Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".
классный час (6 класс) на тему
Классный час "Азбука нравственности»
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
Задачи:
- знать о категориях добра и зла;
- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру общения друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Азбука нравственности»
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
Задачи:
- знать о категориях добра и зла;
- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру общения друг с другом.
Оборудование: медиапроектор, презентация к уроку.
Форма проведения: поисковые, дискуссионные.
Ход урока:
1.Организационная часть. слайд1.Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
- Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на классном часе «Азбука нравственности». Слайд 2., 3., если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает с азбуки, букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в классном коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.
- Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? Слайд 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.
-Какая я Личность?
- творческая
-милосердная
- справедливая
- честная
- целеустремленная
- вежливая
- умная
- доброжелательная
- доверчивая
- трудолюбивая
- спокойная
- злая
- мечтательная
-слабая
- терпеливая
- расчетливая
- агрессивная
- Это качества личности определяющие поведение.
- Что такое “Нравственность” Слайд 5. Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.
- Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!
- Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
- Что такое поведение? Слайд 6Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.
- Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало - подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают.
Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда;
- Как вы думаете что такое Слайд 7 “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.
- Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?
- а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
- б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
- в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
- г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
- д. Или...
2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?
- а. Добросовестно выполните поручение;
- б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
- в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
- г. Найдете повод для отказа;
- д. Или...
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
- а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
- б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
- в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
- г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
- д. Или ...
4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?
- а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
- б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
- в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
- г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
- д. Или ...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
- а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
- б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
- в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
- г. Сделаете вид, что вас это не касается;
- д. Или ...
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
- а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
- б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
- в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
- г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
- Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.
- Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.
-слайд 8.скоро наступит зима, мы будем ловить крупные снежинки представьте у вас в руках снежинки в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята.
- И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” Слайд 9 неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
- Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
- Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
- Ребята, кто скажет, что такое добро?
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это - все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Слайд 10. Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Слайд 11 .Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
- Вы согласны с этим высказыванием?
- Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)
- Слайд 12. Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Слайд 13.
- Добро помни, а зло забывай.
- Добрые дела красят человека.
- Делай добро и жди добра.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Добрые дела дороже богатства.
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.
- Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по - настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.
- А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)
Слайд 14. Золотое правило нравственности:
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Слайд 15. Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не сверши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Итог занятия: вот такие элементарные правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы. Слайд 16.
Используемая литература:
- Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
- Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.
- Преподавание прав человека. Книга для учителя. Т. 1-2, М., «Реал-А», 2000.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему “Я”. – М., 2005.
- Интернет – ресурсы.
- Песня «Снег кружится».
- Песня «В мире доброты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"
Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...
Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"
Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....
Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...
Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».
Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...
Разработка классного часа для учащихся 7 класса на тему духовно-нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»
Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся; Б) помогать учащимся учиться жить среди людей; ...
Программа курса по внеурочной работе по теме "Азбука нравственности"
Программа курса по внеурочной работе по теме "Азбука нравственности"(пояснительная записка и КТП)...