Методическая разработка внеклассного мероприятия: Экологический фестиваль "Листая книгу природы"
методическая разработка (8, 9 класс) на тему
ЦЕЛЬ мероприятия: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме вымирания представителей растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе, развитие экологических знаний, знаний об особо охраняемых природных территориях. Мероприятие содержит краеведческий материал (республика Хакасия)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мероприятия по теме
« Заповедные земли – территория прав природы»
Выполнил: учитель биологии
Короткова Екатерина Николаевна
ЦЕЛЬ: привлечь внимание детей и взрослых к проблеме потери растительного и животного мира, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к дикой природе, развитие экологических знаний, знаний об особо охраняемых природных территориях.
ЭПИГРАФ: « Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей
большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались
примитивного представления, будто наша «богом данная» роль состоит в
том, чтобы быть хозяином рыб в море, птиц в небе, всего живого, что
населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы
принадлежим Земле»
Рольф Эдберг
ЗЕЛЕНЫЕ СТРАНИЦЫ
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!
Здравствуйте леса, горы, реки и озера!
Здравствуйте растения: васильки и ромашки, дубы и березы!
Здравствуйте птицы, здравствуйте звери!
Здравствуйте!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, и не было бы повода проводить вот такие экологические фестивали.
1-й ученик : Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса,
Человек и время года – это все вокруг –природа!
2-й ученик: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ведущий: О многом может рассказать Книга природы: о больших деревьях и маленьких жуках, о голосистых птицах и молчаливых пауках, о чудесных цветах, пестрых бабочках, мохнатых шмелях и самой незатейливой траве под ногами. Природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Каждый цветок, каждая птица, каждая бабочка – это страницы Книги природы. А почему зеленые страницы? Потому что, зеленый цвет – символ живой природы. Читать эту книгу, значит изучать природу.
3-й ученик: А сколько же страниц в этой Книге природы?. Ученые установили, что на свете примерно 2 миллиона видов живых организмов, значит в Книге природы должно быть не менее 2-х миллионов страниц, и каждая из них по - своему красива и интересна, заслуживает внимания и доброго отношения.
4-й ученик:
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!
ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ
Ведущий: Давайте внимательно посмотрим на эти слайды. Не правда ли, как прекрасны творения природы, представленные на них. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Что такое Красная книга? Это книга сигналов тревоги и надежды. Красную книгу учредил Международный Союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. Эта книга привлекла внимание общественности, специалистов и любителей природы и быстро стала популярной на всех континентах. Она оформлена как толстый перекладной календарь с разноцветными листами: красными, желтыми, белыми, серыми и зелеными.
1-й ученик: Каждый цвет соответствует определенной категории состояния животных и растений. Например, на красных листах напечатаны сведения об исчезающих видах – они могут быть спасены при тщательной охране; на желтых листах дается информация об «уязвимых видах», сведения о «редких» видах, т.е. о тех, состояние которых внушает опасения, печатаются на белых листах. Есть и радостные – зеленые листы: на них указаны сведения о восстановленных видах. Они спасены благодаря принятым мерам по их охране. Серые листы Красной книги предназначены для «неопределенных видов» - мало изученных и тоже обычно редких.
Ведущий: Для практической работы по охране животных и растений важно знать положение в каждом конкретном районе. Поэтому в дополнение к Международной Красной книге во многих государствах, регионах, областях составляют свои национальные и региональные Красные книги и списки видов, подлежащих местной охране. Есть такая книга и у нас, в Хакасии. Она появилась в 1999 году. Полистаем эту книгу.
(Презентация слайдов с изображением животных и растений)
2-й ученик: На территории республики произрастает 1670 видов высших растений, из них 85 видов – эндемики Алтае-Саянской горной страны, 28 – эндемики хакасских степей. В Красную книгу Хакасии занесены 172 вида высших растений, грибов и лишайников. Это астрагалы, остролодочники, ковыли, кувшинки, кандык сибирский, адонис весенний, венерины башмачки и другие.
3-й ученик: Удивительно богат в республике мир пернатых . Из видов птиц России 315 видов встречается в Хакасии. Но из них 40 видов занесены в Красную книгу России, 79 видов – в Красную книгу Хакасии.
4-й ученик: На страницах этой книги можно встретить и рыб, и земноводных, и пресмыкающихся, видовой состав которых в нашей республике невелик, но и они являются редкими.
5-й ученик: Из 76 видов млекопитающих Хакасии – 16 видов занесены в Красную книгу Хакасии, 3 вида ( красный волк, снежный барс и архар ) занесены в Красную книгу РФ и Международную Красную книгу.
6-й ученик: Существуют две причины исчезновения животных и растений с Земли: естественная – результат изменения природных условий и антропогенная – результат деятельности человека. Только ¼ всех видов птиц и зверей исчезли по естественным причинам. В гибели остальных ¾ видов прямо или косвенно виновен человек. Что ты делаешь, человек? Остановись – ты разрушаешь свой дом!
7-й ученик: Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ ПАМЯТИ
Ведущий: Всем известна Международная Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Существует и черная книга, ее еще называют Книгой Памяти. В ней виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. Как - то ученые попробовали оценить потери в биологическом разнообразии, начиная с 1600 года. Результаты их ошеломили: за 400 лет безвозвратно исчезли 83 вида млекопитающих, 113 видов птиц, 21 вид рептилий, 23 вида рыб и 384 вида высших растений. Биологи считают, что этот печальный список наверняка не полон. Если естественное вымирание животных в последние 100 млн. лет приводило к исчезновению в среднем одного вида за каждое тысячелетие, то с 1600 года один вид исчезал каждые десять лет! А в конце XX в. планета теряла один вид позвоночных животных ежегодно.
Если Красная книга- сигнал тревоги и призыв к действию, то Черная – предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. Мы перелистаем некоторые страницы этой книги.
(Презентация слайдов с изображением животных)
1-й ученик: Совсем исчезла с лица Земли морская, или Стеллерова, корова, названная по имени немецкого путешественника и натуралиста Георга Вильгельма Стеллера. Это крупное доверчивое млекопитающее ( длиной до 10 м. и массой около 4 тонн) совершенно не боялось человека. Оно питалось водорослями ( морской капустой), поэтому жители Камчатки называли его « капустник». Животное так близко подпускало к себе людей, что до него можно было дотронуться рукой и погладить. В связи с тем, что мясо морской коровы было очень вкусное, она подверглась нещадному истреблению и через 27 лет после открытия была полностью уничтожена. В настоящее время только в музеях можно видеть скелеты этого животного.
2-й ученик: Печальна история гигантского нелетающего голубя – дронта. Дронт, превосходивший по размерам гуся, был распространен на островах Индийского океана. В конце 16 века эти острова открыли европейцы и процветание дронтов кончилось. Прекрасное мясо этой крупной птицы послужило причиной ее истребления, причем оно произошло так быстро, что не удалось сохранить даже музейных чучел, остались лишь лапа и голова дронта. Избиение дронтов начали матросы, стосковавшиеся по свежему мясу во время длительных путешествий. Они убивали птиц просто палками, а те никуда не убегали, полностью потеряв за тысячелетия безбедной жизни инстинкт самосохранения. Довершили уничтожение собаки и кошки, они разоряли гнезда, расположенные на земле. Поскольку самка дронта откладывала всего одно яйцо и высиживала почти два месяца, то понятно, почему в 1680 году дронт вымер.
3-й ученик: Из списка пернатых обитателей планеты навсегда вычеркнута бескрылая гагарка. Последний представитель ее уничтожен в Исландии около 1844 года. Усиленная охота на крупную нелетающую птицу привела к полному ее исчезновению.
4-й ученик: Интересна история странствующего голубя. В конце 19 века стаи странствующих голубей составляли миллионы штук. Такие стаи при полете заслоняли солнце. Несмотря на громадную численность, он был уничтожен. Человек и здесь постарался – рубились деревья, на которых были гнезда, убивались тысячи взрослых птиц и птенцов. Палили во время полета из ружей, бросали камнями. Потом убитых голубей сваливали в кучи, засаливали в бочках, скармливали животным, использовали на удобрение…Никто не думал , что стаи этих пернатых иссякнут…К 80-м годам 19 века странствующий голубь куда-то исчез… В 1914 году в зоопарке умер последний странствующий голубь.
Ведущий: Возможно, кто-то спросит «Ну и что произойдет, если исчезнут некоторые виды растений и животных? Ведь исчезли сотни других, а мы этого почти не заметили.» На этот вопрос убедительно отвечает экология: исчезновение даже незаметных для человека видов нарушает тонкий природный баланс, складывающийся миллионы лет. От одного исчезнувшего вида тянется скрытая цепочка последствий, подчас опасных не только для природы, но и для человечества. В чем-то развитие событий может напоминать ситуацию, описанную в английском фольклоре, которую С.Я.Маршак перевел так:
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита – армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
К счастью, уже не только экологи, но и большинство далеких от науки людей поняли, что биологическое разнообразие планеты нуждается в охране и что вред, наносимый ему может обернуться непоправимой бедой для человечества.
ЗАПОВЕДНЫЕ СТРАНИЦЫ
Ведущий: Чтобы этой беды не произошло, стали образовываться охраняемые природные территории. Первый заповедник (1832 г.) и первый национальный парк (1872г.) появились в Америке. История заповедного дела в России начинается с 1919 года , когда В.И.Лениным был подписан декрет об организации Астраханского заповедника, вскоре, в 1920 г. был организован еще один заповедник – Ильменский «Ввиду исключительного научного значения Ильменских гор на Южном Урале…объявить отдельные участки национальным достоянием, предназначенным для выполнения научных и научно-технических задач страны». А что такое «заповедник»? ( вопрос аудитории)
1-й ученик: Заповедники – это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых и т.д., т.е территории, где растительный и животный мир должны сохранится в «чисто природном» виде.
2-й ученик: На территории Республики Хакасия 4 сентября 1999 года образован заповедник «Хакасский» . Общая площадь заповедника – 267, 6 тыс.га. Он состоит из 9 кластерных (изолированных) участков.
(демонстрация карты Хакасии с границами участков заповедника)
ВИКТОРИНА ДЛЯ АУДИТОРИИ:
1. Название этого участка заповедника совпадает с названием сильноминерализованного водоема, обладающего высокими лечебными качествами, на берегу которого расположен курорт с одноименным названием. ( участок « Озеро Шира»
2. Этот участок включает в себя крупный пресный водоем, вода которого считается самой чистой из всех озер Хакасии. ( участок «Озеро Иткуль»)
3.Этот участок включает в себя окрестности озера в Ширинском районе, вода в котором близка по солевому составу к морской. ( участок «Озеро Белё»)
4.Участок в Боградском районе на берегу Красноярского водохранилища – очаг сосредоточения редких и эндемичных видов растений ( участок « Оглахты»)
5. В состав этого участка в Усть-Абаканском районе входит бессточный мелководный водоем с горько-соленой водой. Этот водоем внесен в список ключевых орнитологических территорий международного значения. ( участок «Камызякская степь с озером Улуг-Коль»
6. На территории этого участка в Усть-Абаканском районе особой охране подлежат сокол-сапсан, балобан, орел-могильник, овсянка Годлевского, кандык сибирский ( участок «Хол-Богаз».
7. Участок в Ширинском районе с многочисленными мелкими озерами, среди которых два минерализованных озера Подлиственки (участок «Подзаплоты»
8. Этот участок раньше был заказником, цель которого – сохранение кедровых лесов с растительным и животным миром. Расположен в бассейне рек Абакан и Малый Абакан.
( участок «Малый Абакан»).
9.Название этому участку дала заимка, на которой проживала семья староверов, в свое время бежавшая от цивилизации. ( участок «Заимка Лыковых»).
Ведущий: Кроме заповедников к особо охраняемым природным территориям относятся: национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады. Все они содействуют сохранению российской природы.
5-й ученик: Опомнитесь! Верните лесу счастье
Отдайте рыбам чистый легкий всплеск!
Пусть птицы позабудут про ненастье!
Живи же в мире с миром, человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"
Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии"Будь природе другом"
Данная разработка содержит методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по экологии в свете требований ФГОС....
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Жалобная книга природы Алтайского края"
Данная методическая разработка составлена для внеклассной работы со школьниками старших классов. В представленном материале содержится меньше развлекательной информации и больше достоверных сведений и...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Книга для души и для сердца"( по книге Ярослава Шипова "Райские хутора")
В методической разработке внеклассного мероприятия "Книга для души и для сердца" по книге рассказов Ярослава Шипова "Райские хутора" прописаны цели и задачи мероприятия,освещены факты биографии Шипова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии «Мир природы»
Игра-путешествие ,,Мир природы,, расчитана для детей среднего школьного возраста (5-7 классы). Состоит из информационного экскурса в особенности живых организмов в форме игрового вступления, а так же ...