Портфолио обучающегося и группы
материал на тему
структура и назначение портфолио обуающегося и группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_obuchayushchegosya_i_gruppy.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Доклад на тему: «Портфолио группы и обучающегося –
как форма работы классного руководителя»
Автор: Земцова Л.И.,
2012 год
Современный этап развития системы образования в России характеризуется необходимостью модернизации ее структуры и содержания на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования. В связи с этим принятие и развитие индивидуально-ориентированного обучения приводит к широкому использованию альтернативных методов оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких оценочных технологий, основанных на использовании компетентностного подхода, стала активно внедряемая в практику образовательных учреждений технология портфолио.
«Портфолио» – комплект документов, подтверждающих индивидуальные достижения студента по различным направлениям деятельности. Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в ССУЗе.
Основная цель формирования «портфолио» - накопить и сохранить документальное подтверждение собственных достижений обучающегося в процессе его обучения в техникуме. «Портфолио» является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности обучающегося, но и способствует:
- мотивации к образовательным достижениям;
- приобретению опыта в деловой конкуренции;
- обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетентностей;
- выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей;
- повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Портфолио (по-итальянски - «папка с документами») является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придает планированию и оцениванию учащимся результатов собственной деятельности.
Традиционно портфолио представляет собой подборку, или коллекцию, работ, целью которой является демонстрация достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам, портфолио позволяет решить две основные задачи:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
- оценить его достижения и дополнить (заменить) результаты других форм контроля.
Портфолио не только является эффективной формой оценивания, но и помогает решать многие важные педагогические задачи, такие как:
- поощрение активности и самостоятельности учащихся;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
- создание дополнительных предпосылок и возможностей для успешной социализации.
Типы портфолио
«Портфолио документов» портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в диплом и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио. Портфолио может включать дипломы, грамоты, удостоверения, свидетельства, благодарственные письма или их копии которые обучающийся получал за весь период жизнедеятельности и в которых, помимо итоговых результатов, содержится информация о его индивидуальной учебной, профессиональной и личностной активности.
«Портфолио работ» собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ обучающегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Примерный вариант записей в «портфолио работ»
Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций .
Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
Другие формы творческой активности: участие в КВН, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
Различные практики. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.
Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат.
Участие в научных конференциях, учебных семинарах и проектах. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем обучающегося.
Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
Другое.
Структура содержания портфолио
«Введение» | краткая биографическая информация о себе, о целях портфолио, его структуре и особенностях (фото, резюме) |
«Мои достижения» | материалы, свидетельствующие о признанных окружающими и осознанных обучающимися своих достижениях, жизненного, учебного, предпрофессионального и, может быть, профессионального и научного опыта 1.1. «Официальные документы»
1.2. «Жизненный опыт»
1.3. «Обучение в ССУЗе, предпрофессиональная и профессиональная подготовка»
1.4. «Учебно-исследовательская деятельность»
1.5. «Курсы по выбору и творческие работы»
|
«Я в мире людей» | материалы, свидетельствующие о накопленном опыте социальной жизни, межличностных контактов, связей, хобби, интересах, кумирах и т.п. 1.1. «Участие в общественной жизни»
1.2. «Друзья», «Любимые люди»
родные и близкие люди, их личные качества, интересы, 1.3. «Мои кумиры»
1.4. «Хобби, интересы»
|
«Взгляд на себя и в будущее» | материалы, содержащие самооценку обучающимся своих ценностей и идеалов, представлений о самом себе, своих сильных и слабых сторонах, индивидуальной миссии, тенденциях в развитии мира, открывающихся возможностях, возникающих опасностях, планах, личных и профессиональных, а также о способах, средствах и времени их осуществления. 1.1. «Я» - взгляд на свое «Я», сильные и слабые стороны, мотивацию, интеллект, черты характера, образ жизни. 1.2. «Мои ценности и идеалы» - то, что студент ценит, считает важным, к чему стремится, уважает. 1.3. «Мир вокруг меня» - оценка студентом событий происходящих в мире и вокруг него, тенденций, открывающихся возможностей, возникающих трудностей и опасностей 1.4. «Мои жизненные планы» - представление студента о собственной миссии, жизненных и профессиональных целях, стратегии, планах, способах, средствах и времени их достижения и т.п. 1.5. «Мой девиз» - девиз, кредо студента на новом этапе жизни. |
«Заключение для…» | обобщение всего сказанного и показанного выше и акцентирование внимания того, КОМУ ПРЕДСТАВЛЕН документ, на важнейших особенностях личности обучающегося, компетенциях, имеющемся жизненном и профессиональном опыте, жизненных и профессиональных планах.
|
Возможные материалы для портфолио
- проектные разработки (в том числе, бизнес-планы и др.);
- дипломы, свидетельства, благодарственные или рекомендательные письма, характеризующие успешную деятельность;
- список литературы или других источников (например, Internet-сайтов), которые дополнительно используются для самообразования;
- индивидуальный учебный план и свои собственные комментарии, рассуждения по поводу его использования;
- описание процесса создания и продвижения любых своих идей и разработок;
- аналитические статьи и материалы, подготовленные для разных целей (желательно, с комментарием где, кем и как они были использованы);
- рефлексия надпрофессиональных (по отношению к основной специальности) компетенций, которые появились в результате обучения в программе (например, всё, что связано с управлением собой, людьми, информацией, какие-то особые умения в эмоциональном общении, самопрезентации и др.). Если возможно, описать, как они проявились и были использованы в реальной жизни (учебной, профессиональной, личной).
- описание планов, связанных с целями и результатами ближайшего и отдалённого будущего
Возможные вариативные разделы «портфолио»
- "Резюме" - представление себя.
- "Самостоятельные работы" - этот раздел представляет собой собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки и проекты.
- Заполненные студентами анкеты (об отношении к какой либо теме, обмен мнениями и т.д).
- Видеофрагменты.
- "Это интересно" - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины.
- "Цикада цитат" - в этом разделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке. Важно не торопиться включать сюда только понравившиеся высказывания; может быть, те изречения, с которыми пока трудно согласиться, тоже помогут обосновать собственную точку зрения.
- "Полезные советы" - в этом разделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем. Материал целесообразно разносить по двум отделам: "Всегда" и "Никогда".
- "Вредные советы" - в этот раздел, носящий юмористический характер, вкладываются вредные советы (придуманные или собранные).
- "Графический организатор" - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ.
- "Библиография" - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
- "Справочник" - в этом разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса и даты.
- Самооценка портфолио самим обучающимся
Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания учеником собственных образовательных целей, личный интерес к данной форме работы и первые попытки введения портфолио как одного из элементов воспитательной работы со студентами привели нас к необходимости ответить на два вопроса: Нужно ли портфолио вообще? А если нужно, то кому и зачем?
Классному руководителю. Ведь именно он обязан отслеживать пути и этапы становления личности воспитанника, делая промежуточные выводы о развитии ребенка, его адаптации к различным ситуациям и условиям, будь то учеба, общение во дворе, занятия в кружке, посещение театра, взаимоотношения в семье и с товарищами.
Родителям учащихся. Ведь каждому возрасту присущи свои проблемы, свои нюансы извечного конфликта отцов и детей. Родители идут к классному руководителю за советом, с просьбой о помощи. И когда он может сослаться на результаты тестов с пояснениями лицейского психолога, на записи индивидуальных бесед с учащимися, на всевозможные рейтинговые показатели, на графики уровня личного роста, таблицы взаимоотношений в классном коллективе, анализ участия ученика в делах класса или лицея, родитель начинает более серьезно задумываться о причинах возникающего порой непонимания собственного ребенка, о поисках грамотного выхода из сложившихся ситуаций.
Обучающемуся (и особенно ему!). Хотя, на наш взгляд, не стоит выставлять портфолио целиком на обозрение учащегося, ведь в каждой профессии есть своя «кухня», куда посторонним вход строго воспрещен. Но таблица, в которой отражено, к примеру, имеющее место снижение успеваемости, общее число отрицательных и положительных выборов в «Рейтинге популярности», показатели повышения или понижения уровня активности, оценки за четверть (полугодие) с выведением среднего балла по каждому предмету - это демонстрационный материал для индивидуальной работы с учеником.
А еще портфолио необходимо, когда возникает потребность предоставления характеристики, например, в военкомат, для перехода в другое учебное заведение или для поступления в Вуз. Завуч получает информацию об успеваемости, директор - данные о родителях учащихся, а медработник благодарен за сохранность справок и ведение учета заболеваемости учащихся, отслеживание ее причин и проведения профилактических мероприятий.
Так зачем нужно портфолио? Ответ очевиден. Для каждого человека оно необходимо для различных целей. Например, для строителя – это самый простой и быстрый способ показать и впечатлить своего потенциального работодателя. Для человека, ищущего работу, портфолио жизненно необходимо. Портфолио сразу показывает: что он закончил, где работал, что он умеет и чем владеет. Портфолио – это вроде доказательства умений и профессиональных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио обучающегося (критерии)
Критерии портфолио учащихся для заполнения. Структура портфеля индивидуальных достижений обучающихся:Портфель индивидуальных достижений состоит из 6 блоков. Результаты фиксируются в сводной...
Электронные портфолио обучающихся 8 класса
Представлены варианты электронного портфолио обучающихся...
Электронное портфолио обучающегося.
Представлены портфолио обучающихся 8 класса...
Электронное портфолио обучающегося
Представлено электронное портфолио обучающегося 8 класса...
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося Покачевского профессионального училища
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.Портфолио позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направл...
Требования к портфолио обучающегося
У каждого обучающегося должно быть «Портфолио», то есть индивидуальный «Портфель» образовательных и производственных достижений (результаты районных, областных олимпиад, «Марафонов Знаний»...
Алгоритм действий специалистам образовательных организаций в случае выявления факта участия обучающегося в группе смерти/деструктивной группе
Как поступить если вы заметили, что ребенку в вашей образовательной организации нужна помощь? Вот вам алгоритм действия специалистов ОО в случае ыявления участия несовершеннолетнего в деструктивных гр...