "Я - гражданин России"
Классный час " Я - гражданин России" , проводимый в День Знаний....
Классный час "Я – гражданин России"
Как вы думаете, кто же такой "гражданин”? (Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов, Н. Ю....
Классный час "Я - гражданин России"
Материал предназначен для внеклассной работы и проведения тематических классных часов...