МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
методическая разработка (10 класс) на тему
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).
Введение
Форма проведения: устный журнал (час общения).
Место проведения: Приборостроительный колледж – кабинет филологии №4.
Время проведения: 20 февраля 2008 года.
Участники мероприятия: студенты 1 курса.
Цели:
1. Воспитание бережного и нежного отношения к природе;
2. Формирование и расширение знаний студентов о живой природе, ее разумности, способностях и «человечности»;
3. Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы;
4. Способствовать развитию экологического кругозора студентов.
Общая характеристика методической разработки.
Актуальность темы: воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь и охранять природу.
Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.
Назначение данной методической разработки: адресована преподавателям для внеурочной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udiv._mir_prirody-_razrabotka_metod.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО
МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:
РАЗРАБОТАЛА И ПРОВЕЛА:
Преподаватель БИЮСОВА Н.В.
Тамбов - 2008
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).
Введение
Форма проведения: устный журнал (час общения).
Место проведения: Приборостроительный колледж – кабинет филологии №4.
Время проведения: 20 февраля 2008 года.
Участники мероприятия: студенты 1 курса.
Цели:
- Воспитание бережного и нежного отношения к природе;
- Формирование и расширение знаний студентов о живой природе, ее разумности, способностях и «человечности»;
- Совершенствовать и развивать умения: мыслить логически, делать этические и эстетические выводы;
- Способствовать развитию экологического кругозора студентов.
Оформление и оборудование:
- Красочно оформлен кабинет:
а) набор иллюстраций, выставка экспонатов, поделок из природного материала, выставка рефератов студентов;
б) выставка книг, газет и журналов, плакат с названиями страниц журнала.
- Презентация (экран, проектор).
- Художественное сопровождение ( DVD – демонстрация фрагментов из х\ф).
- Ножницы и бумага.
- Музыкальное сопровождение ( гитара).
- Фотоаппарат.
Общая характеристика методической разработки.
Актуальность темы: воспитание гуманной личности, духовно богатой, умеющей ценить прекрасное, беречь и охранять природу.
Обоснование выбора темы: возрождение нравственности, душевности, внутренней красоты человеческой души, отрицание современной жестокости.
Назначение данной методической разработки: адресована преподавателям для внеурочной работы.
Сценарий.
1 страница устного журнала
« Природа – вечный образец искусства »
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Цели.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в прекрасный и трогательный мир природы – цветов, птиц, животных. Природа окружает нас повсюду, живая природа – это радость жизни, ее дивная краса. Велико многообразие растений, птиц, животных на нашей планете – Земля.
Это великое диво даровано человеку ( как высшему разуму) для вечного постижения. Нередко бывает так, что человек замечает все это только в очень зрелом возрасте, он вдруг замечает какое голубое небо над ним, какое, оказывается, это чудо – птицы, цветы, как величава и мудра вокруг него природа.
А иной человек и вовсе глух, а хуже того – жесток, в таком случае он просто ущербен и обделен. Именно от этого, ребята, я и хочу вас предостеречь. Мужчина, который жесток к природе – уже не мужчина, он теряет все.
Мы – люди должны любить живой мир, оберегать его, сострадать ему.
Вопрос: с кем можно сравнить наших меньших братьев?
Ответ студента: с маленькими детьми.
И действительно, приглядитесь к ним и вы увидите, что они улыбаются, сердятся (потешно), смешат нас, копируют наше поведение, лечат нас, дружат с нами! Это дружба БЕСКОРЫСТНАЯ, не людская.
Они преданы до самозабвения, трогательны и красивы! Не случайно, что 1 страница нашего устного журнала так и называется:
«Природа – вечный образец искусства»
Вопрос: Ребята, что вас когда – либо искренне удивило, стало открытием (по вашим наблюдениям за живой природой)?
Ответы : 1-2 студентов ( ≈ экзотические животные, строение или цвет растений, цвета в природе, запахи растений, пение птиц и т.д.)
Слово учителя: Да, это не поддается описанию, это истинное искусство, Божественное начало. Человеку создать такое не по силам, да и неподвластно.
Учитель предлагает просмотреть музыкально-художественную презентацию: « …природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык….»
Учитель: Ребята, мы иногда от восхищения не можем выразить свои чувства словами, не можем таким образом сохранить их в памяти для истории. Поэты – это люди, которые могут передать эту красоту потомкам. Во все времена русская поэзия отображала и отображает красоту природы, ее особую неразрывную связь с душой человека, его жизнью.
Чтец (Трусов А.) А.С. Пушкин «Виноград» (связь всех поколений и времен)
Чтец (Панков Д.) Е. Серова «Ландыш»( современный поэт)
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень –
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы….
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Учитель: А теперь, ребята, давайте немного поиграем в знатоков. Посмотрим, много ли вы знаете о природе?
Вопросы викторины
- Как называется весь животный мир? (Фауна);
- Назовите самую большую змею? ( Анаконда – 11 метров, 200кг.);
- Кто поет лапками? (кузнечик);
- Какие птицы спят в снегу? (Тетерев, куропатка);
- Вес колибри? (менее 2 гр.);
- Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил);
- Где у кузнечика ухо? (на ноге);
- Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (зимой он спит);
- Кого называют лесным доктором? (дятла);
10. Какая река самая «страшная»? (река Тигр).
Учитель: Ребята, в чем же мы еще и еще раз убеждаемся?
Ответ студента: ( ≈) Природа – талантливый художник. Удивительное чудо – животный мир. Сколько неизведанных тайн хранит природа, как много неизученного на Земле.
Учитель: Перелистнем 2 страницу нашего журнала.
« Любите братьев наших меньших»
Эта страничка особенно трогательная. Многие спорят о том, есть ли у животных мышление?
Вопрос к аудитории (проблемный) Мнения могут разделиться.
Говорят, что это интеллектуальная форма поведения – высшая для животных ступень. Но история и опыт доказывают, что мышление есть, да еще и какое!
Давайте вместе обсудим эту проблему, решим, какое же место в жизни человека играют животные, какие качества есть у них, как они помогают нам жить в этом непростом и порой жестоком мире.
Перед нами - выставка книг.
Я знаю, что сегодня студенты прочитали их, ознакомились с художественной литературой, научной литературой, публицистикой.
Кто – то подготовил собственные истории из жизни, чтобы поделиться мнениями, впечатлениями, знаниями.
На выставке, конечно, представлена малая часть литературы и изданий о животном мире, но эта та яркая часть, которая затронула ваши души, и вы захотели этим поделиться с друзьями.
Ребята, наша классика неподражаема в освещении этой темы, сегодня мы уже слушали стихотворение А.С. Пушкина «Виноград». Пушкин – сам природа, умный, деликатный, тонко чувствующий человек.
В связи с этим, я хочу спросить вас, ребята, кто из писателей точно характеризует гений А.С.Пушкина, его единство с природой.
Студент (Чекалов М.): представляет книгу «Светлое имя Пушкина», статья В.Г. Белинского «Природа – полна поэзии».
Учитель: Великий Ф.И. Тютчев не разделял человека и природу. Его творчество богато яркими образами и красками.
Чтец (Карев А.): Книга «Три века русской поэзии». Ф.Тютчев «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не смолкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Учитель: « … В лесу не смолкнет птичий гам …» - какие прекрасные и точные строки, перед глазами встают образы наших самых милых и дорогих сердцу птичек. Птицы – поистине великое и гордое творение матушки – природы. Они помогают нам жить, улыбаться, они умеют дружить по – настоящему, они величавы, потешны, мы любим их за красоту, искренность, талантливость. У русского народа очень много народных песен, связанных с птицами, все они лиричны и возвышенны.
Вопрос: назовите песни, в которых речь идет о птицах, упоминаются птицы, есть уподобление человека птице?
Ответ: «Черный ворон» - любимая песня В.И.Чапаева,
«Над землей летели лебеди»; « Летят перелетные птицы», « Каким ты был», «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат», «Одинокая птица» - группа «Наутилус П.», « 2 веселых гуся», « Мне кажется, порою, что солдаты».
Студент (Савин С.): представляет книгу «Волнистые попугайчики» и статью Л.Винской «Попугай вместо будильника» (талант, сообразительность, мышление, помощь и благодарность людям).
Учитель: Личный рассказ о любимом попугайчике Ромашечке. (любовь, преданность, артистические наклонности – цирковые номера, улыбки, потешно сердилась, придумывала интересные словечки, умница необыкновенная, сообразительная, родная и навеки любимая).
(демонстрация фото)
Учитель: о мусульманском поверье (душа превращается в птицу), о великодушной традиции поминовения человеческой души в Исламе.
Студент (Мальцев А.): представляет материал из ЖЗЛ (журнал «Пионер») о великом художнике А. Куинджи.
(демонстрация экпонатов)
Учитель: О преданности, дружбе, талантливости, любви собак ходят легенды. Люди, порой, недостойны такого отношения.
Студент (Сафонов И.): представляет рассказ А.И.Куприна «Ральф»
Просмотр отрывка из х\ф «Белый Бим Черное Ухо»(умница, тяжелое произведение)
Студент (Борисов С.): представляет рассказ современ. писателя Л. Алешиной «Топс» (зачитать отрывок – ожидание собаки и ее кончину).
Учитель: Люди потеряли человеческий облик, потеряли сердце.
Когда – то об этом очень пронзительно и больно сказал С.А.Есенин.
Чтец (Чекалов): С.Есенин «Песнь Собаке»
Учитель: Лошадь всегда и во все времена была другом для человека, боевым товарищем, она даже олицетворяла Родину, кровную связь с ней.
(Демонстрация фрагмента из х\ф «Служили два товарища»)
Учитель: Известно, что во время Вов собаки и дельфины по –настоящему служили Родине: подрывали немецкие танки, корабли.
Учитель: случай в одной из частей РА (солдат и змея).
Ребята, а кто прочел что – то интересное о кошках, ведь это наши пушистые любимцы, они лечат сердце, веселят.( о Василисе – матери, о Рыжике – умнице).
Студент (Репин В.): представляет статью газеты «Тамбовский меридиан» - «Для кого они мяукают»
Учитель: Ребята, а кто расскажет о невероятном ките (последние исследования).
Студент ( Курдюмов А.): представляет статью газеты «Тамбовский меридиан» - «Кит – певун».
Учитель: В Тамбове давно уже идут разговоры о создании приютов для бездомных животных. Пока это лишь разговоры. Добрые, настоящие люди помогают животным жить по доброй воле: кормят, устраивают, лечат. Ведь они – наши маленькие дети, краса природы.
Студент ( Курдюмов): представляет материал газеты «Житье – бытье».
Учитель: Ребята, известно, что, если ребенок с детства лишен общения с природой – он вырастет в чем –то обязательно морально ущербным.
Вы приготовили сегодня собственные рассказы о домашних любимцах и о тех животных, которые вызывают у вас особое чувство восхищения.
2 – 3 студента делают доклады. Тебякин Вадим и Старостин Максим.
Учитель: перелистнем 3 страницу нашего устного журнала
«Человек и природа»
Учитель: Хрупкость этого мира поражает. Бессовестное, порой, варварское поведение человека не может остаться безнаказанным и по праву. Природа терпелива, но всему есть предел!
Студент (Пахомов Р.): знакомит всех с последними данными ( материалы Интернета)
( уничтожение популяции волков, уссурийских тигров осталось – 300 особей – позор!!! Загрязнена река Волга, проблема озера Байкал, влияние мобильных телефонов на атмосферу – торнадо, цунами, бураны);
Студент (Проскуряков Д.): о Чернобыле. (двухголовый теленок, пшеница многоколосная)
Студент (кто читал): о влиянии человеческого Слова на цветы, воду (крист.)
Студент (Иванов Игорь): исполняет песню под гитару: «Рыжие, не увидевшие земли».
Учитель: проводит тест «Снежинка», подводятся итоги, студенты делают выводы (как должен жить человек, о чем должен помнить, что реально надо делать для сохранения природы – каждому из нас).
ЛИТЕРАТУРА
- Банников Н.В. Три века русской поэзии. Сборник стихотворений. Москва, 1986.
- Акимушкин И. И. Мир животных. Москва, 1988.
- Вагнер И. Африка. Рай и ад для животных. Москва, 1988.
- Коллар К. Волнистые попугайчики. ООО «Аквариум принт», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"
Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского
Урок по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...
Методическая разработка урока по экологии на тему: "ПРИРОДА. ЭКОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА."
Описание открытого урока по экологии для студентов ГПОУ "КИТ"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Мир природы»
Игра-путешествие ,,Мир природы,, расчитана для детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же ...