Тематический классный час МОЙ ДРУГ
классный час (5 класс) на тему

Цыганкова Инна Анатольевна

У детей младшего подросткового возраста радость взаимного общения, духовного взаимопонимания ничем заменить невозможно. Межличностные отношения полны своих нравственных исканий, открытий. Понятно, что моральные принципы, нормы и правила имеют слишком сложный и многоплановый характер и их нельзя раскрыть сразу в полном объеме. Существенное значение имеет учет тех особенностей, которыми характеризуется нравственное сознание учащихся этого возраста. Благодаря живости и яркости материала можно побудить детей к размышлениям и эффективно воздействовать на их сознание и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_drug.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

«МОЙ ДРУГ»

Рекомендации:

У детей младшего подросткового возраста радость взаимного общения, духовного взаимопонимания ничем заменить невозможно. Межличностные отношения полны своих нравственных исканий, открытий. Понятно, что моральные принципы, нормы и правила имеют слишком сложный и многоплановый характер и их нельзя раскрыть сразу в полном объеме. Существенное значение имеет учет тех особенностей, которыми характеризуется нравственное сознание учащихся этого возраста. Благодаря живости и яркости материала можно побудить детей к размышлениям и эффективно воздействовать на их сознание и чувства.

Актуальные вопросы для обсуждения:

?        Можно ли научиться общению?

  • Как стать хорошим товарищем?
  • Кто становится другом? Как его найти?
  • Какие личностные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?
  • Почему дружбу называют школой самовоспитания?

Основные понятия:

Дружба — одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном и разностороннем общении, взаимопомощи и взаимоподдержке.

Добро — важнейшая категория этики. В этом понятии люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее.

Душевность — характеризуется добрым отношением человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.

Подготовительный этап:

  1. На листе ватмана нарисовать «тумбу для объявлений», куда будут крепиться листочки-объявления.
  2. Приготовить карточки для слов-понятий (желательно в двух цветах).
  3. Раздать листы с тестами на каждую парту.
  4. Листы ватмана, сложенные в виде книги, перевитой лентой с названием «Карманное пособие для Друга».

Алгоритм деятельности;

Занятие начинается с рассуждения о радости общения.

♦ Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем «роскошь общения». А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? И если да, то, как это сделать? Прежде всего, необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее «розовых очков».

а)        Поиграем в игру «Знакомство — представление». (Раздаются цветные листочки.)

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах — о том, что любите, цените, принимаете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умаляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатках.

(Листочки-объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.)

Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства — уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

б)        Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами «разобьем» на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно «изживать».

Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Преданность, Честность.

Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У

каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

в) Расположите в порядке значимости следующие высказывания:

Быть хорошим товарищем — это, значит, быть мягким и добродушным.

Быть хорошим товарищем — это, значит, быть серьезным и требовательным в отношениях.

Быть хорошим товарищем — это, значит, уметь вовремя помолчать, когда этого требует ситуация.

Быть хорошим товарищем — это, значит, уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.

Быть хорошим товарищем — это значит хорошо знать недостатки друга и, тем не менее, любить его.

(Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте?)

Умение дружить — качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок. А ты умеешь дружить? (Предлагается тест из модного юношеского журнала «Gool».)

Тест:

1.        Своими самыми лучшими друзьями (подругами) ты считаешь тех,

A.        С кем у меня складываются отличные отношения.

B.        На кого можно всегда положиться в трудной ситуации.

C.        Кто умеет многого добиваться в жизни.

2.        Честно говоря, тебе бы очень хотелось, чтобы твои лучшие друзья...

A.        Были классными и интересными личностями.

B.        Помогали мне, когда я об этом попрошу.

С. Никогда не предавали меня в трудную минуту.

3.        Если тебе предложили выбрать одну из книг для чтения по вечерам, то это была бы книга ...

A.        О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения в жизни.

B.        Про интересных людей и их приключения.

C.        Детектив или фантастика.

4.        На перемене одноклассники начинают спорить, и, кажется, вот-вот поссорятся. Как ты себя при этом поведешь?

A.        Попытаюсь их утихомирить...

B.        Отойду в сторону — это не мои проблемы!

C.        Разберусь — кто прав, а кто виноват — и выскажу свое мнение.

5.        Согласишься ли ты с утверждением, что большинство людей были бы гораздо счастливее, если бы больше доверяли друг другу?

A.        Думаю, что да.

B.        Я не уверен(а).

C.        По-моему, счастье не в этом.

6.        Как ты считаешь, у тебя есть качества, которыми ты гордишься, но которые так и не оценили (может быть, пока) твои друзья?

A.        Сомневаюсь.

B.        Мне такая мысль никогда в голову не приходила...

C.        Однозначно да.

7        Ты знаешь, что у друга (подруги) случилась неприятность и он(а) скорее всего позвонит и попросит тебя помочь. Ты...

A.        Не стану дожидаться и позвоню сам(а).

B.        Посочувствую по телефону.

С. Попрошу родителей сказать, что меня нет дома.

Оценка результатов теста.

Сложи вместе относящиеся к тебе баллы. Сумма баллов покажет тебе результат.

0—18 баллов:

Наверное, тебе вряд ли удалось бы толком ответить, а зачем вообще друзья. Тебе, в сущности, и без них неплохо... Что хочешь, то и делаешь, опять же — никаких обязательств перед человеком, с которым дружишь...

Задумайся: а тебе никогда не бывает одиноко в глубине души? Все-таки в одиночку трудно прожить на свете.

21—33 балла:

Ты личность, с которой интересно и приятно общаться. О том, чтобы заполучить тебя в число лучших друзей, мечтают многие. К тому же у тебя есть замечательное качество — надежность: ты никогда не подведешь в трудную минуту. Словом, ты действительно умеешь дружить, и твоим близким людям можно просто позавидовать.

34 — 48 баллов:

Для тебя дружба — это всё или почти всё. Ты изводишься (и изводишь других), когда тебе подолгу приходится не видеться с человеком, которого считаешь другом или подругой. Ради этого человека ты готов(а) даже отодвинуть свои интересы в сторону, но при этом требуешь того же взамен. Наверное, это идеалистический взгляд на дружбу. Попытайся спуститься с небес на землю!

Этот тест — настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык «А я такой, что поделаешь. Принимайте всё как есть». Иногда очень полезно осознать, «какой я», и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: «Дружба — это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего в самом себе добро».

Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. «Будьте для всех солнышками... Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним». Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Послушайте стихотворение поэта Расула Гамзатова «Берегите друзей». Такие стихи расширят ваши представления о гамме чувств в дружбе, утешат, помогут в трудную минуту.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть, мгновенный

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг — и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознать, что вы сами должны стать настоящим другом. Не спорьте по мелочам, стремитесь к согласию. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь - разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

(Проводится групповое решение вопросов-проблем, вынесение их на обсуждение в классе.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Всегда ли нужно быть категоричным в споре, если твоя точка зрения иная, чем у твоего товарища?
  2. Можно ли осуждать товарища, стесняющегося напомнить однокласснику о том, что тот давно не возвращает книгу?
  3. Какую обиду на друга можно и нужно быстрее забыть?
  4. Как себя вести, если услышал нелестное мнение о друге?
  5. Нужно ли вмешиваться в ситуацию, в которой друг поступает неправильно?
  6. Верно ли, утверждение  «Другом быть трудно, стать другом — большая работа»?

(Затем класс, разбившись на 3 группы, участвует в составлении пособия.) Принимает предложения выбранная комиссия. Разыгрывается в театральной форме сцена принятия советов, предложенных каждой группой. Принятые предложения записываются на листах ватмана, сложенных в виде «большой книги».

«Карманное пособие для друга»

  1. «Если хочешь иметь друга — будь им!»
  2. «У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает всё».
  3. «Юмор — кратчайшее расстояние между проблемой и сознанием».
  4. «Не хочу ничего, не прошу ничего,

 Не нужны мне ни деньги, ни слава,

 Только б знать, что всегда у плеча моего

 Два товарища — слева и справа».

  1. «Выполняя долг дружбы — оставайся свободным!»

Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие?

Видите, как важно, основываясь на проверенных жизненным опытом советах, уметь сформулировать свои собственные выводы по обсуждаемой проблеме. (Советуем во время занятия поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, стремление к самостоятельности и независимым суждениям.)

В заключение мы с вами поиграем в игру «Ассоциации», в которой вы можете узнать, какими вас видят ребята, ваши товарищи. Задача входящего — угадать, кого из играющих загадали все остальные. Для этого он должен задавать играющим вопросы, такие как: «Если бы этот человек был растением, то каким?» или  «С каким зверем, цветом,

видом спорта, зданием, учебным предметом ассоциируется ваш приятель?»

Правда, забавная игра? Теперь попробуйте проанализировать: какие ассоциации по вашему поводу вам запомнились? Какие из ассоциаций подтвердили ваше представление о самом себе? Какие были для вас неожиданными? Какие удивили вас? Как вы думаете, что в вашем поведении или внешнем виде их вызвало?

Видимо, самое трудное для вас объяснить, почему возникли именно эти ассоциации. Но, может быть, они-то как раз и могут сказать нам что-нибудь новенькое о нас самих.

Вот и подошло к концу наше занятие. Наверное, каждому из вас пришлось задумываться над неожиданными вопросами и решать необычные «задачки», самим себе задавать вопросы (приятные, и не очень). Может быть, кто-то из вас немного «изменился» в лучшую сторону и что-то «поменял» в своем отношении к другу...

 Главное, чтобы осталось неизменным — Доброе отношение к людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Портрет друга"

Конспект классного часа "Портрет друга", презентация...

Классный час " Делай другим добро, будешь сам без бед"

Направь шаги тропою доброты И радость помоги найти кому-то...

Классный час "Настоящий друг"

Материал можно использовать для учащихся 5 класса. В основе тема сплочения классного коллектива, разрешение конфликтных ситуаций....

Классный час "Компьютер друг или враг"

Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компью­терных игр, дать представление об Интернет-зависимости; форми­ровать положительное отношение к таким качествам характера, как самос...

Классный час"Дарите друг другу улыбки"

Классный час проводился в 6 классе I вида для формироания Я-концепции глухих воспитанников, создания условий для обучения умению позитивно общаться друг с другом. Все личностно-ориентированные классны...

материалы для проведения классного часа "Присмотритесь друг к другу"

Презентция и сценарй классного часа для учеников 6 класса...

Тематическая разработка занятия «Огонь-друг, огонь - враг»

Тематическая разработка занятия "Огонь - -друг, огонь - враг" для учащихся 1 - 4 классов.  Активизировать и обобщать знания детей о пользе и вреде огня...