Внеклассное мероприятие по экологии "Экологический десант в природу: у родника!" 5 класс
классный час (5 класс) на тему
Классный час в 5 классе, предполагающий обучение на природе. Содержит: раздаточный материал, презентацию, классный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_rodnika_klassnyy_chas.rar | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Конкурс сценариев «Педагогический марафон»
Направление воспитательной деятельности: «Сохраним природу»
(экологическое)
Классный час на тему: «Экологический десант в природу (у родника в селе Кичменгский Городок)
Автор: Квашнина Алена Васильевна, педагог
Классный час
(Данные мероприятия должны проводиться ежегодно и в системе. Форма проведения данных мероприятий – экологический десант. Время проведения данных мероприятий с целью эффективности, наглядности и закрепления практических умений – в течение года. Место проведения – природа!)
Направление: экологическое.
Аудитория: учащиеся 5-х классов.
Время: 60 мин.
ТЕМА: Экологический десант в природу (у родника).
Цель:
Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
ЗАДАЧИ
Развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации; умение работать командой, соревноваться.
Планируемые достижения учащихся:
- Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
- Понять, что в исчезновении родников виноваты люди.
- Учиться защищать природные ресурсы.
- Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: медиапроектор, видеопрезентация, раздаточный материал (карта знаний), оформление кабинета (главные вопросы темы оформляются на доску), красная книга, изображение воды и источников, 2 ложки, 2 тарелки! ПРИГЛАСИТЬ учителя химии.
Место проведения: лес, река, поле (в данном случае у родника в Кичменгском Городке), анализ в классе.
Ход мероприятия:
В ходе мероприятия дети заполняют путевые листы (Приложение 1)
ЧАСТЬ 1 Около родника
- Определение темы и целей занятия. (чтение стихотворения учеником)
Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.
Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.
Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник... И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова...
Действия учителя | Действия ученика |
О чем пойдет речь на классном часу? Итак, какова тема нашего классного часа? А куда совершаем мы наш экологический десант? Определите цель занятия? | - Об одном из богатств нашей планеты – о родниках. - Экологический десант в природу. - Нас сегодня будет интересовать родник. - поговорить о воде, о ее пользе, дать определение родника, посмотреть на экологические проблемы! |
Формулируем основные вопросы:
- Что такое вода? Что такое родник? Что такое экология? (теория)
- Почему самый чистый? (теория с практикой)
- Как сделать чистым? (эксперимент с практикой)
- Зачем сохранять чистым? (выводы)
Отвечая на данные вопросы, мы заполним наши путевые экологические листы (раздаточный материал Приложение1)
- По дороге к роднику учитель ведет с ребятами беседу, загадывает загадки, предлагает решить ребусы, на одном привале организует игру «Водоносы»
- Что такое экология?
- Что такое природа?
- Какие природные ресурсы вы знаете?
- Что такое вода?
- В каком состоянии может быть вода?
«Загадки» (индивидуальное задание ученику)
1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь)
2. На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина –
У неё теперь ангина. (Град)
3. Мягкий он, а не подушка,
Белый он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка,
А согреешь - ручеёк. (Снег)
4. Кругом вода, а с питьём беда! (Море)
5. Много этого добра
Возле нашего двора,
А рукою не возьмёшь
И домой не принесёшь? (Туман)
А знаете ли Вы что… (индивидуальное задание ученику)
- Без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться;
- 75% поверхности Земли покрыто водой. 97,5% всей воды планеты сосредоточено в океанах, и только 2,5% воды является пресной. 70% от всего количества пресной воды заключено во льдах. Из оставшихся 30% большая часть пресной воды загрязнена, и только 1% можно назвать чистой водой
- Россия располагает большими запасами подземных вод, их потенциальный ресурс оценивается в 230 км3 в год, из которых 60% приходится на Европейскую часть РФ. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире.
- Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде.
- Чистота и прозрачность байкальской воды – результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;
- В человеке среднего веса четыре-пять ведер воды;
- При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 процентов - полуобморочное состояние, при потере 10% - начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% - человек погибает.
- Первый закон об охране вод был написан Петром I;
- 35 миллиардов долларов ежегодно тратят жители развитых стран мира, покупая воду в бутылках. 2,7 тонн пластмассы каждый год расходуется на производство пластиковых бутылок, в которые затем разливается вода. 86% этой пластмассы оказывается в окружающей среде, вызывая гибель живых организмов.
РЕБУСЫ: Приложения 2,3,4,5,6
- У родника
Учитель | Ученик |
Ребята, сегодня мы пришли в необычное место, волшебное: по своей красоте, первозданной чистоте. Где мы? Что такое родник? Как он образовался? Какие бывают родники? Каким является этот? Почему вода в роднике называется «живой»? Какого санитарное состояние этого родника? А почему многие родники исчезают? Кто в этом виноват? Что делать? Какая наука учит бережно относиться к природным богатствам? | - Мы у родника ( заранее приготовлено учащимся) Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). (ВИКИПЕДИЯ) - Идет дождь. Он проходит через почву и песок пока не встретит слой глины. Накапливается вода и по наклонной поверхности стекает вниз, пока найдёт выход. Этот выход называется родником. - Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими и постоянно действующими и др. По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие. Данный родник нисходящий, холодный. - Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется. - Санитарное состояние родника на момент обнаружения - удовлетворительное. Донце и русло чистые, как и вода. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Сделана лестница с поручнями. Территория вокруг родника благоустроена: есть навес. Вокруг родника обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага. - Они загрязняются, а загрязняют их люди бытовыми отходами, моют машины и мн.др. - Очистить территорию вокруг родника (дети собирают мусор в мешки и уносят их в контейнеры) - Экология УЧИТЕЛЬ ДОПОЛНЯЕТ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ПО ХОДУ ВСЕЙ БЕСЕДЫ. |
Результат работы: зарисуйте этот родник.
Игра «Водоносы»
Цель игры: формирование и развитие навыков аккуратности, осторожности, внимательности, умения «держать себя в руках», точности движений.
Оборудование: при условии, если соревнуются между собой две команды, потребуется, четыре пластмассовые или железные либо алюминиевые миски, две из которых наполнены водой, а две — пустые, две столовые ложки из нержавеющей стали или алюминия, можно деревянные.
Ход игры.
Одновременно в соревновательной эстафете принимают участие все дети.
Через несколько шагов, на небольшом расстоянии от команды, устанавливаются первая (с водой) и вторая пустая миска.
Ведущий раздает каждой команде по одной ложке, объясняя правила игры и поздравляя их с тем фактом, что они теперь стали почетными водоносами. По правилам, игрок должен набрать в ложку воды, а затем осторожно, чтобы не расплескать ее, держа ложку за ручку, на вытянутой руке донести ее до пустой миски и вылить в нее воду. Причем по условиям не разрешается помогать себе другой рукой, чтобы придержать ложку: действовать следует лишь одной рукой. Затем, вернувшись к команде, передать ложку следующему игроку, который снова наберет воды и проделает то же самое вплоть до того момента, пока не закончится вода в первой миске.
Побеждает та команда, которая не только быстрее по времени переносил всю воду, но и меньше всего ее прольет.
- Практическое занятие:
- Сегодня с нами экологический десант совершает Глебова Светлана Александровна, учитель химии, она нам покажет и расскажет, как можно в условиях природы очистить воду. (показ опыта)
- Светлана Александровна, требуется ли этой воде из родника очистка?
- Какую воду нужно чистить?
-Как правильно ее отфильтровать?
Зарисовка опыта в листе.
- Создание ситуации успеха:
Слово учителя: Закройте глаза, представьте, что где-то в Глубинах Космоса, этой бесконечной жизни, вспыхнул свет и в мгновение ока достиг Земли – матушки. Лучик света, такой трепетный и нежный, но преисполненный величия и силы звездочкой коснулся поверхности Земли и там, в глубине ее, вдруг возникло движение.
К точке касания стали стремительно, но покойно подниматься волны неизъяснимой радости, одна за другой. Это сама жизнь в Прекрасной Полноте своей является перед нами.
Как святые прикасались посохом своим к земле, и возникал родник, так и вы раскройте себя навстречу жизни, и наполнившись живым светом, пролейтесь наружу живой Водой.
И вот он, родник, возникает из Вас самих…
Легкими, неслышными толчками изливается из глубины хрустальная вода, и наполняется чаша до краев… И светится вода сиянием солнечных лучей, окрашенная лазурью небесного свода и пением птиц.
Журчит ручей, бегущий навстречу множеству ручейков, чтобы объединиться где-то там, вдали в океане.
Зачерпните чашей рук своих воду родника, поднесите к лицу своему и ощутите запах свежести необыкновенной. Вкусите этой искрящейся воды, обжигающей чистотой своей. Это запах и вкус Жизни, данной нам Отцом Небесным в сиянии Воли Его.
Наклонитесь над зеркалом родника и всмотритесь в прекрасные образы, всплывающие в нем.
А все кривое, безобразное ложится на дно, окутывается песчинками, исчезая в забытьи.
Посмотрите вокруг себя – этот мир раскрылся сияющей Красотой – необозримой и вечной!
Чтение стихотворение учащимся:
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты.
( ребята пьют из «живого» источника)
- Дорога в школу
Конкурс ораторов:
Учитель: - Вы насытились мудростью веков, мудростью поколений, мудростью матери-Земли, а теперь я хочу проверить, насколько вы мудры. Докажите или опровергните следующее рассуждение:
Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость
ЧАСТЬ 2 В классе.
ВЫВОД: Вода - одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Одним из источников пресной чистейшей воды является родник
- Ребята, как нужно охранять родники? (ответы детей)
- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек - это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.
Чтение стихотворения учеником:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает - и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким равнинам.
Вдруг в небо взовьётся,
Дождями вернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Это волшебница, чудо - вода!
Возьмите листок обратной связи и заполните его.
- Я сегодня задумался:
- Я сегодня узнал:
- Меня удивило:
- Я сделал вывод:
- В заключение нашего мероприятия давайте посмотрим видеоролик (прилагается) и ответим на следующие вопросы:
1. Какие экологические проблемы поднимает автор видеоролика (учащийся 9 класса Вайгачев Кирилл)?
2. Какие экологические вопросы вы хотели бы еще затронуть?
3. Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес… О чем говорил Пришвин?
Источники:
Овчинников А. М. Общая гидрогеология. М., 1954
Орлова Л. «Тайный код воды». Минск., 2006
Приложение 1
1 часть Экология – это __________________ _______________________________ Очистка воды в природе: (практический опыт с учителем химии) | 2 часть Вода – это _________________________ Родник – это _______________________ Зарисовать родник. | |
3 часть Польза родников: | 4 часть Листок обратной связи:
_______________________________
______________________________________
| |
Кто виноват? 1 2 3 | Что делать? 1 2 3 |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия по географии "Как изменялась природа" (происхождение материков)
Данное мероприятие предназначено для учащихся 7 класса. Основными целями являются:формирование представления об изменениях материков во времени и в пространстве, развитие пространственного вообр...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...
Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"
Внеклассное мероприятие по экологии:"Наш дом-природа"...
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы
Внеклассное мероприятие по экологии и охране природы, проведенное в дни науки...
Разработка внеклассного мероприятия по географии «Как изменялась природа» (происхождение материков)
Сценарий...
Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.
Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия: Экологический фестиваль "Листая книгу природы"
ЦЕЛЬ мероприятия: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания представителей растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе,...