Классные часы
классный час на тему

Татьяна Ивановна Калинина

1. Как выбрать профессию- 11 класс.

2. Свобода и закон-7-8 класс.

3. Солдатская песня- 9 класс.

4. Солдатское матери 7-9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как выбрать профессию.

Цели:

  • Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поисках выбора профессии;
  • Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;
  • Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.

Часть первая

Из века в век простой вопрос.

Вводное слово учителя:

Ребята, каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии. Но вести с вами разговор я решила не одна. К нам на встречу пришли – Поэт, Психолог и Социолог. Давайте их поприветствуем.

В аудиторию входят учащиеся-докладчики, играющие роли Поэта, Психолога и Социолога. В аудитории стол, на котором таблички, указывающие места, определенные для поэта, социолога, психолога и педагога. Участникам игрового диалога можно сделать себе «беджики» с названием соответствующей роли. Гости рассаживаются за столом.

Поэт: Я часто думаю, как все-таки несвободны наши дети! Буквально с пеленок, с самого рождения они попадают в жизненную кабалу!

Учитель: С одной стороны, я совершенно с вами согласна, но с другой – я твердо уверена, что любому ребёнку необходимы надзор, опека со стороны взрослых. Если ему предоставить полную свободу, не каждый сможет с ней справиться в сложном жизненном повороте, и он может просто погибнуть!

Поэт: Да, конечно, но с раннего детства ребёнок закован в тиски постоянных «нельзя», «надо», «должен», «обязан». Ребенок попадает в жестокий конфликт между личностью и обществом.

Социолог: Можно сказать ещё шире. Не просто обществом, но цивилизацией, культурой. Ребёнок становится зависимым от многих составляющих общественного устройства. Ему трудно понять, что сложно быть в обществе, но без него существование человека невозможно.

Психолог: Да, многие общественные структуры неизбежно в чем-то ограничивает личность, в противном случае они просто не смогут существовать. Однако не всякая личность выдерживает эти ограничения. Именно этот основной конфликт создаёт больше всего проблем психиатрам, а также невропатологам, психоневрологам.

Поэт: На мой взгляд, эти ограничения, часто являлись несправедливыми, сами вредят обществу, которое возвело их в ранг необходимости.

Психолог: Правильно, нет ничего столь совершенного, что нельзя было бы улучшить. Но самое главное надо понять – в обществе человек страдает, но и без общества он погибает.

Социолог: И на ограничение своей свободы надо идти сознательно.

Учитель: И опять «надо»! Давайте же послушаем, что об этом говорят сами ребята, ставшие перед выбором, что дальше. Эту сценку они сыграют в стиле шуточных рассказов Михаила Зощенко.

 

«Свободу личности»

(ролевой диалог)

Действующие лица:

Учащиеся XX века

Вася Говорухин, Коля Петушков – его друг с детского сада и ныне одноклассник.

Вася Говорухин лежит на диване. Около него сидит его друг Коля Петушков.

Вася: Мне тут на днях 15 лет стукнуло. До чего же, я говорю, время летит! Прямо жить не успеваешь. Только родился, только твердо ногами на четвереньки встал – волокут тебя в ясли, кашу из общего котла подгорелую лопать.

  Коля: И то правда, не успел ту кашу распробовать, как топай в детский сад, парами ходить, песни хором распевать и под фортепьяно вприсядку танцевать. Ужас!

Вася: А у меня, Коля, может, сызмальства душа к свободе рвалась. Только, для примеру, лягушку поймаю или червя откопаю- воспитательница кричит: «Зачем в грязь лезешь! Ты опять строй нарушил! Рыжий индивидуалист – коллектив изнутри подрываешь!» Помнишь?

Коля: И то правда, волокут нас в этот коллектив, где всю жизнь Аньку Пчелкину за липкую руку держи, хотя мне за лягушку и то приятнее взяться было.

Вася: Да, друг, не успел оглянуться – школьные годы ударили. Да чего мне об этом тебе рассказывать, сам знаешь, все через эти испытания вместе прошли…

Коля: Да, человек не блоха, ко всему привыкнуть может.

Вася: Я за эти девять лет тоже почти свыкся, уже и дергаться перестал. И сижу тихо. А душа моя, тем не менее, страдает и наружу рвется.

Коля: Сплошная несообразность…

Вася: Вот уже девятый год обучения завершился. Экзамены… На дворе весна. Травка зеленеет. Почки развиваются.

Коля: Опять же воздух такой сумасшедший. Птички, я извиняюсь, чирикают. Жизнь бурлит. И об учебе прямо думать неохота.

Вася: А куда деваться, если тебя опять поволокут за парту в 10 класс!

Коля: Тут ты не прав, друг. Щас можно только девять классов закончить, а там хошь – дальше учись, а не хошь – иди куда хошь!

Вася: А куда я хочу, мне себя спрашивать не приходится.

Коля: А родительского совета спросил все-таки?

Вася: Да спросил. Что, говорю, граждане родители, не будет ли каких-либо пожеланий или напутствий для начинающего новую жизнь? Ну, родители, конечно, тут и стараются мне напутствия сделать. Говорухин-старший, отец мой, так мне возражает:

«Я, - говорит, - ветеран труда. Тебя растил. А не желаете ли сын, после 11 класса в вуз?»

Сдержался я на эту грубость, только говорю:

«Я на вас прямо удивляюсь. Родной сын, можно сказать, свободным гражданином только себя осознал. Это же немыслимо так зажимать свободную личность!»

Коля: Так и сказал! А отец что?

Вася: А отец говорит: «Я в своих облачных фантазиях видел вас, товарищ сын, крупным спецом. И мне смертельно обидно наблюдать такое непочтенное отношение к дипломатическому образованию».

Коля: А мамаша как отреагировала?

Вася: Мамаша, гражданка Говорухина, тоже сильно расстраивается, валерианку литрами изводит, говорит:

«Я не для того в муках рожала, чтобы родное дитятко в вузе здоровье гробило. Да к тому же от диплома никакой материальной пользы нет, одни убытки и расход психических клеток. Пущай сынок лучше трудовую жизнь помаленьку начинает. Пущай Иваныч на своей фирме его делу научит. И может, он в скором времени будет всю семью кормить и одевать во все наше».

Коля: А ты что мамаше ответил?

Вася: Я на это мамаше говорю:

«Вы меня, мамаша, за кого-то другого принимаете, хоть в муках меня рожали. Да я, может, тот самый человек, который ради своих идеалов ни перед чем не остановится и вообще способен пожертвовать своим материальным благосостоянием. И даже не только своим. А вы его хотите с малолетства на тяжелых работах сгубить? А может, и вообще в тюрьму засадить с вашим Иванычем?! А только я на это дать своего полного согласия не могу. Даешь свободу!»

Коля: И что дальше?

Вася: Да так и не договорились. А может тем лето заканчивается. Осень подступает. Травка желтеет. Дождик, гляди, заморосит вовсю. Птички коллективом собираются, митингуют насчет южных стран. А я пока так хожу. Свободой наслаждаюсь. Как-никак долго ждал, ну а теперь отгреб лопатой. Даже малость надоело. И главное, ни в ком сочувствия не наблюдается. Заладили: или работай, или учись. Ну ровно сговорились все.

Коля: А послушайся их, значит, прощай, свобода! За что я говорю, боролись?

Вася: Это даже прямо думать об этом неинтересно. А не думать нельзя. Недаром многие ученые считают, что человек – думающее  животное. И это очень возможно, дорогие граждане.

Поэт: Итак, мы услышали, я бы сказал, крик души нашего измученного мыслями о свободе личности и выбора жизненного пути выпускника 9 класса.

Учитель: Давайте послушаем рассуждения юношей XIX столетия о выборе профессии.

«Рассуждения юношей о выборе профессии»

(ролевой диалог)

Действующие лица:

Юноши XIX века

Учитель, ученики: Марк и Карл

Марк: Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Скажите, учитель, а кА же быть молодому человеку, стоящему на пороге выбора профессии?

Учитель: У человека общая цель – облагородить человечество и самого себя, но ему самому предоставлено изыскание тех средств, которыми он может достигнуть этой цели.

Карл: Возможность такого выбора является огромным преимуществом человека пред другими существами мира, но вместе с тем выбор этот является таким действием, которое может уничтожить всю жизнь человека, расстроить все его планы и сделать его несчастным.

Учитель: серьёзно взвесить этот выбор- такова, следовательно, первая обязанность молодых людей, начинающих свой жизненный путь и не желающих предоставить случаю самые важные свои дела.

Марк: С чего же начинать свой выбор?

Учитель: У каждого есть перед глазами определённая цель, которая ему самому кажется великой. И та цель в действительности такова, если её признаёт великой самое глубокое убеждение, т.е проникновенный голос сердца, который говорит тихо, но уверенно.

Карл: Но это –легко заглушаемый голос, и то, что мы считали воодушевлением, порождено, быть может, мгновением, - и точно так же возможно, что мгновение вновь уничтожит его. Наше воображение может быть воспламеняемо, наши чувства возбуждены, призраки носятся перед нашими глазами, и мы страстно увлечены той целью, которую, мнится нам, указало само божество; но то что мы с жаром прижимали к се6рдцу, скоро отталкивает нас, - и вот все наше существование разрушено.

Учитель: поэтому вы должны серьезно взвесить, действительно ли вас воодушевляет избранная профессия, одобряет ли её ваш внутренний голос, не было ли ваше воодушевление заблуждением, не было ли то, что вы считали призывом божества, самообманом.

Марк: Но сможем ли мы узнать самый источник воодушевления?

Карл: Великое окружено блеском, блеск возбуждает тщеславие, а тщеславие легко может вызвать воодушевление или то, что показалось нам воодушевлением.

Учитель: Но того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать. На мой взгляд, человек, подвластный честолюбию, уже не выбирает своего места в обществе. Это за него решает случай и иллюзия.

Карл: И не одно только тщеславие может вызвать внезапное воодушевление той или иной профессией. Мы, быть может, разукрасили эту профессию в своей фантазии так, что она превратилась в самое высшее благо, какое только в состоянии дать жизнь. Как не поддаться такому самообману?

Марк: В этом случае наш собственный разум не может служить нам советчиком, ибо он не опирается ни на опыт, ни на глубокое наблюдение. Человек, будучи обманут чувствами, ослеплен фантазией.

Карл: Но куда же нам обратить свои взоры, кто поддержит нас там, где наш разум покидает нас?

Учитель: Думаю, что родители, которые уже прошли большой жизненный путь и испытали суровость судьбы, могут помочь преодолеть ваши сомнения в поисках разумного пути.

Марк: Следует также сказать, если мы не подвергли выбранную профессию мысленному расчленению, не взвесили всей великой ответственности, которую она возлагает на нас, а рассматривали ее только издалека, то опять придем к иллюзорному заблуждению, ведь даль обманчива.

Карл: Но мы не всегда можем избрать ту профессию, к которой чувствуем призвание. Например, уже наша физическая природа часто противостоит нам угрожающим образом, а её правами никто не смеет пренебрегать.

Учитель: В силах человека стать выше физической слабости. Но в этом случае он решается строить здание на рыхлой основе, и вся его жизнь превращается в злосчастную борьбу между духовным и телесным принципом.

Марк: Но как может тот, кто не в состоянии победить в самом себе борющиеся элементы, противостоять неудержимому натиску жизни, как может он спокойно действовать? А ведь только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно – та почва, на которой только и произрастают зрелые плоды.

Карл: Мне кажется, что при таком физическом состоянии, которое не соответствует нашей профессии, когда мы не в состоянии работать долго и редко работаем с радостью, все же мысль, что мы свое благополучие принесли в жертву долгу, толкает на то, чтобы действовать энергично, хотя и со слабыми силами.

Марк: Какие ещё условия нужно учесть молодым людям на пути раздумий о выборе профессии?

Учитель: Обязательным условием является умение правильно оценить свои способности. Если вы избрали профессию, для которой нет необходимых способностей, то никогда не выполните её достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будете убедиться в своей собственной неспособности и сказать себе, что мы – бесполезные существа на свете, которые не могут осуществить свое призвание.

Карл: А результатом будет презрение к самому себе. А есть ли чувство более мучительное, чем это? Презрение к самому себе – это змея, которая вечно расстраивает и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.

Марк: Пожалуй, очень важно, если мы все взвесили и если условия нашей жизни позволяют нам избирать любую профессию, тогда мы можем выбрать ту, которая придает нам наибольшее достоинство, выбрать профессию, основанную на идеалах, в истинности которых мы совершенно уверены.

Карл: Согласен, действительно достоинство это то, что больше всего возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Марк: Но достоинство может придать та профессия, в которой мы не являемся рабскими орудиями, а самостоятельно творим в своем кругу; та профессия, которая не требует предосудительных действий. Профессия, обладающая всем этим в наибольшей степени, не всегда является самой высокой, но всегда самой предпочтительной.

Карл: Но подобно тому, как нас унижает профессия, не соответствующая нашему достоинству, точно так же изнемогаем мы под тяжестью профессии, основанной на идеях, которые впоследствии будут признаны нами ложными.

Марк: Тут мы не видим другого спасения, кроме самообмана, а спасение, которое строится на самообмане, - это спасение, полное отчаяния.

Учитель: Те профессии, которые не столько вторгаются в самую жизнь, сколько занимаются абстрактными истинами, наиболее опасные для юноши, у которого ещё нет твердых принципов, прочных непоколебимых убеждений.

Марк: Они могут осчастливить того, кто имеет к ним призвание, но они обрекают на гибель того, кто принялся за них поспешно, необдуманно, поддавшись моменту. Не так ли?

Карл: Наоборот, высокое мнение об идеях, на которых основана наша профессия, придает нам более высокое положение в обществе, повышает наше собственное достоинство, делает наши действия непоколебимыми.

Учитель: Тот, кто избрал профессию, которую он высоко ценит, содрогнется при мысли, что может стать недостойным её, - он будет поступать благородно уже потому, что благородным является положение, занимаемое им в обществе.

Марк: Что же является главным руководителем, который должен направлять при выборе профессии?

Учитель: Следует глубоко осмыслить и понять, что мы можем выбрать профессию, открывающую наиболее широкое поприще для деятельности во имя человечества и для нашего приближения к той общей цели, по отношению к которой всякая профессия является только средством, - для приближения к совершенству самого человека. Главным руководителем, который должен направлять при выборе профессии, является благо человечества и наше собственное совершенствование.

Марк: А не могут ли эти два интереса стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом? Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Учитель: Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком. История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее.

Карл: Опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Марк: Если мы изберем профессию, в рамках которой больше всего сможем трудиться для человечества, тогда не согнемся под её бременем, потому что это – счастье работать во имя всех.

Карл: Тогда мы испытаем не жалкую ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам. Наши дела тогда будут жить тихой, но вечно действенной жизнью.

Далее учитель предоставляет слово ребятам XXI века.

Наш разбег в XXI век

Действующие лица:

Ирина, Андрей, Олег

Андрей: В наши дни молодые люди точно так же, как и в прошлые столетия стоят пред главным выбором – выбором профессии.

Олег: Мы должны решить для себя не только кем стать, но и какими стать!

Ирина: Хотим поделиться с вами не опытом, его ещё не так много, а установочными правилами, которые, быть может, направят наши устремления в поисках основного жизненного пути.

Андрей: Правило №1 «Надо уметь мечтать!»

Мечты провоцируют желание. Желание дает необходимые силы, чтобы жить, а не волочиться по жизни.

Олег: Правило №2 «Умейте быстро выбирать».

Порой невыносимо больно жертвовать сном, развлечениями, спокойной жизнью только ради выбранной цели. Мир не приостановился в своем развитии, чтобы дать вам возможность оглядеться, присмотреться – наш век стремительных скоростей и быстрых решений.

Ирина: Правило №3 «Только вперед!»

Для осуществления выбранной цели требуется одержимость. Малейшее малодушие ставит под вопрос достижение цели. Меняйтесь, чтобы выжить. Не сдавайтесь при неудачах. Мечта не простит предательства.

Андрей: Правило №4 «Ты – главный».

Слушать только себя. Ищите «фишку» в себе. Либо вы наблюдаете то, что происходит, либо определяете то, что происходит.

Олег: Правило №5 «Скажите «Нет!» своим страхам».

Самый главный враг сидит внутри нас: хитрый, злой и коварный, алчный жадный и трусливый, подлый, слабый и ленивый и самый сильный. Как извести его? Изобрети себя заново! Слабо? Известно только одно: не победив себя- не поднимешься на пик намеченной вершины.

Ирина: правило №6 «Постоянно думать».

«Что я смогу сегодня сделать реально?», «Что я смогу?» Эти вопросы надо задавать себе каждый час, каждый день, месяц, год и всю жизнь.

Как можно побеждать подобных себе, за счет каких преимуществ? Умнее, быстрее, сообразительнее, больше воли и решительности. А если ничего нет, то и не надо грустить – живите в «болоте» с завистью, страхами и апатией.

Звезды притягивают звезд, к неудачникам тянуться неудачники. Все, что вокруг, достойно нас, и мы в нем, как в зеркале, отражаемся, потому что все, что вокруг, - это мы.

Часть вторая.

Шесть типов социальной направленности личности.

Учитель: Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2 – 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15% увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Ребята, послушайте информацию, подготовленную нашими докладчиками, которая позволит вам сделать первый шаг в осмыслении своего выбора профессиональной деятельности.

1-й ученик: По профессиональному признаку все объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Значит, выбрать себе профессию – это не только значит выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу, принять её этнические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Сколько же всего существует профессий? На сегодняшний день в России их насчитывается около шести тысяч, и каждая предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности и т.д. 

2-й ученик: для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Он выделил 6 типов социальной направленности личности. Рассмотрим их.

  1. Реалистический тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
  2. Интеллектуальный тип -  внесоциален, обладает аналитическими способностями, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуален. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Рекомендуется профессия научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т. д.
  3. Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуется профессии: врач, учитель, психолог.
  4. Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, консервативен во взглядах, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности. Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.
  5. Предприимчивый тип – выбирает цели, которые помогают проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, обладает хорошими вербальными способностями.
  6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. В решениях оригинален, независим от чужого мнения. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей этого типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Он не придерживается условностей общества. Рекомендуются профессии: музыка, рисование, литературное творчество и т. д.

         

 3-й ученик: Прежде чем сделать выбор, неплохо бы выяснить, почему вы хотите выбрать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете. Ответьте честно самому себе на такие вопросы:

- Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признанием в обществе?

- Вы хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

-Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

-Вы ищите профессию, которая характеризовалась бы хорошими условиями труда?

-Вы выбираете профессию, которую легче всего приобрести?

-Вы собираетесь связать свою судьбу с профессией по совету или примеру других людей?

4-й ученик: Вопросов много. А задумывались ли вы –

  • Над возможностью трудоустройства после приобретения профессии?
  • Легко ли будет найти себе работу по этой специальности?
  • Не рискуете ли вы, окончив учебное заведение и получив диплом, остаться без работы, так и не поработав ни дня по этой специальности?
  • Соответствует ли выбранная профессия вашим возможностям?
  • Пригодны ли вы по отношению к выбранной специальности?

Профессиональная пригодность – это требования к состоянию здоровья человека, требования к профессиональным способностям. Здоровье, квалификация и способности человека являются его профессионально важными качествами. Если уровень их развития превосходит тот, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Для психологов наибольший интерес представляют способности. При их наличии, а так же при наличии здоровья всегда можно приобрести квалификацию, опыт, знания и навыки.

1-й ученик: Итак, для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться в трех вещах.

  • Определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, т.е. желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность работы, интерес к ней. Склонности условно обозначают выражением: «Я хочу».
  • Оценить ваши способности, т.е. такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности (например, темперамент). Способности условно выражают словами «Я могу». Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  • Является интересной и привлекательной для вас
  • Соответствует вашим способностям
  • Пользуется спросом на рынке труда

Часть третья

«Формула профессии»

Учитель: Ребята, существует много научно-психологических квалификаций профессиональной деятельности человека. Одной из них является определение «формулы профессии», которая включает выявление типа, класса, отдела и группы профессий. Выделив для себя эти группы, вы сможете составить свою «формулу», и проанализировать соответствующие этой «формуле» профессии.

Учитель раздает листочки с распечаткой данной классификации для определения «формулы профессии».

Типы профессий

1. «Человек – живая природа» (П).

Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог).

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т).

Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда (слесарь-сборщик, инженер-механик, электрослесарь, техник-технолог общественного питания).

3. «Человек – человек» (Ч).

Здесь предметом интереса являются социальные системы, группы населения, люди разного возраста, которые работают в сфере обслуживания (продавец, парикмахер, врач, учитель).

4. «Человек – знаковая система» (З).

Представители профессий этой системы занимаются естественными и искусственными языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами (программист, математик, чертежник-картограф, редактор издательства, языковед).

5. «Человек – художественный образ» (Х).

Основными объектами деятельности являются факты художественного отображения действительности (художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра).

Нужно помнить, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов. Например, дирижер хора – это и музыкант, и организатор группы людей.

Классы профессий.

1. Гностические профессии (Г) (от греч. «знание»).

Примеры в типе:

«Человек – природа» - дегустатор чая, контролер-приемщик фруктов.

«Человек – техника» - контролер готовой продукции в машиностроении.

«Человек – человек» - психолог, социолог.

«Человек – знак» - корректор в типографии, бухгалтер-ревизор, картограф.

«Человек – художественный образ» - искусствовед, театровед.

2. Преобразующие профессии (П).

Например:

«Человек – природа» - зоотехник, мастер-животновод, агроном по защите растений.

«Человек – техника» - слесарь-ремонтник, токарь.

«Человек – человек»- учитель, педагог-тренер, психолог-практик, экскурсовод.

«Человек – знак» - машинистка-стенографистка, чертежник-картограф, бухгалтер.

«Человек – художественный образ» - художник-оформитель, цветовод-декоратор.

3. Изысканные профессии» (И).

Примеры в типе:

«Человек – природа» - эколог, биолог-исследователь.

«Человек – техника» - раскладчик лекал, инженер-конструктор.

«Человек – человек» - воспитатель, организатор производства или торговли, агент по снабжению.

«Человек – знак» - программист, математик.

«Человек – художественный образ» - дизайнер, композитор, художник.

Отделы профессий

Профессии ручного труда (Р).

Например:

  • В классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, фельдшер-лаборант;
  • В классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф.
  • В классе изысканных профессий – в данном случае ручные средства труда могут быть только вспомогательными (карандаш и бумага в руках конструктора)

Профессии машинно-ручного труда (М).

Типичными профессиями в этом подразделении будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля, т.е. люди, которые пользуются машинами с ручным управлением.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда. В данном случае человек использует не какие-то определенные средства труда, а выполняет функции.

Группы профессий

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным (Б), - лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (О), - агроном, инспектор ГАИ.

Работа в необычных условиях (на высоте, под землей) (Н) – водолаз, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, материальные ценности (М) – воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Формула профессии

Для того чтобы определить формулу своей профессии, надо выбрать варианты из каждой классификации: тип, класс, отдел и группу профессий, а потом подобрать такие профессии, которые будут соответствовать всем выбранным признакам.

Например, вы хотите подобрать себе профессию, предполагающую работу с символическими объектами, связанную с преобразованием знаков, символом, с использованием автоматической техники; условия труда вы хотели бы видеть приближающимися к бытовым. Тогда формула профессии будет ЗПАБ. Ближе всего к ней подходят такие профессии, как оператор вычислительной техники, телеграфист и т. д.

Пробуйте, думайте, и вы сможете найти профессию, которая вам по душе.

Часть четвертая

Ошибки при выборе профессии.

1. Отношение к выбору профессии.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые и новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 9 классе, фатальным образом определит вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей.

2. Бытующие мнения о престижности профессии.

В отношении профессии предрассудки появляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).

Экономист или психолог не менее полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) «модной», но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь, непригодны к выполнению основных рабочих функций.

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру», так же как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа «Я» и самооценки, поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте (себя с друзьями), а не слепо повторяйте. Старайтесь увидеть, чем вы отличаетесь от товарищей и в чем сходны. Это поможет понять, что если Вася хочет освоить опасную работу пожарного (а он – человек, способный на риск), вам эта профессия может не подойти (вы ведь очень осторожный и рассудительный).

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только по тому, что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

Особенно опасно очарование преподавателем (если вас восхищает душевность учителя по химии – это не значит, что вам нравится химия сама по себе).

5. «Романтичная» или «интеллигентная» профессия.

Часто совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, артиста, журналиста. Для успешной реализации себя в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Оборотная сторона медали таких профессий приводит к разочарованию, обидам и боли, что обстоятельства не позволяют реализовывать себя. Типичный пример, ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена кинорежиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно перечислить по пальцам. Как себя чувствуют остальные? Возможно, они могли бы снять не менее талантливое кино, но мы об этом не узнаем…

6. «Модная профессия». Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный будничный труд. Журналисты не всегда выступают в телепередачах. Чаще они перелопачивают массу информации, роются в архивах, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят десяти минутное сообщение, которое озвучит диктор на телевидении.

Огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь не счастливых обладателей этой профессии, а следовательно, безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъём – предвестник спада.

7. «Трудовые династии», или в общем «профессия, как у…» Времена и социальные обстоятельства, как нетрудно заметить, частенько меняются – это, так сказать, первый сюрприз. Второй сюрприз – тот факт, что нет стопроцентных гарантий наследования способностей и склонностей, и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может отличаться.

8. Профессия, обещающая большие деньги.

Оказывается, не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожей неуязвимости и готовности отказаться от многих других важных для человека вещей. К примеру, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), принимая информацию у своих брокеров на нью-йоркской, токийской биржах… А ведь это в разных часовых поясах! Преждевременная седина, заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы…

9. Отождествление школьного учебного предмета с профессий или плохое различие этих понятий.

Есть той предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием («русский язык и литература», «иностранный язык» в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом. Тем боле, имейте в виду, что профессий существует больше, чем школьных предметов.

10. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.

Во всех профессиях, прежде всего в рабочих, появляется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А компьютер внедряется в абсолютно все сферы деятельности – вплоть до животноводства.

11. Неумение и нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях и способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикаций на тему популярной психологии. Однако имейте в виду, к такой информации надо относиться критически, как к результатам тесов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а невыдача готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивания ярлыка о том, какой ты.

12.Незнание и недооценка своих физических способностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

Существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, так как они могут ухудшить состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Программисты сильно напрягают глаза, а летчики – сердце.

13. Незнание основных действий,  операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии.

Когда вы решаете задачу по математике, то выполняете определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии. Творчески подойдите к делу, постарайтесь разработать для себя свой собственный план – список необходимых для выбора профессии действий. Сюда могут быть включены:

  • Анализ предложений на рынке образования
  • Анализ спроса на рынке труда
  • Объективная оценка своих способностей, склонностей, знаний (с помощью тестов или как-либо ещё) и т.д.

Словосочетание «выбор профессии» как бы указывает на принятое однажды решение, событие, то в действительности не совсем точно.

Выбор профессии – это, прежде всего, процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств, которые можно разделить на четыре группы:

  • Планы: личные планы человека относительно его карьеры и будущего. А зачастую, как показывает практика, приходится учитывать и планы его близких, например родителей.
  • Склонности: интересы к определенным видам деятельности, пожелания.
  • Способности – как уже известные ему, так и скрытые, не успевшие проявиться.
  • Актуальный социальный запрос на тот или иной вид профессии, а так же прогноз динамики спроса на профессионалов в будущем.

Заключение:

Таким образом, выбор профессии – это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни. Легкомысленны выбор профессии  только по её внешним проявлениям, без учета её внутренних требований, ограничений и различного вида обязательств – это эксперимент, который может обойтись очень дорого не только вам, но и окружающим. А ответственность ляжет только на ваши плечи.

Готовых решений не для кого нет. Каждый человек – не столько представитель какого-либо «вида» или «типа», сколько он сам.

Если вы задаете себе вопрос о выборе профессии – значит, этот вопрос для вас актуален. Любое серьезное решение должно строиться продумано на объективной информации. Хотелось бы пожелать вам удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, могут быть подвластны вам. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том направлении, в каком пожелаете. А выбор остается за вами.



Предварительный просмотр:

«Свобода и закон».

«Право первоначально не зависит от закона, а наоборот, закон зависит от права. Закон закрепляет только то, что является правом и по праву, только превращает право в долг для других».

Цель: Воспитание правовой культуры учащихся и гражданско-патриотических качеств личности.

Ситуация № 1. «Что такое свобода?»

  «Свобода – самое большое богатство после жизни, ведь даже в условиях рабства мысли, чувства, и желания человека оставались свободными.

  Какой смысл мы вкладываем сегодня в это слово? Нет другого слова, которое получило бы больше различных значений и оказало бы столь же сильное воздействие на умы , как это. Одни посчитали свободу за возможность свергнуть государя, которому они дали тираническую власть; другие – за право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – за право носить оружие и проявлять жестокость; четвёртые – за анархию, когда каждый волен, поступать, как хочет, жить по собственным законам. Некий народ долгое время принимал за свободу обычай носить длинную свободу… Короче говоря, каждый называл свободой то правление, которое более всего соответствовало его обычаям и склонностям», - так высказался о свободе выдающийся французский просветитель 18 – го века Шарль Монтескье.

  Действительно, за тысячелетнюю историю представления о свободе существенно менялись. Если в прошлом это было, прежде всего, стремление освободиться от порабощения, эксплуатации и угнетения, то для современного человека свобода заключается в возможности сделать свой выбор, в праве поступать по своей воле, без принуждения.

 

 Задание: Сравните статьи из трёх правовых документов. Найдите общую идею, которая в них последовательно проводится.

 

  Из Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

  Статья 4: Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теме же правами. Пределы этого могут быть определены только законом…

 

  Из Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

  Из статьи 29:

  1.  Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
  2.  При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен только таким ограничениям, какие установлены законом с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.

Из Конституции РФ 1993 года.

Статья 17:

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

  Ситуация № 2. «Существуют ли границы свободы?»

    Как установить меру свободы, чтобы интересы каждой стороны были соблюдены? Как отмерить каждому порцию свободы? Именно право устанавливает такую меру свободы. Только закон определяет её границы. Можно сказать, что свобода не является абсолютной и ограниченной. Шарлю Монтескье принадлежит ещё одно интересное высказывание: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом». Чем демократичнее закон, чем больше он признаёт общечеловеческие ценности, тем большей свободой обладает человек в такой стране. Но свобода каждого из нас заканчивается там, где начинаются права другого человека. Мы не можем пользоваться  своей свободой, нанося ущерб другим. Поэтому свобода не отделима от ответственности.

    Конституция РФ вслед за Всеобщей декларацией прав человека допускает, что права человека могут быть ограничены. Главный критерий здесь таков: права и свободы одного человека не должны нарушать прав и свобод других людей. Права человека это не абстракция, и некоторые права могут быть ограничены. Например, ограничена законом свобода слова. Ещё древнегреческие юристы говорили, что ни кто не несёт ответственности за свои мысли. А вот за выражение своих мыслей в форме слов человек должен нести ответственность.

   Каждый из нас может свободно выражать своё мнение по любому вопросу. Мы можем делать это в любой форме – устно, письменно или в виде изображения. Закон разрешает делать это публично – через газеты и журналы, другие средства массовой информации. Мы имеем право открыто выступать на митингах, свободно выражать своё мнение на уроках и лекциях, вывешивать листовки и обращения. Вместе с тем закон возлагает на нас ответственность за содержание распространяемых нами сведений. Если они - заведомая ложь или выдумки, например сведения о том, что такой – то человек украл деньги либо совершил иной нечестный поступок, то по закону выдвинувшего обвинения могут привлечь к ответственности. Придётся доказывать правдивость эти фактов либо отвечать перед законом за клевету., порочащую доброе имя человека. Закон запрещает нецензурную брань в общественных местах, клевету и оскорбления, речи и выступления, разжигающие национальную рознь. Ответственность за эти действия предусматривает Уголовный кодекс РФ.

   Допустимы законные ограничения и других прав и свобод человека. Приведём ещё один пример. Закон гарантирует неприкосновенность частной жизни. Это значит, ни один посторонний человек не должен читать письма, телеграммы и другие виды корреспонденции, адресованные не ему. Никто не имеет права подслушивать телефонные разговоры, собирать сведения о личной жизни, использовать эту информацию без нашего разрешения. Мы охотно соглашаемся с такими ограничениями и негодуем, когда кто – то покушается на наши права. Но эти меры ограничивают свободу не только посторонних лиц и государства, но и наших действий. Мы так же не имеем права нарушать свободу действий других лиц и должны нести ответственность в случае их нарушения. Итак, свобода и ответственность не отделимы друг от друга.

   Закон определил границы наших прав и свобод с целью защиты прав и свобод других лиц, защиты общественной морали и охраны конституционного строя. Только соблюдая эти ограничения, мы в праве рассчитывать на соблюдение и защиту наших свобод. Но как распорядиться своей свободой, решать будет каждый самостоятельно.

   Статья 6 главы 2 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998года № 124 – ФЗ гласит: «Ребёнку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».

    Задание: Подумайте и выскажите свои суждения по следующим вопросам.

  1. Что ограничивает свободу человека в государстве?
  2. Справедливо ли ограничение прав и свобод человека государством?

 Ситуация № 3. «Всегда ли существует равенство прав и обязанностей?»

 В юридическом смысле равенство означает признание за всеми людьми равных возможностей пользоваться правами. Равенство на юридическом языке называется равноправием. Это значит, что закон одинаково распространяется на всех граждан страны. Все равны в правах и свободах независимо от пола, расы, цвета кожи. Для закона не имеет значение, на каком языке говорит человек, какое у него имущественное положение. Какую бы религию он ни исповедовал, какую бы должность не занимал, в каком бы месте он не проживал, - человек в одинаковой мере обладает всеми правами и обязанностями, установленными законом. Каждый человек может покупать и продавать имущество, обмениваться им и делать подарки, иметь частную собственность и распоряжаться ей, выбирать профессию и трудиться, обращаться за медицинской помощью и получать её и многое другое. Каждый имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещёнными законом. В случае нарушения закона любое лицо несёт ответственность, не пользуясь привилегиями перед законом.

   Право может «ввести» равенство людей. В чём оно будет тогда заключаться? Во – первых, в равенстве всех и каждого перед законом и судом. И, во – вторых, в виде равных правовых возможностей (например, выбирать и быть избранным в органы государственной власти, получать образование, свободно передвигаться и выбирать себе жительства и т. д.).

    Из этого общего правила есть исключения.

    Задание: Подумайте, какие это исключения? Приведите примеры.  

            

 

 



Предварительный просмотр:

«Солдатская песня».

Цель: воспитание патриотических чувств: гордость за солдат, исполняющих свой долг перед Родиной; уважение и почитание старших поколений, преклонение перед памятью.

Развитие интереса к песням, рождённых на афганской земле.

В ночном почтовике мы ввинчивались в выси

и восемь раз являлась нам луна.

И чтобы разогнать непрошенные мысли,

Я песни начал петь у круглого окна.

Об одуванчиках и о лугах приречных,

И о туманах наших деревень.

Беспечный Пакистан вдали моргал, как млечность.

Металась по горам предательская тень.

И «Стингер», как оса, уже звенел, казалось,

Нацеленный на поршневой металл.

И сжалась наша жизнь в ничтожнейшую малость.

Но в цель поющую никто не попадал.

Каждое время рождает свои песни. Но одни уходят, другие остаются. И сейчас, и несколько десятилетий назад особый интерес проявляется к песням, рождённым на афганской земле. Они стали по-настоящему любимыми. А свой путь они начинали с магнитофонных плёнок, записей в блокноты, альбомы.

Сегодня на классном часе мы поговорим лишь о некоторых из них. Они, как солдаты, вернувшиеся из боя, рассказывают о самом сокровенном.

Героизм и мужество, любовь и тоска наших солдат- всё это воплощалось в стихах, а затем перекладывалось на музыку. И эти песни, исполняемые, как правило, под гитару, вошли в наш дом. Интерес к ним потому высок, что слагающие их люди испытывают самые обострённые чувства, попадая порой в ситуации исключительные, их часто подстерегала опасность, даже смерть. Как сказал А. Толстой, «вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке-  ядро. В таких условиях обостряется тяга к искусству, тоска по прекрасному. Как-то майор Либор рассказал, что никогда не писал стихов даже в юности. А там, в Афганистане, у него вдруг сами собой стали складываться стихотворные строки.

Так спой же, товарищ,

Где песня твоя?

И станет мне ближе Отчизна моя.

Эти строки из стихотворения лейтенанта Александра Стовбы. Ему было с кого брать пример, было кем гордиться: оба деда, отец много значили в его короткой жизни.

У офицеров и солдат

Порой военной время сжато…

Вот, приготовив автоматы,

Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя,

О подвига полёт бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и Родину любя!

И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперёд родная рота,

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь.

Отчизны юный гражданин,

Безмерно любящий Отечество,

Ты отдал жизнь за человечество,

А мог дожить и до седин.

Конечно, солдаты, певшие песни, сочинявшие стихи, не думали, что их слушать миллионная аудитория. Они писали только для себя, чтобы в короткие часы передышки вспомнить о Родине, о матери, о любимой.

Вот что написал в стихотворении «Награды» Саша Карпенко.

Мы идём грозовыми путями,

Ополчась на невзгоды и смерть,

И наградам, летящим за нами,

Так непросто за нами успеть.

Так случилось, однажды был отдан

Я в бессонные руки врачей,

Искал меня воинский орден

Двести семьдесят дней и ночей.

Вот опять предо мной то мгновенье,

В тишине раскатившейся взрыв…

Может быть, награждён уже тем я,

Что остался в аду этом жив.

Ты идёшь по Нескучному саду,

Обещанием счастья маня.

Что же ты, дорогая награда,

Догоняешь так долго меня?

Да, трудно доставались ребятам ордена и медали. Давайте же скажем несколько слов о наших земляках. (В классе приготовлена выставка, и каждая группа рассказывает о воинах- интернационалистах).звучит самая популярная и замечательная лирическая песня «Кукушка».

Кукушка- извечный образ народной поэзии. Кукушкой прилетает в родительский дом девушка, отданная замуж на чужую сторонку. Кукушке в песенном народном творчестве уподобляется мать, ищущая своё дитя, своего сына. В песне герой обращается к кукушке как символу далёкой Родины. У песни своя история. «Родилась она на афганской земле и посвящается москвичу Серёже Федотову. Сергей был в секрете в горах. Подорвался ночью на мине. К нему пробивались на помощь друзья, но не пробрались. Его пытались захватить душманы и тоже не смогли- Сергей отбивался до последнего патрона. Истекая кровью, он до рассвета пел «Кукушку».

Так что ты, кукушка, погоди

Мне дарить чужую долю чью-то.

У солдата вечность впереди,

Ты её со старостью не путай.

Много было медсестёр в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы- ко всему они привыкли. Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненых боль, возвращали к жизни. И неслучайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам.

Попал под пули взвод

У жаркой переправы,

И, раненый в живот,

Упал солдат на травы…

- Воды глоток, воды.-

сестра над ним склонилась.

И солнце с высоты

Осколком засветилось.

И чувствовал солдат:

Другой зари не будет,

И солнца первый луч

Его уж не разбудит.

А он не рвал цветы

И не был в дальних странах,

Вовек не целовал

Девичьих губ румяных.

-Сестрица, не бинтуй.

Пришёл конец мне, видно,

Ты лучше поцелуй,

Чтоб не было обидно.

-Сейчас, солдат, сейчас,-

сестра ему сказала.

И первый в жизни раз

Мальчишку целовала.

А первый поцелуй

Высоких слов достоин,

И, что ни говори,

Он целой жизни стоит.

А как тревожно было матерям… Сжимались в тоске и надежде их сердца, в глазах- боль за сыновей. Солдаты же в трудные минуты вспоминали матерей. И рождались строки, посвящённые им.

Здравствуй, милая мама,

Шлю тебе я привет.

Самый нежный, сердечный,

Даже слов в мире нет.

Ты тоскуешь по сыну,

Мама, вытри слезу,

Я домой ведь приеду

И тебя обниму.

Тихо-тихо в казарме,

Только слышно вокруг,

Как тоскует гитара

Да солдаты поют.

(звучит песня «Прости, моя мама»)

Но приходит конец службе. Ребята уезжают домой. А расставаться с боевыми друзьями тяжело. И рождаются строки.

Скоро трап нам подадут,

Загудят винты привычно,

Вот и кончился уж срок

Нашей службы заграничной.

Чтобы скрыть свою печаль,

Я смотреть стараюсь прямо.

До свиданья и прощай,

Заграничная застава.

15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13000 матерей и отцов не дождались своих сыновей, и они не сказали «Мама, я жив..», а около 33000 вернулись израненными.

Степанова Татьяна читает отрывки из воспоминаний своего отца.

Замер ключ внезапно

На последней точке.

Смерть вонзилась в сердце

Пулемётной строчкой.

В онемевших пальцах-

Ложе автомата.

И зовут в эфире:

«Где ты, ноль двадцатый?»

а в глазах угасших

неба синь и звёзды.

Мать вдали заплачет,

Прислоняясь к берёзе.

Пулей грудь пробита,

Песня не допета

«Где ты, ноль двадцатый?»-

смерть не даст ответа.

«Где ты, ноль двадцатый?»-

тишина в эфире.

Словно всё убито

В этом странном мире.

Словно всё оглохло

В пламени и дыме.

Там отцы остались

Вечно молодыми…

В бронзе обелисков

Встали над планетой

Русские мальчишки

Юностью бессмертной, памятью священной

Встали над планетой

Вечной и нетленной.



Предварительный просмотр:

Солдатские матери.

Восславим женщину – мать, чья любовь не знает преград,

 чьей грудью вскормлен весь мир! Всё прекрасное в

человеке – от лучей солнца и от молока матери!

Вот что насыщает нас любовью к жизни!

Читаю одно из солдатских писем: «Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе…

Мама!.. Наверное, слаще и роднее этого имени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты та единственная, которая не способна предать, обидеть, разлюбить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выражают безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!»

«Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчётам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперёд, что не получу отказа. Страшными для меня бывают минуты, когда тебе нездоровится, когда ты устаёшь. Я жизни не представляю без тебя!»

Мальчишки сороковых спешили на фронт. Им хотелось испытать себя и, одолев врага, принести долгожданный мир на землю!.. Они рвались из – под материнской опеки навстречу неизвестности. И перед лицом вспоминали мать, понимали то, как дорога она им, как незаменима…

Вот и всё.

Уже вещи собраны.

Посидим на прощанье, мать.

И молчат твои руки добрые,

Хоть о многом хотят сказать.

Руки мамы…

Люблю их с детства.

Где б дорога моя ни шла,

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько внесли вы, любя…

С этих рук вы увидели родину,

Так похожую на тебя,

Мама…

Каждую секунду в мире рождается три человека. И каждая мать живёт дыханием ребёнка, его слезами и улыбками. Мать и ребёнок… любовь к малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает жизнь ребёнка. Мать приобщает дитя к миру и к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его силой и помогает постичь духовные ценности. Не  это ли держит мир, делает его вечным? Не в этом ли связь поколений?

И снова я Всевышнему молюсь

За сыновей, за мир на всей планете,

Чтобы жила и крепла наша Русь,

Росли хлеба, рождались чаще дети…

Мать не только волнуется и печётся, чтобы ребёнок был сыт, здоров… Мать – это окно в неведомый мир. Она помогает ребёнку узреть и понять красоту природы: леса и неба, луны и солнца, облаков и звёзд. Её уроки на всю жизнь…

- Сынок, проснись! Выпал первый снег!

- Сынок, посмотри! Расцвёл первый подснежник!  

 

А ещё мать умеет пробудить в сердце сна благородные чувства: любовь к Родине, верность Отечеству. Да и они сами в трудное для страны время шли рядом с сыновьями до конца, до победы.

Не бойся, мама, я не струшу,

Не отступлю, не побегу.

Взращённую тобою душу

Непобеждены сберегу.

Мы легли у разбитой ели.

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Отогрелись мы еле – еле.

Вдруг приказ: «Выступать перёд!»

Снова радом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

 

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрно ржи,

По воронка и буеракам

Через смертны рубежи.

Мы не ждали посмертно славы –

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав…

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

- Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Дома в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У меня есть друзья, любимый,

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

В письме любящего человека сё подлинно: и горе, и любовь. Кто – то сказал: «Нас давно перестала удивлять отвага наших бойцов. Но мы всё ещё дивимся мужеству их матерей. Нет в их словах ни прозы, ни заученного пафоса. Они сродни нашей земле, нашей природе – большой и стыдливой».

А вот что писала Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге о своих детях Зое и Шуре: «Сколько услышала я рассказов о людях, которые пожертвовали жизнью для того, чтобы минувшая вона закончилась победой света над тьмой, благородного над подлым, человеческого над бесчеловечным.

И я думаю: неужели кровь наших детей пролилась напрасно? Неужели мир, добытый ценою жизни наших детей, ценою наших слёз- будет вновь нарушен по воле злобных сил?

Я спрашиваю себя: что же я смогу сделать для дела мира? И отвечаю себе: да, я тоже могу вложить свою долю в это великое дело. Я расскажу всем о своих детях. О детях, которые родились и росли для счастья, радости, для мирного труда- и погибли, защищая труд и счастье, свободу и независимость своего народа. Да, я расскажу о них…»    

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слёз.

Босиком в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой

Шла она под окриком врага.

Тень её, очерченная чётко,

Падала на лунные снега.

Как морозно! Как светла дорога,

Утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, ещё немного!

Нет, ещё не скоро

От порога…

По тропинке… до того столба…

Надо ведь ещё дойти дотуда

Этот дальний путь ещё прожить.

Может ведь ещё случится чудо.

Где-то я читала… может быть…

Жить.. Потом не жить.. Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как?

Зачем старуха плачет? Кто её обидел?

Жаль меня? Почему ей жаль меня?

Не будет ни земли , ни боли..

Слово «жить»..

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет всё как есть

Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Всё идти к востоку- там Москва.

Если очень громко крикнуть: «мама!»

Люди смотрят. Есть ещё слова…

- Граждане, не стойте, не смотрите.

Я живая, - голос мой звучит.

Убивайте их, травите, жгите!

 Я умру, но правда победит!

-Родина!- слова звучат, как будто

Это вовсе не в последний раз…

-Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!

Ещё минута-

И удар наотмашь между глаз.

Лучше уж скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело подымаешься сама ты.

Шаг на ящик, к смерти и вперёд.

Вкруг тебя немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

Розовые дымы… Блеск дорог…

Родина! Тупой сапог фашиста

Выбивает ящик из- под ног.

Мирное небо в тучах войны, и льётся свинцовый дождь!

Кровавая тризна у нашей страны,

Слезами разбавлена ночь.

И сон отступает, и рвётся мольба:

«Господи, помоги!

Пусть будет у сына другая судьба,

Пусть станут друзьями враги!»

Вселенская скорбь седых матерей,

Растерянный взгляд невест.

А им, сыновьям, на этой земле

Нести чей-то тяжкий крест.

А им- воевать, а им- умирать.

Иль жить с опалённой душой…

..И рядом она, солдатская мать,

Стареет с каждой войной.

Война пройдёт- и слава Богу.

Но долго будет детвора

Играть «в воздушную тревогу»

Среди широкого двора.

А мужики , на брёвнах сидя, сочтут убитых и калек

И, верно, вспомнят о «планиде»

Под коей, дескать, человек.

Старуха ж слова не проронит!

Отворотясь, исподтишка,

Она глаза слепые тронет

Каймою чёрного платка.

Почему же весенним днём

Плачут русские матери громко?

И опять обжигает огнём

Слово страшное «похоронка»

Александр Стовба. Это имя ещё недавно было знакомо многим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказывали газеты и журналы. Память о мужественном воине, невосполнимое горе родных, утрата тех, кто обязан ему жизнью. А это ведь был не просто отважный человек, верный друг, любящий сын и брат. В нём рос и мужал поэт- интересный, одарённый. Конечно, в его возрасте многие пишут стихи. Но немногие ищут в стихах свою судьбу, высшее предназначение. Что же оставил нам Саша?

У офицеров и солдат

В бою тяжёлом время сжато…

Вот, приготовив автоматы, твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О, подвига полёт бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым, друзей и родину любя.

И, смяв атакой рубежи, пошла вперёд родная рота.

А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший лежишь…

Из письма Саши родителям: «С каждым днём становится интересней. Каждый несёт неповторимую тайну, что-то сокровенное… а за меня не волнуйтесь, не бойтесь. За мои поступки , мысли и чувства- тоже. Не сомневайтесь в своём сыне, во мне много от вас самих…

Я готов идти дальше по выбранной дороге. Ничто, никакая опасность меня не остановит… так что за меня не бойтесь. Я вас всех помню, и вы мне все дороги».

Я приеду мама! Ты лишь верь,

Я вернусь и радостный и взрослый!

Как там ясенёк мой? Он теперь

Стал, наверно, как братишка, рослым?

Я войду в уютный старый дом,

Древний, как история планеты,

Он любой мне мелочью знаком,

 Мне известны все его секреты.

Метеорит живёт мгновенье, сгорая в дымной синеве, его отвесное паденье

Сквозь смерть направлено к земле.

И я готов, летя сквозь годы

Метеоритом в синей мгле,

Сгореть, сжигая все невзгоды,

Во имя жизни на земле.

Что бы не говорили о Саше и таких как он, мы с вами думаем одно и то же: это сильные и честные люди, на которых можно положиться, а ведь именно таких друзей нам и не хватает в жизни. Эти люди всегда поступают, как настоящие мужчины.

Он погиб, прикрывая роту, попавшую в засаду. Спасая ребят, получил смертельное ранение. Родные и друзья называли его Аистом- по начальным буквам имени, отчества и фамилии. Аист по преданию- птица, несущая счастье, радость и надежду, что-то юное, свежее, чистое, как глоток горной, утоляющей жажду воды. Удивительная, самая любимая на Украине птица залетела так далеко и не вернулась домой.

И ещё 15 тысяч мальчиков, юных аистов и журавлей, погибли в Афганистане, исполняя свой воинский долг. Вечная им память.

Сегодня вновь в смятенье нервном

Тревожно по земле идут:

В огне Кавказ, Чечня пылает.

И мамы не смыкают глаз-

Их дети снова погибают..

В который раз, в который раз…

Воюют правнуки внуки.

Воюют на своей земле, узнав военную науку

Не понаслышке- на себе.

Вздыхают деды-ветераны:

«Лихой опять нагрянул час-

И кровь, и смерть, и в сердце раны,

Неужто мало было нас.

Женщина-мать даёт жизнь. Она и защищает её. Это большая сила! Ни война, ни смерть, ничто не победит её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...