Тематический классный час СЕМЬЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ
классный час (8 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

Семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya_v_moey_zhizni.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«СЕМЬЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

Семья — это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление: заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.

Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие Дом?
  2. Как сохранить тепло Дома?
  3. Какая семья считается счастливой?
  4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

Конфликт — противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

Эмоции — волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители. Имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.

  1. Оформление доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе — душа на месте».
  2. Сочинения ребят «Сцены из семейной жизни*»иллюстрированные фотографиями (задание дается предварительно).

Алгоритм деятельности:

—        Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

 И на окне с живым цветком — еще не дом.

И даже с чайника баском — еще не дом.

 Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста —

 Что от ладоней до окна наполнен дом  

Твоим теплом.

—        О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

(Дети предлагают свои варианты ответов.) Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, — это любовь к Дому своему. Рождение этой любви — тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

— А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

(С помощью методик аранжирования и ассоциативного текста создаются ситуации «свободного выбора» для изучения особенностей ребенка и для психолого-педагогического воздействия.)

Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут обрабатывать полученную информацию.

В современной песне поется:

Родительский дом — начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы все согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

♦        Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову»  в связи сданным словом «Дом».

Дом — это ... (крепость, очаг...) ■

♦        Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).

Взаимопонимание... (Что еще вы можете предложить для крепости семейных отношений?)

♦ Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи. Итак, что можно ... что нельзя ...

А теперь, когда наш «строительный материал* готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

2.        Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление — вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома. («Строительные бригады» назначаются хозяевами.) Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

3.        К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи — понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское

умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу — тапочки и нарисованный телевизор, маме — бигуди и зеркало, бабушке — кухонное полотенце и фартук, дедушке — очки и газету, сыну — нарисованный компьютер, старшей сестре — телефон.

Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация №1

Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа — лежа на диване у телевизора, мама — у зеркала после принятия ванны, дедушка — в кресле с газетой в руках, бабушка — на кухне за приготовлением вечернего чая, сын — за игрой на компьютере, сестра — у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном.

  • Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?
  • Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить — помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

(Обсуждение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об, отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

1.        Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

(Развивается способность самоанализа.)

2.        Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и Желание?

(Развивается способность понимать причины действий других.)

  1. У тебя есть человек, который тебе не нравится?  Подумай, в чем причина этого неприятия? (Анализ по аналогии.)
  2. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.
  3. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час в 8 классе: "Семья в моей жизни" "Семья вся вместе-душа на месте"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Тема: Семья в моей жизни.Эпиграф: « Семья все вместе – душа на месте»(Классный час 11 класс)...

Классный час "Семья в моей жизни"

Презентация к классному часу на тему: "Семья в моей жизни"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час "Семья в моей жизни"...

Классный час "Семья в моей жизни"

Классный час "Семья в моей жизни"Цель: формирование нравственно-моральных ценностей...

Классный час "Семья в моей жизни"

Разработка классного часа  о семье для учащихся 5-6 классов....