азбука нравственности
классный час (7 класс) на тему
рассматриваются составляющие нравственного облика человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Азбука нравственности
– Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?
О составляющих нравственного облика человека.
– В какой стране мы с вами живем?
В демократической. Демократия – власть народа.
– Что это значит «власть народа»?
Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.
– О каких идеалах идет речь?
Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в общественной жизни и заботе об общем благе.
Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он.
– Что значит «достойный человек»?
Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.
Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.
Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.
Учащиеся отвечают.
Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны.
Чтение рассказа.
Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В. И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.
И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а списать не дает».
И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.
А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое…
Инсценировка французской баллады «Белая шаль».
Действующие лица: ведущий, Мать.
Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит мать.
Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет черная.
Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно.
Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.
Декламация стихотворения С. Михалкова.
Жили три друга-товарища
В маленьком городе Эн.
Были три друга-товарища
Взяты фашистами в плен.
Стали допрашивать первого,
Долго пытали его –
Умер товарищ замученный
И не сказал ничего.
Стали второго допрашивать,
Пыток не вынес второй –
Умер, ни слова не вымолвив,
Как настоящий герой.
Третий товарищ не вытерпел,
Третий язык развязал.
– Не о чем нам разговаривать! –
Он перед смертью сказал.
Их закопали за городом,
Возле разрушенных стен.
Вот как погибли товарищи
В маленьком городе Эн.
Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем?
Не каждый достойный человек обязательно станет героем. Но ни один герой не может быть человеком без высокого чувства: именно достоинство лежит в основе подлинной гордости, чести, веры в правое дело.
Послушаем, что же случилось дальше с Виктором, эвакуированным в Иркутск из Москвы.
Чтение продолжения рассказа.
Однажды, возвращаясь вечером из школы, Виктор увидел, что в сумерках три довольно крепких «лба», как говорили тогда о дылдах, доказывающих всем свою «правоту» кулаками, колотят паренька. Он не разглядел, кто это, как выяснилось потом, – его же одноклассники, за пару минут до того вышедшие из школы. Увидев явную несправедливость – трое на одного, он крикнул парням, чтобы они прекратили подлость, те только хмыкнули, и тогда худенький, не очень приспособленный, казалось, к драке Витя ринулся в бой. Откуда у него взялись только силы?.. Видимо, вот от этого, свойственного ему чувства собственного достоинства и справедливости. Ведь только тот в самом деле имеет чувство собственного достоинства, кто дорожит чужим.
Самое любопытное в этой истории состоит в том, что Витя поколотил, и весьма ощутимо, парня, которого все побаивались и от драки с которым все уходили, а он любил похвастаться силой, щелкнуть кого-нибудь по лбу или по затылку. А тут, побитый, с синяком пришел в школу… с матерью. Она, увидев следы драки на физиономии своего «младенца», возмутилась и, не считаясь с его просьбой не ходить в школу, пришла к директору, да еще и учинила ему скандал.
Во время урока директор и мать пострадавшего вошли в класс.
Директор велел ему подняться, и в голосе его чувствовалась ирония. Конечно, безобразие, что ученик поколотил ученика, но директор явно не сочувствовал пострадавшему. Ведь на то он и директор, чтобы знать об учениках все на свете.
– Итак, – сказал директор, – чья это работа?
– Моя, – встал Виктор.
Кого угодно можно было представить в роли драчуна, только не Виктора. Да и не годился он для драки, поэтому сначала ему даже не поверили. А Виктор и оправдываться не стал, а просто сказал:
– Ему попало за дело. Пусть расскажет сам…
Но пострадавшему мужества не хватило. Он упорно молчал, уставясь в пол, потом начал что-то выдавливать из себя. А мать его все повторяла: «Вот видите, вот видите! И это называется воспитание?»
Но тогда встали двое других участников драки и все сами рассказали. Мать пострадавшего покраснела и стала извиняться.
И выяснилось, что и тот, за кого вступился Виктор, потому не встает, что нечестно поступил по отношению к товарищам, и за это они решили его проучить.
– И все равно, – сказал Виктор, – трое на одного – это подло.
И все с ним согласились.
Учитель. Вот какая произошла непростая и неоднозначная история. Девчонки снова полюбили Виктора, а мальчишки захотели с ним дружить, несмотря на то что он по-прежнему не давал списывать.
– Что же такое порядочность?
Это когда человек делает разграничение между тем, что ему хочется делать (например, списать у товарища выполненное домашнее задание, украсть что-либо в магазине), и тем, что он должен делать (уважать сделанное другими людьми, права собственности и т. д.).
Работа в группах.
Задание. Опишите качества, которыми должен обладать достойный и порядочный человек. Аргументируйте свою точку зрения.
Группа 1 – внутренние качества: отношение человека к миру, к людям, его собственная линия поведения.
Группа 2 – качества предоставления: что человек дает другим людям.
Учитель. Таким образом, мы с вами определили 10 качеств, характеризующих порядочного человека. (Учитель записывает их на доске.)
Внутренние качества, которые развиваются из внутренних установок личности и определяют отношение к миру, к людям и линию поведения: честность, смелость, дисциплинированность, верность, неконфликтность.
Качества предоставления – то, что человек в процессе общения и взаимодействия дает другим и что в конечном итоге влияет на его внутренний облик: уважение, любовь, доброта, преданность, бескорыстие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации и дидактические материалы «Азбука нравственности» (для детей младшего школьного возраста).
Методический материал, направленный на формирование нравственных ценностей воспитанников....
Дополнительная образовательная программа "Азбука нравственности"
Дополнительная образовательная программа "Азбука нравственности", в помощь педагогу дополнительного образования, для работы с младшими школьниками....
Презентация к часу общения в 8 классе "Азбука нравственности."
Презентация к часу общения в 8 классе "Азбука нравственности"....
Час общения в 8 классе "Азбука нравственности."
Час общения в 8 классе "Азбука нравственности"....
Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".
Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Данная программа «Азбука нравственности» представляет собой разработанный курс внеурочной деятельности для умственно отсталых обучающихся духовно-нравственного направления.Данная про...
Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"
Отчёт о выполнении программы по внеурочной деятельности "Азбука нравственности"...