ЭССЕ " Я - КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ"
статья (10 класс) на тему

22 года работы в школе. И 18 из них – не только учителем русского языка и литературы, но и классным руководителем. 18 лет – серьезная, важная дата в жизни человека; некий рубеж, взросление. Это огромные перспективы, прекрасные  мечты. Это время планов, открытий, важных решений.  Вся жизнь впереди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_kl.ruk_esse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Я – классный руководитель

22 года работы в школе. И 18 из них – не только учителем русского языка и литературы, но и классным руководителем. 18 лет – серьезная, важная дата в жизни человека; некий рубеж, взросление. Это огромные перспективы, прекрасные  мечты. Это время планов, открытий, важных решений.  Вся жизнь впереди.

А в профессии? 18 лет классного руководства – это 4 выпуска ребят двух разных эпох. Это  около 100 судеб ребят, которые связаны с твоей судьбой. Это 100 миров, которые открываешь и которым не перестаешь удивляться. Это 100 личностей, с которыми не устаешь общаться каждый день. Это ежедневный водоворот событий, в котором трудно уделить время каждому ученику. Иногда хочется, чтобы сутки растянулись на 29 часов. Почти нет времени на спокойное размышление о себе, о прошедшем дне, о ребятах. И приходится наблюдать, копить эти наблюдения, умножать их и возвращаться к ним тогда, когда представится возможность. 18 лет работы классным руководителем – хороший повод для подведения своеобразных итогов своей работы, чтобы развиваться дальше. Мне кажется, что только сейчас ко мне приходит настоящее понимание многих педагогических важных вещей. В том числе и понимание роли классного руководителя.

Что значит: «быть классным руководителем»? Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из разных ребят создавать единый и сплоченный коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запоминающуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами, по-моему, и должен обладать настоящий классный руководитель.

Свое педагогическое кредо я сформулировала бы так: «Огонь зажигается огнем, личность формируется личностью». Классный руководитель должен быть яркой, интересной личностью, чтобы стать авторитетом для учеников. Он должен непрерывно обогащаться новыми знаниями, педагогическими умениями и совершенствовать свою личность, чтобы выполнить возложенную на него миссию: помочь подросткам найти себя в нашем непростом мире, закалить их волю и характер, помочь им стать сильнее, благороднее. Для этого педагог должен делать все возможное и невозможное. Он должен уметь всё: быть артистом и режиссером, массовиком-затейником и вдохновителем, психологом, психотерапевтом, психиатром и просто доктором.

За долгую работу с разными ребятами я вывела для себя педагогическую философию, определенные принципы, которые можно  изложить при помощи древних афоризмов.

Si vis amari, ama! (Если хочешь быть любимым – люби!). Очень важно для педагога иметь доброе сердце и любить детей. Причем бескорыстно. Мы, как классные руководители, должны сеять доброе, разумное, вечное. На Вечере встречи выпускников меня спросили: «Каковы они - современные дети? Тяжело с ними (как утверждение)». Я задумалась: «Тяжело? Нет. Интересно. Мне, наверное, везет с хорошими детьми». «Это не везение. Вы их просто любите», - услышала я в ответ. Заботливое, доброжелательное отношение обладает удивительной силой: оно растапливает лед отчуждения и недоверия. У воспитанника, как правило, пробуждается ответное теплое чувство, желание доставить радость, не причинять больше неприятностей. Эти чувства укрепляют волю, помогают перестроить поведение соответственно задачам и требованиям коллектива. Заинтересованность в судьбе воспитанника развивается у воспитателя из любви к детям и ответственности за их судьбу.

Exemplis discimus (Мы учимся на примерах). У педагога слово не должно расходиться с делом. Педагогическое общение – это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается учебы и воспитания.

Если мы требуем уважения к себе, то нам нужно научиться уважать и детей. Люди так устроены, что интуитивно относятся к другим так, как относятся к ним. Даже если в нашей практике случится конфликт, нужно уметь достойно из него выйти. Не унижая и ни в коем случае не оскорбляя детей на том основании, что они – дети, а мы – взрослые.

Наши слова не должны расходиться с делом. Если мы что-то запрещаем детям, то и сами не должны этого делать. Никогда нельзя говорить фразы типа: «Вам нельзя этого делать, потому что вы маленькие» Это унижает детей. А педагог должен быть наравне с ними, и если возвышаться по каким-либо параметрам, то сугубо потому, что дети так хотят, а не возвышая себя самостоятельно.

Надо уметь быть честными с детьми. Дети – это такие живые детекторы лжи – они безошибочно чувствуют, когда им лгут. И никогда не будут уважать и доверять человеку, если почувствуют, что он с ними не честен. В жизни случаются всякие ситуации, и всегда горькая правда лучше сладкой лжи.

Viltus est index animi (Лицо – зеркало души). Лицо учителя для школьника как раскрытая книга. В ней всё: радость и печаль, любовь и равнодушие, сосредоточенность и беспокойство, восторг и отчаяние… Глядя на лицо своего классного руководителя, ученик должен испытывать ощущение тепла и уверенности в том, что в трудную минуту он может положиться на своего учителя.

Per aspera ad astra! (Через тернии – к звездам!) Педагогический оптимизм учителя, который верит в безграничные возможности личности воспитанника, должен помогать школьникам выбрать мечту, вселить веру ученика в себя для того, чтобы он стал активно бороться за свое человеческое достоинство.

Scintia vincere tenebras (Знанием побеждать тьму). Учитель должен сам непрерывно учиться и учить этому своих воспитанников.

Miscere jocis dulci (Соединять шутливое с серьезным). Как просто в начале урока сказать: «Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок». Это снимет напряжение, дети расслабятся и возможны два пути: дети будут хорошо работать или расшалятся. С другой стороны зажимать детей тоже нельзя. Юмор нужен, в нужный момент он сыграет положительную роль. Есть физкультминутка, а юморминутки нет (она не планируется). А жаль.

Non progredi est regredi (Не идти вперед значит идти назад). Идти вперед - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя. В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя (Серен Киркегор)

Beatus, qui pridest, quibis potest! (Счастлив, кто помогает, кому может!) Мы за доброту, красоту и счастье! Каждый из нас может сделать немного счастливее другого, нуждающегося в этом человека. Классное руководство дает нам возможность почувствовать себя нужными и совершать добрые дела. Пусть и без героизма, но от того эти поступки не менее ценны.

Nil desperandum! (Никогда не отчаивайся!) В каждом ребёнке есть тоненькая ниточка, потянув за которую мы можем открыть ту сферу, в которой, возможно, он сможет себя реализовать. Самое главное – нельзя отчаиваться.

Schola est magistra vitae! (Школа – учитель жизни!) Школа – это не только учебное заведение, вооружающее подрастающее поколение знаниями и умениями. Школа – это трудные ступеньки лестницы взросления, возвышения души, которые требуют силы воли, усердия, преданности. Необходимо уже в школе научить ребят преодолевать трудности, а не убегать от них. Ведь истинную радость жизни можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Школа для ребят – это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь, во всей ее полноте. А для классного руководителя воспитание – это тоже жизнь, вместе с ребенком.

Быть учителем и классным руководителем – это не просто работа, это призвание. Я счастлива, что мой ежедневный кропотливый труд находит признание у ребят и их родителей. Встречаться каждый день со своими учениками, учить их добру и справедливости, порядочности и честности – это не профессия, это состояние души, это честное и неформальное служение своему делу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я-классный руководитель"

В данной работе я излагаю свои принципы организации сотрудничества с детьмя и  их родителями....

эссе "Я - классный руководитель"

Мое эссе вряд ли можно назвать педагогической концепцией. Скорее всего – это размышления, которые, надеюсь, могут послужить импульсом к творчеству для тех, кто своим каждодневным трудом закладывает ос...

Эссе "Я - классный руководитель!"

В данной работе я попыталась рассмотреть место и роль классного руководителя в школе, показать кратко систему работы класса и определить те принципы, на которых базируется моя работа в качестве классн...

эссе "Я- классный руководитель" Традиции класса

В данной работе я делюсь опытом, с чего начать работу в 5 классе, какие традиции можно ввести, как организовать первый незабываемый поход....

Эссе "Я- классный руководитель"

Мое отношение к должности классного  руководителя  и подтверждение творческого подхода  в виде презентации....

Эссе "Я классный руководитель"

Эссе "Я классный руководитель"...